Статья План конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в старшей группе.. Автор: Чарухина Ольга Владимировна

Автор: Чарухина Ольга Владимировна
конспектзанятия


Автор: Чарухина Ольга Владимировна

План конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в старшей группе.

Тема: «Дифференциация звуков [ш]-[ж]»

Программные задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

- учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах, предложениях, чисто говорках;

- формировать навык слого-звукового анализа слов;

- упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

-учить согласовывать числительные с существительными;

-закреплять навык составления предложений с прямым дополнением по сюжетным картинкам;

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш];

-развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику;

-развивать мышление, память, связную речь;

3. Воспитательные:

-воспитывать интерес к занятиям;

-соблюдать правила поведения на занятии;

-воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, предметные картинки на звуки ш-ж, фишки для звукового анализа.

Ход НОД:

1. Организационный момент. Дети в кругу

-Ребята, какой у нас девиз?

«Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно»

-А чтобы хорошо выговаривать звуки разомнём язычок. Артикуляционные упражнения «Лягушка-слоник», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Лошадка». слайд 2

Загадки

Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я не железный, я же – … (ЖУК)» выставляется картинка

Веревка по земле ползет,

Вот язычок, открытый рот,

Всех укусить, готова Я,

Потому что Я - (змея) выставляется картинка

-Как жужжит жук? (жжж)

-Как шипит змея? (шшш)

-Кто догадался с какими звуками мы будем играть?

-Сегодня мы будем различать звуки ш-ж и чётко их произносить.

Сравнение звуков ш-ж по акустико-артикуляционным признакам. Характеристика. Обозначение.

-Давайте произнесем звук [ш], а теперь [ж].

-Как вы думаете, чем похожи эти звуки?

-Правильно, при произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами — расстояние, широкий кончик языка — «чашечкой» за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним зубам.

- Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и произнесем снова эти звуки.

-Когда произносим звук [ш] — горлышко молчит, а когда звук [ж] — дрожит.

-Какой фишкой обозначим звук ш? ж? (к картинкам жука и змейки прикрепляем соответствующую фишку)

Дифференциация звуков ш-ж на слух. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Светофор»

Дети поднимают символы: жук, змейка.

Словарный материал: шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, лампа, жираф, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, лимон, шмель, дожди/

Дифференциация звуков ш-ж в словах.

Игра «Большой-маленький». Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Картинки на слайдах 3-8

Слова: снег-снежок утюг утюжок; сапог-сапожок петух-петушок;

флаг-флажок пирог-пирожок.

Работа по индивидуальным картинкам.

Физкультминутка

Игра «Четвёртый лишний». Звуковой анализ слова «жук».

Картинки: шуба, шапка, жук, шарф. Слайд 9

-Какая картинка лишняя, почему?

-Назовите первый звук в слове «Жук». Какой звук /ж/? (согласный твёрдый. звонкий). Какой фишкой обозначим? (синей с колокольчиком)

Аналогично анализируем второй и третий звук. Проверяем на слайде 10.

Составление предложений по сюжетным картинкам на слайдах 11-15.

Женя едет на машине.

Алёша держит флажок.

В лукошке лежат вишни.

Миша катается на лыжах.

Пожарник тушит пожар.

Дифференциация звуков ш-ж в чистоговорках. Картинки на слайдах 16-21

*Катится колючий ёжик,

Нет ни головы, ни ножек,

Мне по пальчикам бежит,

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

«Уходи колючий ёж

В тёмный лес,

Где ты живёшь».)

*Вяжет на зиму жираф

Шерстяной пушистый шарф.

*Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно.

*В темноте шуршал камыш,

Кошка думала, что мышь,

Прибежала в камыши,

В камышах нет ни души.

*Ежу на ужин мышонок нужен.

*Хорош пирожок,

Внутри творожок.

Итог:

-С какими звуками мы сегодня играли?

-Чем они похожи, чем отличаются?

-Вы молодцы! Теперь вы не будите путать звуки ш-ж

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x