План — конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе детей с нарушением зрения «Путешествие в страну чудес»

Автор: Бугрина Любовь Владимировна

Тема: план — конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе детей с нарушением зрения «Путешествие в страну чудес»

 

Выполнила: воспитатель Бугрина Л.В.

Основной вид деятельности: познавательно-исследовательская.

Форма: игра — путешествие.

Длительность: 1 час — 1 час 10 минут.

 

Задачи по образовательным областям:

Познавательное развитие:

1.     Развивать комбинаторные способности, умение анализировать способ расположения частей, составлять фигуру — силуэт, ориентируясь на образец (расчлененный контур); на основе анализа, сравнения и обобщения рядов фигур по признакам (форма туловища, головы, количество усов, направление хвоста) находить и зарисовывать недостающую в третьем ряду фигуру кота.

2.     Закреплять умение ориентироваться в пространстве, пользуясь планом, показывать свой путь следования на плане.

3.     Обобщать строительный опыт детей в сооружении зданий, знания об особенностях их строения и оформления. Развивать способность видеть зависимость между назначением предмета и его назначением.

4.     Решать проблемную конструктивную задачу, представленную тремя условиями, без показа способа их выполнения.

5.     Формировать умение ориентироваться в свойствах конструируемого объекта с помощью плоскостных схематических изображений трех разных проекций предмета путем их создания, анализа их состава, по чертежам, данным в трех проекциях (вид спереди, сверху, сбоку).

6.     Закреплять умение планировать свои действия по схеме, самостоятельно возводить конструкцию по чертежам, данным в трех прямоугольных проекциях (вид спереди, вид сбоку, вид сверху), узнавать конструкцию по чертежам, выделять ее основные структурные части, соотносить между собой три проекционных изображения.

7.     Закрепить знания о видах материалов, их свойствах и качествах, воспитывать наблюдательность.

Социально-коммуникативное развитие:

1.     Воспитывать находчивость, смекалку, чувство юмора.

Речевое развитие:

1.     Активизировать словарь детей словами: план, схема, маршрут.

2.     Учить выделять и называть первые и последние звуки в словах, делить слова на части.

Художественно-эстетическое развитие:

1.     Развивать эстетический вкус.

Физическое развитие:

1.     Развивать ловкость, координацию движений.

2.     Активно упражнять зрительные функции: выделения, прослеживания.

Коррекционные задачи:

1.     Совершенствовать умение соотносить форму предметов с соответствующими геометрическими эталонами, используя зрение и осязание (конструирование кукольного театра из строительного материала).

2.     Совершенствовать умение дифференцировать предметы по признакам (назначение, полезные свойства) путем отгадывания, что это такое.

3.     Развивать глазодвигательную функцию, зрительную фиксацию, зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику.

4.     Продолжать учить ориентироваться в музыкальном зале, закреплять умение детей передвигаться в названном направлении по ориентирам и без них, сохранять и изменять направление движения.

 

Материал: домик, игры «Подбери ключ к замку», «Найди одинаковые ключи» (на каждого ребенка), «Танграм», «Лабиринт», «Какой кошки не хватает?» (на каждого ребенка), «Точечки», «Собери целое из частей» (на каждого ребенка), книга «Приключения Буратино» А.Н. Толстого, игра «Волшебный сундучок», план — путь следования, листы бумаги, фломастеры, мультимедиапроектор, экран, указка, цветные кубы, ребристая доска, схемы движения, цветные следы, линии, наклонная доска, дугообразные лесенки, объемные и плоскостные обручи, карточки — картинки с изображением героев сказки, цветные камушки, символы звуков; сундучок: с мешочками с песком, бумагой, горохом, деревянными дощечками, монетами, конфеты «Золотой ключик» (на каждого ребенка), деревянный конструктор «Архитектор — 1» (на каждого ребенка), «Чудесный мешочек» с геометрическими фигурами (на каждого ребенка), набор «Геометрические тела».

 

Детская деятельность, формы и методы организации:

 

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Познавательно-исследовательская

Работа с картами, схемами

Игровая

Игра — путешествие, сюрпризный момент, дидактические игры

Коммуникативная

Беседа

Конструктивная

Конструирование по теме «Кукольный театр»

Двигательная

Выполнение заданий на полосе препятствий

Музыкальная

Слушание музыкальных отрывков

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение стихотворений, потешек, загадок

 

Логика образовательной деятельности:

 

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемый результат

Организационный момент.

Предлагает вспомнить и назвать сказки, отправиться в сказку.

Вспоминают и называют сказки.

Знание сказок.

Постановка проблемы.

Зачитывает записку от Карабаса Барабаса. Ставит задачу помочь Буратино.

Игры «Подбери ключ к замку», «Танграм».

Находят путь по карте.

Подбирают «ключи» к «замку» в соответствии со скважиной «замка» нужной формы и величины (среди набора разнообразных геометрических фигур)

Умение ориентироваться в пространстве, пользуясь планом.

Анализ, сравнение  геометрических фигур.

 

Решение познавательных задач.

Упражнения «Обведите по точкам и узнаете», «Собери целое из частей»

Обводят контур фигур по точкам.

Собирают портрет Лисы Алисы из отдельных частей.

Умение действовать по заданной инструкции.

Тренировка зрительных функций.

Гимнастика для глаз.

Выполнение упражнений для глаз — зрительная гимнастика.

Тренировка зрительных функций.

Игра «Лабиринт».

 

Прорисовка через кальку схемы (пути к коту Базилио)

Умение ориентироваться в пространстве, пользуясь планом.

Игра «Нарисуй портрет кота»

 

Анализируют ряды с нарисованными кошками, проводят сравнение фигурок по цвету, форме головы и туловища, расположению хвостов, количества усов.

Рисуют недостающие фигурки котов.

Умение проводить анализ, сравнение и обобщение рядов фигур по признакам (форма туловища, головы, количество усов, направление хвоста), находить и зарисовывать недостающую фигуру кота

Задание «Полоса препятствий».

Выполняют двигательные задания: пройти по «следам»; пройти гусиным шагом; пройти приставным шагом; пройти с перешагиванием через препятствия; перепрыгивание с «кочки на кочку»; ходьба по мостику.

Умение передвигаться в названном направлении по ориентирам и без них, сохранять и изменять направление движения.

Речевые упражнения.

Называют первые и последние звуки в словах:  Черепаха Тортилла, Кот Базилио, Лиса Алиса, Буратино, Мальвина, Артемон, Карабас Барабас; делят слова на слоги.

Умение выделять и называть первые и последние звуки в словах, делить слова на части

Дидактическая игра «Узнай на ощупь, назови, объясни почему».

Достает из волшебного сундука мешочки с различными предметами: бумага, песок, деревянные бруски, горох, мех, пшено.

Обследуют мешочки на ощупь, угадывают содержимое мешочка, описывают его свойства, сравнивают с другими, и говорят, что можно сделать из этих предметов.

Умение узнавать предметы на ощупь. Умение составлять тексты-описания.

Конструирование из плоскостных деталей.

Строят театр по чертежам в трех прямоугольных проекциях

Умение планировать свои действия по схеме, самостоятельно возводить конструкцию по чертежам, данным в трех прямоугольных проекциях (вид спереди, вид сбоку, вид сверху), узнавать конструкцию по чертежам, выделять ее основные структурные части, соотносить между собой три проекционных изображения.

 

 

 

Ход деятельности:

 

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в страну Чудес. А что такое чудеса и где они встречаются?

Дети: В сказках.

Воспитатель: Дети, а вы любите сказки? А что это такое «сказка»? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, только в сказке добро побеждает зло. А хотите прямо сейчас попасть в сказку «Золотой ключик или Приключения Буратино»? (включаются цветные огоньки, звучит музыка из фильма).

Воспитатель: Вот мы и в сказке.

Раздается крик: «Ай-ай-ай!» (голос Буратино)

Воспитатель: Что это случилось? И кто кричал? (Буратино) А вот и какая-то странная записка. Это Карабас Барабас оставил ее.

Звучит голос Карабаса Барабаса: Да, да, это кричал Буратино. Что-то загостил он у вас, мой длинноносый деревянный человечек из моего театра. Я его забрал у вас. Не хотел он от вас уходить, говорит у вас ему нравится, что Вы, как и    он, - умненькие, благоразумненькие. Но так ли это? Я вам даже подскажу, куда его унес, но вы все равно не выручите Буратино. Это трудный путь. Вы его не отыщите. Попробуйте, я на вашем плане указал маршрут, по которому надо идти. Деревянного человечка с длинным носом я запер в доме (на плане он отмечен). Можете попробовать отыскать этот дом, но все равно дом заперт на несколько замков. Так что Буратино вам не видать.

Воспитатель: Попробуем отыскать Буратино. Он оставил карту. (Дети отыскивают домик, ориентируясь по карте).

 

Игры «Подбери ключ к замку», «Танграм». (Дом заперт на несколько замков. Дети у дома подбирают «ключи» в соответствии со скважиной замка нужной формы и величины (среди набора разнообразных геометрических фигур). Остальные дети выполняют задание «Подбери пару ключей» самостоятельно, за столами: на связке ключи без номеров, внизу такие же ключи, но под номерами. Задание — найти ключ под номером внизу и подписать цифру на связке ключей (головка ключей — разнообразной геометрической формы — квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, а основа ключей — с различной насечкой).

 

Воспитатель: В домике оказалась лиса Алиса. Обманул нас Карабас-Барабас. Но может лиса поможет нам в поисках.

Лиса: Я предлагаю вам решить несколько моих задач. Решить — так уж и быть, помогу.

 

Задачи Лисы:

·        У меня три сыночка и у каждого есть родная сестра. Сколько всего у меня лисят? (4)

·        Кот Базилио с Лисой

Торговали пастилой.

Кот сказал: «Один плюс пять.

Будет восемь». Лжет опять?

Сколько будет? Напиши

И незнайкам подскажи.

(1 + 5 = 8?

1 + 5 =

Запись примера на листочках)

Лиса: Молодцы! А угадайте-ка, что я люблю есть. У меня следующее задание - «Обведите по точкам и узнаете» (рыбка, курочка, мышка)

Лиса: Мое следующее задание - «Собери целое из частей» - «Мой портрет».

Лиса: Прекрасно! А теперь давайте поиграем в волшебные игры для глаз.

 

Игра 1.

Послушайте, а какая у вас самая любимая сказка? А сказку про Буратино вы любите? Вот и хорошо. Был такой деревянный человечек с длинным носом. Он еще дразнился очень обидно. Приложит к своему и без того длинному носу оттопыренный палец и дразнится. Попробуйте-ка сделать это сами.

Сначала сделайте «нос». Теперь посмотрите на кончик оттопыренного мизинца. А теперь вдаль. Сделайте это несколько раз. Только дразнить никого не надо.

 

Игра 2.

Буратино схватили Лиса Алиса и Кот Базилио. Что им надо? Ну ясно что — золотые монеты. А вы будьте похитрее. Сделайте вид, будто ты не понимаете, о чем речь. Как это сделать? А вот так. Надо быстро-быстро поморгать глазами. Одну минуту. Не больше.

 

Игра 3.

Буратино сидит посреди Поля Чудес в Стране дураков и сторожит лунку с закопанными золотыми. Вокруг ночная темнота. Но надо быть начеку. Теперь потрите ладони друг о друга и легонько прикройте закрытые глаза. Теперь вы в полной темноте. Не видно ни Луны, ни звезд. Посидите так с минуту.

 

Лиса: Молодцы! У меня есть приятель. Догадались, кто он? Кот Базилио. Помогите мне попасть к нему, разобраться в этом лабиринте.

 

Игра «Лабиринт» - прорисовка через кальку пути к коту Базилио.

 

Лиса: Спасибо. Вы уже дважды выручили меня: освободили из заточения и помогли найти дорогу к другу. Но у меня есть важные дела. Я пошла.

 

Появляется кот Базилио.

Кот Базилио: Мы с Карабасом Барабасом решили пошутить и запутать вас, поэтому заперли в домике вместо Буратино Лису Алису. Карабас Барабас ушел и унес Буратино, а мне велел  пока решить вот такую задачу — на этом пустом квадрате нарисовать Кота, моего друга, а какого именно- не сказал, здесь уже всяких котов много нарисовано. Может быть себя нарисовать? Сказал, чтобы я думал, и мне не поздоровиться, если я нарисую не того кота. А как это думать? (Дети объясняют, как они понимают задачу)

 

Игра «Нарисуй портрет кота» (по книге Т.Н. Михайловой «Занимательные игры»).

На листе 9 кошек в 3 ряда, одно окно закрыто. Все кошечки в ряду разные:

·        по цвету, по форме головы и туловища;

·        хвосты смотрят в разные стороны;

·        различное количество усов у каждого кота.

Работа с таблицами осуществляется самостоятельно. Необходимо проанализировать цвет, форму головы, туловища, положение хвоста.

 

Кот Базилио: Спасибо, ребята. До свидания.

 

Появляется Артемон.

Артемон: Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем путешествие по сказке, и снова чудеса на нашем пути - «Полоса препятствий».

 

Задания:

·        пройти по «следам»: девочкам — пройти по красным следам,     мальчикам — по зеленым;

·        пройти гусиным шагом, сидя под наклонной лесенкой, встать (от красного до синего кубика);

·        ходьба приставным шагом, руки в стороны (от синего до желтого кубика);

·        ходьба — перешагивание через препятствия (высоко поднимать ноги, тянуть носок) (от желтого до синего кубика);

·        перепрыгивание с «кочки на кочку» (плоскостные обручи);

·        ходьба по мостику (ребристой доске).

Артемон: Спасибо. Можете двигаться дальше.

 

Звучит музыка «Затянулась бурой тиной гладь»

Воспитатель: Мы попали в гости к черепахе Тортилле.

Черепаха Тортилла: Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас. Знаю, что вы все дружные ребята и спешите на помощь к Буратино. Я вам помогу, но для этого вы должны выполнить мои задания. Вы готовы? (Да)

Черепаха Тортилла: Скажите, кого из героев сказки вы знаете? (Черепаха Тортилла, Кот Базилио, Лиса Алиса, Буратино, Мальвина, Артемон, Карабас Барабас)

Черепаха Тортилла: Назовите-ка мне первые и последние звуки в именах этих героев. (Ответы детей)

Черепаха Тортилла: А теперь следующее задание. Слово делится на части, как на дольки апельсин. Вот и вам нужно разделить слова на части — посчитать  количество слогов у предметов, изображенных на картинке, и отложить волшебные камушки, которые я собрала на пруду. (Ответы детей. Необходимо проговорить слово про себя, прохлопать количество слогов в ладоши и сказать «В слове 1 (2,3,4) слога.)

Черепаха Тортилла: Следующее задание выложить слова «Буратино», «Мальвина» (Дети составляют на столе)

 

Пальчиковая гимнастика. (В конце гимнастики Черепаха Тортилла достает сундук и дарит его детям)

Начинаем колдовать (разжимаем и сжимаем кулачки)

Двери в сказку открывать (разводим руки в стороны)

Хоть замочек очень крепкий (сжать руки в «замочек»)

Металлический и цепкий (покачать вправо, влево)

Мы его сперва покрутим (вращения круговые «замка»)

А потом три раза дунем (подуть на руки)

Покачаем 1,2,3 (покачать руками внизу)

Ключ замочек отвори (расцепляются руки, руки разводятся в стороны и полностью разгибаются пальцы)

Двери открываются,

Сказка продолжается (плавные движения волной)

 

Воспитатель: Ребята, давайте поблагодарим Черепаху Тортиллу и поиграем в игру «Волшебный сундучок». (Дидактическая игра «Узнай на ощупь, назови, объясни почему»)

Воспитатель: Давайте посмотрим, что здесь находится. (Достает по очереди мешочки с различными предметами: бумага, песок, деревянные бруски, горох, мех, пшено. Дети обследуют мешочки на ощупь, угадывают содержимое мешочка, описывают его свойства, сравнивают с другими, и говорят, что можно сделать из этих предметов)

 

Воспитатель задает проблемные вопросы (игра с мячом): Можно ли из бумаги сделать зонт? Почему? А из стекла сапоги? А что будет с монетами, если долго будут лежать в земле? (Дети дают ответы и аргументируют их)

 

Игра «Закончи фразу»

·        Из ткани шьют …

·        Карандаши делают …

·        Из пластмассы делают …

·        Железным бывает …

 

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь — последнее испытание. Давайте посмотрим на экран. (Изображена картина «Дверь в театре»)

Воспитатель: Ребята, а о чем мечтали Буратино, Мальвина и все их друзья из театра Карабаса Барабаса? (О своем театре) А может мы им поможем? У нас есть чертежи красивых зданий и строительный материал. Давайте построим театр.

Воспитатель: А как называются строительные тела?

 

Чтение стихотворения «Строительные детали» (с показом деталей)

 

Игра «Чудесный мешочек» (дети на ощупь находят плоскостные геометрические фигуры — стороны объемных тел, обследуют их, называют и показывают)

 

Работа детей с конструктором — строительство театра по чертежам в трех прямоугольных проекциях.

 

Игра «Куда села бабочка?» (Показ деталей на чертеже, постройке)

 

Звучит волшебная музыка и маленькие постройки превращаются в большой театр для кукол. Из ворот выходит Буратино с золотым ключиком.

 

Буратино: Спасибо вам друзья, что вы освободили меня. А как же вы отыскали меня (показ на экране пути следования, рассматривание постройки и кукольного театра)

 

Буратино: А где моя Мальвина? (Выходит Мальвина)

Мальвина: Мой друг — веселый Буратино

Он всегда меня сопровождает

Он заботится всегда обо мне

И просто обожает. (Делает реверанс)

 

Буратино и Мальвина танцуют. Прощаются с ребятами и уходят из сказки через волшебные ворота.

 

 

Воспитатель: Вот и закончилась наша сказка со счастливым концом. Сказка кончается, а дружба начинается … А теперь, ребята, сюрприз (конфеты «Золотой ключик»). А теперь фото на память.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x