Педагогическое эссе «Моя профессия – воспитатель» ☼
Автор: Голикова Юлия Владимировна
Педагогическое эссе «Моя профессия – воспитатель»
Социальный и научно-технический прогресс в современном обществе ставит перед образовательными учреждениями задачу воспитания человека высокой творческой культуры, способного к активному восприятию и созданию нового в сфере учебной, производственной и общественной деятельности. От того, насколько творчески направленной является деятельность, зависит активность жизненной позиции и успешность всестороннего развития личности.
Ведь «именно в детстве, и часто на протяжении такого небольшого отрезка, как дошкольное детство закладывается то, что во многом определяет нашу «взрослую» судьбу».
Ведущая роль в воспитании детей принадлежит воспитателю. Он реализует право детей на счастливое настоящее и прокладывает путь в светлое будущее; он проектирует будущего гражданина. Профессия педагога самая гуманная, и это обязывает его уважать детей, проявлять к ним разумную требовательность и справедливость, ласку и чуткость, быть по-матерински добрым и строгим, великодушно относиться к их невинным шалостям.
Искусство быть педагогом так же многогранно и сложно, как всякое искусство. В зависимости от обстоятельств воспитателю приходится выступать в разных ролях: он для детей и учитель, и товарищ по игре, и арбитр, который рассудит по справедливости, и защитник, который оградит от обидчика. Воспитатель – творец детской радости – с ним интересно, весело; мудрец: все знает, все умеет, все может, всему научит. Он – близкий человек, который все поймет и поможет в любую минуту, с ним по-домашнему тепло и уютно. И потому ребенок расцветает, раскрывается, несет ему самое заветное.
Воспитатель, по моему глубокому убеждению, даже не профессия, а образ… образ личности, характера, образ жизни. Воспитание не может быть ограничено ни местом, ни временем: «…как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение». Воспитание осуществляется и тогда, когда педагог преднамеренно ставит задачу показать, объяснить, научить, и тогда, когда ребенок сам выбирает деятельность.
Профессия воспитателя – действительно творческая деятельность. Без творчества, без вдохновения нет воспитателя. Педагог детского сада всегда находятся в творческом поиске: поиске подхода к ребенку, решения педагогической проблемы, поиске оптимальных форм и методов, способствующих развитию ребенка, способов организации деятельности каждого ребенка.
Воспитание в детском саду осуществляется в деятельности. Поэтому воспитатель организует жизнь детей в детском саду так, чтобы каждый день и час открывал им новое, развивал ум, формировал личность. Ведь умным легче вырасти тому ребенку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовал свое мышление сам.
Познание малыша начинается с вопроса, который направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждает потребность в познаниях и приобщает к умственному труду. Поэтому в первую очередь следует уделять внимание воспитанию любознательности и активизации детских вопросов «Почему?», «Из-за чего?», « Зачем?», «Как устроен?», «Как поступить?». Не стоит забывать о поддержке познавательного интереса детей («А ты как думаешь?», «А может?..»), создавая проблемные ситуации, подталкивая детей к поиску и осознанию противоречий детских представлений об окружающем мире, ситуационные задачи: «На улице мороз, а ты потерял рукавичку. Что будешь делать?».
Создание богатой предметно-пространственной среды (учебной, игровой, двигательной, речевой…) стимулирует самую разнообразную деятельность ребенка по интересам: игра и труд, театр и музыка, экология и родной край, чтение и рисование и т.д.
Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку формирует у него чувство собственной значимости, поощряет проявление его индивидуальности.
Жизнь детей в детском саду должна быть праздником. Жизнь ребенка в детском саду нельзя считать полноценной, если ей не сопутствует радость. Для этого следует не только разумно чередовать труд, обучение, игру и отдых, чтобы дети не скучали. Но и наполнить жизнь детей интересными делами: концерты и соревнования, представления и игры, «дни рождения» и минутки творчества, радости.
Воспитатель заботится не только об условиях жизни ребенка, но и о душевном комфорте его родителей. Только при условии тесного контакта с родителями можно рассчитывать на успех в воспитании детей. Без содружества с семьей невозможно сформировать нужные черты личности. Ведущая роль в воспитании ребенка принадлежит педагогу, хорошо знающему методы воспитания, закономерности развития детей. Постоянно общаясь с родителями своих воспитанников, педагог имеет возможность более глубоко и всесторонне изучить каждого из них, сильнее влиять на воспитание положительных качеств ребенка.
Дети воспитываются всей суммой влияний, оказываемых на них и людьми, и окружением: воспитатель, родители, сами дети и установившиеся отношения между ними; трудовой стиль коллектива сотрудников детского сада; атмосфера доброжелательности, деловитости и спокойствия; тон отношений воспитателей группы между собой. С детьми и с родителями; чистота и порядок в помещении, все окружающие вещи; даже игрушка, возвращенная к жизни руками самих ребят или взрослыми.
Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.