Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

План работы по самообразованию на тему: "Природа и ее роль в речевом развитии дошкольников" | Гусева Антонина Александровна. Работа №205766

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Гусева Антонина Александровна
Что ,как не природа, благоприятно воздействует на развитие речи дошкольников...её яркие краски откладывают яркий отпечаток ,вызывая эмоциональный отклик. Именно поэтому мной был разработан план работы ,в помощь молодым педагогам.

Перспективный план работы по самообразованию на тему:

«Природа и её роль в речевом развитии детей дошкольного возраста»

 

Время проведения

 

 

Тема

 

 

Форма проведения

 

Сентябрь

«Экологическое воспитание в семье»

анкетирование

 

»Катя и божья коровка»

Чтение экологической сказки

 

«Я рисую сказку»

Выставка детских рисунков

 

Октябрь

«Золотая осень»

Конкурс чтецов

 

«До свидание лето, здравствуй Осень»

Осенний утренник

 

«С осенью»

Выставка детских работ

 

Ноябрь

 

«Сказка про меня и мою семью»

Сочинение сказки

 

«

Чудеса нам осень подарила»

Выставка детских поделок

 

Декабрь

 

1.Речевой этикет

Консультация для родителей

 

«Загадай я отгадаю

»

 

Викторина загадок

 

Январь

 

«Родник»

Чтение худ. литературы

 

«Придумай рассказ о своём любимом животном»

Собственное сочинение рассказа

 

 

 

 

Февраль

 

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

фотовыставка

 

«Прежде чем заводить домашнее животное – хорошо подумай»

«Зимние посиделки»

Консультация для родителей

 

Чтение любимых стихов о сказочном времени года «Зима»

 

 

 

Март

 

«Зелёные сказки»

 

Создание мини- библиотеки

 

 

 

«Ухолап»

Театрализация экологической сказки»

 

Апрель

 

«Радуга»

«

Весенние деньки»

 

Чтение худ.литературы

экскурсия

 

Май

 

 

1.«Потерялось солнышко»

 

2.«Любимые цветы»

 

Театрализованное представление

Конкурс чтецов

 

Наблюдение за природой в развитие речи детей

Нина Янв 8, 2016 Комментировать

Задачи в развитии речи детей дошкольного возраста: развивать понимание речи взрослых и простейшие виды речевых суждений.

Учить правильно, точно по смыслу употреблять слова и выражения, формировать умение использовать и употреблять в речи простые и сложные предложения, участвовать в беседе, передавать свои впечатления в коротких рассказах. Справиться со всеми этими задачами помогут специальные и спонтанные наблюдения за природными явлениями.

Любовь к природе

Трудно найти человека, равнодушно относящегося к природе родного края. Природа имеет уникальные возможности в воспитании детей во многих сферах, в том числе и в развитии речи детей.

Явления природы

Дают взрослым богатую возможность для развития детской наблюдательности и знакомства малышей с особенностями погоды, за изменениями в состоянии деревьев, кустарников, животных и т.д.Самые яркие наблюдения, дающие темы для длительных бесед — это грозы летом и весной, обильные снегопады в зимний период времени, осенью незабываемые впечатления оставляют красочные пейзажи. Во все времена года полезны прогулки на природу, на которых можно не только хорошо отдохнуть и провести время, но и пообщаться с ребенком, обогатить его новыми знаниями. Например, бывая в зимнем лесу, дети с мамой и папой катались с горы на санках, играли в снежки. Мама обратила внимание, что все деревья в инее, красота неописуемая! Потрясли деревья и сами оказались усыпанные снегом, сколько было смеха, в глазах блестела радость от удовольствия. На следующий день всей семьей решили поделиться впечатлениями: Люда (3 года)- нарисовала следы на снегу: мамины и папина большие, а Людины маленькие, по предложению мамы на другом листочке был нарисован падающий снег (смотрелся рисунок очень красиво: на голубом фоне падает белый снег). Мама составила рассказ о зимнем лесе, папа прочитал стихотворение С.Есенина «Еду. Тихо. Слышны звоны». Один Витя (6 лет) ничего не сделал. Но родители дали ему задание сочинить сказку на тему «Зимний лес» и попросили его начать эту сказку словами: «Заколдован невидимкой зимний лес…»

Дома, после подобных прогулок хороши занятия типа:

Загадывание и отгадывание загадок. Попробуйте сочинить свои загадки. Вспоминайте пословицы и поговорки, приметы.

Используйте совместный просмотр телепередач, фильмов о природе.

Читайте сказки

 с хорошим описанием природы, рассказы.

Настольные игры типа «Лото», «Домино» отлично закрепляют знания детей о животных, птицах, насекомых, деревьях, цветах и т.п.

Представьте малышам возможность в творческой деятельности реализовать свои полученные знания. (игра, рисование, лепка. аппликация, составление сказок, рассказов)

Наблюдения за природой

Хорошо проводить с маленькими детьми кратковременно. Когда идет снег, посмотреть, как медленно падают снежинки на валенки, шапку, ловить их на варежку. Я всегда своим детям предлагала ступать на свежевыпавший снег, а потом мы рассматривали следы: у мамы (папы) следы большие, у Оли маленькие. Долго ходили по участку и искали следы животных, птиц. Находили следы собаки и кошки и опять наши сравнения сопровождались словами типа: «У собаки следы больше, а у кошки меньше» и прочее.

Интересны наблюдения за зимующими птицами. У нас традиция -делать кормушки на участке для птиц, а для синичек подвешиваем на веревочке к ранету свежее сало. Они его любят клевать. Наблюдать за ними доставляет большое удовольствие и детям, и взрослым.

Невольно зимой обращается внимание на то, что деревья стоят «голые», без листьев. Объясняю малышам, что они отдыхают и набираются сил для роста. Деревья стоят «голые», а люди одеваются тепло, так как на улице холодно. Закрепляем слова: пальто, шапка, варежки, шарф, валенки,(сапоги или теплые ботинки) — это зимняя одежда. Вводим так же в активную речь детей слова: деревья, кусты, кормушки, птицы, клюют и т.п.Во время кормления интересно наблюдать, как птицы прыгают, рассмотреть их следы на снегу. Снова заставляйте ребят проговаривать слова: прыгают, клюют, летят. Хорошо, если обратите внимание, что есть птицы маленькие и большие. Научите узнавать голубя, ворону, воробья, синичку. Хороши на подобных прогулках игры:

«Птицы машут крыльями» -её можно обыграть по-разному. Например, птицы испугались и полетели быстро-быстро. Наоборот — подлетают к корму осторожно, с опаской, смотрят, чтобы на них никто немного напасть. А кто на них может напасть? и т.п.

«Воробушки и автомобиль», где птички должны быстро улететь, чтобы не попасть под колеса автомобиля.

«Скати с горки» — в подобных играх дети выполняют конкретные задания взрослых.

Такие незамысловатые игры, наблюдения вызывают у детей интерес к природе, включает их эмоциональную отзывчивость, воспитывают бережное к ней отношение.

Природа зимой

Особенно увлекательна и интересна не только для наблюдений, но и для детских развлечений. Во все времена на Руси приветствовалось катание на санках с горы, позднее появились лыжи и коньки. Это прекрасные зимние развлечения, которые доставляют детям не только радость и удовольствие, но и закаляют их физически, способствуют развитию координации движений. Здесь же родители должны проявить свой интерес и изобретательность, побуждая своих детей к рассказыванию о впечатлениях и наблюдениях, которые они приобрели во время зимних игр и забав.

Читайте детям стихи о зиме А.Пушкина, С.Есенина, А.Фета, A.Тютчева. Хороши рассказы Н.Сладкова «Под снегом», Г.Скребицкого «Белая шуба»,В.Бианки «О зиме», короткие рассказы Н.Сладкова, Н.Надеждиной и.т.д. Найдите время для рассматривания зимних пейзажей, изображенных на картинах И.Левитана «Зимой в лесу»,Н.Крымова «Зимний вечер», К.Горбатова»Зимний пейзаж с церковью»,С.Колесникова «Зимний пейзаж», Н.Анохина «Русская зима» и многие-многие другие.

Зимняя природа

Позволяет вам организовать свои зимние развлечения. Например, мы для своих детей строили всегда что-то похожее на стену крепости. Получалось это во время уборки лишнего снега со двора на огород. Слежавшийся снег мы режем всегда на прямоугольники, вывозим и складываем в виде стены. Затем туда втыкаем флаг — символ нашей крепости. Получается подсказка для сюжета. Дети любят собираться у этой стены и играть. Причем у них начинают появляться новые объекты (стул и лежак для отдыха, стол, где они рассматривают «карты» и планируют свои дальнейшие действия и прочее) В ходе этой игры у них появляются в активной речи слова «крепость, флаг, защита, осада,» и т.п. Причем дети поняли, что Флаг — это символ. Обогатить эти знания можно путем чтения дома стихов, рассказов и т.д.

На прогулках зимой все дети любят кататься по ледяным дорожкам. Залейте небольшие дорожки на участке и пусть малыши двигаются. В далеком детстве мы делали огромные ходы и лазы в сугробах. Но это доступно там, где много снега.

В деревнях и селах в зимнюю природу всегда вписываются домашние животные. Пусть ваши дети познакомятся с особенностью ухода за ними зимой. Здесь же они много узнают слов и выражений (хлев, кормушка, сено, зерно, тепло, холодно, уборка в хлеву, курятнике, а так же для чего она необходима и прочее), кроме того, можно организовать труд детей. Вполне допустимо ребенку 2-3 лет насыпать зерно курам и в кормушки для птиц, более старших детей необходимо привлекать к уборке помещений для животных, поднести сено в кормушки, постелить солому для отдыха животных.

Взрослые должны побуждать детей не только к наблюдениям в природе, но и умению описать увиденные изменения в природе, сравнивать предметы, описывая их отличия и сходство, побуждать желание ухаживать за домашними животными, птицами, прилетающими на участок.

Каждая встреча с природой всегда способствует развитию речи, возбуждает фантазию и развивает игровые замыслы детей. В данном случае обязанность взрослых — побуждать детей к развитию замысла: помочь в развитии сюжета игры, а позднее попросить ребенка рассказать свои впечатления об игре, кормлении птиц, уходе за животными. Кроме того, давайте детям карандаши, краски, пластилин, глину и т.д., пусть они в свих работах отразят впечатления прошедших событий. Старшие дети это вполне могут делать самостоятельно, а малышам необходимо помочь. Пусть они рисуют кистью следы на снегу, снежинки и т.п. Можно разрешать им рисовать руками. Только следить, чтобы они не брали руки в рот, своевременно их вымыть.

Конечно, невозможно предугадать, какие явления природы привлекут внимание ваших детей, и тем не менее, прогулки, наблюдения, воскресные походы на природу, зимние забавы и развлечения увеличивают интерес детей к явлениям природы, её изменениям.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×