План малой творческой группы по экологическому воспитанию.

Автор: Мазур Нина Дмитриевна

 

 

                       

                                        

 

 

 

 

 

 

 

                                                             

 

 

                                 

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира, как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире. Это происходит оттого, что детский сад всегда мало уделял внимание экологическому воспитанию. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни. Экологическое воспитание — новое направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире природы. В 30-е г. биолог и селекционер И.В. Мичурин сказал: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее — наша задача». К сожалению, долгое время люди во всем мире так и поступали. «Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т.е. оценивать настоящее в свете будущего. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся  бережно относиться  к природе, они  погубят себя. А для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.

Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи. Таким образом, в сущности экологического воспитания выделяют две стороны: первая – экологическое сознание, вторая – экологическое поведение. Для формирования экологического сознания в современных образовательных учреждениях создаются все условия. А экологическое поведение формируется с годами.

Поэтому мы решили создать свою малую творческую группу в нашем детском саду для изучения и обучения, как правильно и последовательно прививать у детей любовь к окружающему их миру, к природе,  которая их окружает. А также в тесном коллективе изучать новые педтехнологии,  использовать современные  интерактивные  методы и приёмы по  обучению детей   экологической культуре.

ЦЕЛЬ:  Создание условий для развития профессионального мастерства педагогов по экологическому  воспитанию дошкольников на основе  интегрированного  подхода к занятиям.

ЗАДАЧИ:  1.Обеспечить профессиональную  компетентность  педагогов,  направленную  на овладение новой  технологии по экологическому   воспитанию.

2.Совершенствовать профессиональные  навыки  у педагогов  по экологическому  воспитанию  на  основе   исследовательской  деятельности с детьми.

3. Систематическое повышение квалификации педагогов, овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей.

4.Осуществление систематической работы с детьми в рамках той   или иной технологии, постоянное её  совершенствование.

ПЛАН   РАБОТЫ  ТВОРЧЕСКОЙ  ГРУППЫ ПО   ПРОБЛЕМЕ  ОРГАНИЗАЦИИ

ОБУЧЕНИЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ  ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЕ.

№/п

Содержание  деятельности

Сроки проведения

ответственные

Отметка о проведении

1.

Тема: Разработка программы внедрение  инноваций, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

сентябрь

 

 

Заседание №1.

 

 

 

Основные  направления в работе: Цель и задачи  в 2015 – 2016уч.г.

 

 

 

ЦЕЛЬ: Мотивация педагогов творческой группы к деятельности, направленной на

решение  поставленных задач.

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧИ:  1. Определить  приоритетные задачи творческой  группы в 2015 -2016уч.г.

 

 

 

2.Смотивировать  педагогов на решение  задач, определённых в качестве приоритетных.

 

 

 

3. Скоординировать  деятельность педагогов  по реализации поставленных  задач.

 

 

 

2.ТЕМА: Обсуждение программы  конкретных  действий  членов  творческой   группы  по экологическому  воспитанию.

 

октябрь

 

 

ЗАСЕДАНИЕ №2

 

 

 

Различные  подходы  к структуре  занятия  по  изучению  нового  материала по экологическому  воспитанию.

ЦЕЛЬ: Обоснование условий  необходимых для  повышения качества образовательной деятельности педагога с детьми.

ЗАДАЧА: Познакомить педагогов с теоретическим  обоснованием условий, обеспечивающих главное  отличие интегрированного  обучения, исследовательские   методы от  традиционных методов.

 

 

 

3. ТЕМА: Ознакомление  со  структурой  занятия – проекта на  тему: « Моё дерево».

 

 

 

 

 ЗАСЕДАНИЕ № 3

ПРАКТИКУМ.  ТЕМА:  Изучение  экологического проекта « Моё дерево». Определение  методов исследования.

Н.А.Рыжова; О.А. Соломенникова.

ЦЕЛЬ: Освоение   исследовательской деятельности при  построении работы по экологическому  проекту « Моё дерево».

 

ЗАДАЧА: Провести  анализ экологического проекта « Моё дерево»

Н.А. Рыжовой.

 

 

 

ноябрь

 

 

4.  ТЕМА: Ознакомление  со структурой  и построением  этапов работы  экологической  тропы.

Н.А. Рыжова, О.А. Соломенникова.

 

декабрь

 

 

ЗАСЕДАНИЕ №4.

 

ПРАКТИКУМ.  ТЕМА: « Изучение  основных критериев и выбора маршрута, и объектов  экологической  тропы.

 

ЦЕЛЬ: Освоение  основных этапов создания   экологической  тропы, при составлении   последовательности действий  на  НОД.

 

ЗАДАЧА:1. Провести анализ этапов  НОД « Экологическая  тропа» и оборудования.

2. Совершенствовать  профессиональную  технику воспитателей  в анализе требований к этапам проведения НОД.

 

 

 

5.  ТЕМА: Работа  по  самообразованию.

 

1. Составить перечень умений, которыми должны обладать воспитатели  при организации и проведении  интегрированного НОД по экологическому воспитанию.

 

2.Познакомиться  с конспектами НОД экологического проекта «Моё дерево» и  « Экологическая  тропа» Н.А.Рыжовой, О.А. Соломенникова.

 

3. Провести анализ этих  НОД.

 

 

 

  ЗАСЕДАНИЕ  № 5.

Круглый  стол.

«Обсуждение и анализ НОД по экологическому проекту « Моё дерево». Н.А. Рыжова.

ЦЕЛЬ: Сбор информации и первичный  анализ  работы.

Задача: Обмен полученной информацией.

 

 

январь

 

 

6.  ТЕМА:  « Планирование  и проведение  НОД с дошкольниками.

 

 

 

ЗАСЕДАНИЕ  №6.

 

Подготовка и проведение НОД  по экологическому проекту « Моё дерево».

ЗАДАЧИ: Обсудить систему  вопросов, направленных на обдумывание  НОД, составление  его плана.

 

январь

 

 

7. ТЕМА: Осуждение  эффективности проводимой  работы.

 

ЗАСЕДАНИЕ № 7.

ЗАДАЧА:  Определить  меры по организации и проведению НОД .

 

 

февраль

 

 

 

8. ТЕМА: Предложения  педагогов своих интересных идей и фантазий.

 

 

 

ЗАСЕДАНИЕ № 8.

 

ЗАДАЧА: Обсудить  работу  творческой  группы по  экологическому  воспитанию.

 

 

 

Март

 

 

 

 

 

 

март

 

 

9.  ТЕМА:  Подготовка к педсовету.

 

ЗАСЕДАНИЕ № 9.

Обсудить   форму общения  материалов по  итогам творческой группы.

 

апрель

 

 

10.   ТЕМА:   Составление  и отбор  содержания  работы  творческой группы  в  новом учебном году.

ЗАДАЧА: 1.Проанализировать  результаты  работы педагогов  творческой  группы.

2.Скорректировать деятельность  других членов  коллектива  по освоению  проектов « Моё  дерево», «Экологическая тропа». Н.А.Рыжова, О.А. Соломенникова.

май

 

 

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ПЛАН  ПО ПРОЕКТУ  « МОЁ  ДЕРЕВО»

РАЗРАБОТКА  ПРОЕКТА  И ВНЕДРЕНИЕ   ИННОВАЦИЙ.

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ  ЭТАП:

·         Участники  проекта (дети, воспитатели, родители)

·         Тема: «Моё  дерево» ( Берёзка)

·         Работа  с детьми, родителями.

·         Выбор оборудования, материалов, художественная  литература.

·         Материал для художественно-  эстетического развития, речевого развития, развития познавательно-исследовательской  деятельности и продуктивной  деятельности, социально- коммуникативного развития.

2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  ЭТАП:

·         Происк ответов на поставленные вопросы разными способами.

·         Составление схемы роста березки.

·         Наблюдения в разное время года.

·         эксперименты

·         зарисовки, лепка, аппликация, конструирование.

·         Дидактические игры, подвижные игры, ролевые игры, хороводные, народные.

·         Слушание музыки, стихи, песни, загадки, пословицы, поговорки, потешки.

·         Чтение рассказов, пересказ художественной литературы, придумывание сказок о берёзке, обыгрывание придуманных детьми сказок, потешек.

·         Сочинение сказок и рассказов( фантастических  сказок).

3.ОБОБЩАЮЩИЙ  ЭТАП:

1. Обобщение результатов  работы в самой различной  форме, закрепление  полученных знаний.

·         НОД с учетом интегрированного подхода, используя интерактивные  методы и приёмы.

·         Составление сказок фантазий

·         Какие животные помогают дереву

·         Зарисовка наблюдаемого объекта

·         Дидактические игры «Дерево-это?», « Что будет если ?»  и другие.

·         Подвижные игры «Деревья и червяки», «Раз, два, три к дереву беги», « Я видел на  нашем   дереве» и другие.                                                                                     

·         Презентации на тему: « Наблюдения за березкой в разное время года».

·         Презентация на тему: «  Насекомые,  польза и вред».

·         Презентация на тему: « Берёзка  -  лекарь» (о пользе березовых почек, листвы и коры)

2. Ознакомление со структурой  НОД – проекта «Моё дерево».

·         Объектом наблюдения выбрать березку.

·         Наблюдение за берёзкой в разное время  года.

·         Развивать творчество и фантазию ( составление загадок, фантастические рассказы о березке) и т.д.

·         Составление презентаций  о наблюдениях в природе.

·         Составление и оформление фотоальбомов вместе с детьми.

·         Привлечь родителей  к придумыванию сказок, рассказов, делать зарисовки и аппликации, конструирование  из бросового материала.                                                                           3.   Знакомство воспитателей  с теоретическим обоснованием условий для интегрированного  обучения,  познавательно- исследовательским  методам в отличии традиционных.

·         Составление картины наблюдений за  деревом берёзка

·         Построение «лестницы» роста  дерева

·         Составление песен  о дереве

·         Фантастические игры, сказки, рассказы, рисунки- фантазии.

·         Составление презентаций  на различную тематику.

·         Снять видеоролик  о том, как мы заботимся о деревьях нашего участка.

·         Составление  карты  добрых дел, по отношению к окружающему миру. ( посадка деревьев, уборка  мусора  в лесу во время отдыха и если, кто-то его оставил до вас, уход за саженцами и т.д.)

        ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ   РЕЗЕЛЬТАТ:

1. У детей проявляется  ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различают живую природу ( растения, грибы, животные, человек) и неживую природу                ( воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края.

  2. Ребята бережно относятся к природе,  стремятся к правильному поведению по отношению к миру природы.

  3. Дети владеют   элементарными  навыками  экологически безопасного поведения в природе.

  4. У детей сформировано стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно - следственны связи.

 5. Дети уверенно отличают  и называют характерные признаки разных времен года.

  6.   Знают и объясняют  значение воды в жизни всех  живых объектов природы  и ее свойства.

  7.Знают, для чего нужен воздух и значение воздуха в жизни живых объектов природы.

  8. Ребята исследуют землю, разновидности почвы, её свойства и значение.

  9.  Узнают много интересного из жизни растений   ( деревьев, кустарников, трав) исследуют условия, необходимые для роста деревьев.

 10. Ребята учатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:

      

      *  В природе все взаимосвязано.

      *  В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.

 11. Многие дети научились  проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы,  и очень любят   заниматься поисковой деятельностью.

 12. К экологическому  воспитанию  детей  и к совместной работе над формированием  умений и навыков поведения в окружающем нас мире  привлечены родители,  и мы надеемся, что наша совместная работа поможет понять нашим  детям о том, как важно любить и беречь природу  нашего  Урала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x