Перспективное планирование по экологическому воспитанию. ☼
Автор: Ездакова Наталья Сергеевна
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
MicrosoftInternetExplorer4
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:"Обычная таблица";
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:"";
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:"Calibri","sans-serif";
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";
mso-fareast-theme-font:minor-fareast;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:"Times New Roman";
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}
Мес яц | Тема | Задачи | Формы и методы реализации |
9 | «Листопад» - наблюдение за осенними листьями. | - Развивать у детей способность к наблюдению за листопадом; - Подводить к умению, делать самостоятельные выводы: листья падают потому что …. -вызвать эстетический, эмоциональный отклик на красоту осеннего парка, создать настроение ласкового сочувствия к деревьям, теряющим листву. | - Сбор листьев в букеты; - Рассматривание альбома «Осень золотая»; - Чтение произведений: Бальмонт К. «Осень»; Благинина Е. «Осень спросим»; - Развлечение «Здравствуй осень»; - Коллекция гербария; -Сбор природного материала (семена, камушки); -Аудиозаписи ( ветер, дождь и др.); - Презентация «Осень»; -Компьютерная флеш – игра «Времена года»; -Коллективное рисование ладошкой «Листопад»; - Экологические сказки.
|
9 | Рассматривание комнатных растений. | - Формировать представления о частях растения как его существенных признаках, путем сравнения с другими объектами наблюдения; -Воспитывать умение переживать чувство радости от рассматривания растения. | -Трудовые поручения (протирание листьев, полив, рыхление); - Рисование красками «Цветок»; - Игра «Узнай и назови части растения»(корень, стебель, лист, цветок – использование модели). - Чтение стихотворения З. Александровой «Цветок-огонек»; - Рассматривание картинок «Комнатные растения»; -Флеш – игра «Вырасти цветок». |
9 | Наблюдение за дождём. | - Развивать у детей представления о дожде (мелкий, крупный, из тучки…) - Учить замечать связь между погодой и одеждой; - Учить выражать свои впечатления в рисунке, игре. | - Игра «Солнышко и дождик»; - Рисование дождя; - Чтение потешки: «Дождик, дождик, кап да кап»; -Наблюдение из окна за дождём; - Слушанье аудиозаписи -шум дождя, ливень, гром; - Экологические сказки.
|
9 | «Рассматривание рябины». | - Уточнить представление о том, что дерево – это растение. Его основные части: корень, ствол, ветки, листья, плоды; -Развивать интерес к разнообразию деревьев, наблюдению за ними. | - Игра «Раз, два, три – к дереву беги!»; - Игра «Найди листок, какой покажу»; -Коллективная аппликация «Рябина-красавица»; - Отгадывание загадок про деревья; - Чтение стихов; -Рассматривание и беседа о рябине на участке Дома ребёнка. |
9 | Работа на огороде (сбор урожая). | -Продолжать обогащать представления детей об овощах; -Учить различать овощи на вкус. | - Труд на огороде (выкапывание урожая); -Конкурс между группами «Овощное ассорти»; -Д/и «Чудесный мешочек», -Д/и «Угадай на вкус» |
9 | Путешествие по осеннему участку. | -Закрепление понятий о характерных особенностях осени (листопад, холодно); -Знакомство с названиями некоторых деревьев (берёза, яблоня), учить различать их, узнавать листья, плоды; - Учить замечать ход сезонных изменений и делать выводы; - Прививать любовь к красоте родной природы, видеть неповторимость растений в осенний период. | Использование: - иллюстраций с изображением осеннего пейзажа; - картинки с изображением деревьев и листьев; - игры: «С какого дерева листок?», «К дереву беги», «Расскажи о явлениях природы»; - Составление букета из осенних листьев; - Работа по составлению гербария, сбор семян, природного материала; - загадывание загадок, чтение худ.произведений К. Ушинского «Осень», А. Плещеева «Миновало лето»; - Экскурсии в осенний парк; - Использование примет народного календаря: сентябрь птиц в дорогу торопит; осень дождлива, да сыта. - Создание чудо-дерева из фантиков. |
10 | Рассматрива-ние кошки. | - Закрепить умение выделять и правильно называть части тела животного, его особенности, повадки; -Поддерживать интерес к наблюдению за животными.
| -Рассматривание картины «Кошка с котятами»; -Рисование «Клубочки для котенка». -Наблюдение за животным на участке; - Д/и «Домашние животные»; - Беседы о кошке; - Флеш –игра «Кто что ест?». |
10 | «Сорока-белобока» - наблюдение за сорокой. | -Продолжать развивать умение наблюдать за птицами, особенностью строения тела; -Обратить внимание на красивое оперение птиц, вызвать эмоциональный отклик. | -Изготовлению и размещение кормушек на участке д/р; -Игры: «Узнай по голосу»; «Собери картинку»; «Кто как поет?»; -Пальчиковая игра «Сорока-белобока»; -Наблюдение на прогулке за повадками. |
10 | Выращивание рассады лука. | -Продолжать развивать интерес к растениям; -Учить выращивать лук, поливать, рыхлить; -Развитие наблюдательности, учить замечать рост растения, изменения которые в нём происходят. | - Трудовое поручение (рыхление, полив лука); - Рассматривание частей лука (лукавица, перо); - Чтение художественной литературы (стихи, загадки); -Конкурс «Лучший огород на окне!»; - Экологические сказки. |
10 | Экскурсия на участке. | -Учить замечать изменения в природе ( деревья голые, небо серое); - Учить искать плоды на деревьях, на земле, собирать их для занятий и кормления птиц. | - Рассматривание деревьев; - Изготовление поделок из природного материала; - Развешивание кормушек для птиц, прикормка птиц. |
11 | «Храбрая ёлочка» - наблюдение за елью. | - Развивать представления детей о ели, ее своеобразии, отличительных особенностях ; - Вызвать восхищение елочкой, которая не боится мороза, учить любоваться ее красотой. | - Стихотворения, загадки. Хороводные игры вокруг елочки – подготовка к новогоднему празднику; - Игра «Собери картинку»; - Исполнение песен о елочке; - Рисование елочек больших и маленьких; - Разрезные картинки ёлочки. |
11 | «Синий-синий иней» - наблюдение за явлениями первых заморозков | - Развивать сенсорные способы познания природных явлений (характер поверхности льда, влияние температуры воздуха на образование льда) – показать иней на деревьях, кирпичной стене; - Формировать предпосылки логических умозаключений (тепло – в лужах вода; холодно – вода превратилась в лед). | - Наблюдение за тонким льдом на лужах, за инеем на деревьях, стенах домов; - Чтение стихотворения А. Шибаева «Зимние краски»; - Загадки; - Наблюдение за цветными льдинками в группе – что происходит?; - Флеш – игра «Времена года»; -Экологические сказки. |
11 | Посев овса | -Ознакомление с семенами овса и их посевом; -Учить выращивать овёс, правильно ухаживать. | - Занятия; -Трудовые поручения (посадка семян, полив); -Беседы о росте и развитии овса. |
12 | «Белый снег, пушистый…» - наблюдение за снегопадом. | - Развивать общие представления о снеге (белый, пушистый, холодный, тает на ладошке и т.д.) - Учить наблюдать за красотой зимнего явления – снегопадом, развивать наблюдательность. | - Чтение произведения Е. Трутневой «Первый снег»; - Рассматривание картины «Зимой на прогулке»; - Оформление альбома «Зима»; - Чтение Садовского «Снегопад»; - Постройки и игры со снегом на участке; -Ведение календаря природы; -Эксперименты со снегом. |
12 | «Рассматривание снегиря» | -Закрепление знаний об основных признаках внешнего вида птиц, об особенностях поведения снегиря; -Воспитывать любознательность, интерес к жизни птиц. | -Чтение стихотворения А. Говорова «Снегири»; - Игра «Угадай по описанию»; - П/игра «Птички»; - Наблюдение из окна за птицей, прикорм снегиря. - Флеш – игра «Кто кем будет». |
12 | «Птичья столовая» - наблюдение за птицами на кормушке. | - Продолжать работу по развитию общих представлений о птицах: летают, клюют, закрепить знания о строении тела; - Развивать желание заботиться о птицах.
| - Воспитывать у детей желание целенаправленно заботиться о птицах ( птичкам нечего есть зимой – мы будем кормить их в наших кормушках); - Лепка «Зёрнышки для птички»; - Д/игра «Какая это птица?» - П/игра «Птички в гнездах»; - Чтение А. Барто «Страшная птица»; - Беседы с детьми по данной теме; - Флеш –игра «Чей домик?». |
1 | «Белая береза под моим окном» - наблюдение за деревьями в инее. | - Воспитывать у детей эстетические чувства от красоты природы; - Наблюдая, организовать самостоятельный поиск детьми элементов объекта (иней на кустах, деревьях); - Учить детей сравнивать снег и иней (чем отличаются и в чем сходство); - В процессе наблюдений развивать речь детей, умение рассказать о своих наблюдениях, впечатлениях. | - Рисование «Снежинки»; - Беседы «Деревья зимой»; - Опыт с зимними ветками в группе, наблюдение за набуханием почек, появлением листьев; - Загадки; чтение стихов о зимних деревьях; - Макет «Зимний лес». |
1 | «Морозов в шубке не боюсь» - наблюдение за собакой. | - Познакомить детей с повадками собаки, строением ее тела; - Рассказать о функциональном значении шерсти собаки; - Формировать у детей предпосылки эмпатии к домашним животным (собака резвится, бегает, она любит гулять, как и дети). | - Чтение произведения З. Александровой «Выпал снег, упал мороз…»; - Разгадывание загадок; - П/игра «Лохматый пес»; - Беседа «Собака – друг человека»; - Рисование – пальчиковая живопись: «Следы собаки на снегу». |
1 | Беседа о зимних развлечениях. | -Уточнять представления детей о зимних явлениях в природе. | -Рассматривание картин и иллюстраций; - Презентация «Зимние забавы»; -Чтение худ литературы. |
2 | Наблюдение за котенком. | - Развивать умение выделять и называть части тела; - Продолжать учить различать характерные признаки; - Закреплять знания о том, чем питаются животные, способах питания (грызет зубами, лакает языком и т.д.). | - Загадки, потешки; - Презентация «Домашние животные»; - Рассматривание альбома «Кошки». |
2 | Беседы о зимних явлениях неживой природы. | -Уточнить и подытожить знания детей о зимних явлениях (мороз, метель, скрип снега в мороз, в оттепель лепится) | -Беседы; -Рассматривание снежинок на варежке; -Рассматривание картинок, иллюстраций.
|
3 | «Раз снежок, два за снегом в оттепель снежок» - наблюдение | - Знакомство детей со свойствами мокрого снега; - Научить детей лепить из мокрого снега постройки; - Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. | - Исследовательские действия с мокрым снегом в процессе наблюдения; - Опыты со снегом; - Лепка снеговика на участке; - Лепка «Снеговик» из пластилина. |
3 | «Растет она вниз головою…» - наблюдение за сосульками. | - Развивать способность к наблюдению за таянием снега, появлением сосулек, луж; - Воспитывать интерес к явлениям природы; осторожность и умение соблюдать правила безопасности (сосульку нельзя грызть, остерегаться падения тающего снега и сосулек с крыш домов); | - Знакомство с народными приметами о весне; - Лепка «Сосульки»; - Опыты и эксперименты с сосульками; - Экологические сказки. |
3 | Путешествие капельки воды. | - Знакомство со свойствами снега и льда; - Создание условий для самостоятельной познавательной активности. | Используется: - изображение картинок с использованием зимних природных явлений. - снег, лед, цветные льдинки; - игры: «Подберу другое слово», «Бывает – не бывает», «Два Мороза» и др. - проведение экспериментов, опытов; - чтение произведений художественной литературы, отгадывание загадок; - использование поговорок, пословиц, народных примет на занятиях и в повседневной жизни; - рисование «Зимний лес».
|
4 | «Весна-красна!» | - Закрепить знания о временах года; - Учить выделять основные признаки весны (тает снег, бегут ручьи, греет солнце). | Использование: - репродукции с изображением времен года (весны, зимы, лета, осени); - игры: «Какое время года?», «Назови явление природы»,; - отгадывание загадок о временах года; - рисование «Портрет весны» (коллективная работа). |
4 | «У меня живет цветок» - наблюдение за цветущей геранью. | - Развивать представления о том, что растения живые, им нужен уход; - Вызвать желание заботиться о комнатных растениях; - Побуждать к наблюдению за цветущими растениями. | - Организованный уход за комнатными растениями (показ воспитателя); - Чтение Ю. Мориц «У меня живет цветок»; - Рисуем цветок – техника рисования «тычком» - коллективная работа «Герань»; - Пальчиковая игра «Цветок»; - Флеш – игра «Вырасти цветок». |
4 | «Самый красивый» - наблюдение за камешками из коллекции. | - Развивать элементарные представления о предметах неживой природы (камешках, ракушках и др.); - Учить определять свойства с помощью обследования. | - П/игра «Кто самый меткий» (на улице); - Д/и «Разноцветные камушки»; -Рассматривание камушек и ракушек; - Флеш –игра «Съедобное – несъедобное». |
5 | «Сравнение одуванчика с тюльпаном» | - Учить детей различать и называть первоцветы: мать-и-мачеха, одуванчик, тюльпан; - Учить оперировать сравнениями – сходство и различие; - Вызвать эмоциональную реакцию от красоты растений. | - Рассматривание цветов на клумбе; - Чтение стихотворений о цветах; - Экологическая игра «Собери цветок из его частей»; - Рисование «Укрась полянку цветами». |
5 | «Красный сарафанчик, черные горошки» - наблюдение за божьей коровкой. | - Развивать у детей элементарные представления о насекомых; - Воспитывать гуманное отношение к живым существам. | - Использование лупы в наблюдениях за насекомыми; - Стихи, загадки о насекомых; - Экологическая игра «Что изменилось?»; - Рисование мелом на асфальте «Жучки и бабочки» ( с помощью воспитателя). |
5 | «Природа наш дом – и мы хозяева в нем» - озеленение и благоустройство территории дома ребёнка силами сотрудников. |
| - Посадка саженцев; - Оформление клумб; - Наполнение песочниц песком; - Создание построек для игр; - Изготовление практического и наглядного материала для игр с водой и песком. - Посадка саженцев; - Оформление клумб; - Наполнение песочниц песком; - Создание построек для игр; - Изготовление практического и наглядного материала для игр с водой и песком. |
6 | Посадка огорода. | -Продолжать знакомить детей с выращиванием овощей; -Обогащать их представления о том, что необходимо для роста: солнце, вода, земля; -Воспитывать интерес к труду. | - Труд на огороде (посадка, полив, рыхление); - Наблюдение за ростом и развитием; -Беседы о росте и развитии овощей; -Флеш –игра «Фрукты и овощи». |
6 | Высадка цветочных семян, рассады. | - Знакомить с уличными цветами; - Учить высаживать рассаду цветов; -Воспитание бережного отношения к природе; -Уточнять представления о частях растения. | -Трудовые поручения (посадка, полив, подкормка); -Наблюдение за ростом и развитием цветов; -Рассматривание иллюстраций. |
6 | Травушка-муравушка.. | -Учить рассматривать травку; -Развитие наблюдательности (где больше трава выросла, где меньше, какого цвета травка)
| -Чтение потешек, стихов; -Наблюдение как растёт трава, какого она цвета, ощупывание; - Пение песен, хороводы на прогулке; - Экологическая тропа. |
7 | Наблюдение за насекомыми | - Учить рассматривать жучка, цвет, части тельца; -Учить правильно брать жучка, не причиняя ему вреда. | -Наблюдения на прогулке; - Слушанье аудиозаписей «Звуки леса»; -Чтение стихов; рассказов; -П/и «1,2,3 к божьей коровке беги.»; Д/и « Покажи жучка..» |
7 | Наблюдения за явлениями неживой природы. | -Продолжать обращать внимание на погоду (светит солнце, жарко, радуга); - Знакомить со свойствами воды и песка. | -Игры на свежем воздухе, в песочнице; - Рисование солнышка, радуги; -Чтение потешек, загадок, пение песен; - Д/И «Парные картинки», «Лото»; -Экскурсии в поле, лес; -Речевые игры; -Фотовыставка.
|
7 | «Разноцветные камушки» | -Учить использовать природный материал в играх; | Игры: - «Самый-самый»; - «Камешки спрятались»; - «Где вы живете?»; - «Веселые горки». Изготовление поделок из природного и бросового материала. |
8 | «Мой огород»-занятие на улице. | - Закрепление знаний об овощах и фруктах, их особенностях; - Закрепление умения выделять характерные признаки овощей и фруктов (цвет, форма, вкус, поверхность); - Учить помогать друг другу. | - Используется набор картинок, предметов, муляжей; - Картины с изображением труда людей в саду и огороде осенью; - Целевые прогулки в овощной магазин, сбор урожая на огороде д/р; - игры: «Чудесный мешочек», «Что, где растет?», «Отгадай по описанию», «Опиши – мы отгадаем»; - Чтение стихотворений и загадок об овощах и фруктах, белорусской нар. сказки «Пых»; - Вечер досуга «Во саду ли, в огороде» (загадки).
|
8 | «Кто в лесу живёт?» | - Закрепить знания об отличительных признаках диких животных от домашних, жилищах диких животных; - Закрепить знания о том, как готовятся звери к зиме в лесу; - воспитывать бережное отношение к природе, животным; - Продолжать учить сравнивать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения. | Использование: - набор картин с изображением диких животных; - картинки с изображением жилищ диких зверей; - картинки с изображение частей тела диких животных (уши, хвосты, лапы); -Игры: «Где, чей хвост?», «Чьи лапки, ушки?», «Кто, где живет?», «Разложи картинки», «Что за зверь?» и др. -использование загадок о животных, чтение художественной литературы: А. Суконцев «Как ежик шубу менял»; К.Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна» и др.; - работа в экологическом уголке по теме: «Пищевые цепи», «Кому нужны деревья в лесу». |
8 | Домашние птицы. | - Закрепление знаний о домашних животных (где живут, чем питаются); - Расширение знаний о домашних птицах, их сходстве и отличии от похожих диких птиц; - Знакомство с названиями детенышей домашних птиц (утенок, цыпленок, гусенок, индюшонок); - Создание условий, способствующих развитию познавательных интересов детей. | Использование: - набор картинок с изображением домашних птиц и их детенышей; - набор картин из серии «Домашние животные»; - игры: «Где, чья мама?», « «Кто, что ест?», «Кто, что умеет делать?»; - Рисование «На птичьем дворе»; - Загадывание загадок о домашних птицах; - Чтение: Е. Чарушин «Курочка», «Индюк»; В. Росин «Два цыпленка»; Л. Яхин «В пруду», К. Ушинский «Гуси». |
8 | Домашние животные. | - Закрепление знаний о домашних животных, о том, где они живут, чем питаются; - Продолжить знакомство с детенышами домашних животных. | Используется: - набор картинок и игрушек – домашние животные и их детеныши; - игры: «Где чья мама?», «Кто что любит кушать?», «»Чей голос?», «Назови правильно»; - аппликация «Мое любимое домашнее животное»; - Чтение художественной литературы о домашних животных; |