Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Петриковская роспись ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Иващенко Татьяна Михайловна

                                        Пояснительная записка. 

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются новые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Большое внимание в своей деятельности я уделяю обучению детей рисованию с использованием нетрадиционных техник. Это интересно и увлекательно!

Цель моего занятия: Продолжать знакомить детей с Петриковской росписью, её колоритом, особенностями.      

Образовательная задача: Совершенствовать навыки детей в рисовании     Петриковской росписи- цветы, ягоды     

Учить самостоятельно, выбирать элементы для своего узора, подбирать их цвет.

Учить приемам рисования: «мазком», «протяжкой», «процарапывания», «прокатка». Развивать чувство композиции, умение красиво расположить узор.

 Развивающая задача: Познакомить с новым материалом для рисования: гуашью, или акварельной краской, смешанной с яичным желтком. Обогащать представления о традициях кубанского быта.

Воспитательная задача: Воспитывать любовь к своей малой родине.

На занятиях рисование  нетрадиционными  техниками    раскрепощает  детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:

-интеллектуальному развитию ребенка;

- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;

- развивает уверенность в своих силах;

- развивает пространственное мышление;

- учит детей свободно выражать свой замысел;

- развивает мелкую моторику рук.

В данном конспекте используются все традиционные формы организации работы по рисованию и познавательной деятельности. Также используются инновационные технологии—интерактивная доска. Используя в занятии интерактивную доску можно играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников.

Всё это помогает мне всесторонне развивать личность ребёнка, учить его выражать своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей и замыслов при создании необычных произведений изобразительного искусства.

На занятии использовались следующие методы: словесные, наглядные, практические использовались и методы стимулирования в виде одобрения, похвалы. Для снятия утомления детей, провела короткую физкультурную минутку. Непосредственно образовательная деятельность была построена с использованием элементов современных образовательных технологий: информационно-коммуникационных технологий, дидактических пособий. В заключительной части НОД подводился итог  деятельности, используя метод анализа успешности выполнения заданий и метод самооценки детьми своих возможностей.    Поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены.

Конспект  НОД по рисованию представляю вашему вниманию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ст. Каневская 2014г.

                                                   

Конспект

непосредственно – образовательной деятельности с детьми по рисованию

             на  тему: « Как в нашем садике – садочке  ягоды да  цветочки».

Цель НОД : Продолжать знакомить детей с Петриковской росписью, её колоритом,  особенностями.      

Образовательная задача: Совершенствовать навыки детей в рисовании     Петриковской росписи

       Учить самостоятельно, выбирать элементы для своего узора, подбирать их цвет.

       Учить приемам рисования: «мазком», «протяжкой», «процарапывания», «прокатка». Развивать чувство композиции, умение красиво расположить узор.

 

  Развивающая задача: Познакомить с новым материалом для рисования: гуашью, или акварельной краской , смешанной с яичным желтком. Обогащать представления о традициях кубанского быта.

Воспитательная задача: Воспитывать любовь к своей малой родине.

 

Интеграции: здоровье, социализация, познание, труд, коммуникация.

 

Предварительная работа:

Беседа о своеобразии народного декоративно-прикладного искусства на Кубани. Рассматривание с детьми образцов Петриковской росписи.

Разучивание песен о Кубани, стихов и игр.

 

Словарная работа: Обогащать и активизировать словарь детей словами:  Петриковская роспись, мазок, процарапывание, прокатка, протяжка, тычок, «чепурушками».

 

Материалы и оборудование:

Зубочистки, гусиное перо, тычки разных разме­ров, салфетка для вытирания пальцев на каждого ребенка, бумага, баночки с водой, блюдце для смешивания гуаши с яичным желтком, мультимедийная установка, экран.

 

Методы: словесные, наглядные, практические.

 

Интеграция образовательных областей: здоровье, познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.

 

                                              Ход НОД:

Группа оформлена –  под кубанскую хату, плетень и т. д.

У хаты на лавочке сидят хозяйка и дети. Хозяйка предлагает поиграть в игру  «Платочек»( Все игроки садятся на корточки по кругу. Водящий бегает по внешнему кругу с платком в руке и незаметно кидает его на    спину любому игроку. Если игрок этого не заметил, и водящий, сделав круг, коснулся его, он становится новым водящим. Если игрок заметил, он хватает платок и бежит вдогонку за водящим. Удалось осалить — водящий остается прежний. Не догнал — сам становится водящим).

Входит в группу казачка, здоровается, обращается к детям и к хозяйке на Кубанском диалекте:

- Тут живут мастера – художники?

Хозяйка:

- Да, а что вас к нам привело?

Казачка:

- Да вот купила хату, а она побелена и не знаю, как ее украсить ведь у вас на Кубани считается, что  чем красивее расписана хата, значит хозяйка хорошая. Вот слышала, что вы мне сможете помочь? Да еще я слышала, что хаты, нужно расписывать,  какой то - необычной краской, а как её делать и где она продаётся, не знаю.  Пожалуйста,  помогите мне и научите меня.

Хозяйка:

- Хорошо гостья дорогая, мы с ребятами  тебе поможем. Ребята вы согласны со мной?

Дети:

- Да!

Казачка:

- Ой, спасибо вам, ребята! Я вот к вам шла и краску купила (достает из корзины), да теперь и не знаю пригодиться ли она?
Хозяйка :

-Ты гостья дорогая присаживайся, да вместе с ребятами  слушайте, что я вам расскажу,  да всё запоминайте. Да и правда на Кубани хаты расписывали красками (показ слада2-7) женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами, рисовали в основном хозяйки цветы, ягоды (слайд7 -12).Самых прилежных хозяек называли «чепурушками». А если просто побелена белая хата, то с такими хозяйками  на улице люди не здоровались.

Сейчас я  возьму краску и смешаю с яичными желтками (показывает, как нужно делать). А теперь я, вам покажу приемы Петриковской росписи, они не сложны. Люди придумали  им выразительные названия «мазок»,  «протяжка»,  «процарапывание»,  «прокатка», «тычок»; женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами.

Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами.. (на листе бумаги  хозяйка показывает приёмы росписи, объясняя детям как правильно и аккуратно нужно работать с краской).

 - «Мазок»- палец с нанесенной краской скользя по бумаге оставляет мазок небольшого размера. Так рисуют овалы, лепестки, вытянутые лепестки.

- «Протяжка» - палец с нанесенной краской  «протягивает» длинный мазок по бумаге. Так получаются изображения длинных листьев, вытянутых деталей. Особенно удобен этот приём для смешивания красок (показывает).

- «Процарапывание» - по свежему мазку острой деревянной палочкой или гусиным пером проводятся полоски, в которых ярче проступает цвет бумаги. Так изображаются прожилки на листьях.

- «Прокатка»- древком кисти с нанесенной краской на бумаге ставятся точки. Придавливая  эти  точки, кисть слегка покачивают. Так украшали ягоды.

Хозяйка:

- Ребята помните, мы с вами рисовали ягоды?

Дети:

- Да!

Хозяйка:

- А чем мы рисовали ягоды калины? Правильно пальчиком. Этот приём рисования называется «тычок», но тогда мы рисовали только одной краской, а в Петриковской росписи мы будем использовать краску - смешанную с яичным желтком и молоком. Так раньше готовили краску  для росписи хаты.

Хозяйка показывает как правильно пользоваться краской, салфеткой, обращает внимание на то, что при  процарапывание нужно осторожно обращаться с острой палочкой или пером. Затем предлагает рассмотреть  образцы росписи и приступить к самостоятельной работе, оказывая индивидуальную помощь каждому ребёнку.

Физминутка:

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.                          

А потом мы Петриковку

Будем дружно рисовать!

«Цветки» (повторить 2 раза)

Наши алые цветы распускают лепестки. (Медленно разгибать пальцы                                                                            из кулачков.)

 Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Покачивание кистями рук вправо - влево.)

Наши алые цветы закрывают лепестки. (Медленное сжимание пальцев в кулаки.)

 Головой качают, тихо засыпают. (Покачивание кулачков вперед - назад.)

Хозяйка:

- Ребята отдохнули? Давайте продолжим рисовать. Как красиво у вас получается и нашей гости цветок тоже красивый получился.Скажите ребята в Петриковской росписи если палец с нанесенной краской оставляет мазок небольшого размера как этот прием называется?

 Ответы детей:  (Мазок)

Хозяйка:

- А если палец с нанесенной краской  «протягивает» длинный мазок то тогда ка называется?

Ответы детей:  (протяжка)

Хозяйка:

- А ещё какими способами мы рисовали? (ответы детей)

 Казачка:

-  Молодцы ребята! Как стало у вас красиво, хата стала яркой, расписной. А о самых удач­ных росписях на Кубани говорили «Красиво, как в церкви».

Эх, нравится мне здесь, чувствую себя как дома ,вот только я забыла,  как называется роспись? А самых прилежных хозяек, а вы сегодня все старались, на Кубани как звали?( «чепурушками»).  Хорошо у вас, но мне надо устраивать своё жилище. Теперь я вас в гости к себе жду. До свидания.

  

                     

 

                                

 

 

 

 

 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×