Перспективный план по исследовательской деятельности в подготовительной группе | Дядлева Светлана Валентиновна. Работа №239745
Автор: Дядлева Светлана Валентиновна
В статье представлен перспективный план в подготовительной группе по исследовательской деятельности. В план включены разделы по знакомству со свойствами воды, песка, снега и др.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Тема
Цель
Содержание
Вывод
Сентябрь
Свойства сухого песка
Формирование у детей представлений о свойствах песка, понимания того, что только сухой песок можно сыпать, рассыпать, просеивать.
Воспитатель предлагает детям поиграть в песок, взять в ладоши и тонкой струйкой выпускать на землю. Показывает, как он рассыпается мягко и неслышно, предлагает слепить пирожок. Почему не получается?
Он рассыпается. Предлагает детям пересыпать песок из ведерка в ведерко, обращает внимание на то, как он струится из ведерка и, чуть шурша, пересыпается.
Вместе с детьми насыпают ведерком большую горку, рассматривают, как песок просеивается сквозь ситечко.
Предлагает детям поиграть с песком.
Сухой песок легкий, сыпучий, можно его сыпать, рассыпать, просеивать.
Свойства влажного песка
Продолжение изучения свойства песка, подведение детей к пониманию того, что формуется только влажный песок.
Воспитатель предлагает детям вспомнить, как можно поиграть с песком; просит его рассыпать, пересыпать; спрашивает, что с ним случится, если пройдет дождь.
Поливает песок из лейки, он стал мокрым.
Теперь он не рассыпается, но из него можно лепить пирожки.
Предлагает детям слепить ладошками и с помощью формочек пирожки для угощения кукол.
Лепить можно только из влажного песка.
Октябрь
Свойства воды (капает, разливается, льется, плещется)
Формирование у детей представлений о физических свойствах воды
Воспитатель предлагает детям рассмотреть воду в банке и обратить внимание на ее прозрачность: если опустить в банку какую-нибудь мелкую игрушку, ее хорошо видно.
Предлагает детям потрогать воду в тазике рукой; обращает внимание детей на то, как она плещется, а руки у ребенка стали мокрыми. Что еще может делать водичка? (Дети высказывают предположения). Предлагает детям налить воду в стаканы, а затем перелить обратно в банку. А еще вода капает. Демонстрирует детям капли из пипетки, дети наблюдают, как они образуются, падают – похоже на дождик.
Предлагает детям намочить руки и понаблюдать, как с них капает вода, организуются игры с водой.
Воду можно перелить, вылить, в ней можно плескаться, она капает.
Вода и ее свойства (легкие предметы плавают, а тяжелые тонут)
Подведение детей к пониманию того, что в воде легкие предметы плавают, а тяжелые тонут.
Дети рассматривают различные предметы, определяют, какие из них тяжелые, а какие – легкие. Воспитатель спрашивает, что будет с этими предметами, если их опустить в воду. Почему одни предметы плавают, а другие тонут.
Легкие предметы плавают, так как вода их держит, а тяжелые – тонут.
Ноябрь
Ветер (приводит в движение предметы)
Формирование у детей представления о явлениях природы; понимания того, что ветер приводит в движение отдельные предметы.
На веранде детям раздают султанчики; они прислушиваются к ним и отмечают, что ленты не шевелятся, не шуршат.
Затем воспитатель предлагает поиграть ленточками. (Дети делают различные движения, играют с ленточками, затем тихо стоят и слушают, как играют ленты).
После игры дети уходят с веранды, тихо стоят и прислушиваются, как ленты шевелятся, хотя они с ними не играют. Это ветер.
Чем еще может играть ветер?
Ветер играет с лентами. Он может играть с деревьями, листьями и т.п.
Ветер (сила ветра)
Ознакомление детей с явлениями природы, установление взаимосвязи между силой ветра и движением предметов.
Дети наблюдают, как кораблик движется на поверхности воды.
Воспитатель предлагает им тихонько подуть на парус – изобразить тихий ветерок. Что произошло с корабликом? Затем изобразить более сильный ветер – движение кораблика стало быстрее; и наконец – сильная буря, которая грозит перевернуть кораблик.
Чем сильнее ветер, тем сильнее движение кораблика.
Декабрь
Снег и его свойства
Ознакомление детей с физическими свойствами снега: белый, холодный, пушистый, рассыпается. Из влажного снега можно лепить снежки.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть снег на улице, какого он цвета, подбросить его и посмотреть, как он плавно опускается на землю, тихо падает, легкий, пушистый; потрогать снежок рукой – он холодный или теплы? Слепить из снега комочек – не лепится, рассыпается. Слегка смочить снег водой и снова слепить снежные комочки, которые теперь не рассыпаются.
Снег лепится только тогда, когда он влажный.
Снег и его свойства (тает от тепла)
Подведение детей к пониманию того, что в тепле снег тает, превращаясь в воду.
Детям предлагается взять на улице немного снега и сжать его в ладошке. При этом обращают внимание детей на то, что ладошка стала мокрой, на ней появились капельки воды. Откуда она взялась, что произошло со снегом? Педагог выслушивает предположения детей; предлагает положить снег на блюдце и внести в помещение. Через некоторое время дети смотрят, что произошло со снегом. Он растаял.
От тепла снег тает и превращается в воду.
Январь
Лед и его свойства (вода превращается в лед, легкий, хрупкий, прозрачный)
Продолжение формирования у детей представлений о физических явлениях природы: о свойстве воды замерзать, превращаясь в лед (твердый, хрупкий, прозрачный).
Детям предлагается вынести воду на мороз и посмотреть, что с ней произойдет. На прогулке они увидят, что вода превратилась в лед. Почему? (Дети отвечают – потому что стало холодно, рассматривают льдинки).
Лед холодный, твердый, но если его уронить, он может расколоться – значит, лед – хрупкий.
Воспитатель предлагает детям залить горку.
Что на ее поверхности образовалось?
Лед – это замерзшая вода.
Изготовление цветных льдинок
Ознакомление детей со свойствами замерзшей воды.
Воспитатель показывает цветные льдинки и спрашивает детей, как они сделаны. Вместе с детьми размешивает краску в воде, заливает воду в формочки, опускает в них веревочки, ставит на поднос, выносит на улицу, во время прогулки все следят за процессом замерзания. Затем дети вынимают льдинки из формочек и украшают ими участки.
Лед – это замерзшая вода.
Февраль
Растения нуждаются в воде
Формирование у детей представлений о влиянии воды на жизнь растений, о том, что растение – это живое существо, которое нуждается в воде для своего роста
Детям предлагается вырастить зеленый лук.
Воспитатель спрашивает, может ли растение вырасти без воды, выслушивает ответы детей.
Предлагает посадить одну луковицу в банку с водой, другую – в банку без воды и периодически отмечать изменения в луковицах: появление корешков, зелени. Просит детей сделать зарисовки, обратив внимание, что корешки появились первыми для того, чтобы впитывать водичку; отмечает, что луковица в банке без воды осталось без изменений.
Растения – это живые организмы, им для роста нужна влага – вода.
Растениям нужно тепло
Подведение детей к пониманию того, что для роста и развития растений кроме влаги необходимо также тепло.
Воспитатель напоминает, что для роста растений необходима вода.
Но, кроме воды, растениям необходимо и тепло.
Детям предлагается проверить это на практике.
Одну баночку с ветками ставят на подоконник, другую – между рамами. При наблюдении дети сравнивают, как распускаются листочки на ветке, которая находится в тепле, и какие изменения происходят на ветке, поставленной между рамами, где прохладнее.
Для роста и развития растений кроме влаги необходимо также тепло.
Март
Свет, цвет. «Волшебная кисточка»
Ознакомление детей с получением промежуточного цвета путем смешения двух разных цветов (красного и желтого, синего и красного, синего и желтого).
Воспитатель знакомит детей с волшебной кисточкой и предлагает им закрасит на листах с контурами по два шарика, как на образце. Рассказывает, как краски поспорили о том, кто из них красивее, кому закрашивать оставшийся шарик, и как волшебная кисточка их подружила, предложив краскам раскрасить оставшийся шарик вместе. Затем воспитатель предлагает смешать на палитре краски, закрасить новой краской третий шарик и назвать полученный цвет. Дети работаю последовательно (смешивают, закрашивают) над каждым цветом.
При смешивании красного и желтого цветов получается оранжевый; синего и красного – фиолетовый; синего и желтого – зеленый.
Свет, цвет. «Что в коробке?»
Ознакомление детей со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); со свойством света не проходить через непрозрачные предметы.
Воспитатель предлагает детям узнать, что находится в коробке и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в группе. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь). Затем открывают прорезь, и после того как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывает о других источниках света – фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит в коробку, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивают, в каком случае лучше видно.
Свет в жизни человека необходим. Если бы не было света, люди жили бы в темноте.
Апрель
Звук. «Музыка или шум»
Определение происхождения звука и различение музыкальных и шумовых звуков.
Педагог вместе с детьми рассматривает предметы (музыкальные и шумовые), выясняет, какие из них могут издавать музыку. Дети называют предметы, извлекают один-два звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, что это за песенка. Затем выясняет, получится ли песенка, если постучать по трубочке (нет); как назвать то, что получится (шум). Дети рассматривают коробочки «со звуками», заглядывая в них, определяют, одинаковые ли будут звуки и почему (нет, так как разные предметы «шумят» по-разному). Затем извлекают звук из каждой коробочки, стараясь запомнить шум разных коробочек. Дидактическая игра «Угадай название музыкального инструмента или звучащего предмета».
Музыкальные инструменты издают музыку, а «коробочки-шумелки» - шум.
Звук. «Что звучит?»
Определение предмета по издаваемому звуку.
За ширмой слышны различные звуки. Воспитатель выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки (шелест листьев, шум ветра, топот лошадки и т.д.). Затем ширму убирают, и дети рассматривают находящиеся за ней предметы. Взрослый спрашивает, какие предметы надо взять и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох листьев (прошуршать бумагой). Аналогичные действия проводятся с остальными предметами, и подбираются предметы, издающие разные звуки (журчание ручья, цокот копыт, шум дождя и т.д.).
Чтобы услышать шорох листьев, нужно прошуршать бумагой, чтобы услышать шум дождя, - полить из лейки, и т.д.
Май
Солнышко светит и согревает
Формирование у детей представления о том, что солнышко весной стало греть сильнее и согревает все вокруг.
Игры детей с зайчиком на прогулке. «Зайчик прыгнул на скамейку. Ах, как тепло. Потрогайте скамейку, какая она: теплая или нет? Кто ее нагрел? Солнышко. У нас сейчас весна, солнце сильно греет – нагрело и скамейку. Теперь зайка прыгнул на качели». Дети вместе с воспитателем обходят участок и выясняют, что теплыми стали стол, стена здания и т.п. «Кто нагрел все это?».
Весной солнышко стало греть сильнее и согрело все вокруг.
Теплота. «Чудесный мешочек»
Определение температуры веществ и предметов.
Дети рассматривают мелкие предметы из дерева, металла, стекла (зеркало), называют их, определяют материалы и складывают предметы в «чудесный мешочек». Воспитатель предлагает детям достать из мешочка предметы по одному. «Холодные» предметы складывают вместе и выясняют, из чего они сделаны (из железа). Аналогично дети достают из мешочка предметы из дерева, из стекла. Взрослый предлагает детям подержать металлические предметы в руках и определить, какими стали предметы (теплыми, они согрелись в руках). Дети обмениваются предметами, сравнивают их по температуре. Затем дети выкладывают предметы из разных материалов на подоконник и определяют (через 5-10 минут), как изменилась их температура (стали прохладными, холодными). Детям предлагается потрогать предметы руками, чтобы определить, все ли они одинаково холодные.
Металлические предметы – самые холодные; деревянные – теплее.