Статья Педагогический проект "Все профессии важны, все профессии нужны". Автор: Сергута Гульнара Тимербаевна

Автор: Сергута Гульнара Тимербаевна
Делагогический проект про профессии


Автор: Сергута Гульнара Тимербаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Крепыш»

муниципального образования город Ноябрьск

(МБДОУ «Крепыш»)

ОКПО 44703441, ОГРН 1028900710849, ИНН/КПП 8905026465/890501001

Проспект Мира, дом 65а, город Ноябрьск, ЯНАО, Россия, 629800

тел.(3496) 42-47-99, 42-48-25 Email: krepysh07@inbox.ru

 

 

 

 

 

 

Педагогический проект

«Все профессии нужны, все профессии важны»

Сроки реализации: с 09.01. по 22.02.2019 года

 

 

 

 

 

 

Авторы проекта:

Воспитатель: Сергута Г.Т.

 

 

Ноябрьск

2019 г.

 

 

Паспорт проекта

Название проекта

«Все профессии нужны, все профессии важны»

Разработчик

Наскрипняк Кристина Андреевна, воспитатель

Сергута Гульнара Тимербаевна, воспитатель

Тип проекта

Педагогический

Вид проекта

Информационный

Основание для разработки

Осуществление ранней профориентации дошкольников

Актуальность проекта

Знакомство детей с некоторыми профессиями родителей. Знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы, спланированной с учетом ФГОС ДО.

 

Цель проекта

Обобщение знаний о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации. Развитие интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.

 

Задачи проекта

- Развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;

- формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей;

- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;

- формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда; интерес к самостоятельно – поисковой деятельности.

 

Гипотеза

При создании комплексной системы, направленной на формирование у детей представлений о профессиях взрослых в ближайшем окружении, дети усвоят основные нормы и ценности, принятые в обществе, в том числе нравственные и этические нормы. Дошкольники смогут владеть обобщающим понятием «профессия», задуматься о том, кем они будут, когда вырастут, научатся ценить труд.

 

Этапы внедрения проекта

1 этап – Организационный

2 этап –Практический

3 этап -Итоговый

Состав участников реализующих проект

Педагоги, воспитанники 7 группы «Почемучки», родители

Форма представления результатов внедрения проекта

Проект, фотоальбом, иллюстрации

 

Содержание проекта:

Введение

Обоснование актуальности

Цель и задачи проекта

Принципы реализации проекта

Проектная часть

План мероприятий

Заключение

Ожидаемые результаты

Перспективы дальнейшего развития проекта

Информационные ресурсы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.

Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

 Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике  и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.       

Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект ««Все профессии нужны, все профессии важны»

Актуальность

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено в законе «Об образовании Российской Федерации».

У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. В ходе беседы с детьми выяснилось, что они не достаточно ознакомлены с профессиями своих родителей. В этом случае углубленное изучение профессий через профессии родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.

Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Тематика проекта отражает знакомство детей с некоторыми профессиями родителей. Знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы, спланированной с учетом ФГОС ДО.

Цель проекта: обобщение знаний о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации. Развитие интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.

Задачи по формированию элементарных представлений у детей дошкольного возраста о профессиях взрослых:

- развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;

- формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей;

- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;

- формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда; интерес к самостоятельно – поисковой деятельности.

- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий, о результатах труда, об оборудовании, через различные формы работы и виды деятельности

- учить детей самостоятельно искать информацию путём общения с родителями, сверстниками, учить анализировать полученную информацию.

- развивать творческие способности, память, речь, внимательность.

- развивать диалогическую речь, коммуникативные навыки детей, обогащать словарный запас детей.

- воспитывать любовь и уважение к родителям, дать возможность сориентироваться в профессиях родителей, выявить свои стремления, желания и наклонности.

- способствовать обогащению детско-родительских отношений путем вовлечения родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Гипотеза

При создании комплексной системы, направленной на формирование у детей представлений о профессиях взрослых в ближайшем окружении, дети усвоят основные нормы и ценности, принятые в обществе, в том числе нравственные и этические нормы. Дошкольники смогут владеть обобщающим понятием «профессия», задуматься о том, кем они будут, когда вырастут, научатся ценить труд.

Принципы реализации проекта:

- доступность (учет возрастных особенностей детей, адаптированность материала);

- систематичность и последовательность (постепенная подача материала от простого к сложному);

- наглядность и занимательность;

- динамичность;

- дифференциация (создание благоприятной среды для усвоения предложенного материала каждым ребенком).

 

Условия реализации проекта

- Организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.

- Осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками, как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи.

- Создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности детей.

 

Реализация проекта

Работа по проекту предполагает разделение деятельности на три этапа:

I этап (организационный): проведение мониторинга, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы, налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.

Что мы знаем о профессиях?

Что мы хотели бы узнать?

Где мы можем узнать?

- что взрослые работают;

- незначительные названия профессий родителей и работников детского сада;

- связывают некоторые продукты труда с профессией.

 

Как работают взрослые?

Почему люди работают?

Чем отличаются профессии?

Какие бывают профессии?

Чем занимаются люди разных профессий?

Какие профессии у наших родителей?

Какие знания нужны для той или иной профессии?

Что нужно знать, чтобы сделать выбор профессии?

Взаимосвязь профессий?

Рассказы родителей и других взрослых о своей профессии.

Целевые экскурсии.

Чтение художественной литературы.

В интернете.

Просмотр телепередач.

 

II этап (практический): реализация тематического плана через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий по изготовлению презентаций «Профессии моих родителей».

III этап (итоговый): проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта.

Результат реализации проекта

Результат в процессе реализации проекта получился достаточно интересным. Ребята не только расширили кругозор и повысили   уровень знаний о профессиях, но уже на этом возрастном этапе стали выбирать профессии на будущее, причем, не только ориентируясь на профессии своих родителей, стали больше интересоваться какими умениями и знаниями должен обладать специалист своего дела. Таким образом, у ребят значительно повысилась познавательная активность, желание выполнять трудовые поручения, а также ребята стали больше уважительное отношение к труду взрослых и результатам их труда.

Формы и методы работы с дошкольниками:

-Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;

-рассказы воспитателей и родителей;

 - организованная детская деятельность;

-игры, праздники и развлечения;

-самостоятельная художественно – творческая деятельность.

Алгоритм ознакомления с профессией.

Название профессии

Место работы

Материал для труда

Форменная одежда

Орудия труда

Трудовые действия

Личностные качества

Результат труда

Польза труда для общества.

 

 

 

 

 

 

 

План мероприятий по реализации проекта:

Направления

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

1-й этап - Подготовительный

Анализ состояния проблемы

 

Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу, педагогический опыт по формированию у детей представлений о профессиях взрослых в ближайшем окружении

 

9.01 – 11.01.2019

Способствует лучшему пониманию отдельных аспектов теоретических и практических вопросов по выбранной теме

 

 

-Изучить мнение родителей по данной проблеме через их анкетирование; привлечь к проекту родителей, довести до сведения важность этой проблемы, вовлечь в реализацию проекта

 

9.01 – 11.01.2019

Способствует лучшему пониманию проблемы и выбору способов их решения

Обогащение предметно-пространственной среды по формированию у детей представлений о профессиях взрослых в ближайшем окружении

 

- Подобрать наглядно-дидактический материал, художественную литературу

 

- Создать картотеку сюжетно-ролевых игр

 

- Обновить и пополнить уголок сюжетно-ролевой игры

 

Весь период

 

 

 

 

 

 

Весь период

Обогатиться развивающая, предметно-пространственная среда по формированию у детей представлений о профессиях взрослых в ближайшем окружении

 

Усовершенствование системы методической работы по формированию у детей представлений о профессиях взрослых в ближайшем окружении

 

Подобрать

- диагностический материал по оценке эффективности уровня педагогических действий по формированию у детей представлений о профессиях взрослых в ближайшем окружении

 

Разработать

- комплексно-тематические планы работы по формированию у детей представлений о профессиях взрослых в ближайшем окружении

- методические рекомендации по формированию у детей представлений о профессиях взрослых в ближайшем окружении, консультации для педагогов и родителей

9.01 – 11.01.2019

 

 

 

 

 

 

 

 

9.01 – 11.01.2019

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Усовершенствована система методической работы по формированию у детей представлений о профессиях взрослых в ближайшем окружении

 

2-й этап - Практический

Активизировать тесное сотрудничество с родителями воспитанников, вовлечь их в формирование у детей представлений о профессиях взрослых в ближайшем окружении

 

Провести:

Консультацию «Трудовое воспитание в семье», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Профориентация детей в дошкольном образовании»

Пригласить родителей на встречи: «Моя профессия» (согласно плану)

- Привлечь родителей:

-к созданию развивающей предметно-пространственной среды группы по формированию у детей представлений о профессиях взрослых в ближайшем окружении

Провести анкетирование с родителями:«О воспитании трудолюбия в семье»

Презентация работы воспитателя «Вот какие ваши воспитатели»

Составление трудового Древа семьи.

Вечер актуальных проблем «Мир профессий»

Вечер общения «Профессии в моей родословной».

Издание семейной книги «Трудовая слава моей семьи»

Открываем «Мастерилку» (делаем игровой инвентарь)

Встреча с интересными людьми: работниками МЧС, ГИБДД, парикмахером и др.

Январь, 2019

 

 

 

 

 

Весь период

 

 

 

 

Активизировано сотрудничество с родителями воспитанников;

родители вовлечены в формирование у детей представлений о профессиях взрослых в ближайшем окружении

 

Повышение уровня сформированности у детей представлений о профессиях взрослых в ближайшем окружении

 

Провести:

- Тематические беседы «Что такое профессия?», «Как произошли профессии», «Труд мужской и женский», «Героические профессии». Беседа о профессиях пожарных, кулинаров-кондитеров. Беседы о профессиях родителей.

- Наблюдение за работой сотрудников детского сада.

Игра «Мы конструкторы»

Организовать:

- самостоятельную деятельность детей в уголке сюжетно-ролевой игры

- экскурсии:

* в медицинский кабинет,

* на кухню,

* в школу № 6

- встречу с родителями для рассказов об их профессиях «Моя профессия»

- выставку «Все профессии нужны - все профессии важны»

- Конкурс рисунков:

* «Профессия моего папы»

* «Профессия моей мамы»

- Выставку детских рисунков «Кем я буду»

- Просмотр мультфильмов «Калейдоскоп профессий»

- Чтение художественных произведений; «Сказка о пропавших профессиях» «Кем быть? » В. Маяковский; «Дядя Стёпа» С. Михалков; «Чем пахнут ремесла? » Д. Родари.

Составление рассказов о профессиях родителей с использованием мнемотаблиц.

- Дидактические игры: «Кому что нужно для работы?» «Подскажи словечко», «Угадай, кто это? », «Кто больше расскажет о профессии», «Что мы делаем, не скажем», «Назови профессию», «Что кому нужно для работы», «Угадай профессию по трудовым действиям», «Что расскажет предмет»

Словесные игры: «Если весело живется делай так», «Назови соседей», «Угадай профессию»

Настольные игры:

«Кому что нужно для работы?», разрезные картинки «Профессии»

Рисование: «Моя дружная семья», «Профессии моих родителей»

Раскраски по теме «Профессии»

Подвижные игры: «Если нравится тебе, то делай так»; «Море волнуется» (со словами «Задуманную профессию – покажи»),

«Пожарные на учении», «Почтальон».

Игры – эстафеты.

Рассматривание пособия

«Что перепутал художник?»

Сочинение сказок о профессиях

- Изучение пословиц о труде.

- Составление списка «Героических профессий»

- Лепка «Предметы труда моих мамы и папы»

Изготовить альбом

«Профессии моих родителей».

-Интервью детей «Кем я стану, когда вырасту»

Оформление альбома детско-родительских работ «Профессии моей семьи». Презентация книжек малышек или папок-раскладушек о профессиях родителей (ребёнок совместно с родителями).

 

Фестиваль стихотворений о профессиях.

Викторина «Чья профессия нужней, интересней и важней»

КВН «Все профессии нужны, все профессии важны»

 

Январь

 

 

Весь период

 

 

 

Январь- Февраль

 

 

Январь - Февраль

 

 

Январь - Февраль

 

Февраль,

Январь,

 

Весь период

 

Весь период

 

Весь период

 

Весь период

 

 

 

 

Весь период

 

Весь период

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Весь период

 

 

 

Весь период

 

 

 

 

 

22.01.2019

 

 

Весь период

 

15.01.2019

 

 

Весь период

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.02.2019

 

 

 

 

25.01.2019

 

 

 

 

Февраль

 

 

11.02.2019

 

 

 

20.02.2019

 

 

09.01.-18.02.2019

 

18.02.2019

 

 

 

 

 

14.02.2019

 

 

 

 

 

13.02.2019

 

 

19.02.2019

 

 

 

 

22.02.2019

 

Дети имеют представления о профессиях взрослых в ближайшем окружении, рассказывают о профессиях своих родителей, проявляют интерес к профессиям других взрослых.

 

Повышение профессионального мастерства педагогов по формированию у детей представлений о профессиях взрослых в ближайшем окружении

 

Разработать

консультативный материал для педагогов: «Формирование представлений о профессиях взрослых», «Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями»

 

 

9.01 -11.01.2019

Повышено профессиональное мастерство педагогов по формированию у детей представлений о профессиях взрослых в ближайшем окружении

 

3-й этап – Итоговый, обобщающий

Оценка и подведение итогов работы по формированию у детей представлений о профессиях взрослых в ближайшем окружении

 

Выявить уровень эффективности педагогических

действий по формированию у детей представлений о профессиях взрослых в ближайшем окружении

Обобщить и распространить педагогический опыт среди педагогов детского сад

а

Определение дальнейших

направлений реализации

рассматриваемой в проекте проблемы

 

20.02.-22.02.2019

 

 

 

 

 

28.02.2019

 

 

 

20.02.- 22.02.2019

Оценены и подведены итоги работы по формированию у детей представлений о профессиях взрослых в ближайшем окружении

 

 

Заключение

Ожидаемые результаты в ходе реализации проекта:

Дети:

Расширятся знания и представления у детей о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей);

активизируется познавательная деятельность дошкольников

, интерес к профессиям взрослых,

разовьется чувство уважения к людям разных профессий.

Будут усвоены определенные нормы и общечеловеческие ценности;

С

формируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности,

Обогатиться словарный запас;

пополнение лексики воспитанников

.

Сформируется чувство гордости за свою семью

,

расширятся знания о ее членах.

Стремление к созидательной деятельности, что в последствии станет жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости

.

Умение имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр

.

Поручить детям посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение

.

Научатся в форме доклада – презентации рассказывать о профессиях своих родителей.

Родители:

успешное взаимодействие со своими детьми;

повышение психолого-педагогических компетенций.

помочь родителям правильно организовать совместный семейный досуг.

поручить детям посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение.

обеспечить активность ребёнка в сложном процессе его становления Человеком

Воспитатели:

создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта;

совместная работа с родителями по расширению знаний детей;

повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.

 

Перспективы дальнейшего развития проекта

Все материалы проекта «Все профессии нужны, все профессии важны» систематизированы и готовы к использованию в воспитательно – образовательном процессе ДОУ. В дальнейшем материалы можно дополнять и расширять различными мероприятиями.

Вывод

Проект «Все профессии важны, все профессии нужны» реализовал поставленные задачи.

Результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о труде взрослых (знание направленности и структуры конкретных трудовых процессов, понимание ценности труда людей разных профессий, умение переносить знания о содержании и структуре труда взрослых на собственную трудовую деятельность, понимание значимости своего труда). Заметно изменилась игровая деятельность детей: легче распределяются роли, определяется замысел игры, апробируют трудовые процессы взрослых людей в своих играх, игра стала более насыщенная и живая.

Таким образом, в ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей детей и родителей. Родители получили немаловажный опыт, который позволяет помочь детям успешно адаптироваться к новым федеральным государственным требованиям в процессе подготовки к обучению в школе.

Реализация проекта показала свою эффективность для детей. Все поставленные задачи решены, а цель достигнута. Проделанная работа помогла пробудить интерес детей к профессиям взрослых. Ребята узнали много нового и интересного. Сплоченные общей идеей, дети стали более отзывчивыми и доброжелательными.

 

 

 

 

 

 

 

Информационные ресурсы:


Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. - М: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004 – 246 стр.

Алешина Н.В. Ознакомление Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.- 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ» (5)

Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2011. 80 с.

Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И., Рымаренко Л.В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива». 2013

Н. Н. Бурмистова Путешествие в мир профессий// Воспитатель ДОУ. 2013. № 9

Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка–Синтез, 2005 – 88 с

Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М.: Просвещение, 1988

Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: программно-методическое пособие.- М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.- 143 с.

Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание.- 1978.- № 10

Маханева М. Д. Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М., 2012

Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие. -  М.: ТЦ Сфера, 2004 – 96 с.

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3е изд., исправ.и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 – 368 с.

 Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. - М.,: Мозаика-Синтез, 2007.- 80 с.

Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях.- М.: Сфера, 2005

Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008.

Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет, М.: ТЦ Сфера, 2010

Проектная деятельность старших дошкольников/ сост. В.Н. Журавлева: Учитель, 2011

Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012№ 3

Шадрина Л.Г., Фомина Е.П.  Развиваем связную речь. Методические рекомендации.- М.: ТЦ Сфера, 2012 (Библиотека Воспитателя)

Шаламова Е., Реализация образовательной области "Труд" в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями, Детство- Пресс, 2012

Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина., Издательство ГНОМ и Д, 2011

Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Метод. Пособие М., 2014

Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. М.ТЦ Сфера 2014 Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Конспект занятий - М.: УЦ .ПЕРСПЕКТИВА, 2008

Интернет ресурсы:

http://nsportal.ru/

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический проект

«Все профессии нужны, все профессии важны»

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«О ВОСПИТАНИИ ТРУДОЛЮБИЯ В СЕМЬЕ»


1. Распределены ли в вашем доме трудовые обязанности по обслуживанию семьи?
а) Да.
б) Нет.


2. Имеет ли ребенок трудовые обязанности в семье?
а) Да, конечно.
б) Эпизодически.
в) Постоянно.
г) Не имеет.


3. Как относится ребенок к их выполнению?
а) Выполняет охотно.
б) Пассивен.
в) Только за вознаграждение.


4. Поощряете ли Вы ребенка за выполнение трудового поручения?
а) Да.
б) Нет.


5. Наказываете ли Вы ребенка за невыполнение трудового поручения?
а) Да.
б) Нет.
в) Никогда.


6. Привлекаете ли Вы ребенка к совместной работе?
а) Да.
б) Нет.


7. Есть ли в семье разногласия во взглядах на трудовое воспитание ребенка?
а) Да.
б) Нет.


8. Знаете ли Вы об этих разногласиях?
а) Да.
б) Нет.


9. Какой труд, по-вашему, предпочтителен для ребенка в будущем?
а) Физический.
б) Интеллектуальный.

2. Загадки о профессиях для детей

Загадки про папины профессии

Мастер он весьма хороший,

Сделал шкаф нам для прихожей.

Он не плотник, не маляр.

Мебель делает... (столяр)

Правила движения

Знает без сомнения.

Вмиг заводит он мотор,

На машине мчит... (шофер) 

Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит... (пожарный)

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит... (строитель)

Кто плывет на корабле

К неизведанной земле?

Весельчак он и добряк.

Как зовут его? (Моряк)

Наяву, а не во сне

Он летает в вышине.

Водит в небе самолет.

Кто же он, скажи? (Пилот) 

С ним, наверно, вы знакомы.

Знает он про все законы.

Не судья, не журналист.

Всем совет дает... (юрист) 

На посту своем стоит,

За порядком он следит.

Строгий смелый офицер.

Кто он? (Милиционер) 

Гвозди, топоры, пила,

Стружек целая гора.

Это трудится работник —

Делает нам стулья... (плотник)

Он от всех родных вдали

Водит в море корабли.

Повидал немало стран

Наш отважный... (капитан)

По мосту чтоб мчался скорый,

Чинит он на дне опоры.

Целый день за разом раз

Вглубь ныряет... (водолаз) 

Кто движеньем управляет?

Кто машины пропускает?

На широкой мостовой

Машет жезлом... (постовой)

На посту он в снег и в зной,

Охраняет наш покой.

Человек, присяге верный,

Называется... (военный)

 

Стук летит из-под колес,

Мчится вдаль электровоз.

Поезд водит не таксист,

Не пилот, а... (машинист)

В фильмах трюки выполняет,

С высоты на дно ныряет

Подготовленный актер.

Быстрый, смелый... (каскадер)

Тонкой палочкой взмахнет —

Хор на сцене запоет.

Не волшебник, не жонглер.

Кто же это? (Дирижер)

Загадки про мамины профессии

Мастерица на все руки

Нам сошьет пиджак и брюки.

Не закройщик, не ткачиха.

Кто она, скажи? (Портниха)

Кто пропишет витамины?

Кто излечит от ангины?

На прививках ты не плачь —

Как лечиться, знает... (врач)

Громко прозвенел звонок,

В классе начался урок.

Знает школьник и родитель —

Проведет урок... (учитель) 

На витрине все продукты:

Овощи, орехи, фрукты.

Помидор и огурец

Предлагает... (продавец) 

Учит вежливости нас,

Почитает вслух рассказ.

Не учитель, не писатель.

Это няня,... (воспитатель)

Игра на внимание

Веселая компания,

Удвой свое внимание!

Раньше рифма помогала,

А теперь коварной стала.

Ты, дружок, не торопись,

На крючок не попадись!

Чёрный весь, как будто грач,

С нашей крыши лезет... (трубочист). 

Булки нам и калачи

Каждый день пекут... (пекари). 

Варит кашу и бульон

Добрый, толстый... (повар).

Арий, опер сочинитель

Называется... (композитор). 

На заводах по три смены

У станков стоят... (рабочие).

Говорят про звуки парные

В школе нам с тобой... (учителя).

Посадил уж сотни роз

В городском саду... (садовник).

Дрессирует львов, собак

Храбрый, смелый наш... (укротитель).

 Кто пасет коров, овец?

Ну, конечно,... (пастух).

К первоклашкам входит в класс

Лишь бесстрашный,... (учитель).

Подметает чисто двор

В шесть утра, конечно,... (дворник).

Ходят по клеточкам конь и ладья —

Ход свой победный готовит... (шахматист).

 Складки, карманы и ровненький кант —

Платье красивое сшил... (портной).

Под куполом цирка в опасный полет

Отправился смелый и сильный... (гимнаст).

Высадить новые саженцы в ельник

Снова отправился утром ... (лесник)

Загадки о профессиях

Кто у постели больного сидит,

И как лечиться, он всем говорит?

Кто болен — он капли предложит принять,

Тому, кто здоров, разрешит погулять. (Доктор, врач.)

Он учит детишек

Читать и писать,

Природу любить,

Стариков уважать. (Учитель.)

Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды. (Повар.)

 С огнем бороться мы должны —

Мы смелые работники,

С водою мы напарники,

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы? (Пожарники.)

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра — машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он... (артист).

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской.

У него в руках ведро,

Сам расписан он пестро. (Маляр.)

3. Русские поговорки прославляют трудолюбивых людей и труд, но при этом высмеивают ленивцев и саму лень. Народная мудрость заставит вашего ребенка полюбить труд, начать относиться к нему со всем уважением.

Итак, когда начнете с ребенком изучать пословицы, придерживайтесь вот таких правил:

Приобщайте систематически малыша к поговоркам, чтобы он смог понимать, усваивать и употреблять их в речи.

Изучайте с ребенком компоненты пословиц, анализируйте словосочетания и слова.

Вводите в речь ребенка поговорки, изучайте благодаря им семантическую сторону каждого слова.

«Не

поклонясь

до земли, и грибка не подымешь» – дабы достичь определенного результата, необходимо хорошо постараться, приложив усилий.

«Там и хлеб не родится, где кто в поле не трудится» — невозможно что-то получить, если не работать.

«Кто первый в труде, тому слава везде» — кто всем людям помогает, хорошо трудится, того человека будут постоянно хвалить, говорить «спасибо».

«Без дела жить — только небо коптить» — все люди обязаны в жизни чем-то заниматься. Если человек ленится, тогда его жизнь не имеет смысла.

«Цыплят по осени считают» — если постоянно стараться, прилагать усилия, упорно тянутся к собственной цели и быть трудолюбивым человеком, тогда успех гарантирован.

«Хочешь большую ложку — возьми большую лопату. Хочешь есть мед — заводи пчел» — если человек будет трудиться, он получит результат и вознаграждение».

«Терпенье и труд все перетрут» — только упорный человек, который заканчивает всегда свое дело, может добиться того, к чему стремиться.

«Сидя на печке, не заработаешь и на свечки» — если человек будет бездельничать, он будет жить в бедноте. Если же он будет упорно трудиться, добьется успеха.

«Сделал дело — гуляй смело» — сделал человек дело может отдохнуть, набраться новых сил, чтобы выполнять следующе дела.

4. Сказки о профессиях.

Сказка. 1

- Собрались однажды на рыбалку старые друзья: Иван - повар, Семен - столяр, Степан - ветеринар, Андрей - фокусник, Николай - электрик, Данила - пилот и Дмитрий – прокурор. Взяли они большую лодку, удочки и отправились в путь.

- Так и не заметили друзья, как добрались до реки. Сели в лодку, поплыли и завели разговор.

Повар:

- Пока не доплыли до нужного места, хочу я вам, друзья вот что сказать:

Профессия повар - лучше всех,

И в жизни моей принесла лишь успех.

Столяр:

Не согласен я с тобой.

Столяр - это вам герой!

В руки молоток возьму

Гвозди без труда забью,

Пилою доски распилю,

Стул и столик смастерю.

Ветеринар:

Вот устроили базар.

Лучше всех ветеринар!

Звери, птицы, все кто болен

Кто здоровьем недоволен

Всех зовёт ветеринар

Перевяжет, даст отвар!

Фокусник:

Кто из шляпы достаёт

Зайца всем на удивленье?

Это фокусник даёт

В цирке представленье.

Он настроение поднимает

Профессии лучше не бывает!

Электрик:

Стоп, друзья, не торопитесь,

В словах своих не ошибитесь.

Вот профессия моя

Лучше ваших всех она! .

Знают люди всей страны,

Как электрики важны!

Пилот:

В открытом небе я летаю,

Я самолёт отлично знаю,

Считаю лучший это тот,

Кто называется пилот.

Прокурор:

Отбросьте ненужные споры

О том, кто важней для страны.

России нужны прокуроры

Поверьте мне, очень нужны!

- И так увлеклись наши друзья спором, что забыли про рыбалку и не заметили, как отнесло их лодку в открытое море. Но и в открытом море они продолжали спорить о том, чья профессия лучше. И вот в одно мгновение поднялась большая буря, и лодку с большой скоростью понесло по волнам, вот тогда-то и очнулись молодые люди.

- Через пару часов буря закончилась, и лодку прибило к берегу.

- Друзья, мы много спорили и попали в бурю. Скоро наступит ночь и нам нужно найти место для ночлега, а то мало ли кто водится на этом острове.

- «Да, я ведь могу построить дом, инструменты у меня с собой», сказал столяр.

- «Молодец. Семён, начинай, а мы тебе поможем», поддержал прокурор.

- «А, я проведу в дом электричество», добавил электрик.

- И закипела работа. Скоро дом был готов.

«Что-то кушать хочется после работы. Да покушать бы нам всем не помешало»,

наперебой заговорили работники.

-« Кушать захотели? А я для чего?», ответил повар.

Вас друзья накормлю.

Супчик вам сейчас сварю.

Я ведь повар хоть куда,

Там, где я всегда еда.

- Хорошо поужинав, друзья легли спать. Так прошёл первый день на необитаемом острове. На следующий день, все дружно отправились в обратный путь.

- Друзья возвратились домой и больше никогда не спорили, чья профессия лучше, а наоборот решили, что

Все профессии нужны!

Все профессии важны!

Сказка о пропавших профессиях. 2

Жили были две маленькие девочки – Катя и Лера. Они были сестрами и были очень любопытными. Каждый день они задавали своим маме и папе очень много вопросов, так, что те просто не успевали на них отвечать:

— А зачем?

— А как?

— А где?

— А почему?

И поэтому мама с папой называли их почемучками. И вот однажды маленькие девочки гуляли во дворе и весело играли. Катя достала из кармана конфету, которую захватила с собой из дома, развернула ее, быстро сунула в рот и бросила фантик на землю. Лера, видя, как весело подхватил ветер бумажку и понес ее на дорогу, сделала со своим фантиком то же самое. Девочки весело засмеялись и хотели продолжить свою игру в догонялки, но тут увидели, как какой-то старичок в измазанном фартуке и с метлой в руках поднял брошенные ими фантики и печально покачал головой:

— Разве можно так поступать? – спросил он. Кто же из вас вырастет?

— Я буду принцессой! – сказала Катя

— И я буду принцессой! – подтвердила Лера.

— Каждая девочка мечтает стать принцессой… — ответил старичок. Но какая польза от принцесс? Вы бы лучше подумали, какую профессию вы себе выберете, когда вырастете.

— Профессию? – спросила Катя – а что это такое? Она вкусная? Большая? А почему она так называется?

— Вы не знаете что такое профессия? – удивился старичок. Но вы же уже такие большие! Каждый человек в этом мире приносит пользу другим, делая свою работу. Доктора лечат заболевших людей, водители водят автобусы, парикмахеры делают людям красивые прически и стригут волосы…

Но старичок не успел договорить – девочки хором перебили его:

— Фиии… это же скучно! Мы будем веселиться и играть, и всем все приказывать!

Старичок снова печально покачал головой и стукнул своей метлой по земле три раза, а потом произнес волшебные слова:

Закрутись весь мир на месте,

Взвейтесь ветры надо мной,

Пусть профессии как звери

Убегут все до одной!

И в этот миг все вокруг стало кружиться вокруг девочек – летали дома, деревья, и даже качели с детской площадки. Катя и Лера от страха закрыли глаза ладошками и прижались друг к другу. Когда все стихло, они открыли глаза и увидели, что все стоит на своих местах, но что-то было не так.

На улице было много мусора, стоял ужасный запах…

— Фууу… — сказала Лера. – Почему тут никто не убирает?!

— Да, — ответила Катя – принцессам тут точно не место!

И девочки решили пойти домой – играть им уже не хотелось. Но дома их ждал неприятный сюрприз – дом был каким-то не таким – он был весь потрескавшийся, некрасивый, словно его давно никто не ремонтировал.

— Мам, а можно нам чего-нибудь вкусненького? – спросила Лера.

— Увы, сказала мама. Вы же знаете, что у нас в городе пропали все профессии. Больше никто не печет сладкие булочки, потому что пекарь совсем разучился печь. И на шоколадной фабрике больше никто не работает – все кондитеры забыли, как они делали шоколадки и конфеты. Да и в магазине больше ничего не купить – там нет больше продавцов, и его закрыли. Люди разучились делать полезные дела, они забыли свои профессии.

— Но неужели мы теперь не сможем ничего купить? – удивилась Катя.

— Не сможем… — грустно вздохнула мама. Ведь чтобы магазин снова заработал, нужен продавец – человек, который будет продавать то, что есть в магазине, брать у покупателей денежку и давать им то, что они хотят, выкладывать товары на прилавок. Да и продавать больше нечего. Раньше у нас был пекарь – он пек вкуснейшие пирожки и булочки, разный хлеб.

— И ходил в белом колпаке и фартуке! – закончила за нее Катя.

— Да, — ответила мама. – но больше он не умеет этого делать – его профессия куда-то пропала. И водитель, который управлял машиной и привозил в магазин продукты, разучился водить машину. Он ничего не может привезти.

Катя и Лера расстроились и пошли гулять – ведь дома было скучно. Город стал совсем другим. Никто не подметал дорожки, на клумбах не росли цветы, на детской площадке были сломанные качели и никто их не чинил.

К больным больше не приезжали доктора. Ведь доктор – это тоже профессия. Именно доктор лечит все болезни – и больное горло, и насморк, и если кто-то поранился. Доктора всегда спешили на помощь к заболевшим, а когда помощь нужна была очень срочно – приезжали на специальной машине, которая так и называлась – «скорая помощь». Девочки все это знали, и помнили, что на той машине еще всегда был нарисован красный крест. Но только сейчас они поняли, что доктор – это нужная и полезная профессия, без которой очень плохо.

По городу больше не ездили автобусы – всем людям приходилось ходить пешком, как бы далеко ни нужно было добираться. Ведь пропала и профессия водителя. Да, это те самые водители, которые каждый день управляют автобусами и возят много людей по городу.

Но самое страшное было то, что пропали и воспитатели в детском садике, и учителя – больше некому было учить детей полезным вещам и грамоте. Ведь учитель – это тоже профессия. Учителя учат детей считать, читать, писать, рассказывают им о том, как устроен наш мир, каким он был раньше, и многое другое. А воспитатели учат самых маленьких простым, но очень нужным вещам – лепить, рисовать, учить стишки, танцевать, и даже просто правильно вести себя и за столом, и на прогулке.

Катя и Лера посмотрели друг на друга и поняли, что они сделали большую глупость и обидели того старичка. Ведь профессии действительно важны и нужны, и каждую профессию нужно уважать.

— А что за профессия – принцесса? – спросила Лера Катю.

— Не знаю… — ответила Катя. – наверное это бесполезная профессия. И зря мы ее выбрали…

— Но как теперь вернуть все обратно? Ведь это из-за нас все люди разучились делать свою работу! – спросила Лера.

— Может, нам просто нужно исправить нашу ошибку? Помнишь, папа с мамой всегда говорили – если ты сделала что-то не так – надо просто попросить прощения и исправить свою ошибку? – ответила Катя

— Да, точно! – согласилась Лера. Бежим скорее! Нам нужно найти того старичка!

Девочки побежали обратно во двор, но старичка там не было. Только горы мусора – ведь мало кто бережет труд дворника, и многие просто бросают мусор на землю.

Катя и Лера увидели, как среди всего этого мусора лежат и их бумажки от конфет. Лера подняла свою бумажку, выбросила ее в мусорное ведро, и сказала:

— А вот я, когда вырасту, стану поваром!

— Почему именно поваром? – спросила Катя, выбрасывая в мусорное ведро и свою бумажку.

— Потому что я хочу готовить вкусненькое для всех!

— Это здорово! – сказала Катя. – А я буду художницей и буду рисовать самые красивые картины, чтобы у каждого в доме было красиво!

И тут случилось чудо. Все вокруг снова закружилось и завертелось, и через минуту все вернулось обратно, как будто ничего и не было.

И девочки взялись за руки, чтобы пойти домой помочь маме готовить и убираться дома. Они больше не хотели быть принцессами, они поняли, что существует много интересных и полезных профессий, и каждый ребенок и взрослый может выбрать себе ту, которая ему понравится больше всего. Но самое важное то, что каждая профессия приносит другим людям пользу!

Автор: Писарева Светлана

5. Занятие «Путешествие в мир профессий»

Программные задачи: познакомить детей с многообразием мира профессий в обществе, историей их появления; формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям; расширять кругозор; воспитывать уважение к труду и людям любой профессии.

Материал и оборудование: иллюстрации с изображением людей разных профессий: продавец, шофёр, строитель, писатель.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, послушайте стихотворение.

Ничто никогда не выходит само:

Само не приходит к нам на дом письмо,

Само не способно смолоться зерно,

Само стать костюмом не может сукно,

Само не умеет свариться варенье,

Само не напишется стихотворение.

Мы делать всё это обязаны сами,

Своей головой и своими руками.

В. Лунин

О чём говорится в этом стихотворении? (Ответы детей.) Ничего само по себе не сделается, нужен труд людей разных профессий. Сегодня мы с вами узнаем много интересного о профессиях.

-А вы знаете, что обозначает слово «профессия»? (Ответы детей.) Какие профессии вы знаете? Чтобы вспомнить и назвать, какие существуют профессии, давайте совершим с вами маленькое путешествие. Сейчас мы находимся с вами в детском саду. Здесь работают люди разных профессий. Кто ухаживает за детьми и воспитывает их? (Воспитатель, помощник воспитателя.) Кто готовит пищу для детей? (Повар.) Кто стирает бельё? (Прачка.) Кто убирает территорию детского сада? (Дворник.)

Вечером за вами придут родители, чтобы забрать домой. Кем работают ваши мамы и папы? (Ответы детей.) Вместе с родителями вы пойдёте домой, может быть, посетите магазин. Кто работает в магазине? (Продавец, кассир.)

Воспитатель на доске размещает иллюстрации с изображением соответствующих профессий.

В. Вы садитесь в автобус, кто им управляет? (Водитель.) Вы входите в дом. Кто его построил? (Строители.) Перед сном вам мама читает книгу. Кто написал её? (Писатель или поэт.) Вот сколько разных профессий мы смогли вспомнить только за одно маленькое путешествие.

Сейчас давайте проверим, насколько хорошо вы знаете профессии и трудовые действия людей этих профессий.

Дидактическая игра «Угадай профессию по трудовым действиям»

Цель: совершенствование умения детей соотносить действия людей с их профессией.

Ход игры

Педагог с детьми становится в круг, в центре которого ребёнок. Все идут по кругу и говорят:

Что ты делаешь — не знаем.

Поглядим и угадаем.

Ребёнок в центре имитирует трудовые действия, показывая их не только движениями, но и по возможности передаёт звуками. Например, чистит пылесосом пол, едет на машине, стрижёт волосы, стирает бельё, кружится в танце, поёт в микрофон и т.д. Дети угадывают, кто это делает, и называют трудовое действие.

-  Как вы думаете, ребята, профессии были всегда? (Ответы детей.) В давние-давние времена мужчины занимались охотой, рыбалкой, изготовлением орудий для охоты и труда, строительством жилища. Женщины собирали плоды и ягоды, работали в поле, шили одежду из шкур животных, готовили пищу, поддерживали огонь в очаге, растили детей.

Со временем появились мастера: одни из них хорошо делали оружие, другие — посуду, третьи шили одежду. Так возникали профессии. Со временем их становилось всё больше. Одни профессии появлялись, а другие исчезали. Так, вначале была профессия землекопа (это человек, который с помощью лопаты выкапывал ямы, траншеи). Но появились экскаваторы, а с ними и профессия экскаваторщика, а профессия землекопа исчезла за ненадобностью. Долгое время существовала профессия извозчика (этот человек управлял повозкой, в которую были запряжены лошади), но появились автомобили, с ними и профессия водителя, а профессия извозчика исчезла.

В. И сегодня существует очень много профессий. Все они важны и нужны, потому что приносят пользу людям. Как нужно относиться к людям разных профессий? (Нужно уважать людей всех профессий, ценить их труд.)

Давайте сейчас мы с вами поиграем.

Дидактическая игра «Не пропусти профессию»

Цель: развитие у детей умения выделять из множества слов те, которые обозначают названия профессий.

Ход игры

В. Становимся в круг. Я буду называть разные слова. Когда встречается название профессии, вы подпрыгиваете на месте. Слушайте внимательно: лампа, врач, ножницы, шофёр, болтун, роза, строитель, архитектор, фантазия, воробей, маляр, осень, гроза, листок, парикмахер, продавец, санки, мышь, библиотекарь, камень, доярка.

-  А как человек выбирает профессию? Почему один хочет стать учителем, другой — строителем, третий — космонавтом? (Ответы детей.) Правильно, человек выбирает профессию в зависимости от того, что ему нравится. Некоторые с самого детства выбирают свою будущую профессию, мечтают о ней. Ребята, а кем вы хотите стать, когда вырастете? (Ответы детей.) Что нужно делать человеку, чтобы его мечта о профессии воплотилась в жизнь? (Нужно хорошо учиться, много знать, стремиться осуществить свою мечту.)

В. Что необходимо человеку, чтобы люди его ценили и уважали? (Стать умелым, самым лучшим в своей профессии, таким, чтобы люди сказали: «У него золотые руки», «Он — мастер своего дела».)

-  Существует множество разных и интересных профессий. Каждый из вас, когда вырастет, решит, чем заниматься и на какой профессии остановить свой выбор.

На свете много профессий разных,

И все они людям нужны,

От самых простых и до самых важных,

Все они в жизни важны.

С. Масинчер

Очень важно, чтобы человек подобрал себе дело по душе. Счастлив тот, кто занимается любимым делом и зарабатывает деньги, кто правильно выбрал себе профессию.

В. Давайте вспомним о каких профессиях мы сегодня говорили? (Ответы детей.)

6. Алгоритм составления рассказов о профессиях.