План малой творческой группы по экологическому воспитанию. ☼
Автор: Мазур Нина Дмитриевна
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира, как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире. Это происходит оттого, что детский сад всегда мало уделял внимание экологическому воспитанию. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни. Экологическое воспитание — новое направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире природы. В 30-е г. биолог и селекционер И.В. Мичурин сказал: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее — наша задача». К сожалению, долгое время люди во всем мире так и поступали. «Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т.е. оценивать настоящее в свете будущего. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.
Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи. Таким образом, в сущности экологического воспитания выделяют две стороны: первая – экологическое сознание, вторая – экологическое поведение. Для формирования экологического сознания в современных образовательных учреждениях создаются все условия. А экологическое поведение формируется с годами.
Поэтому мы решили создать свою малую творческую группу в нашем детском саду для изучения и обучения, как правильно и последовательно прививать у детей любовь к окружающему их миру, к природе, которая их окружает. А также в тесном коллективе изучать новые педтехнологии, использовать современные интерактивные методы и приёмы по обучению детей экологической культуре.
ЦЕЛЬ: Создание условий для развития профессионального мастерства педагогов по экологическому воспитанию дошкольников на основе интегрированного подхода к занятиям.
ЗАДАЧИ: 1.Обеспечить профессиональную компетентность педагогов, направленную на овладение новой технологии по экологическому воспитанию.
2.Совершенствовать профессиональные навыки у педагогов по экологическому воспитанию на основе исследовательской деятельности с детьми.
3. Систематическое повышение квалификации педагогов, овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей.
4.Осуществление систематической работы с детьми в рамках той или иной технологии, постоянное её совершенствование.
ПЛАН РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ.
№/п | Содержание деятельности | Сроки проведения | ответственные | Отметка о проведении |
1. | Тема: Разработка программы внедрение инноваций, в соответствии с требованиями ФГОС ДО. | сентябрь |
|
|
Заседание №1. |
|
|
| |
Основные направления в работе: Цель и задачи в 2015 – 2016уч.г. |
|
|
| |
ЦЕЛЬ: Мотивация педагогов творческой группы к деятельности, направленной на решение поставленных задач. |
|
|
| |
|
|
| ||
ЗАДАЧИ: 1. Определить приоритетные задачи творческой группы в 2015 -2016уч.г. |
|
|
| |
2.Смотивировать педагогов на решение задач, определённых в качестве приоритетных. |
|
|
| |
3. Скоординировать деятельность педагогов по реализации поставленных задач. |
|
|
| |
2.ТЕМА: Обсуждение программы конкретных действий членов творческой группы по экологическому воспитанию. |
октябрь |
|
| |
ЗАСЕДАНИЕ №2 |
|
|
| |
Различные подходы к структуре занятия по изучению нового материала по экологическому воспитанию. ЦЕЛЬ: Обоснование условий необходимых для повышения качества образовательной деятельности педагога с детьми. ЗАДАЧА: Познакомить педагогов с теоретическим обоснованием условий, обеспечивающих главное отличие интегрированного обучения, исследовательские методы от традиционных методов. |
|
|
| |
3. ТЕМА: Ознакомление со структурой занятия – проекта на тему: « Моё дерево».
|
|
|
| |
ЗАСЕДАНИЕ № 3 ПРАКТИКУМ. ТЕМА: Изучение экологического проекта « Моё дерево». Определение методов исследования. Н.А.Рыжова; О.А. Соломенникова. ЦЕЛЬ: Освоение исследовательской деятельности при построении работы по экологическому проекту « Моё дерево».
ЗАДАЧА: Провести анализ экологического проекта « Моё дерево» Н.А. Рыжовой. |
ноябрь |
|
| |
4. ТЕМА: Ознакомление со структурой и построением этапов работы экологической тропы. Н.А. Рыжова, О.А. Соломенникова. |
декабрь |
|
| |
ЗАСЕДАНИЕ №4.
ПРАКТИКУМ. ТЕМА: « Изучение основных критериев и выбора маршрута, и объектов экологической тропы.
ЦЕЛЬ: Освоение основных этапов создания экологической тропы, при составлении последовательности действий на НОД.
ЗАДАЧА:1. Провести анализ этапов НОД « Экологическая тропа» и оборудования. 2. Совершенствовать профессиональную технику воспитателей в анализе требований к этапам проведения НОД. |
|
|
| |
5. ТЕМА: Работа по самообразованию.
1. Составить перечень умений, которыми должны обладать воспитатели при организации и проведении интегрированного НОД по экологическому воспитанию.
2.Познакомиться с конспектами НОД экологического проекта «Моё дерево» и « Экологическая тропа» Н.А.Рыжовой, О.А. Соломенникова.
3. Провести анализ этих НОД. |
|
|
| |
ЗАСЕДАНИЕ № 5. Круглый стол. «Обсуждение и анализ НОД по экологическому проекту « Моё дерево». Н.А. Рыжова. ЦЕЛЬ: Сбор информации и первичный анализ работы. Задача: Обмен полученной информацией. |
январь |
|
| |
6. ТЕМА: « Планирование и проведение НОД с дошкольниками. |
|
|
| |
ЗАСЕДАНИЕ №6.
Подготовка и проведение НОД по экологическому проекту « Моё дерево». ЗАДАЧИ: Обсудить систему вопросов, направленных на обдумывание НОД, составление его плана.
| январь |
|
| |
7. ТЕМА: Осуждение эффективности проводимой работы.
ЗАСЕДАНИЕ № 7. ЗАДАЧА: Определить меры по организации и проведению НОД .
|
февраль |
|
| |
8. ТЕМА: Предложения педагогов своих интересных идей и фантазий.
ЗАСЕДАНИЕ № 8.
ЗАДАЧА: Обсудить работу творческой группы по экологическому воспитанию.
|
Март
март |
|
| |
9. ТЕМА: Подготовка к педсовету.
ЗАСЕДАНИЕ № 9. Обсудить форму общения материалов по итогам творческой группы. |
апрель |
|
| |
10. ТЕМА: Составление и отбор содержания работы творческой группы в новом учебном году. ЗАДАЧА: 1.Проанализировать результаты работы педагогов творческой группы. 2.Скорректировать деятельность других членов коллектива по освоению проектов « Моё дерево», «Экологическая тропа». Н.А.Рыжова, О.А. Соломенникова. | май |
|
|
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ПРОЕКТУ « МОЁ ДЕРЕВО»
РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА И ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ.
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
· Участники проекта (дети, воспитатели, родители)
· Тема: «Моё дерево» ( Берёзка)
· Работа с детьми, родителями.
· Выбор оборудования, материалов, художественная литература.
· Материал для художественно- эстетического развития, речевого развития, развития познавательно-исследовательской деятельности и продуктивной деятельности, социально- коммуникативного развития.
2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП:
· Происк ответов на поставленные вопросы разными способами.
· Составление схемы роста березки.
· Наблюдения в разное время года.
· эксперименты
· зарисовки, лепка, аппликация, конструирование.
· Дидактические игры, подвижные игры, ролевые игры, хороводные, народные.
· Слушание музыки, стихи, песни, загадки, пословицы, поговорки, потешки.
· Чтение рассказов, пересказ художественной литературы, придумывание сказок о берёзке, обыгрывание придуманных детьми сказок, потешек.
· Сочинение сказок и рассказов( фантастических сказок).
3.ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП:
1. Обобщение результатов работы в самой различной форме, закрепление полученных знаний.
· НОД с учетом интегрированного подхода, используя интерактивные методы и приёмы.
· Составление сказок фантазий
· Какие животные помогают дереву
· Зарисовка наблюдаемого объекта
· Дидактические игры «Дерево-это?», « Что будет если ?» и другие.
· Подвижные игры «Деревья и червяки», «Раз, два, три к дереву беги», « Я видел на нашем дереве» и другие.
· Презентации на тему: « Наблюдения за березкой в разное время года».
· Презентация на тему: « Насекомые, польза и вред».
· Презентация на тему: « Берёзка - лекарь» (о пользе березовых почек, листвы и коры)
2. Ознакомление со структурой НОД – проекта «Моё дерево».
· Объектом наблюдения выбрать березку.
· Наблюдение за берёзкой в разное время года.
· Развивать творчество и фантазию ( составление загадок, фантастические рассказы о березке) и т.д.
· Составление презентаций о наблюдениях в природе.
· Составление и оформление фотоальбомов вместе с детьми.
· Привлечь родителей к придумыванию сказок, рассказов, делать зарисовки и аппликации, конструирование из бросового материала. 3. Знакомство воспитателей с теоретическим обоснованием условий для интегрированного обучения, познавательно- исследовательским методам в отличии традиционных.
· Составление картины наблюдений за деревом берёзка
· Построение «лестницы» роста дерева
· Составление песен о дереве
· Фантастические игры, сказки, рассказы, рисунки- фантазии.
· Составление презентаций на различную тематику.
· Снять видеоролик о том, как мы заботимся о деревьях нашего участка.
· Составление карты добрых дел, по отношению к окружающему миру. ( посадка деревьев, уборка мусора в лесу во время отдыха и если, кто-то его оставил до вас, уход за саженцами и т.д.)
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗЕЛЬТАТ:
1. У детей проявляется ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различают живую природу ( растения, грибы, животные, человек) и неживую природу ( воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края.
2. Ребята бережно относятся к природе, стремятся к правильному поведению по отношению к миру природы.
3. Дети владеют элементарными навыками экологически безопасного поведения в природе.
4. У детей сформировано стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно - следственны связи.
5. Дети уверенно отличают и называют характерные признаки разных времен года.
6. Знают и объясняют значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.
7.Знают, для чего нужен воздух и значение воздуха в жизни живых объектов природы.
8. Ребята исследуют землю, разновидности почвы, её свойства и значение.
9. Узнают много интересного из жизни растений ( деревьев, кустарников, трав) исследуют условия, необходимые для роста деревьев.
10. Ребята учатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:
* В природе все взаимосвязано.
* В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
11. Многие дети научились проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, и очень любят заниматься поисковой деятельностью.
12. К экологическому воспитанию детей и к совместной работе над формированием умений и навыков поведения в окружающем нас мире привлечены родители, и мы надеемся, что наша совместная работа поможет понять нашим детям о том, как важно любить и беречь природу нашего Урала.