Перспективно- тематическое планирование в старшей группе, образовательная область «Речевое развитие» ☼
Автор: Сидорова Лариса Ивановна
Перспективно- тематическое планирование
в старшей группе,
образовательная область
«Речевое развитие»
Развитие речи, обучение грамоте
(1 полугодие)
№ |
Тема занятия |
Задачи |
СЕНТЯБРЬ |
||
1 |
Детский сад. Составление детьми рассказов на тему«Знакомьтесь – наш детский сад»№1, стр.77 |
- учить детей составлять последовательные и интересные описания по памяти групповой комнаты,других помещений детского сада. |
2 |
Обучение грамоте. Занятие № 1 №2, стр.27 |
- закреплять представления детей о слове, закреплять умения интонационно выделять звук в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, определять первый звук в слове. |
3 |
Осень. Рассказывание по картине «Осенний день»№ 1, стр44 |
- упражнять детей в целенаправленном рассматривании сюжетной картины, учить составлять подробные и интересные рассказы – описания по картине. |
4 |
Обучение грамоте. Занятие № 2 №2, стр.28 |
- закреплять умение интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, учить детей делитть на слоги двусложные слова, называть слова с заданным количеством слогов. |
5 |
Игрушки. Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки»№3, стр. 200 |
- учить детей давть описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с нею можно играть, какие игрушки есть дома. |
6 |
Обучение грамоте. Занятие № 3 №2, стр.29 |
- учить детей делить на слоги дву – и трехсложные слова, познакомить с термином «слог», учить называть слова с заданным слогом. |
7 |
Профессии. «Профессии, инструменты» №4, стр. 184 |
- уточнить и закрепить представление детей о различных профессиях, об инструментах, соответствущих той или иной профессии, расширять предметный и глагольный словарь по теме, развивать внимание, память. |
8 |
Обучение грамоте. Занятие № 4 №2, стр.30 |
- учить составлять предложение из двух слов, называть первое, второе слово, учить называть слова с заданным звуком. |
9 |
Неделя добрых дел. Игра – инсценировка «Учимся вежливости»№1, стр.37 |
- рассказать детям о некоторых важных правилах поведения в коллективе, о необходимости соблюдать их, активизировать в речи детей соответствующие слова и обороты. |
10 |
Обучение грамоте. Занятие № 5 №2, стр.32 |
- закрепить знания о предложении, учить составлять предложения, познакомить детей со схемой звукового состава слова, закрепить умение делить слова на слоги. |
ОКТЯБРЬ |
||
11 |
Музыка. Рассказывание сказки «Бременские музыканты» Братья Гримм № 1, стр.138 |
- познакомить детей с новой сказкой, развивать память, внимание. |
12 |
Обучение грамоте. Занятие № 6 №2, стр.33 |
- учить детей производить звуковой анализ слова, закреплять умение называть первый звук в слове, учить называть слова с заданным звуком. |
13 |
Фрукты. «Фрукты» №4, стр.35 |
-закрепить с детьми обобщающее понятие «фрукты», учить детей отгадывать фрукты на ощупь, закреплять умение правильно согласовывать прилагательные с существительными. |
14 |
Обучение грамоте. Занятие № 7 №2, стр.35 |
- учить детей проводить звуковой анализ слова, закреплять умение называть слово с заданным звуком. |
15 |
Домашние животные. «Домашнии животные» № 4, стр. 80
|
- обогащать словарь детей по теме, закрепить навыки образования множественного и единственного числа сущ., продолжать учить детей правильному употреблению в речи местоимений мой, моя, мое, мои, развивать память. |
16 |
Обучение грамоте. Занятие № 8 №2, стр.36 |
- учить проводить звукосой анализ слова, находить одинаковые звуки в словах, познакомить со словоооразличительной ролью звука. |
17 |
«Дикие животные» Беседа на тему «Дикие животные» № 1, стр.102 |
- помочь детям запомнить признаки, характеризующие диких животных, закрепить новые сведения, используя картины о животных, отрабатывать навыки речевого общения. |
18 |
Обучение грамоте. Занятие № 9 №2, стр.38 |
- учить детей проводить звуковой анализ слова, закреплять знание о словоразличительной роли звука, продолжать учить называть слова с заданным звуком. |
НОЯБРЬ |
||
19 |
Деревья. «Деревья и кустарники» № 4, стр.65 |
- учить детей распознавать деревья и кустарники по характерным признакам, учить образовывать сущ. с умен-ласкательным суффиксом, закрепить умение образовывать относительные прилагательные, воспитывать бережное отношение к деревьям. |
20 |
Обучение грамоте. Занятие № 10 №2, стр.39 |
- обучать звуковому анализу слова, продолжать обучение, находить слова с заданным звуком. |
21 |
Мебель. «Мебель» № 4, стр.131 |
- закрепить обобщающее понятие «мебель», расширять словарь по теме, совершенствовать навык образования относительных прилагательных, закреплять правильное употребление в речи предлога из, развивать память, внимание. |
22 |
Обучение грамоте. Занятие № 11 №2, стр.40 |
- учить проводить звуковой анализ слова, закреплять умение называть слова с заданным звуком, учить составлять предложение из трех слов и делить их на слова. |
23 |
Цветы. «Цветы» № 4, стр.227
|
- обогащать и уточнять словарь по теме, закрепление навыков согласовывания прилагательных с существительными, совершенствование употребления существительных ед.числа в имен. и винит. падеже, прививать любовь к природе, бережное отношение к ней. |
24 |
Обучение грамоте. Занятие № 12 №2, стр.41 |
- дать понятие о гласных звуках, продолжать обучать детей называть слова с заданным звуком. |
25 |
Мама. Беседа на тему «Наши мамы», чтение стихотворения «Посидим в тишине» Е. Благининой. |
- помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому, указать на необходимость помощи мама, воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. |
26 |
Обучение грамоте. Занятие № 13 №2, стр.42 |
- учить проведению звукового анализа слова, закреплять знания о гласных звуках, продолжать учить называть слова с заданным звуком. |
ДЕКАБРЬ |
||
27 |
Зима. Составление описательного рассказа на тему «Зима» №3, стр.237 |
- учить детей при описании событий указывать время действий, используя разные типы предложений (простые и сложные), добиваться четкого произнесения слов и фраз. |
28 |
Обучение грамоте. Занятие № 14 №2, стр.43 |
- продолжать обучение звуковому анализу слова, познакомить с теми, что бывают звуки гласные и согласные, а согласные – твердые и мягкие. |
29 |
Зимние забавы. Рассказывание по картине «Зимние развлечения», автор О.И.Соловьева №1, стр.84 |
- учить детей целенаправленномурассматриванию картины, воспитывать умение составлять логичное, эмоциональное и содержательное описание. |
30 |
Обучение грамоте. Занятие № 15 №2, стр.45 |
- продолжать обучение звуковому анализу слов, учить различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. |
31 |
Мастерская деда Мороза. Составление детьми рассказов на тему «Дед Мороз едет на елку» №1, стр.94 |
- поощрять попытки детей составить развернутый описательный рассказ по новогодней открытке, руководствуясь планом, предложенным педагогом. |
32 |
Обучение грамоте. Занятие № 16 №2, стр.47 |
- продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, закреплять знание о гласных, твердых и мягких согласных звуках |
33 |
Новогодние каникулы. Заучивание стихотворения «Песня о елке» С. Маршака № 1, стр.93 |
- помочь детям понять и запомнить стихотворение, учить выразительно читать его. |
34 |
Обучение грамоте. Занятие № 17 №2, стр.48 |
- закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, учить называть слова с заданным звуком. |
35 |
Новогодние каникулы. Заучивание стихотворения «Зима» И. Сурикова №1, стр.103 |
- помочь детям почувствовать красоту и лиричность стихотворения И.Сурикова. запомнить его, выразительно читать. |
36 |
Обучение грамоте. Занятие № 18 №2, стр.49 |
- продолжать обучение звуковому анализу слов, умению различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, учить называть слова с заданным звуком. |
Развитие речи, обучение грамоте
(2 полугодие)
№ |
Тема занятия |
Задачи |
ЯНВАРЬ |
||
1 |
Колядки. Заучивание стихотворения «Есть в лесу под елкой хата…» П. Воронько №1, стр.112 |
- познакомить детей с новым произведением П. Воронько, помочь запомнить стихотворение, выразительно читать его. |
2 |
Обучение грамоте. Занятие № 19 №2, стр.50 |
- закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, закреплять знание о словоразличительной роли звука, учить называть слова с заданным звуком. |
3 |
Посуда. «Посуда» №4, стр.105 |
- активизировать словарь детей по теме «Посуда», учить детей образовывать сущ. с помощью суффикса – ниц, развивать память и речь. |
4 |
Обучение грамоте. Занятие № 20 №2, стр.51 |
- закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, учить называть слова с заданным звуком. |
5 |
Бытовые приборы. «Домашние электроприборы» №4, стр.213 |
- расширять и уточнять словарь по теме, учить образовывать сущ. мн. числа в имен. и родит. падежах |
6 |
Обучение грамоте. Занятие № 21 №2, стр.52 |
- закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, закреплять знание о словоразличительной роли твердых и мягких, учить называть слова с заданным звуком. |
ФЕВРАЛЬ |
||
7 |
Транспорт. Беседа на тему «Транспорт», чтение рассказа «Машины на нашей улице» М. Ильина и Е. Сегал № 1, стр.96 |
- уточнить представления детей об автомашинах, обратить их внимание на то, что нужны разные марки и виды автомобилей, обогатить их знания с помощью нового литературного произведения. |
8 |
Обучение грамоте. Занятие № 22 №2, стр.53 |
- продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, закреплять знания о словоразличительной роли твердых и мягких , продолжать учить называть слова с заданным звуком. |
9 |
ПДД, ОБЖ. Беседа на тему «Правила дорожного движения» № 1, стр. 70 |
- уточнить представления детей о правилах уличного движения, убедить в необходимости соблюдать их, помочь запомнить новую считалку. |
10 |
Обучение грамоте. Занятие № 23 №2, стр.49 |
- продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, закреплять знания о словоразличительной роли звуков , продолжать учить называть слова с заданным звуком. |
11 |
Папин день. Беседа на тему «Наша Армия родная» № 1, стр.117 |
- уточнить представления детей об армии, охраняющей границы нашей Родины. |
12 |
Обучение грамоте. Занятие № 24 №2, стр. 55 |
- закреплять умение детей делить слова на слоги, учить вычленять в слове ударный слог, закреплять умение проводить звуковой анализ слова. |
13 |
Мой дом. Моя Родина. Беседа на тему «Наш родной город» № 1, стр.108 |
- продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города, воспитывать любовь к нему, рассказать о том, что город строиться и хорошеет. |
14 |
Обучение грамоте. Занятие № 25 №2, стр.56 |
-продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, учить детей вычленять словесное ударение, определять его место в слове, закреплять знание о словоразличительной роли звука. |
МАРТ |
||
15 |
Весна «Весна» №4, стр.195 |
- расширять и уточнять слорь по теме, продолжать учить четко и полно отвечать на вопросы по прочитанному рассказу о весне, продолжать учить детей составлять рассказ с помощью зрительной опоры, развивать память, речь, мышление. |
16 |
Обучение грамоте. Занятие № 26 №2, стр.57 |
-продолжать обучение звуковому анализу слова, умению различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, познакомить со словоразличительной роли ударения , продолжать учить называть слова с заданным звуком. |
17 |
Женский день- 8 марта Беседа на тему «Наши мамы», чтение стихотворения «Посидим в тишине» Е. Благининой № 1, стр. 127 |
- помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у мамы работа по дому, указать на необходимость помагать маме, воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. |
18 |
Обучение грамоте. Занятие № 27 №2, стр.58 |
-продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, учить детей вычленять словесное ударение, определять его место в слове, учить называть слова с заданным ударным гласным звуком. |
19 |
Одежда, обувь Составление детьми рассказов на тему «Одежда» № 1, стр.122 |
- учит детей составлять описания одежды, развивать речь, воображение, память. |
20 |
Обучение грамоте. Занятие № 28 №2, стр.59 |
- продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, учить детей вычленять словесное ударение, определять его место в слове, учить называть слова с заданным ударным гласным звуком. |
21 |
Народная культура и традиции Обучение рассказыванию, с/р игра «Выставка изделий народных промыслов» № 1, стр. 141 |
- учить детей составлять рассказы – описания изделий народных промыслов, воспитывать любовь к родному краю, совершенствовать культуру речевого общения. |
22 |
Обучение грамоте. Занятие № 29 №2, стр.60 |
- продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать ударные и безударные гласные звуки, твердые и мягкие согласные, учить сравнивать слова по звуковому составу. |
23 |
Неделя книги Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»№ 3, стр. 267 |
- учить детей связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки. |
24 |
Обучение грамоте. Занятие № 30 №2, стр.61 |
- продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать ударные и безударные гласные , твердые и мягкие согласные, закреплять умение называть слова с заданным ударным гласным звуком. |
АПРЕЛЬ |
||
25 |
Неделя здоровья. Звуковая культура речи: дифференциация звуков ж - ш |
- упражнять детей в отчетливом произнесении слов, содержащих звуки ж - ш, развивать фонематический слух, упражнять в различении (на слух) знакомого звука, совершенствовать интонационную выразительность речи. |
26 |
Обучение грамоте. Занятие № 31 №2, стр.62 |
- продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать ударные и безударные гласные , твердые и мягкие согласные, закреплять умение называть слова с заданным гласным звуком. |
27 |
День космонавтики. «Звездное небо» № 4, стр.220 |
- расширять и уточнять словарь детей по теме, расширять знания детй о космонавтах, о планета, развивать память, речь. |
28 |
Обучение грамоте. Занятие № 32 №2, стр.62 |
- продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать ударные, безударные, твердые и мягкие согласные, закреплять знание о различительной роли звука. |
29 |
День земли. Беседа на тему «Как выращивают хлеб» № 1, стр. 48 |
- уточнить и обобщить представления детей о труде хлеборобов, продолжать воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб, бережное отношение к хлебу. |
30 |
Обучение грамоте. Занятие № 33 №2, стр.63 |
- продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать ударные и безударные гласные , твердые и мягкие согласные, закреплять умение называть слова с заданным гласным звуком. |
31 |
Птицы. «Зимующие и перелетные птицы» № 4, стр.152 |
- активизировать словарь детей по теме, совершенствовать навык употребления в речи приставочных глаголов, развивать мышление, речь, воспитывать интерес и любовь к птицам, желание заботиться о них. |
32 |
Обучение грамоте. Занятие № 34 №2, стр.64 |
- продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать ударные и безударные гласные , твердые и мягкие согласные, учить называть слова с заданным звуком. |
МАЙ |
||
33 |
День Победы. Рассказ воспитателя о Дне Победы. № 1, стр.148 |
- обогащать знания детей о празднике – Дне Победы, активизировать знания по теме, развивать память, речь. |
34 |
День Победы. Заучивание стихотворения «Шинель» Е. Благининой №1, стр.149 |
- помочь детям понять и запомнить стихотворение, учить выразительно, читать его. |
35 |
Семья. «Семья» № 4, стр.12 |
- учить точно и полно отвечать на вопросы, пересказывать короткий текст, развивать память, речь, мышление. |
36 |
Семья. Составление детьми рассказов «Письмо друзьям» №1, стр.154 |
- учить детей составлять интересные рассказы о товарищах по группе, вызвать у детей интерес и доброе отношение друг к другу. |
37 |
Насекомые. «Насекомые» № 4, стр.255 |
- обогащать словарь по теме, учить детей составлять описательный рассказ, воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к насекомым, развивать память, внимание, речь. |
38 |
Насекомые. Итоговое занятие по художественной литературе №1, стр. 155 |
- выяснить, как дети ориентируются в разных жанрах художественной литературы, могут ли рассказать их, поощрять попытки детей сочинять свои сказки. |
39 |
Лето. «Лето» № 4, стр.263 |
- обогащать и систиматизировать знания детей о времени года «лето», упражнять в подборе слов – действий, развивать связную речь, память и мышление. |
40 |
Лето. Беседа на тему «Июнь – первый месяц лета» №1, стр. 157 |
- обогатить представления детей о первом летнем месяце, помочь понять и запомнить стихотворение «Июнь» С. Маршака. |
Список используемой методической литературы:
№ 1 В.В. Гербова, 1984 «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»
№ 2 Под ред. Н.В.Дуровой, 1999 «Обучение дошкольников грамоте»
№ 3 Под ред. О. С. Ушаковой, 2001 «Занятия по развитию речи в детском саду»
№ 4 Л.Н. Зыврянова, Т. В. Лужбина «Занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях»