Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

PISA: что это такое? | Колесникова Елена Сергеевна. Работа №234733

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Колесникова Елена Сергеевна

Думаю, многим учителям современной школы знакома аббревиатура  PISA.        PISA (Programme for International Student Assessment) - международная  программа по оценке образовательных достижений учащихся.​ Проходит раз   в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет. Это тест,  оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение  применять знания на практике по следующим ​ направлениям​: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и грамотность чтения.

Колесникова Е.С.

Учитель английского языка

МБОУ СОШ №5 им. А.М. Дубинного

 

PISA: что это такое?

Думаю, многим учителям современной школы знакома аббревиатура PISA. PISA (Programme for International Student Assessment) - международная программа по оценке образовательных достижений учащихся.​ Проходит раз в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет. Это тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике по следующим ​ направлениям​:

Математическая грамотность​ - степень способности определять и понимать роль математики в окружающем мире, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику в целях удовлетворения потребностей, присущих созидательному, заинтересованному и мыслящему человеку. Естественнонаучная грамотность​ – степень способности использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Грамотность чтения​ - степень способности к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для различных целей. Компетентность в решении проблем​ – способность использовать познавательные умения для решения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется. В тестах используются вопросы разного типа. Около половины - вопросы, предполагающие свободные ответы. В 12% вопросов необходимо самостоятельно сконструировать свой ответ, но этот ответ ограничен отдельными словами или числами. Вопросы с готовыми вариантами ответов составляют примерно треть. Программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA осуществляется ​ Организацией экономического сотрудничества и развития ОЭСР (OECD - Organization for Economic Cooperation and Development).

Целью программы PISA является оценка способности 15-летних учащихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Выбор привлечения к исследованию именно 15-летних учащихся объясняется тем, что во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе, и программы обучения в разных странах имеют много общего. Именно на данном этапе образования важно определить состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также оценить способности учащихся самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире.

Программа осуществляется консорциумом, состоящим из ведущих международных научных организаций, при участии национальных центров и организации ОЭСР. Руководит работой консорциума Австралийский Совет педагогических исследований (The Australian Council for Educational Research - ACER). В консорциум также входят: Национальный институт педагогических измерений Нидерландов (Netherlands National Institute for Educational Measurement - CITO), Служба педагогического тестирования США (Educational Testing Service, ETS), Национальный институт исследований в области образования Японии (National Institute for Educational Research, NIER), Вестат США (WESTAT).

PISA оценивает не уровень освоения школьной программы, а скорее возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой. Но разве это не то, зачем мы отправляем наших детей в школу? Вряд ли в будущей жизни они будут сталкиваться с задачами, сформулированными в школьных учебниках: они должны будут применять полученные знания в решении нестандартных вопросов. Только таким образом можно добиться успеха, а вовсе не решая одинаковые задачки из учебника.

Конечно, школа должна давать определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Но хорошая школа должна привить навыки решения реальных жизненных проблем и самостоятельной работы с информацией. Это называется ​ «функциональной грамотностью»​, и именно эта самая функциональная грамотность является объектом мониторинга качества образования в школе Programme for International Student Assessment (PISA).

PISA – уникальный мониторинг оценки качества образования в школе, фиксирующий не только результаты усвоения учебного материала, но и умение использовать полученные навыки и знания в решении жизненных проблем. Именно это определяет актуальность мониторинга не только для совершенствования школьного обучения, но и для формирования ​ компетентностного подхода в высшем образовании​. Сегодня мало просто знать факты и правила. В современном мире нужно еще уметь их использовать, например, для того, чтобы сформулировать свою точку зрения в споре о генетически измененных продуктах или оценить газетную статью о глобальном потеплении. Россия принимала участие во всех циклах программы PISA.

Увы, позиции России в международном мониторинге качества образования PISA оптимизма не внушают. Россия стабильно оказывается в четвертом десятке, то есть ближе к концу списка, демонстрируя результаты значительно хуже средних по ОЭСР. Российские школьники знают школьную программу по биологии, но не понимают, что такое ГМО. Они неплохо производят вычисления, но легко поддаются на манипуляции со статистикой... Возможно, выпускники российских школ могут легко воспроизвести выученное определение радиации или объяснить, чем РНК-вирус отличается от ДНК-вируса. Но вот такая обыкновенная вещь, как действие антибиотиков, оказывается, неразрешимой задачей. Такие выводы следуют из анализа работ российских подростков. Проблема с умением оперировать научными знаниями остается и в зрелом возрасте. Не только школьники, но и многие взрослые, несмотря на высшее образование, научные степени и звания, не обладают самым важным навыком - умением работать с информацией. И если в самое ближайшее время образовательные программы и в средней, и в высшей школе не повернутся к этой проблеме лицом, то Россия и дальше будет сдавать свои позиции в образовании, а, значит, и во всех других областях.

Рекомендации и материалы, разработанные в процессе анализа, использовались при введении государственной итоговой аттестации выпускников школы в форме ЕГЭ, при разработке государственных стандартов второго поколения, при разработке компетентностно-ориентированных измерителей образовательных достижений.

В данной связи я вижу огромное противоречие между заданиями, которые использует PISA и заданиями, которые мы привыкли видеть в итоговой аттестации. На этапе поступления в вуз выпускнику гораздо важнее получить максимально высокий балл за ЕГЭ, и ему совершенно не интересно, какой балл он получит за тест PISA. Следовательно, при разработке тестов, ФГОСов, а также иных национальных измерителей необходимо учитывать данные международных измерений.

Возможно, вы согласитесь со мной, если я скажу, что при изучении многих предметов в школе нам часто приходилось изучать темы, которые мы никогда более не применяли в своей жизни и за отсутствием практики, такие знания просто забывались. Стоит ли их изучать и тратить на них время? С другой стороны, есть много практических моментов, в которых не разбираются даже взрослые граждане, и хотелось бы, чтобы в школе нам давали больше практических советов. К сожалению, в школе мы часто получаем разрозненные академические или энциклопедические знания; предметы в школе преподаются как отдельные науки, а ведь деление на науки носит исключительно условный характер, потому что для осуществления жизнедеятельности нам прежде всего необходимо решить проблему, а не разбираться к какому школьному предмету она относится. Поэтому все учителя – предметники и особенно учителя естественно-научного цикла должны преподавать так, чтобы можно было ответить на вопрос: Где и как мои ученики могут применить знания по данной теме? Особенность предмета «иностранный язык» заключается в его метапредметности. Следовательно, мы как учителя иностранного языка должны постоянно интересоваться, какие же темы изучают наши учащиеся по другим предметам и как можно чаще сотрудничать с другими учителями.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×