Статья Педагогический проект. Автор: Киселёва Галина Николаевна

Автор: Киселёва Галина Николаевна
Описание педагогического опыта по теме самообразования


Автор: Киселёва Галина Николаевна

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

МБОУ СШ14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический проект

«Развитие познавательной активности младших школьников

через проектную деятельность»

 

Автор – разработчик педагогического опыта:

учитель начальных классов Киселёва Галина Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижневартовск

2016г

 

 

 

 

Аннотация проекта

1) Предметный раздел проекта: окружающий мир, русский язык, математика, литературное чтение, технология, внеурочная деятельность.

Адрес реализации проекта: 1-4 классы.

3) Содержание проекта: Описание условий для формирования познавательной активности младших школьников через проектную деятельность.

Тип проекта: практико-ориентированный

, творческий

.

По количеству участников:

групповой

.

По профилю знаний:

метапредметный

.

По уровню контактов:

школьный

, муниципальный, окружной.

Обоснование актуальности проекта.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (от 01.12.2007 № 309-Ф3; ст. 7) федеральные государственные образовательные стандарты – это совокупность требований, обязательных при реализации образовательных программ.

Ключевое отличие нового образовательного стандарта заключается в том, что осуществляется переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования. Подобный переход принципиально изменяет не только организацию, но и суть образовательного процесса. Происходит смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на системно – деятельностную которая определяет перенос акцента в образовании с изучения основ наук на развитие универсальных учебных действий на материале учебных основ наук. Поэтому необходимо искать новые пути по внедрению в учебно-воспитательный процесс современных технологий.

Актуальность данной темы связана с требованием времени. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование познавательной активности обучающихся в учебном процессе.

Проблема активизации познавательной деятельности обучающихся на всех этапах развития образования является одной из актуальных, т. к. познавательная активность это необходимое условие формирования умственных качеств личности.

Плодотворной почвой для этого является как, учебная так и внеурочная деятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребенка, так как в школе основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний в различных научных областях.

Одним из наиболее эффективных методов, является проектная деятельность, которая имеет высокую степень самостоятельности, инициативности обучающихся к познавательной мотивированности; развитие социальных навыков младших школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско - творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах. Для начальной школы приоритетным остаются формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном школьном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека – потребности в самообразовании.

Цели и задачи проекта

Цель проекта - создание условий для развития познавательной активности младших школьников через проектную деятельность.

В процессе достижения поставленной цели важно решить следующие задачи:
1. Изучить специфику метода проектов.

2. Описать педагогические условия, эффективно влияющие на развитие познавательной активности младших школьников через проектную деятельность на учебных занятиях и во внеурочное время.

3. Выявить и осуществлять поддержку обучающихся, склонных к занятию проектной деятельностью.

4. Организовать сотрудничество  учителей, учащихся и родителей в процессе проектной деятельности.

5. Проводить отслеживание развития сформированности речевых навыков, внимания, памяти, мышления, навыков самоорганизации обучающихся вовлечённых в проектную деятельность.

6. Разработать методические рекомендации для педагогов по педагогическому сопровождению проектной деятельности обучающихся.

Вовлечение школьников в проектную деятельность на уроке и во внеурочное время можно рассматривать в качестве одного из путей, который способствует развитию познавательной активности обучающихся и их творческой самореализации, что приводит к повышению качества образования.

Методы:

-проблемно – поисковый (ставит проблемы и предлагает инструменты для их решения), 

-поисково – экспериментальный (развивает познавательный интерес самостоятельной поисковой деятельности), 

-игровой (учит выявлять и решать противоречивые свойства предметов, явлений), 

-практический(преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления связей между ними, причин их изменения).

Формы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Средства: персональный компьютер, мультимедийное оборудование, программное обеспечение, цифровой образовательный ресурс, содержащий в себе полное собрание методики и дидактики.

Объект: деятельность учителя и обучающихся в процессе организации проектной деятельности на уроках в начальной школе и внеклассной работе.

Участники проекта – обучающиеся 1-4 классов, педагоги, администрация школы, библиотекарь, классные руководители, родители. Участники проектного процесса находятся во взаимодействии, их функциональные обязанности разграничены.

Е.А. Гилева, Ю.С. Егоров [1] отмечают, что метод проектов способствует формированию у обучающихся чувства ответственности за принятые ими решения, способность работать в группе (при коллективном проекте), а также обучение анализу своей деятельности и её результатов, при этом у школьников формируется умение описать процесс своей деятельности, способность применять на практике полученные знания по базовым предметам. В то же время у учеников развиваются организационные и рефлексивные способности. Таким образом, метод проектов способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

 

4. Основное содержание проекта

1) Сущность метода проектов, его роль, значение и место в процессе обучения

В настоящее время с введением ФГОС НОО в образовательную деятельность школ, учителя используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Это происходит потому, что обычная школа, в которой ребёнок выступает объектом обучения, теряет свою актуальность. На её место приходит другая школа, в которой учащиеся могут проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения.

Цель проектной деятельности - стимулировать познавательный интерес учащихся к определённым проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний через проектную деятельность.

Е.С. Полат определяет метод проектов как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [2, с. 66]. Более того, ученый отмечает, что о методе проектов можно говорить как о целой педагогической технологии, которая включает в себя совокупность других методов обучения, главным образом творческих. На сегодняшний день отечественными учеными-педагогами проведено множество исследований в области разработки и внедрения метода проектов в практику обучения, где он трансформировался в педагогическую технологию, отвечающую современным требованиям системы образования.

В современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо классно – урочной системы обучения, а наряду с ней, как компонент системы образования, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. При этом педагогическая эффективность метода проектов может быть представлена схемой:

Проектная деятельность способствует развитию самостоятельности обучающегося, всех сфер его личности, обеспечивает субъектность ученика в образовательном процессе, следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство активизации познавательной активности учащихся, как средство повышения качества образовательного процесса. Таким образом, сегодня метод проектов понимается не только как один из способов организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, но и как целостная «педагогическая технология», которая:

а) предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования и проектирования процесса обучения;

б) включает в себя обоснованную систему приёмов и форм деятельности учителя и обучающихся на различных этапах реализации проекта, сформулированные критерии оценки результатов этой деятельности;

в) применяется при изучении разных школьных предметов и во внеклассной работе.

Проектная деятельность способствует развитию следующих способностей и качеств у обучающихся:

- коммуникативных, которые развиваются в процессе обсуждения творческих заданий, организации консультации с учителем, защиты в общении со сверстниками самых смелых идей;

- личностных, а именно самобытности и гибкости мышления, фантазии, любознательности, здоровых творческих амбиций;

- социальных: способности к коллективной деятельности, готовности соблюдать самодисциплину, толерантность;

- литературно-лингвистических: описание идеи, разработка рекламного прайс-листа, импровизация в процессе защиты;

- математических: расчет затрат, соотнесение формы и объёма, пространства и времени;

- художественно-соматических: разработка изделий, их дизайн;

- манипулятивных: умение пользоваться инструментами и приспособлениями;

- технологических: наглядно-образная память, абстрактно-логическое мышление.

- презентационных (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);

- рефлексивных (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»);

- менеджерских (проектировать процесс; планировать деятельность — время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши обучающиеся смогут достойно представлять достижения отечественного образования.

2) Педагогические условия развития познавательной активности при использовании проектной деятельности в обучении младших школьников.

Общество ставит перед учителем начальной школы задачу обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника.

Основным способом деятельности педагога по выполнению поставленной задачи необходимо назвать особым образом организованную жизнедеятельность ребёнка в различных её аспектах и обстоятельствах. Это позволит ему приобрести индивидуальный и целостный опыт.

Современные дети это уже не чистый лист бумаги, на который наносятся знания. К ним поступает так много информации извне, что это просто нельзя не учитывать. Поэтому в современной школе учитель не является единственным источником информации для обучающихся. Но дети часто не умеют перерабатывать полученную информацию в знания, не умеют анализировать, структурировать, выделять главное, т.е. не владеют элементарными навыками поисковой работы и исследовательской деятельности.

Помочь в решении данной задачи может проектная деятельность. Основной принцип этого направления заключается в том, что в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Идея этого подхода очень привлекательна, потому что обучение ориентировано на личностные характеристики, предшествующий опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития ребёнка, особенности его психики (памяти, восприятия, мышления).

Под проектом понимается самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная от идеи до воплощения в жизнь под контролем и при консультировании учителя кто. [20]

В проектной деятельности изменяется роль учителя, он превращается из «руководителя» в организатора познавательной деятельности учащихся, менеджера образования. Функция учителя в процессе выполнения обучающимися проектов заключается в следующем:

- консультирование, помощь в подборе проектов;

- наблюдение за ходом работы обучающихся;

- нормирование труда школьника;

- анализ и обобщение работы обучающихся;

- оценка творческой проектной деятельности на каждом этапе.

Педагог в ходе руководства проектом имеет много ролей:

Энтузиаст – вовлекает учащихся в проектную деятельность, поддерживает и поощряет детей.

Специалист – обладает знаниями и умениями и делится ими с детьми.

Руководитель – руководит ходом работы.

Координатор.

Эксперт – анализирует результаты выполненного проекта.

Какие задачи, возникающие в проектной деятельности, решает учитель, какие – сами обучающиеся, а какие решаются в сотрудничестве?

Это решает учитель, и это зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от опыта работы учащихся над проектной деятельностью, от сложности темы, от самостоятельности детей.

Развивающий эффект познавательной активности через проектную деятельность находится в зависимости от самостоятельности детей. Надо для каждого возраста подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые подходили бы определенному возрасту. Так, в начальной школе результатом проектной деятельности может быть рисунок, композиция, сделанная своими руками поделка, презентация.

Основной задачей учителя является - подготовить и выпустить в жизнь человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию и усваивать её в виде новых знаний, т. е. формировать у обучающихся познавательную активность.

«Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательная активность» – Т.И. Шамова. [23]

Факторы, формирующие познавательную активность обучающихся можно выстроить в следующую цепочку:

Мотивы обуславливают познавательные интересы обучающихся и их избирательность, самостоятельность учения, обеспечивают его активность на всех этапах.

Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (потребность интерес мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов обучающихся.

Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности.

Главная задача учителя создать условия для расширения познавательных интересов детей. Учитель-руководитель проекта должен иметь высокий уровень общей культуры, высокие творческие способности, богатую фантазию. Учитель вызывает самостоятельную активность учащихся, сообразительность и изобразительность.

Типы проектов, их организация и этапы

выполнения

На каждом этапе в совместной деятельности учащихся и учителей решаются определенные задачи.

Общепринятыми этапами выполнения проекта считаются: подготовка, планирование, исследование, выводы, презентация. Каждый этап в свою очередь предполагает определенное содержание, деятельность обучающихся и учителя-руководителя проекта.

Стадия работы над проектом

Содержание работы

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

 

Подготовка

Определение темы и цели проекта

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.
Определяют цели проекта.

Знакомит со смыслом проектной деятельности и мотивирует учащихся.
Помогает в определении цели проекта.
Наблюдает за работой обучающихся.

Планирование

Определение источников необходимой информации, способов сбора и анализа информации, способов представления результатов
( формы проекта)

Формулируют задачи проекта.
Вырабатывают план действия.
Определяют способ представления проекта.

Предлагает идеи, высказывает предположения.
Наблюдает за работой обучающихся.

 

Исследование (работа над проектом)

Сбор и уточнение информации (интервью, опросы, эксперименты).

Выявление и обсуждение вопросов, проблем, возникших в ходе выполнения проекта.

Выбор оптимального варианта хода проекта.

Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта.

Поэтапно выполняют задачи проекта.

Наблюдает, советует, руководит деятельностью обучающихся.

Выводы

 

Анализ информации.

Формулирование выводов.

Выполняют исследования и работают над проектом, анализируя информацию.

Оформляют проект.

Наблюдает, советует (по просьбе обучающихся).

Презентация (защита) проекта. Оценка его результатов.

Подготовка отчёта о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (устный отчёт, устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт).

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов( успехов и неудач) и причин этого.

Представляют проект.

Оценивают и анализируют выполненный проект.

Слушает, задает вопросы.

Направляет процесс анализа.

Оценивает усилия учащихся, качество использования источников, самостоятельность, креативность.

Выявляет потенциал продолжения проекта.

Как видно из таблицы, на последних этапах проектирования и учащиеся и учитель анализируют и оценивают результаты деятельности. Оценивается не объём освоенной информации (что изучено), а её применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели.

Типология проектов: исследовательский, творческий, информационный, ознакомительно-ориентировочный, практико-ориентированный, учебный. [19]

Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

Характер контактов: среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира.

Количество участников проекта: личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах ; парные (между парами участников); групповые.

Продолжительность проекта: краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы), такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном - двух уроках; средней продолжительности (от недели до месяца); долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Требования к проекту: 

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

То есть проект – это «пять П»:

ПРОБЛЕМА – ПЛАНИРОВАНИЕ – ПОИСК – ПРОДУКТ – ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Развитие познавательной активности

младших школьников

через учебный проект

Развитие познавательной активности младших школьников через учебный проект сводится к тому, что ребенка обучают этапам достижения цели, предлагая выполнить конкретное задание, расположенное в учебнике на развороте страницы.

С точки зрения обучающегося, учебный проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои силы, свои знания и публично показать свой результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи.

С точки зрения учителя, учебный проект - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию целенаправленной деятельности по нахождению способов решения проблемы.

Но ведь проект называется учебным, тогда в чем же заключается его педагогическая направленность, его личностные, метапредметные, предметные и коммуникативные? Они есть в каждом учебном проекте, но завуалированы от учащихся. Учителю учебный проект видится не только как увлекательная деятельность для учащихся, но и как задание, сформулированное в виде проблемы, и их направленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы отталкиваемся, инициируя деятельность. Проблема проекта обуславливает мотив деятельности, направленной на её решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности её этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и собственно её осуществление проектной работы.

Завершается осуществление учебного проекта презентацией полученных результатов. Поскольку деятельность детей в проекте в основном самостоятельная, то именно во время презентации мы и узнаем, что было сделано во время самостоятельной проектной работы.

Этапы работы над учебным проектом

  Учебный проект

Проблема

проекта

Почему?

Актуальность проблемы

Цель проекта

Зачем?

Целеполагание

Задачи проекта

Что?

Постановка задач

Методы и способы

Как?

Планирование

Результат

Что получится?

Ожидаемый результат

Анализ проделанной работы

Что получилось?

Что не получилось

Сравнение полученных результатов с предполагаемыми. Выводы.

Как добиться намеченной цели? Для этого мы должны осознать, чего хотим; спланировать путь достижения; подобрать необходимые средства; освоить нужные методы и, корректируя по мере необходимости свои действия, выполнить намеченное. На разных этапах проекта от учеников требуются те или иные умения и навыки, необходимые при проектировании.

Полезность учебного проекта для развития познавательной активности младших школьников, как раз в том и заключается, что мы не рассказываем ребёнку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится «добывать» знания, а затем соединять разрозненные сведения, «нанизывать» их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна.

Вся проектная работа в классе строится исходя из основных гуманистических принципов:

- ребёнок имеет свои индивидуальные возможности учебной деятельности;

- ребёнок учиться только через действие;

- ребёнок учиться от другого ребенка, так же как от учителя на уроке;

- ребёнок успешен в учении, только когда ему хорошо;

- ребёнок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют;

- ребёнок осваивает мир в целостном восприятии.

Содержание проектной деятельности в УМК «Школа России» создает условия для проявления самостоятельности и инициативности, развития творческих способностей ребёнка в различных видах и формах деятельности.

План – сетка проведения учебных проектов в 1 классе за 2015 – 2016 учод

предмет

тема

тип проекта

результат

1

Литературное чтение

«Составляем сборник загадок»

творческий

Книжка - малышка

 

 

«Наш класс - дружная семья»

творческий

Театральная постановка

2

Окружающий мир

«Моя малая Родина»

 

информационный

Фотовыставка, сообщение

 

 

«Моя семья»

 

информационный

творческий

Фотовыставка, сообщение

 

 

«Мой класс и моя школа»

 

информационный

творческий

Презентация, фотовыставка, сообщение

 

 

«Мои домашние питомцы»

 

исследовательский

Презентация, фотовыставка, сообщение

3

Технология

Растения в жизни человека. Выращивание растений.

исследовательский

Посадка растений

 

 

Дикие

животные.

творческий

поделка

 

 

Новый год

творческий

поделка

 

 

Вода в жизни человека.

 

исследовательский

Проращивание семян

 

 

Передвижение по воде

творческий

Поделка

плот

 

 

Полеты

человека.

творческий

Поделка

парашют

4

Русский язык

«Скороговорки».

творческий

Составление сборника «Весёлые скороговорки».

 

 

«Сказочная страничка».

исследовательский

В названиях сказок — изученные правила письма

5

Математика

«Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах поговорках

информационный

творческий

исследовательский

Презентация, сообщение, газета

 

 

«Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».

информационный

творческий

исследовательский

Презентация, сообщение, газета

 

 

16 проектов

 

 

 

План – сетка проведения учебных проектов во 2 классе за 2016 – 2017 учод

предмет

тема

тип проекта

результат

1

Литературное чтение

«О чём может рассказать школьная библиотека»

исследовательский

экскурсия

 

 

«Мой любимый детский журнал»

творческий

Презентация, сообщение

 

 

«Мой любимый писатель-сказочник»

творческий

Презентация, сообщение, газета

2

Окружающий мир

«Родной город (село)»

информационный

Презентация, фотовыставка, сообщение

 

 

«Красная книга, или возьмем под защиту»

информационный

Презентация, фотовыставка, сообщение

 

 

«Профессии»

информационный

творческий

Презентация, сообщение

 

 

«Родословная»

информационный

творческий

Презентация, фотовыставка, сообщение

 

 

«Города России»

Исследовательский

информационный

 

Презентация, сообщение, газета

 

 

«Страны мира»

Исследовательский

информационный

Презентация, сообщение

3

Технология

«Праздничный стол»

творческий

поделка

 

 

«Деревенский двор»

творческий

поделка

 

 

«Убранство избы»

творческий

поделка

4

Русский язык

«И в шутку и всерьёз»

 

творческий

Презентация, газета

 

 

«Пишем письмо Деду Морозу»

творческий

Презентация, сообщение

 

 

«Рифма»

 

творческий

Презентация, газета

5

Математика

«Математика вокруг нас. Узоры на посуде»

информационный

творческий

исследовательский

Презентация, сообщение

 

 

Оригами.

информационный

творческий

исследовательский

Презентация, сообщение, поделка

 

 

17 проектов

 

 

 

План – сетка проведения учебных проектов в 3 классе за 2017 – 2018 учод

предмет

тема

тип проекта

результат

1

Литературное чтение

«Как научиться читать стихи»

творческий

Конкурс стихов

 

 

«Праздник поэзии»

творческий

Конкурс стихов

2

Окружающий мир

«Богатства, отданные людям»

информационный

Презентация, сообщение

 

 

«Разнообразие родного края»

информационный

Презентация, сообщение

 

 

«Школа кулинаров»

творческий

выставка работ

 

 

«Кто нас защищает»

информационный

творческий

Презентация, фотовыставка, сообщение

 

 

«Экономика родного края»

Исследовательский

информационный

Презентация, сообщение

 

 

«Музей путешествий»

Исследовательский

информационный

Презентация, сообщение

3

Технология

«Детская площадка»

творческий

поделка

 

 

«Готовим спектакль»

творческий

поделка

 

 

«Океанариум»»

творческий

поделка

4

Русский язык

«Рассказ о слове»

 

Исследовательский

творческий

Презентация, сообщение

 

 

«Семья слов»

Исследовательский

творческий

Презентация, сообщение

 

 

«Составляем орфографический словарь»

Исследовательский

творческий

Создание словаря

 

 

«Тайна имени»

Исследовательский

творческий

Презентация, сообщение

 

 

«Зимняя страничка»

Исследовательский

творческий

Презентация, сообщение

 

 

«Имена прилагательные в загадках»

Исследовательский

творческий

Презентация, сообщение, книжка-малышка

5

Математика

«Математическая сказка»

информационный

творческий

исследовательский

Презентация, сообщение

 

 

«Задачи-расчёты»

информационный

исследовательский

сообщение

 

 

19 проектов

 

 

Проекты 1 – 3 класс

 

Литературное чтение

Окружающий мир

Технология

Русский язык

Математика

всего

1 класс

2

4

6

2

2

16

2 класс

3

6

3

3

2

17

3 класс

2

6

3

6

2

19

 

7

16

12

11

6

52

В приложении 4 к педагогическому проекту находится материал к уже реализованным учебным проектам за 1 – 3 класс.

Разнообразие учебных проектов велико: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от мини-проектов для изучения различных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Описание приёмов и методов, используемых для развити

я

познав

а

тельной активности младших школьников во внеклассной работе

через проектную деятельность

Познавательная активность – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. Для образования мотивов недостаточно внешних воздействий, они должны опираться на потребности самой личности. Поэтому можно выделить внутренние и внешние проявления познавательного интереса, а следовательно, условия, влияющие на их формирование также могут делиться на внутренние и внешние.

Условия проявления познавательной активности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приёмы и методы создания познавательной активности разнообразны. Приведу некоторые из них.

 

Условия для создания развития познавательной активности младших школьников через проектную деятельность

В 2007 году, начиная работу с 1 классом я обратила внимание на то, что учащиеся класса охотно готовят сообщения к уроку окружающего мира, участвуют в групповой и парной работе на уроках математики, русского языка и литературного чтения. Ещё до введения ФГОС НОО, в своей работе я стала применять проектную технологию. Мною была разработана и успешно реализована программа «Почемучки» по развитию познавательной активности младших школьников. За период с 2007- 2011 год учащиеся класса представили более 40 проектов. Дети выбирали тему исходя из своих интересов. Уникальность состояла в том, что презентация осуществлялась совместно с родителями. Такая форма взаимодействия очень нравилась детям. Печатные материалы, презентации, наглядность находятся в классной копилке. Материалы проекта «Почемучки» в приложении 1.

На данный момент в рамках реализации ФГОС НОО, мною разработана и реализуется рабочая программа «Я исследователь». В рамках кружка дети продолжают делиться информацией по интересующим их вопросам. Из занятий кружка мы черпаем идеи для проектов, которые можно развить до исследовательской работы и представлять на конференции.

Проекты, представленные обучающимися в рамках кружка

«Я исследователь» 2014-2019 год

Название проекта

участники

1

Как я провёл лето

6

2

Красота воды

10

3

Мир моих увлечений

5

4

Санкт-Петербург

5

5

Казахские монеты

Скубриёва Лиза

6

Хомячки

Патрушева Маша

7

Кто такие пионеры?

Морозов Саша

8

Львы

Федосов Роман

9

Удивительное рядом

Князев Миша

10

Буря

Астафьев Антон

11

Вот так дерево

Жаворонкина Яна

12

Вулканы

Астафьев Антон

13

Вред здоровью от сотового телефона

Князев Миша

14

Всё обо всём

Князев Михаил

15

Планета Марс

Кантемир София

16

Бабочки

Помпеева Юлия

17

Морозные узоры

Помпеева Юлия

18

Торнадо

Васильева Саша

19

Катапульты

Князев Миша

20

Оптические иллюзии

Помпеева Юлия

21

Аэробика

Кантемир София

22

Гоночные машины

Князев Миша

23

Мотоциклы

Князев Миша

24

Почему именно акробатика

Злоян Артём

25

Транспорт

Князев Миша

26

Чирлидинг

Кантемир София

27

Коала

Патрушева Маша

 

Проекты, участвовавшие в научно практических конференциях и конкурсах

 

Тема проекта

Тип проекта

приложение

Ф.И.

участника

год

конкурс

результат

1

Победа деда моя Победа

информационный

презентация

 

Бублик Анастасия

2015

3 кл

VIII районная конференция молодых исследователей «XXI век. В поисках совершенства»

сертификат

2

Мой дед в годы Великой отечественной войны

исследовательский

презентация

 

Шаповалов Игорь

2015

3 кл

VIII районная конференция «История школы в истории судеб»

сертификат

3

Мой учитель

исследовательский

презентация

 

Кремер Варвара

2015

3 кл

IV районная научно-исследовательская конференция «Вектор успеха»

I место

4

Югре важен каждый

исследовательский

презентация

 

Малинин Илья

2015

4 кл

V районная научно-исследовательская конференция «Вектор успеха»

I место

 

 

 

 

 

 

Школьная научно-практическая конференция

III

место

5

Влияние курения на здоровье человека

исследовательский

презентация

 

Малинин Илья

2016

4 кл

IX районная конференция молодых исследователей «XXI век. В поисках совершенства»

сертифика

 

 

 

 

 

 

Школьная научно-практическая конференция

I место

6

Сотовый телефон друг или враг

исследовательский

презентация

 

Долгорукова

Евгения

2016

4 кл

IX районная конференция молодых исследователей «XXI век. В поисках совершенства»

сертификат

 

 

 

 

 

 

Школьная научно-практическая конференция

III

место

7

Мультфильм это не просто фильм

исследовательский

презентация

мультфильм

 

Кантемир София

2016

1 кл

Школьная научно-практическая конференция

III

место

 

 

 

 

 

2017

2 кл

XI районная научно- практическая конференция молодых исследователей «XXI век. В поисках совершенства»

III

место

 

 

 

 

 

2018

3 кл

III Всероссийский творческий конкурс «Талантоха»

II

место

8

Оптические иллюзии

исследовательский

презентация

 

Помпеева Юлия

2017

2 кл

XI районная научно- практическая конференция молодых исследователей «XXI век. В поисках совершенства»

диплом

 

 

 

 

 

 

Школьная научно-практическая конференция

I место

9

Обитатели моря

творческий

поделка

Злоян

Артём

2017

2 кл

Конкурс детского изобразительного творчества «Подводный мир глазами детей» VIII Международный детский фестиваль

диплом

10

Тени

творческий

поделка

2 А класс

2017

2 кл

 

диплом

11

Океанские глубины

творческий

рисунок

Урюпин Егор

2017

2 кл

 

диплом

12

Хочу вас видеть

творческий

рисунок

Кантемир София

2017

3 кл

 

диплом

13

Мир моих увлечений

творческий

фильм

Злоян

Артём

2017

3 кл

III Всероссийский творческий конкурс «Талантоха»

I место

14

Моя коллекция

творческий

фильм

Помпеева Юлия

2017

3 кл

 

III

место

15

Необыкновенные букеты

творческий

презентация

Федосов роман

2017

3 кл

 

сертификат

16

Имя моего сверстника

исследовательский

презентация

 

Жаворонкина Яна

2018

3 кл

XII районная конференция молодых исследователей «XXI век. В поисках совершенства»

III

место

17

Катапульта с пультом и без пульта

исследовательский

презентация

 

Князев Михаил

2018

3 кл

XII районная конференция молодых исследователей «XXI век. В поисках совершенства»

I

место

18

Экскурсия по родному городу «Мой Излучинск»

информационный

презентация

 

Федосов Роман

2018

Всероссийский творческий конкурс

«Экскурсия по родному городу»

Ждём результат

Разработала и систематизировала методические рекомендации по подготовке к проекту для детей и родителей. Приложение 1.

Оформление и решение занимательных заданий из газеты «Солнышко». сайт http://www.solnet.ee/. Ежемесячно дети склеивают самостоятельно газету из отдельно распечатанных листов. Они разукрашивают, отгадывают загадки, решают ребусы. Презентация газеты групповая.

Игра «Самый умный».

Цель игры: Развивать познавательный интерес к различным разделам науки, выявить самого эрудированного ученика, прививать интерес к изучению научно-познавательной литературы, поддерживать эмоциональный настрой и положительную мотивацию к обучению. Игра проводится в конце учебного года. Как и в телевизионной игре в ней принимают участие 12 учеников, которые показали наивысший результат в предложенных классу викторинах, олимпиадах.

Выполнение олимпиадных заданий.

Начиная с первого класса дети постепенно вовлекались для участия в олимпиадах различного уровня. В 1 классе это были предметные олимпиады в рамках «Марафона знаний» , Международная олимпиада «Русский медвежонок», «ЧиП» и несколько интернет олимпиад, а во 2 классе дети активно стали участвовать в дистанционных интернет олимпиадах, викторинах и конкурсах, Международной олимпиаде «Кенгуру». Я являюсь куратором интернет олимпиад на сайтах:

http://www.vot-zadachka.ru/index.php?auto&article_id=137#top-,

http://www.farosta.ru/konlist-, http://www.nic-snail.ru/,

http://www.prodlenka.org/pravila-oformleniia-zaiavki-2.html

http://konkurs.infourok.ru/index.php

http://sys.coikonkurs.ru/ndou/cabinet/

http://aktalant.ru/article/mezhpredmetnaya-olimpiada-dlya-uchaschihsya-3-klassa, http://talantoha.ru/

Участники дистанционных олимпиад

класс

Количество дистанционных олимпиад, викторин и конкурсов

Количество работ участников

1 класс

5

32

2 класс

более 10

более 150

3 класс

более 15

более 200

4 класс

Около 20

Более 250

В 2012-2013 учебном году ученица 2 класса Помпева Юлия заняла II место в Международной олимпиаде «Русский медвежонок», в 2013-2014 учебном году ученица 3 класса Жаворонкина Яна заняла I место в Международной олимпиаде «Русский медвежонок».

Таким образом, для развития творческой и познавательной активности учащихся я организую их познавательную деятельность таким образом, чтобы ориентировать учащихся на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации.

Для формирования и развития у учащихся ключевых компетенций создаю педагогические условия, способствующие развитию личности ребёнка, познавательной активности и познавательного интереса, которые являются показателем личностного роста учащихся, обеспечивающих повышение качества образования.

6) Мониторинг развития познавательной активности младших школьников через проектную деятельность.

В психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что «существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов». Кроме того, в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Всё это, безусловно, относится к применению проектного метода в начальной школе. Однако для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, «зрелость», которую Н.В.Иванова видит в следующем. [ 6 ]

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относятся:

-умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);

-умение управлять голосом (говорить чётко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации);

-умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировано его доказывать);

-умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Диаграмма 1. Результаты сформированности речевых навыков.

Познавательная активность ребёнка не является неизменным наследственным свойством личности, поэтому можно говорить о ее формировании и развитии.

Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, я развиваю личность младшего школьника, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.

Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определённая «интеллектуальная зрелость». Прежде всего, это сформированность обобщённости умственных действий, включающей в себя:

-развитие аналитико-синтетических действий;

-сформированность алгоритма сравнительного анализа;

-умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

-возможность выделять общий способ действий;

-перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

 

высокий

средний

низкий

1 класс

14

7

3

2 класс

15

8

1

3 класс

20

4

0

Начиная с 1 класса, психологи проводили диагностику познавательных процессов: внимание, память, мышление.

 

 

Диаграмма 2. Внимание 1 – 3 класс на начало учебного года.

Как видно из результатов исследований, уровень концентрации внимания у большинства учащихся улучшился. По сравнению с началом учебного года в 1 и во 2 классе уже в 3 классе увеличилось количество учащихся с высоким уровнем развития концентрации внимания, что является хорошим показателем.

Диаграмма 3. Память 1 – 3 класс на начало и конец учебного года.

 

высокий

средний

низкий

1 класс

4

13

7

2 класс

6

14

4

3 класс

7

17

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из результатов исследования, видно, что общий уровень запоминания, сохранения и воспроизведения информации у учащихся улучшился. По сравнению с началом учебного года в 1 и во 2 классе уже в 3 классе значительно увеличилось количество учащихся с высоким и средним уровнем памяти.

Для тренировки памяти обучающихся я систематизировала стихи детских поэтов в брошюру «Цветной календарь». На протяжении 1 класса дети учат стихотворение из этого сборника и рассказывают. Таким способом, тренируется память и развиваются метапредметные, предметные и личностные универсальные учебные действия. Диаграмма 4. Мышление 1 – 3 класс на начало и конец учебного года.

 

 

высокий

средний

низкий

1 класс

3

19

2

2 класс

13

9

2

3 класс

18

5

1

 

 

 

 

 

Из результатов исследования, видно, что общий уровень мышления у учащихся улучшился. По сравнению с началом учебного года в 1 и во 2 классе уже в 3 классе значительно увеличилось количество учащихся с высоким и средним уровнем мышления, а с низким уменьшилось.

Третьим показателем готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности является опыт развёрнутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

-адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

-обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

-выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Диаграмма 5. Развитие навыков самоорганизации в 1 – 3 классе.

Диагностика свидетельствует о том, что уровень развития навыков самоорганизации достаточно высок.

Реализуя технологии КСО, используя на уроке такие методики, как «Ручеёк», «Эскалатор», организуя деятельность учащихся в группах, в ППС, ПСС, я создаю условия для совершенствования умений учащихся работать самостоятельно, сотрудничать друг с другом в процессе обучения. Это обеспечивает постоянное развитие речевых умений и навыков учащихся.

Формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъектности младшего школьника в процессе обучения. В тех же случаях, когда целенаправленное формирование названных показателей не осуществляется, использование метода проектов неэффективно и затруднено.

5. Заключение.

Развитие личности – есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. Возрастные изменения в условиях обучения и воспитания детей оказывают решающее влияние не только на психику, но и на познавательную активность. Дети младшего школьного возраста могут не только продуктивно усваивать способы предметных и познавательных действий, эмпирические и теоретические знания, но и быть психологически включенными в саму учебную деятельность, то есть сознательно овладевать теми способами учебных действий, которые изменяют и развивают их познавательные способности. Младшие школьники уже могут развивать свои способности и те личностные качества, которые лягут в основу развития их познавательной активности.

Познавательная активность младшего школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата. Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях.

Проблема развития познавательной активности младшего школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни.

6. Ресурсное обеспечение педагогического проекта

персональный компьютер;

принтер, сканер;

съемные цифровые носители информации;

интерактивная доска, проектор;

выход в сеть Интернет;

персональный сайт учителя;

фотоаппарат, музыкальный центр;

электронные

 

образовательные

 

ресурсы

;

цифровые

 

образовательные

 

ресурсы.

Кадровое и учебно-методическое обеспечение:

учитель с высшим профессиональным образованием любой квалификацио

н

ной категории;

тема исследовательской или инновационной деятельности педагога;

подбор методических и дидактических материалов;

умение

работать

с

компьютерными

программами

: Microsoft Office Word, M

i

crosoft Office Power Point, Microsoft Office Publisher, Microsoft Office Excel;

умение работать в сети Интернет и в социальных сетях;

умение работать с цифровыми образовательными ресурсами;

Материалы ЦОР педагога размещены на сайте учителя:

http://nsportal.ru/kiselyova-galina-nikolaevna.

Административный ресурс: в МБОУ «Излучинская ОСШ№2» существует временная проблемная группа «Учитель-исследователь». Руководитель группы и завуч по научно- методической работе оказывает учителям групповую и индивидуальную помощь в работе над исследовательскими проектами.

Так же в нашей школе создано научное общество учащихся. Ежегодно проходят дни науки, научно-практические конференции, интеллектуальные марафоны, где мои учащиеся являются активными участниками. Победители школьного этапа конференции представляют свои проекты на районном и окружном уровне.

7. Список литературы

Биржева

, М.А. Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста /

М.А.Биржева

// Начальная школа. – 2007. - №3. – С.42-45.

Гилева

, Е.А. История развития метода проектов в Российской школе /

Е.А.Гилева

//Наука и школа. – 2007. - №4. – С.13-15.

Загвязинская

, Э. Как мы пришли к проектному обучению /

Э.Загвязинская

//Директор школы. – 2004. - №9. – С.33-40.

Землянская

, Е.Н. Учебные проекты младших школьников /

Е.Н.Землянская

//Начальная школа. – 2005. - №9. –С.55-59.

Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в н

а

чальной школе /Н.В. Иванова //Начальная школа. – 2004. - №2. – С.96-101.

Кальней

, В.А. Структура и содержание проектной деятельности /

В.А.Кальней

, Т.М.Матвеева, Е.А.Мищенко, С.Е.Шишов //Стандарты и мониторинг в образ

о

вании. – 2004. - №4. – С.21-26.

Конышева, Н.М. Проектная деятельность школьников: современное состояние и проблемы / Н.М.Конышева //Начальная школа. – 2006. - №1. – С.17-27.

Лаштабова

Н.В. Проектирование и метод проектов в современном образов

а

тельном процессе средней и высшей школы // Теории, содержание и технологии

высшего образования в условиях глобализации образовательного процесса. Оренбург, 2006. Ч. 1: Секции общей педагогики и педагогики высшей школы.

Матяш

, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов /

Н.В.Матяш

, В.Д.Симоненко. –

М.:Вентана-Граф

, 2007. – 112с.

Михайлова, Г.Н. Метод проектного обучения на уроках труда/ Г.Н.Михайлова // Начальная школа. – 2005. - №4. – С.68-71.

Новикова, Е.Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых/ Е.Б.Новикова //Начальная школа. – 2008.- №5. –С.34-38.

Новолодская

, Е.Г. Реализация творческих проектов при изучении природовед

е

ния /

Е.Г.Новолодская

, С.Н.Яковлева //Начальная школа. – 2008. -№1. – С.94-99.

Орлова, Л.А. Участие младших школьников в проектно-исследовательской р

а

боте /Л.А.Орлова //Начальная школа. – 2007. - №3. – С.28-33.

Пахомова, Н.

Ю.

Что такое метод проектов? / Н.Ю.Пахомова //Школьные те

х

нологии. – 2004. - №4. – С.93-96.

Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение - что это? / Н.Ю.Пахомова //Методист. – 2004. - №1. – С.39-46.

Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе шк

о

лы / Н.Ю.Пахомова //Методист. – 2004. - №4. – С.44-49.

Селевко

, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсиф

и

кации и эффективного управления УВП /

Г.К.Селевко

. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288с.

Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич

е

ское пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. – М.:АРКТИ, 2007. – 80с.

Степанова, Т. Проектная деятельность в системе работы учителя начальных классов /Т.Степанова //Учитель. – 204. - №4. – С.9-11.

Стернберг

В.Н. Теория и практика «метода проектов» в педагогике ХХ века:

дис

. канд.

пед

. наук. Владимир, 2002.

Тросян

В.Г. История образования и педагогической мысли: учеб

.

д

ля студ.

высш

. учеб. заведений. М., 2003.

Хохлова, М.В. Проектно-преобразовательная деятельность младших школьн

и

ков /М.В.Хохлова //Педагогика. – 2004. - №5. – С.51-56.

Шамова Т.И. Активизация учения школьников. —— М.: Знание, 1979. — 96

с

. (Педагогика и психология)

Шарапова, О. Использование прикладных программ в системе интегрирова

н

ных уроков /О.Шарапова,

Т.Афанаскина

, К.Антипова //Учитель. – 2006. - №2. – С.60-64

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x