Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Песочная терапия для детей дошкольного возраста | Кочеткова Наталия Фёдоровна. Работа №240436

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Кочеткова Наталия Фёдоровна
                  ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,

        Юнг утверждал, что процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную      энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике.»

ПЕСОК-это натуральный материал, он не только наполняет природной энергией, но и успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды. ...

ЦЕЛЬ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1.Развитие познавательной и эмоциональной сферы детей.

2.Укрепление нервной системы организма.

ЗАДАЧИ.

1.Развитие познавательных процессов: внимания, памяти и мышления.

2.Развитие мелкой моторики руки.

3.Развитие познавательной активности и мотивации учебной деятельности.

ВОЗДЕЙСТВИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ.

Коррекционно-развивающие.

1.Разрадка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения.

2.Поднятие настроения, эмоционального состояния.

3.Совершенствование артикуляции. Мелкой моторики рук и тактильных ощущений.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад№212
Педагог-психолог Кочеткова Н.Ф.
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,
Юнг утверждал, что процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике.
ПЕСОК-это натуральный материал, он не только наполняет природной энергией, но и успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды. Ведь агрессия-это отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящие вокруг события. Поэтому песок очень актуален при работе с детьми дошкольного возраста. Песок очень податливый и демократичный инструмент творчества, он позволяет работать с собой каждому и объекты из него можно легко изменять в любой момент без особого сожаления. Так как песок состоит из мельчайших песчинок-в процессе взаимодействия с ним активизируются чувственные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладони, что положительным образом сказывается на работе всех внутренних систем человеческого организма. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Именно в деятельности ребенок строит свой образ мира, расширяющий и углубляющий возможности его ориентировки и успешного действия в многообразных условиях решения практических задач, которые перед ним ставит повседневная жизнь. Хорошим воспитателем, способным образовать новые реакции в организме, является собственный опыт организма. Поэтому в основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ребенка, а все искусство взрослого должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность. Педагогический процесс должен обеспечить ребенку возможность реализации этого принципа. Действительно, творческий поиск базируется на следующем характере взаимодействия взрослого с ребенком: они- партнеры, и взрослый создает условия для самостоятельной деятельности детей с песком. Поэтому песочная терапия-это действенный метод помощи ребенку дошкольного возраста вырасти здоровой гармоничной и развитой личностью. Было доказано, что разнообразные игровые занятия с песком и водой способствуют коррекции психосоматических нарушений у детей и даже взрослых. Деятельность с песком полезна. Здесь ошибок не может быть, а значит и нет поводов для расстройства. Песок завораживает ребенка своей легкостью, способностью принимать любые формы и действовать как ему хочется да данный момент.
ЦЕЛЬ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
1.Развитие познавательной и эмоциональной сферы детей.
2.Укрепление нервной системы организма.
ЗАДАЧИ.
1.Развитие познавательных процессов: внимания, памяти и мышления.
2.Развитие мелкой моторики руки.
3.Развитие познавательной активности и мотивации учебной деятельности.
ВОЗДЕЙСТВИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ.
Коррекционно-развивающие.
1.Разрадка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения.
2.Поднятие настроения, эмоционального состояния.
3.Совершенствование артикуляции. Мелкой моторики рук и тактильных ощущений.
Воспитывающие.
1.Воспитание чувства взаимопомощи, поддержки.
2.Воспитание интереса к играм с песком.
Для реализации поставленных задач очень актуальна песочная терапия. Этот метод не ставит цель переделать или менять ребенка, а дает возможность быть самим собой, действовать полноправно в соответствии со своими желаниями и возможностями.
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. Этим вопросом обширно занимались: Зинкевич-Евстигнеева Т.Д, Сакович Н.А., Ратникова Е.В., Гаврик А.В. и другие. Так как этот метод позволяет развивать игровые навыки и игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Игра в песке является языком самовыражения, даёт богатые кинестетические ощущения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим. Идёт обогащение и накопление собственного опыта. Это улучшает вербальные средства языка у детей, а невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна. что становится особенно значимо. Активно взаимодействуя друг с другом при песочной терапии, в процессе игры у детей возникают вопросы друг к другу, решая которые они, на доступном для них уровне, выстраивали коммуникацию самостоятельно.
Моделирование игр сказок на песке очень увлекательный и обучающий момент для детей. Невозможно переоценить значение доброй сказки для воспитания и развития ребенка. Формируя душу, актуальность сказки в том, что она рассказывается в самом нежном, в самом восприимчивом возрасте. Дети охотно слушают сказки и обыгрывают их потому, что они для них интересны. При помощи сказкотерапии дети быстрей адаптируются к условиям детского сада. При помощи игровых заданий, методов они овладевают навыками самообслуживания, личной гигиены, обучаются взаимодействию. Дети становятся более активными, эмоционально устойчивыми, самостоятельными и успешными. Происходит первичная социализация и коммуникация.
СКАЗКАТЕРАПИЯ НА ПЕСКЕ.
Она включает несколько пошаговых этапов:
1.Введение в игровую среду. Установка на внимательное слушание и активное участие-присказки, потешки, обещание необыкновенных приключений. Со стороны взрослого идет доверительный стиль общения, диалог с каждым.
2.Знакомство с игрой и ее героями. Прослушивание начала сказки, истории и строительство в песочнице игрового пространства (сказочной страны, замков, дворцов, рек, лесов-того, что требуется по сюжету игры), заселение его различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и пр.). Позиция отстраненного рассказчика, мягкого помощника, исследователя создаваемого пространства.
3.Моделирование конфликта, трудностей. Детям зачитывается продолжение истории, в котором происходит нечто, что разрушает созданный на песке мир (появляются силы зла, разрушения: драконы, чудовища, ураган и так далее. Создание ситуации, в которой ребенок действует самостоятельно, может переносить и отыгрывать в игре с песком негативные эмоции.
4.Выбор помощи. Обращение к ребенку за помощью: -что будет с жителями страны? Что же делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь? -только ты, с таким добрым сердцем, сможешь помочь жителям этой страны. Стиль поведения взрослого в этой ситуации- заинтересованное лицо, изучающее ситуацию, ищет выход наравне с ребенком. Взрослый убеждает, подбадривает, вселяет веру в себя, указывает на потенциальные возможности ребенка.
5.Борьба и победа. Дети отыгрывают ситуацию борьбы со злом. Здесь –они мудрецы и рыцари, феи и волшебники. Каждый выступает под маской наиболее близкого ему персонажа. Далее происходит восстановление, реконструкция, преобразование песочной страны. Именно сейчас дети выступают Творцами-восстанавливают мир в соответствии со своими желаниями и приобретенными знаниями и навыками. Строят так, чтобы в новой стране всем было удобно. Усиливается успешный опыт-детям благодарны все сказочные существа. Взрослый здесь подбадривает, высказывает свою заинтересованность, выражает уверенность в том, что у ребенка все получится. Потом высказывает искреннее восхищение ребенком, благодарность за выдумку и доброту.
6.Утверждение победы. Спонтанное продолжение игры, в которой происходит празднование победы. Стиль поведения взрослого-он спрашивает об эмоциональном состоянии детей, мыслях и чувствах, которые возникали в процессе игры, понравилось ли им, что они будут делать, если вдруг опять попадут в похожую ситуацию.
7.Перспектива дальнейших приключений. Рассказ о последующих играх, приключениях. Взрослый пытается заинтересовать ребенка и вызвать желание играть и проигрывать ситуации постоянно, для стабилизации психо-эмоционального баланса.
Песочная терапия имеет свои главные выгоды:
Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность. Задания подбираются, соответствующие возможностям ребенка. Исключается негативная оценка действий ребенка и конечно поощряется фантазия ребенка.
Оживление абстрактных символов: букв, цифр, фигур. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям.
Реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями.
Таким образом, песочная терапия благотворно действует на развитие и эмоциональное состояние детей дошкольного возраста. Психотерапевтами давно были замечены удивительные качества песка, нейтрализующие негативную энергию человека, будто всасывая ее в себя. С помощью песка можно сказать то, что нельзя выразить словами.
Что можно диагностировать у ребенка во время работы на песочном столе.
Состояние мелкой моторики.
Уровень познавательного интереса.
Уровень развития речи. (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику).
Устойчивость и распределение внимания.
Уровень развития игровой деятельности.
Уровень развития памяти.
Эмоциональное развитие и компетентность.
Стиль семейных отношений.
Уровень развития коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками и взрослыми.
Играйте с детьми, и вы увидите хорошие положительные результаты. Улучшается настроение и эмоциональное состояние.
Используемая литература:
1.Зинкевия-Евстигнеева Т.Д, Грабенко Т.М.Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии.
2.Ратникова Е.В., Гаврик А.В.Игры на песке. Работа с семьей и детьми.
3.ЭльГ.Н.Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия.
4.И.Н.Хоменко.Коррекционно-диагностический комплекс Песочная магия.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×