Перспективно- тематическое планирование в старшей группе, образовательная область «Речевое развитие»

Автор: Сидорова Лариса Ивановна

Перспективно- тематическое  планирование

в старшей группе,

образовательная область

«Речевое развитие»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие речи, обучение грамоте

(1 полугодие)

 

Тема занятия

Задачи

СЕНТЯБРЬ

1

Детский сад.

Составление детьми рассказов на тему«Знакомьтесь – наш детский сад»№1, стр.77

- учить детей составлять последовательные и интересные описания по памяти групповой комнаты,других помещений детского сада.

2

Обучение грамоте.

Занятие № 1

№2, стр.27

- закреплять представления детей о слове, закреплять умения интонационно выделять звук в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, определять первый звук в слове.

3

Осень.

Рассказывание по картине

«Осенний день»№ 1, стр44

- упражнять детей в целенаправленном рассматривании

сюжетной картины, учить составлять подробные и интересные рассказы – описания по картине.

4

Обучение грамоте.

 Занятие № 2

№2, стр.28

- закреплять умение интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, учить детей делитть на слоги двусложные слова, называть слова с заданным количеством слогов.

5

Игрушки.

Рассказывание о личных

впечатлениях на тему

«Наши игрушки»№3, стр. 200

- учить детей давть описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с нею можно играть, какие игрушки

 есть дома.

6

Обучение грамоте.

 Занятие № 3

№2, стр.29

- учить детей делить на слоги дву – и трехсложные слова, познакомить с термином «слог», учить называть слова

с заданным слогом.

7

Профессии.

«Профессии, инструменты»

№4, стр. 184

- уточнить и закрепить представление детей о различных профессиях, об инструментах, соответствущих той или иной профессии, расширять предметный и глагольный словарь по

теме, развивать внимание, память.

8

Обучение грамоте.

Занятие № 4 №2, стр.30

- учить составлять предложение из двух слов, называть первое, второе слово, учить называть слова с заданным звуком.

9

Неделя добрых дел.

Игра – инсценировка «Учимся вежливости»№1, стр.37

- рассказать детям о некоторых важных правилах поведения в коллективе, о необходимости соблюдать их, активизировать в речи детей соответствующие слова и обороты.

10

Обучение грамоте.

Занятие № 5

№2, стр.32

- закрепить знания о предложении, учить составлять предложения, познакомить детей со схемой звукового состава слова, закрепить умение делить слова на слоги.

ОКТЯБРЬ

11

Музыка.

Рассказывание сказки

«Бременские музыканты»

Братья Гримм № 1, стр.138

 - познакомить детей с новой сказкой, развивать память, внимание.

12

Обучение грамоте.

Занятие № 6

№2, стр.33

- учить детей производить звуковой анализ слова, закреплять умение называть первый звук в слове, учить называть слова с заданным звуком.

13

Фрукты.

«Фрукты» №4, стр.35

-закрепить с детьми обобщающее понятие «фрукты», учить

детей отгадывать фрукты на ощупь, закреплять умение

правильно согласовывать прилагательные с существительными.

14

Обучение грамоте.

Занятие № 7 №2, стр.35

- учить детей проводить звуковой анализ слова, закреплять умение называть слово с заданным звуком.

15

Домашние животные.

«Домашнии животные»

№ 4, стр. 80

 

 - обогащать словарь детей по теме, закрепить навыки образования множественного и единственного числа сущ., продолжать учить детей правильному употреблению в речи местоимений мой, моя, мое, мои, развивать память.

16

Обучение грамоте.

Занятие № 8

№2, стр.36

- учить проводить звукосой анализ слова, находить одинаковые

звуки в словах, познакомить со словоооразличительной ролью звука.

17

«Дикие животные»

Беседа на тему «Дикие животные»

№ 1, стр.102

- помочь детям запомнить признаки, характеризующие диких животных, закрепить новые сведения, используя картины о животных, отрабатывать навыки речевого общения.

18

Обучение грамоте.

Занятие № 9

№2, стр.38

- учить детей проводить звуковой анализ слова, закреплять

 знание о словоразличительной роли звука, продолжать учить называть слова с заданным звуком.

НОЯБРЬ

19

Деревья.

«Деревья и кустарники»

№ 4, стр.65

- учить детей распознавать деревья и кустарники

 по характерным признакам, учить образовывать сущ. с умен-ласкательным суффиксом, закрепить умение образовывать относительные прилагательные, воспитывать бережное отношение к деревьям.

20

Обучение грамоте.

Занятие № 10

№2, стр.39

- обучать звуковому анализу слова, продолжать обучение, находить слова с заданным звуком.

21

Мебель.

«Мебель» № 4, стр.131

- закрепить обобщающее понятие «мебель», расширять словарь по теме, совершенствовать навык образования относительных прилагательных, закреплять правильное употребление в речи предлога из, развивать память, внимание.

22

Обучение грамоте.

Занятие № 11

№2, стр.40

- учить проводить звуковой анализ слова, закреплять умение называть слова с заданным звуком, учить составлять

предложение из трех слов и делить их на слова.

23

Цветы.

«Цветы» № 4, стр.227

 

 - обогащать и уточнять словарь по теме, закрепление навыков согласовывания прилагательных с существительными, совершенствование употребления существительных ед.числа в имен. и  винит. падеже, прививать любовь к природе, бережное отношение к ней.

24

Обучение грамоте.

Занятие № 12

№2, стр.41

- дать понятие о гласных звуках, продолжать обучать детей называть слова с заданным звуком.

25

Мама.

Беседа на тему «Наши мамы», чтение стихотворения «Посидим в тишине» Е. Благининой.

- помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому, указать на необходимость помощи

мама, воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.

26

Обучение грамоте.

Занятие № 13

№2, стр.42

- учить проведению звукового анализа слова, закреплять знания о гласных звуках, продолжать учить называть слова с заданным звуком.

ДЕКАБРЬ

27

Зима.

Составление описательного рассказа

 на тему «Зима» №3, стр.237

- учить детей при описании событий указывать время действий, используя разные типы предложений (простые и сложные), добиваться четкого произнесения слов и фраз.

28

Обучение грамоте.

Занятие № 14

№2, стр.43

- продолжать обучение звуковому анализу слова, познакомить с теми, что бывают звуки гласные и согласные, а согласные – твердые и мягкие.

29

Зимние забавы.

Рассказывание по картине «Зимние развлечения», автор О.И.Соловьева

№1, стр.84

- учить детей целенаправленномурассматриванию картины, воспитывать умение составлять логичное, эмоциональное и содержательное описание.

30

Обучение грамоте.

Занятие № 15

№2, стр.45

- продолжать обучение звуковому анализу слов, учить различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

31

Мастерская деда Мороза.

Составление детьми рассказов

 на тему «Дед Мороз едет на елку»

№1, стр.94

- поощрять попытки детей составить развернутый описательный рассказ по новогодней открытке, руководствуясь планом, предложенным педагогом.

32

Обучение грамоте.

Занятие № 16

№2, стр.47

- продолжать учить детей проводить звуковой анализ

слова, закреплять знание о гласных, твердых и мягких

согласных звуках

33

Новогодние каникулы.

Заучивание стихотворения

«Песня о елке» С. Маршака

№ 1, стр.93

- помочь детям понять и запомнить стихотворение,

учить выразительно читать его.

34

Обучение грамоте.

Занятие № 17

№2, стр.48

- закреплять умение проводить звуковой анализ слов,

различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки,

учить называть слова с заданным звуком.

35

Новогодние каникулы.

Заучивание стихотворения

«Зима» И. Сурикова

№1, стр.103

- помочь детям почувствовать красоту и лиричность стихотворения И.Сурикова. запомнить его, выразительно читать.

36

Обучение грамоте.

Занятие № 18

№2, стр.49

- продолжать обучение звуковому анализу слов,

умению различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, учить называть слова с заданным звуком.

 

Развитие речи, обучение грамоте

 (2 полугодие)

Тема занятия

Задачи

ЯНВАРЬ

1

Колядки.

Заучивание стихотворения

«Есть в лесу под елкой хата…»

П. Воронько  №1, стр.112

- познакомить детей с новым произведением П. Воронько,

помочь запомнить стихотворение, выразительно читать его.

2

Обучение грамоте.

Занятие № 19

№2, стр.50

- закреплять умение проводить звуковой анализ слов,

различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки,

закреплять знание о словоразличительной роли звука,

учить называть слова с заданным звуком.

3

Посуда.

«Посуда»

№4, стр.105

- активизировать словарь детей по теме «Посуда», учить детей образовывать сущ. с помощью суффикса – ниц, развивать

 память и речь.

4

Обучение грамоте.

Занятие № 20

№2, стр.51

- закреплять умение проводить звуковой анализ слов,

различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, учить называть слова с заданным звуком.

5

Бытовые приборы.

«Домашние электроприборы»

№4, стр.213

- расширять и уточнять словарь по теме, учить образовывать

 сущ. мн. числа в имен. и родит. падежах

6

Обучение грамоте.

Занятие № 21

№2, стр.52

- закреплять умение проводить звуковой анализ слов,

различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки,

 закреплять знание о словоразличительной роли твердых и мягких, учить называть слова с заданным звуком.

ФЕВРАЛЬ

7

Транспорт.

Беседа на тему «Транспорт», чтение рассказа «Машины на нашей улице»

М. Ильина и Е. Сегал № 1, стр.96

- уточнить представления детей об автомашинах, обратить их внимание на то, что нужны разные марки и виды автомобилей, обогатить их знания с помощью нового литературного произведения.

8

Обучение грамоте.

Занятие № 22

№2, стр.53

- продолжать учить детей  проводить звуковой анализ слов,

различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки,  закреплять знания о словоразличительной роли твердых   и мягких  , продолжать учить называть слова с заданным звуком.

9

ПДД, ОБЖ.

Беседа на тему «Правила дорожного движения» № 1, стр. 70

- уточнить представления детей о правилах уличного движения, убедить в необходимости соблюдать их, помочь запомнить

новую считалку.

10

Обучение грамоте.

Занятие № 23

№2, стр.49

- продолжать учить детей  проводить звуковой анализ слов,

различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки,  закреплять знания о словоразличительной роли звуков  , продолжать учить называть слова с заданным звуком.

11

Папин день.

Беседа на тему «Наша Армия родная»

№ 1, стр.117

- уточнить представления детей об армии, охраняющей

границы нашей Родины.

12

Обучение грамоте.

Занятие № 24

№2, стр. 55

- закреплять умение детей делить слова на слоги, учить

вычленять в слове ударный слог, закреплять умение проводить звуковой анализ слова.

13

Мой дом. Моя Родина.

Беседа на тему «Наш родной город»

№ 1, стр.108

- продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города, воспитывать любовь к нему, рассказать о том, что город строиться и хорошеет.

14

Обучение грамоте.

Занятие № 25

№2, стр.56

-продолжать учить детей  проводить звуковой анализ слов,

различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, учить детей вычленять словесное ударение, определять его место в слове, закреплять знание о словоразличительной роли звука.

МАРТ

15

Весна

«Весна»

№4, стр.195

- расширять и уточнять слорь по теме, продолжать учить четко

и полно отвечать на вопросы по прочитанному рассказу о весне, продолжать учить детей составлять рассказ с помощью зрительной опоры, развивать память, речь, мышление.

16

Обучение грамоте.

Занятие № 26

№2, стр.57

-продолжать обучение  звуковому  анализу слова, умению

различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки,  познакомить со  словоразличительной роли ударения  , продолжать учить называть слова с заданным звуком.

17

 Женский день- 8 марта

Беседа на тему «Наши мамы», чтение стихотворения «Посидим в тишине»

Е. Благининой № 1, стр. 127

- помочь детям понять, как много времени и сил отнимает

у мамы работа по дому, указать на необходимость помагать

маме, воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.

18

Обучение грамоте.

Занятие № 27

№2, стр.58

-продолжать учить детей  проводить звуковой анализ слов,

различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, учить детей вычленять словесное ударение, определять его место в слове, учить называть слова с заданным ударным гласным звуком.

19

Одежда, обувь

Составление детьми рассказов

на тему «Одежда» № 1, стр.122

 - учит детей составлять описания одежды, развивать речь, воображение, память.

20

Обучение грамоте.

Занятие № 28

№2, стр.59

- продолжать учить детей  проводить звуковой анализ слов,

различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, учить детей вычленять словесное ударение, определять его место в слове, учить называть слова с заданным ударным гласным звуком.

21

Народная культура и традиции

Обучение рассказыванию, с/р игра «Выставка изделий народных промыслов» № 1, стр. 141

- учить детей составлять рассказы – описания изделий народных промыслов, воспитывать любовь к родному краю, совершенствовать культуру речевого общения.

22

Обучение грамоте.

Занятие № 29

№2, стр.60

- продолжать учить детей  проводить звуковой анализ слов,

различать ударные и безударные гласные  звуки, твердые и мягкие согласные, учить сравнивать слова по звуковому составу.

23

Неделя книги

Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»№ 3, стр. 267

- учить детей связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки.

24

Обучение грамоте.

Занятие № 30

№2, стр.61

- продолжать учить детей  проводить звуковой анализ слов,

различать  ударные и безударные гласные  , твердые и мягкие согласные, закреплять умение называть  слова с заданным ударным гласным звуком.

АПРЕЛЬ

25

Неделя здоровья.

Звуковая культура речи: дифференциация звуков  ж - ш

- упражнять детей в отчетливом произнесении слов, содержащих звуки ж - ш, развивать фонематический слух, упражнять в различении (на слух) знакомого звука, совершенствовать интонационную выразительность речи.

26

Обучение грамоте.

Занятие № 31

№2, стр.62

- продолжать учить детей  проводить звуковой анализ слов,

различать  ударные и безударные гласные  , твердые и мягкие согласные, закреплять умение называть  слова с заданным гласным звуком.

27

День космонавтики.

«Звездное небо»

№ 4, стр.220

- расширять и уточнять словарь детей по теме, расширять

знания детй о космонавтах, о планета, развивать память, речь.

28

Обучение грамоте.

Занятие № 32

№2, стр.62

- продолжать учить детей  проводить звуковой анализ слов,

различать  ударные, безударные,  твердые и мягкие согласные, закреплять знание о различительной роли звука.

29

День земли.

Беседа на тему «Как выращивают

хлеб» № 1, стр. 48

- уточнить и обобщить представления детей о труде хлеборобов, продолжать воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб, бережное отношение к хлебу.

30

Обучение грамоте.

Занятие № 33

№2, стр.63

- продолжать учить детей  проводить звуковой анализ слов,

различать  ударные и безударные гласные  , твердые и мягкие согласные, закреплять умение называть  слова с заданным гласным звуком.

31

Птицы.

«Зимующие и перелетные птицы»

№ 4, стр.152

- активизировать словарь детей по теме, совершенствовать

навык употребления в речи приставочных глаголов, развивать мышление, речь, воспитывать интерес и любовь к птицам, желание заботиться о них.

32

Обучение грамоте.

Занятие № 34

№2, стр.64

- продолжать учить детей  проводить звуковой анализ слов,

различать  ударные и безударные гласные  , твердые и мягкие согласные, учить называть слова с заданным звуком.

МАЙ

33

День Победы.

Рассказ воспитателя о Дне Победы.

№ 1, стр.148

- обогащать знания детей о празднике – Дне Победы, активизировать знания по теме, развивать память, речь.

34

День Победы.

Заучивание стихотворения «Шинель» Е. Благининой №1, стр.149

- помочь детям понять и запомнить стихотворение,

учить выразительно, читать его.

35

Семья.

«Семья»

№ 4, стр.12

- учить точно и полно отвечать на вопросы, пересказывать короткий текст, развивать память, речь, мышление.

36

Семья.

Составление детьми рассказов

 «Письмо друзьям» №1, стр.154

- учить детей составлять интересные рассказы о товарищах по группе, вызвать у детей интерес и доброе отношение друг к другу.

37

Насекомые.

«Насекомые»

№ 4, стр.255

- обогащать словарь по теме, учить детей составлять описательный рассказ, воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к насекомым, развивать память, внимание, речь.

38

Насекомые.

Итоговое занятие по художественной литературе №1, стр. 155

- выяснить, как дети ориентируются в разных жанрах художественной литературы, могут ли рассказать их, поощрять попытки детей сочинять свои сказки.

39

Лето.

«Лето»

№ 4, стр.263

- обогащать и систиматизировать знания детей о времени года «лето», упражнять в подборе слов – действий, развивать

 связную речь, память и мышление.

40

Лето.

Беседа на тему «Июнь – первый месяц лета» №1, стр. 157

- обогатить представления детей о первом летнем месяце,

помочь понять и запомнить стихотворение «Июнь» С. Маршака.

Список  используемой методической литературы:

 

№ 1 В.В. Гербова, 1984  «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»

№ 2 Под ред. Н.В.Дуровой, 1999  «Обучение дошкольников грамоте»

№ 3 Под ред. О. С. Ушаковой, 2001 «Занятия по развитию речи в детском саду»

№ 4 Л.Н. Зыврянова, Т. В. Лужбина «Занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях»

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x