План социального партнерства с семьей в группе раннего возраста | Илюшина Татьяна Александровна. Работа №209095
Автор: Илюшина Татьяна Александровна
План социального партнерства с семьей в группе раннего возраста
План социального партнерства с семьей
в группе раннего возраста
Пояснительная записка
Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего - люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги.
А. С. Макаренко
Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка. В дошкольном возрасте решаются задачи по формированию всесторонне – развитой личности. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков будущего. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. В дошкольном детстве родители оказывают самое большое влияние на всестороннее развитие ребёнка и поэтому важно, чтобы они стали равноправными участниками в процессе развития малыша, поддерживая действия педагогов.
«От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательных организаций. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного образования является инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями, внедрение программ просвещения и обучения семьи. Инновационные процессы, проходящие в дошкольной организации, способствуют повышению педагогической компетентности родителей, могут положительно влиять на качество воспитания и развития дошкольников через создание лучших условий для их личностного развития, позволяют осуществить личностно - ориентированный подход к дошкольникам, дают возможность самосовершенствоваться в работе педагогам. В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условия для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия с родителями, социальными партнерами.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В статье 44 Федерального закона «Об образовании в РФ» говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
В концепции дошкольного воспитания сказано, что «… семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом…» Таким образом важно чтобы общение педагогов и родителейбазировалось на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи, в связи с этим одной из задач педагогического коллектива МБДОУ «Детский сад № 67» является работа над проблемой взаимодействия детского сада и семьи. В дошкольной организации ребенок получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, на сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения. И одним из таких проблемных моментов, с нашей точки зрения является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.
На сегодняшний день,ДОУ - открытое, взаимодействующее со многими социальными институтами социально-педагогическоеучреждение, в котором создана особая социальная среда развития — условия взаимодействия ребенка с другими людьми, сообщество, которое складывается в детском саду. Его участники — воспитанники детского сада, педагоги, обслуживающий персонал, родители, другие члены семей воспитанников.
Работа с семьей и развитие социально-педагогической системы ДОУ являются основными задачами для нашего коллектива. Взаимодействие с родителями строится на основе сотрудничества.
Актуальность данной программы состоит в том, что ее содержание отвечает требованиям обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, специалисты детского сада создают оптимальные условия для повышения культуры социально - педагогических знаний родителей, тем самым ориентируя их на повышение активности и участия в воспитательно-образовательном процессе с целью развития личности ребенка.
Новизна и практическая значимость программы выражается в том, что ее реализация способствует созданию единой образовательно - воспитательной среды в дошкольной организации и семье через развитие социально-педагогической компетентности, повышается ответственность и заинтересованное отношение родителей за воспитание детей в условиях семьи на основе использования обновленных форм взаимодействия; родители являются активными участниками реализации программы, для которых целевым ориентиром является формирование социального портрета ребенка раннего возраста и возрастает степень доверия и уважение к работникам дошкольной организации, которая ведет к продвижению имиджа детского сада.
Методологической основой программы являются общетеоретические положения отечественной психологии, которые характеризуют особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьей (О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец Т.Н. Доронова), и работы, раскрывающие содержание методической деятельности в направлении развития взаимодействия с родителями (О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Н.В. Микляева и др.)
Теоретическая значимость программы определяется тем, что внесен вклад в решение проблемы повышения качества социально - педагогического просвещения семьи в условиях ДОУ, через технологию образования родителей и личностно – ориентированную систему общения, направленную на обновление и конкретизацию стратегии сотрудничества; уточнения целей, задач и содержания путем введения разнообразных форм и средств социально-педагогического просвещения; определения показателей эффективности процесса взаимодействия специалистов ДОУ и объем педагогических знаний родителей.
Практическая ценность программы определяется тем, что апробированная система социально-педагогического просвещения семьи может быть использована в освоении разных групп родителей, с учетом возраста их детей; содержащиеся в программе практические материалы по методической поддержке родителей: сборник диагностического инструментария в работе с родителями, способствуют повышению эффективности процесса взаимодействия специалистов ДОУ и семьи; перспективное планирование занятий/мероприятий с родителями может быть использовано педагогами в практической деятельности.
Программа дает возможность перестроить традиционную систему повышения социально-педагогического просвещения современной семьи в условиях детского сада и придать ей направление, необходимое для удовлетворения запросов нового современного родителя.
Цель создание инновационной системы сотрудничества и взаимодействия дошкольной организации и семьи, обеспечивающей единство образовательных и воспитательных воздействий в процессе воспитания дошкольника через освоение системы социально-педагогических знаний.
Задачи:
• повысить уровень социально-педагогической культуры родителей через их привлечение к участию в теоретических и практических занятиях/мероприятиях;
• поднять степень осознанности родителями своих прав и обязанностей за создание оптимальных условий для воспитания и развития ребенка в семье;
• расширять воспитательный потенциал семьи средствами совершенствования научных и практических навыков и умений воспитания детей;
• привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ
1 . Информационно – аналитическое направление.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагогического состава начинается с анкетирования «Давайте познакомимся» (Приложение 1).Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
В населенном пункте
В детском саду
1. Сбор информации о семьях, имеющих детей:
контакты с женскими консультациями, поликлиниками (списки).
2.Распространение информации о работе детского сада:
- публикации в печати;
-родительские собрания.
3. Анализ информации.
1. Сбор информации:
о ребенке:
- состояние здоровья: анамнез (медицинская карта), психологическая диагностика;
- протекание адаптации к детскому саду (адаптационный лист);
- индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения);
- ежегодное выявление и развитие способностей детей, усвоение программы;
о семье:
- состав семьи;
- определение социального статуса семьи (социальная анкета);
- выявление семей группы «риска»;
- материально-бытовые условия;
- психологический микроклимат, стиль воспитания;
- семейные традиции, увлечения членов семьи;
- заказ на образовательные и оздоровительные услуги.
о потребностях педагогических кадров:
- проблемы и потребности в работе с семьями воспитанников;
выявление стратегии взаимодействия с семьями.
2. Анализ информации.
2. Просветительская деятельность
Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ (педагог – психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра).
Кадры
Родители
Дети
1. Просветительская деятельность:
- вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей;
- вопросы воспитания детей дошкольного возраста;
-формы,методы, содержание работы с семьей в современных условиях.
2. Организационно-педагогическая деятельность:
- обмен опытом по вопросам работы с семьей (формы, методы, проведение родительских собраний и т.д.);
- тренинги по обучению родителей общению.
Формы: консультации, педагогические советы, тренинги, самообразование, семинары, творческие группы и др.
1.Ознакомление родителей вновь принятых детей с нормативно-правовыми документами ДОУ.
2.Просветительская деятельность через наглядную информацию:
- информационные стенды;
- родительские уголки;
- методическая литература.
3.Просветительская деятельность через обучающую деятельность:
- беседы;
- консультации;
- круглые столы;
- родительские собрания.
1.Социально-нравственное и познавательное развитие:
- семья;
- родословная;
- семейные традиции;
- гендерное воспитание;
- формирование духовных ценностей.
3. Организационно-методическая деятельность
В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Кадры
Родители
Дети
1. Организация культурно-массовых мероприятий.
1.Вовлечение родителей в педагогический процесс:
- участие в культурно-массовых мероприятиях;
- планирование и совместная работа на родительских собраниях;
- помощь в организации досуговой деятельности;
- совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги);
- оформление групп детского сада;
- участие в творческих выставках детско-родительских работ - благоустройство прогулочных площадок (высадка цветов, кустарников, деревьев; изготовление фигур из снега;
1.Вовлечение детей в творческий процесс:
- участие в культурно-массовых мероприятиях;
- участие в выставках детско- родительских творческих работ (рисунки, поделки);
- совместное участие с родителями в семейных концертах;
- совместное участие в семейном клубе
4. Реализация образовательного процесса детского сада
Целью этого направления является проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка); готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их помощи по хозяйственным вопросам.
1.Привлечение родителей к пополнению предметно-развивающей среды в группах с учетом возрастных особенностей детей.
2.Организация работы родительских комитетов по группам.
3.Создание общего родительского комитета.
4.Использование профессиональных умений и возможностей родителей в осуществлении ВОП и пополнении МТБ.
Ожидаемые результаты программы.
• Увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
• У родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
• Сформируются теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
• Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.
Первая младшая группа
Цель:
Способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей раннего возраста.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
- выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;
- содействовать сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций;
- способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом.
Направления работы
Формы работы. Цели
срок
Информационно- аналитическая деятельность
Социологический опрос
Цель: Социологические исследования по определению социального статуса и микроклимата в семье
Цель: активизация родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребенка в детском саду
Анкетирование
«Чего вы ждете от детского сада»
Цель: Получение и анализ информации родителей к характеру и формам взаимодействия ДОУ с семьей, о готовности родителей участвовать в жизни детского сада
«Растем здоровыми»
Цель: получение информации о формах и методах оздоровления детей дома; оценка готовности родителей к физкультурно- оздоровительной работе ДОУ
Сентябрь- октябрь
Сентябрь
декабрь
Просветительская деятельность
Наглядная педагогическая пропаганда
Мини-газета «Хочу быть здоровым»
Цель: рекомендации родителям по профилактике плоскостопия, развития ручной умелости с помощью конструирования
Папки – передвижки
«Права ребенка»
Цель: помогает наилучшему усвоению материала, а именно, она создана для проведения занятий по правовому воспитанию, и является ярким напоминанием родителям о правах детей.
«Безопасность»
Цель: просвещение родителей об основных категориях опасности, которые подстерегают детей
«Развитие мелкой моторики рук с помощью ручной умелости»
Цель: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности дома.
«Русские народные потешки, прибаутки, попевки»
Цель: Развитие речи детей с помощью фольклорных форм дома
«Опыты с детьми дома»
Цель: Предложить родителям возможные варианты развития ощущений ребенка
«Одежда детей в соответствии с сезоном и погодными условиями».
Цель: обратить внимание родителей на важность вопроса выбора одежды для ребёнка в разных погодных условиях для сохранения и укрепления его здоровья.
Индивидуальные беседы на тему «Закаливание как форма профилактики простудных заболеваний».
Цель: Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах закаливания ребёнка. «Здоровому все здорово»
«Безопасное лето».
Цель: Предложить родителям полезную информацию о том, как обеспечить безопасность ребёнка в летний период.
Консультации
«Развитие речи ребенка с помощью малых форм фольклора»
«Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»
Цель: Расшить знания родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях
«Экспериментирование в раннем дошкольном возрасте»
Цель: Привлечь внимание родителей к развитию мелкой моторики и речи ребенка с помощью ощущений
Родительские собрания (2 раза в год)
Общее родительское собрание
Цель: ознакомление родителей с организацией воспитательно - образовательного процесса в группе и ДОУ; привлечение семей воспитанников к активному сотрудничеству
Итоговое родительское собрание
Цель: подведение итогов прошедшего учебного года «наши достижения», информация о летней оздоровительной работе, обсуждение планов на следующий год, организационные вопросы.
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Февраль-Март
Март
Апрель
В течение года
Март
Май
Ноябрь
Январь
Март
Сентябрь
Май
Организационно- педагогическая деятельность
Помощь родителей в группе
Цель: дать возможность родителям проявить свою готовность к сотрудничеству
Оформление РППС
Изготовление атрибутов для занятий
Выставки
Фоторепортаж «Первые дни в группе!
Цель: Вовлечь родителей в совместную с детьми творческую деятельность.
“Наши замечательные папы”.
Цель: Развивать желание порадовать пап своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями; с участием мам.
“Самые обаятельные и привлекательные!”
Цель: Продемонстрировать уважительное отношение к женщине. Развивать желание порадовать мам своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями.
Фото-вернисаж «Вот и стали мы на год взрослей….»
Цель: Демонстрация сформированных умений и навыков, знаний детей, полученных в течение учебного года. Способствовать развитию совместной трудовой деятельности детей и родителей.Укреплять дружеские взаимоотношения в коллективе группы
Тематическая выставка: “Рисуем вместе с папами”.
Цель: Приобщение пап к воспитанию детей и проведению совместной деятельности с ребенком дома. Воспитывать желание проявить творчество, активность.
Досуговые мероприятия:
Праздники:
«Пусть ёлка новогодняя нам радость принесет!»
Цель:Вовлечь родителей в совместную подготовку к предстоящему новогоднему празднику.
Развлечения:
Осеннее развлечение
Цель: Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, совместной творческой деятельности.
Развлечение, посвящённое Международному женскому дню 8 марта.
Цель: Продемонстрировать родителям творческие способности и умения детей. Вовлекать родителей в совместную с детьми творческую деятельность при изготовлении работ на выставку и подготовке к праздничному утреннику.
В течение года
2 раза в год
Сентябрь- октябрь
Февраль
Март
Май
Февраль
Декабрь
Ноябрь
Март