Статья Первые шаги в математику. Автор: Пономарева Людмила Владимировна

Автор: Пономарева Людмила Владимировна
У детей раннего дошкольного возраста недостаточно сформировано математическое развитие с их возрастными особенностями (знание геометрических фигур, умение сравнивать их и располагать, находить их в окружающей обстановке).


Автор: Пономарева Людмила Владимировна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад Голубые дорожки г. Волгодонска
Математический проект
Первые шаги в математику
с детьми раннего возраста
Подготовили воспитатели:
Пономарева Л.В.
2019г.
Паспорт проекта
Название проекта: Первые шаги в математику.
Вид проекта: обучающий-игровой.
Сроки реализации: 4 месяца
Участники: дети 2-х лет, воспитатели и родители воспитанников.
Проблема
У детей раннего дошкольного возраста недостаточно сформировано математическое развитие с их возрастными особенностями (знание геометрических фигур, умение сравнивать их и располагать, находить их в окружающей обстановке).
Актуальность проекта
Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, а, прежде всего, в создании каждому дошкольнику условий
для наиболее полного раскрытия еговозрастныхвозможностей и способностей.
В дошкольномвозрастепроцесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
Среди учебных предметов, вызывающих особые трудности в усвоении,математиказанимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольномвозрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характерматематического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владениематематическойпамятью создают особые трудности в освоенииматематики. Содержание учебногоматериалапо отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки.
Цель проекта:
Создание благоприятных условий для формирования элементарныхматематическихпредставлений у детейраннего возраста(формирование базовых основ для успешного развития способностей и мышления у детей).
Задачи проекта:
развивать у детей умственные способности, такиекак: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
формирование способов познания путем сенсорного развития;
прививать детям интерес к знаниям поматематике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение началматематики;
способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать.
Роль родителей в реализации проекта
изготовление настольных, дидактических игр.
работа с детьми дома.
Продукт проектной деятельности:
развивающие математические игры, игры-самоделки;
буклеты для родителей по математическому развитию детей;
стенгазеты Веселая математика
1 этап – подготовительный
Вся работа выстраивалась с учетом педагогических особенностей детей младшего дошкольного возраста. Свою работу мы начали с изучения научно-методической литературы на эту тему, анализа практических и теоретических сведений о детской проектной деятельности в ДОУ. Подбирали материал, оборудование для успешной реализации проекта, изготавливали игры, согласно планированию. Для сбора материала в групповой комнате отведено отдельное место. Дидактические и другие виды игр располагаются на нижней полке, поэтому всегда доступны для детских игр.
2 этап – практический
У детей младшего дошкольного возраста наглядно-действенное мышление, имеющее в своей основе развитую сенсорику, реализующуюся во время действия с разнообразными предметами. Так же при построении образовательного процесса необходимо знать, что ведущей деятельностью малышей является игровая деятельность. Учитывая все эти особенности, мы разработали определенную систему, по развитию математических способностей у детей младшего дошкольного возраста. Она представляет собой систему дидактических, развивающих, познавательных игр и упражнений, которые строятся, в основном, на действиях детей с разнообразными предметами. Это дает малышам возможность приобрести свой опыт освоения математических премудростей. Каждая игра или упражнения, которые мы используем в процессе образовательной деятельности, сами по себе имеют методические, дидактические и психологические цели. Но организуя несколько игр или упражнений в одну образовательную систему, мы объединяем их либо одним сюжетом, либо единым дидактическим материалом. Дети не должны замечать, что идет обучение. Вся система образовательной деятельности должна восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
3 этап – результативный
На данном этапе будут подведены итоги проектной деятельности по разным направлениям:
в работе с родителями – проведение семейной гостиной Значение математики в раннем возрасте;
в работе с детьми – проведение открытого занятия Матрешки в гостях у ребят;
в работе с коллегами – выступление на педсовете с отчетом о проделанной работе.
Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
Продукт проектной деятельности:
Образовательная деятельность Матрёшки в гостях у ребят
Театрализация сказки Репка
Презентация проекта: Первые шаги в математику
Реализация проекта
Этапы
Сроки
Задачи этапов проекта
Этап
подгото-вительный
1 Февраля-
28 Февраля
- Сбор информации, материалов для реализации проекта.
- Анкетирование родителей Зачем нужна математика
- Круглый стол с участием родителей и детей.
- Консультации для родителей Дома играем - математику изучаем.
- Наглядно-дидактические пособия Геометрическая мозаика, Математическое лото и т.д.
- Разработка конспектов занятий, сценария итогового мероприятия, подготовка презентации.
- Подбор дидактических игр, пальчиковых игр, физкультминуток.
- Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации проекта.
- Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, игр.
Этап
практи-ческий
1Марта-
29 Марта
Воспитатель
- Анкетирование родителей Зачем нужна математика
- Круглый стол с участием родителей и детей.
- Консультации для родителей Дома играем - математику изучаем.
- Наглядно-дидактические пособия Геометрическая мозаика, Математическое лото и т.д.
- Наблюдения на прогулке. Форма, размер, величина, цвет в природе.
- Рассказывание сказки Колобок с использованием театрализованных элементов.
- Беседы о временах года, части суток.
- Развивающие математические игры, игры-самоделки;
- Буклеты для родителей по математическому развитию детей;
Воспитатель- дети
- Игровая деятельность детей ориентировка в пространстве.
- Сюжетно-ролевая игра Расставим машины в гараже в ряд;
- Сюжетно-ролевая игра Семья -Напоим кукол чаем;
-
Игровая деятельность: Количество, Величина, Форма, Цвет.
Д/ игра Сколько матрешек пришло в гости;
Д/игра Построим матрешек в ряд;
Д/игра Покажи один, покажи много;
Д/ игра Собираем пирамидки;
Д/ игра Строим башенки (дорожки, скамеечки, домики и пр.);
Д/игра Что в мешочке;
Д/ игра Наряди платье матрешкам;
Д/ игра Разноцветные бабочки -лото
Д/ игра Собери по цвету кастрюльки и крышки;
Д/ игра Сделаем куклам бусы;
Д/ игра Прищепки
Продуктивная деятельность.
- Аппликация на тему Декоративная тарелочка
- Аппликация Сказочное животное (из геометрических фигур)
- Лепка Путешествие по радуге.
Подвижные игры:
Найди свой домик, Мы идем по кругу, Мой веселый звонкий мяч, Пузырь, Карусели
Воспитатель- родители
- Беседа Математика в раннем возрасте
- Консультация Математика вокруг нас
- Изготовление поделок с родителями Увлекательная математика
- Игротека в кругу семьи.
- Стенгазеты Веселая математика
- - Изготовление книжек малышек В мире геометрических фигур.
- Изготовление атрибутов к показу сказки Репка
- Развивающие математические игры, игры-самоделки;
Этап
Резуль-тативный
1 Апреля-
30 Апреля
Воспитатель
-Представление материала проекта на педагогическом совете.
- Анализ результативности
Презентация.
- Театрализация по сказке Репка
Предполагаемый результат:
При успешной реализации поставленной цели и задач мы планируем получить следующие результаты:
Ребенок:
проявляет познавательную активность;
сравнивает, классифицирует, отражает результаты в речи;
имеет представление о количестве;
у ребенка сформировано стремление преодолеть трудности;
Родители:
• устанавливаются дружеские связи с детьми, педагогами;
• узнают сильные и слабые стороны ребенка, готовы к помощи и поддержке;
• ощущают личную сопричастность к образованию своего ребенка.
Были разучены и освоены новые физкультминутки, подвижные и дидактические игры.
У детей улучшилась мелкая моторика рук, координация движений.
Вывод:
Вот так постепенно в процессе работы мы стараемся в игровой форме развивать у детей математические представления, логическое мышление, ответственность, взаимовыручку. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере математического воспитания путем применения игровых методов и приемов. В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать в команде.
Список используемой литературы:
1. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва, 2013.
2. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005.
3. Глаголева, Л.В. Сравнение предметов [Текст] / Л.В. Глаголева. –М.: Просвещение, 2010.
4. Ерофеева Т.И. Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов [Текст] / Т.И. Ерофеева. – М.: Просвещение, 2006.
5. Леушина А.М.Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.- М. Т.К. Велби, 2009.
6. Развивающие методические игры-занятия В ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/Авт.-сос. Стасова Л.П. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008.
7. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. Санкт-Петербург, 2003.
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x