Статья План социального партнерства с семьей в группе раннего возраста. Автор: Илюшина Татьяна Александровна

Автор: Илюшина Татьяна Александровна
 План социального партнерства с семьей  в группе раннего возраста


Автор: Илюшина Татьяна Александровна

 План социального партнерства с семьей

в группе раннего возраста

Пояснительная записка

Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего - люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.

А. С. Макаренко

 

Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка. В дошкольном возрасте решаются задачи по формированию всесторонне – развитой личности. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков будущего. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. В дошкольном детстве родители оказывают самое большое влияние  на всестороннее  развитие ребёнка и поэтому важно, чтобы они стали равноправными участниками в процессе развития малыша, поддерживая действия педагогов.

 

«От того, как прошло детство,

кто вёл ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш». 
В.А. Сухомлинский

 

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательных организаций. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного образования является инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых  инновационных форм взаимодействия с родителями, внедрение  программ  просвещения  и обучения семьи. Инновационные процессы, проходящие в дошкольной организации, способствуют повышению педагогической компетентности родителей, могут положительно влиять на качество воспитания и развития дошкольников через создание лучших условий для их личностного развития, позволяют осуществить личностно - ориентированный подход к дошкольникам, дают возможность самосовершенствоваться в работе педагогам. В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается  обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условия для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия  с родителями, социальными партнерами.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В статье 44 Федерального закона «Об образовании в РФ» говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

 В концепции дошкольного воспитания сказано, что «… семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом…» Таким образом важно чтобы общение педагогов и родителейбазировалось  на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи, в связи с этим  одной из задач педагогического коллектива МБДОУ «Детский сад № 67» является  работа над проблемой взаимодействия детского сада и семьи. В  дошкольной   организации  ребенок получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, на сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения. И одним из таких проблемных моментов, с нашей точки зрения является внедрение в систему дошкольного образования  социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.

На сегодняшний день,ДОУ - открытое, взаимодействующее со многими социальными институтами социально-педагогическоеучреждение, в котором создана особая социальная среда развития —   условия взаимодействия ребенка с другими людьми, сообщество, которое складывается в детском саду. Его участники — воспитанники детского сада, педагоги, обслуживающий персонал, родители, другие члены семей воспитанников.

Работа с семьей и развитие социально-педагогической системы ДОУ являются основными задачами для нашего коллектива. Взаимодействие с родителями строится на основе сотрудничества.

Актуальность  данной программы состоит в том, что ее содержание отвечает требованиям обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, специалисты детского сада создают оптимальные условия для повышения  культуры социально - педагогических знаний родителей, тем самым ориентируя их на повышение активности и участия в  воспитательно-образовательном процессе с целью развития личности ребенка.

Новизна  и  практическая значимость программы выражается в том, что ее реализация способствует созданию единой образовательно - воспитательной среды в дошкольной организации и семье через развитие социально-педагогической компетентности, повышается ответственность  и заинтересованное отношение родителей за воспитание детей в условиях семьи на основе использования обновленных форм взаимодействия; родители  являются активными участниками реализации программы, для которых целевым ориентиром является  формирование социального портрета ребенка раннего возраста и возрастает степень доверия и уважение к работникам дошкольной организации, которая ведет к продвижению имиджа детского сада.

Методологической основой программы являются общетеоретические положения отечественной психологии, которые характеризуют особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьей (О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец Т.Н. Доронова), и работы, раскрывающие содержание методической деятельности в направлении развития взаимодействия с родителями (О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Н.В. Микляева и др.) 
Теоретическая значимость программы определяется тем, что внесен вклад в решение проблемы повышения качества социально - педагогического просвещения семьи в условиях ДОУ, через технологию образования родителей и личностно – ориентированную систему общения,  направленную на обновление и конкретизацию стратегии сотрудничества; уточнения целей, задач и содержания путем введения разнообразных форм и средств социально-педагогического просвещения; определения показателей эффективности процесса взаимодействия специалистов ДОУ и объем педагогических знаний родителей.

Практическая ценность программы определяется тем, что апробированная  система социально-педагогического просвещения семьи может быть использована в освоении разных групп родителей, с учетом возраста их детей; содержащиеся в программе практические материалы по методической поддержке родителей: сборник диагностического инструментария в работе с родителями, способствуют повышению эффективности процесса взаимодействия специалистов ДОУ и семьи; перспективное планирование занятий/мероприятий с родителями может быть использовано педагогами в практической деятельности.

Программа дает возможность перестроить традиционную систему повышения социально-педагогического просвещения современной семьи в условиях детского сада и придать ей направление, необходимое для удовлетворения запросов нового современного родителя. 

 Цель создание инновационной системы сотрудничества и взаимодействия дошкольной организации и семьи, обеспечивающей единство образовательных и воспитательных воздействий в процессе воспитания дошкольника через освоение системы социально-педагогических знаний.

 

Задачи:
• повысить уровень социально-педагогической культуры родителей через их привлечение к участию в теоретических и практических занятиях/мероприятиях;
• поднять степень осознанности родителями своих прав и обязанностей за создание оптимальных условий для воспитания и развития ребенка в семье;
• расширять  воспитательный потенциал семьи средствами совершенствования научных и практических навыков и умений воспитания детей;  
• привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.

Направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ

1 .   Информационно – аналитическое направление.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагогического состава начинается с анкетирования «Давайте познакомимся» (Приложение 1).Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. 

 

 

 

 

 

 

В населенном пункте

В детском саду

1. Сбор информации о семьях, имеющих детей:

контакты с женскими консультациями, поликлиниками (списки).

2.Распространение информации о работе детского сада:

- публикации в печати;

-родительские собрания.

3. Анализ информации.

1. Сбор информации:

о ребенке:

- состояние здоровья: анамнез (медицинская карта), психологическая диагностика;

- протекание адаптации к детскому саду (адаптационный лист);

- индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения);

- ежегодное выявление и развитие способностей детей, усвоение программы;

о семье:

- состав семьи;

- определение социального статуса семьи (социальная анкета);

- выявление семей группы «риска»;

- материально-бытовые условия;

- психологический микроклимат, стиль воспитания;

- семейные традиции, увлечения членов семьи;

- заказ на образовательные и оздоровительные услуги.

о потребностях педагогических кадров:

- проблемы и потребности в работе с семьями воспитанников;

выявление стратегии взаимодействия с семьями.

2. Анализ информации.

 

2.      Просветительская деятельность

Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ (педагог – психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра).

 

 

 

Кадры

Родители

Дети

1. Просветительская деятельность:

- вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей;

- вопросы воспитания детей дошкольного возраста;

-формы,методы, содержание работы с семьей в современных условиях.

2. Организационно-педагогическая деятельность:

- обмен опытом по вопросам работы с семьей (формы, методы, проведение родительских собраний и т.д.);

- тренинги по обучению родителей общению.

Формы: консультации, педагогические советы, тренинги, самообразование, семинары, творческие группы и др.

1.Ознакомление родителей вновь принятых детей с нормативно-правовыми документами ДОУ.

2.Просветительская деятельность через наглядную информацию:

информационные стенды;

родительские уголки;

методическая литература.

3.Просветительская деятельность через обучающую деятельность:

- беседы;

- консультации;

- круглые столы;

- родительские собрания.

 

1.Социально-нравственное и познавательное развитие:

- семья;

- родословная;

- семейные традиции;

- гендерное воспитание;

- формирование духовных ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      Организационно-методическая деятельность

В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

 

Кадры

Родители

Дети

1. Организация культурно-массовых мероприятий.

 

1.Вовлечение родителей в педагогический процесс:

- участие в культурно-массовых мероприятиях;

- планирование и совместная работа на родительских собраниях;

- помощь в организации досуговой деятельности;

- совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги);

- оформление групп детского сада;

- участие в творческих выставках детско-родительских работ - благоустройство прогулочных площадок (высадка цветов, кустарников, деревьев; изготовление фигур из снега;

1.Вовлечение детей в творческий процесс:

- участие в культурно-массовых мероприятиях;

- участие в выставках детско- родительских творческих работ (рисунки, поделки);

- совместное участие с родителями в семейных концертах;

- совместное  участие в семейном клубе

          

4.      Реализация образовательного процесса детского сада

Целью этого направления является проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка); готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их помощи по хозяйственным вопросам.

 

1.Привлечение родителей к пополнению предметно-развивающей среды в группах с учетом возрастных особенностей детей.

2.Организация работы родительских комитетов по группам.

3.Создание общего родительского комитета.

4.Использование профессиональных умений и возможностей родителей в осуществлении ВОП и пополнении МТБ.

 

Ожидаемые результаты программы.

• Увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;

• У родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);

• Сформируются теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;

• Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.

 

Первая младшая группа

Цель:

Способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей раннего возраста.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- повышать психолого-педагогическую культуру родителей;

- выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;

- содействовать сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций;

- способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом.

 

Направления работы

Формы работы. Цели

срок

Информационно- аналитическая деятельность

Социологический опрос

Цель: Социологические исследования по определению социального статуса и микроклимата в семье

Цель: активизация родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребенка в детском саду

Анкетирование

«Чего вы ждете от детского сада»

Цель: Получение и анализ информации родителей к характеру и формам взаимодействия ДОУ с семьей, о готовности родителей участвовать в жизни детского сада

 

«Растем здоровыми»

Цель: получение информации о формах и методах оздоровления детей дома; оценка готовности родителей к физкультурно- оздоровительной работе ДОУ

 

 

Сентябрь- октябрь

 

 

Сентябрь

 

 

 

 

 

 

 

декабрь

Просветительская деятельность

 

Наглядная педагогическая пропаганда

Мини-газета «Хочу быть здоровым»

Цель: рекомендации родителям по профилактике плоскостопия, развития ручной умелости с помощью конструирования

Папки – передвижки

«Права ребенка»

Цель: помогает наилучшему усвоению материала, а именно, она создана для проведения занятий по правовому воспитанию, и является ярким напоминанием родителям о правах детей.

 

«Безопасность»

Цель: просвещение родителей об основных категориях опасности, которые подстерегают детей

 

«Развитие мелкой моторики рук с помощью ручной умелости»

Цель: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности дома.

 

«Русские народные потешки, прибаутки, попевки»

Цель: Развитие речи детей с помощью фольклорных форм дома

 

«Опыты с детьми дома»

Цель: Предложить родителям возможные варианты развития ощущений ребенка

 

«Одежда детей в соответствии с сезоном и погодными условиями».

Цель: обратить внимание родителей на важность вопроса выбора одежды для ребёнка в разных погодных условиях для сохранения и укрепления его здоровья.

Индивидуальные беседы на тему «Закаливание как форма профилактики простудных заболеваний».

Цель: Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах закаливания ребёнка. «Здоровому все здорово»

 

«Безопасное лето».

Цель: Предложить родителям полезную информацию о том, как обеспечить безопасность ребёнка в летний период.

Консультации

«Развитие речи ребенка с помощью малых форм фольклора»

«Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»

Цель: Расшить знания родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях

«Экспериментирование в раннем дошкольном возрасте»

Цель: Привлечь внимание родителей к развитию мелкой моторики и речи ребенка с помощью ощущений

Родительские собрания (2 раза в год)

Общее родительское собрание

Цель: ознакомление родителей с организацией воспитательно - образовательного процесса в группе и ДОУ; привлечение семей воспитанников к активному сотрудничеству

Итоговое родительское собрание

Цель: подведение итогов прошедшего учебного года «наши достижения», информация о летней оздоровительной работе, обсуждение планов на следующий год, организационные вопросы.

 

 

 

 

Октябрь

 

 

 

 

Ноябрь

 

Декабрь

 

 

Февраль-Март

 

 

Март

 

 

Апрель

 

 

В течение года

 

 

Март

 

 

 

Май

 

 

Ноябрь

 

Январь

 

 

 

Март

 

 

 

Сентябрь

 

Май

 

 

 

Организационно- педагогическая деятельность

 

Помощь родителей в группе

Цель: дать возможность родителям проявить свою готовность к сотрудничеству

Оформление РППС

Изготовление атрибутов для занятий

 

 

Выставки

Фоторепортаж «Первые дни в группе!

Цель: Вовлечь родителей в совместную с детьми творческую деятельность.

Наши замечательные папы”.

Цель: Развивать желание порадовать пап своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями; с участием мам.

“Самые обаятельные и привлекательные!”

Цель: Продемонстрировать уважительное отношение к женщине. Развивать желание порадовать мам своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями.

Фото-вернисаж «Вот и стали мы на год взрослей….»

Цель: Демонстрация сформированных умений и навыков, знаний детей, полученных в течение учебного года. Способствовать развитию совместной трудовой деятельности детей и родителей.Укреплять дружеские взаимоотношения в коллективе группы

Тематическая выставка: “Рисуем вместе с папами”.

Цель: Приобщение пап к воспитанию детей и проведению совместной деятельности с ребенком дома. Воспитывать желание проявить творчество, активность.

 

 

Досуговые мероприятия:

Праздники:

«Пусть ёлка новогодняя нам радость принесет!»

Цель:Вовлечь родителей в совместную подготовку к предстоящему новогоднему празднику.

 

Развлечения:

Осеннее развлечение

Цель: Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, совместной творческой деятельности.

Развлечение, посвящённое Международному женскому дню 8 марта.

Цель: Продемонстрировать родителям творческие способности и умения детей. Вовлекать родителей в совместную с детьми творческую деятельность при изготовлении работ на выставку и подготовке к праздничному утреннику.

 

 

 

В течение года

2 раза в год

 

 

Сентябрь- октябрь

Февраль

 

 

Март

 

 

Май

 

 

 

Февраль

 

 

 

 

 

Декабрь

 

 

Ноябрь

 

Март

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x