Автор: Турищева Светлана Владимировна
Ориентируясь на сегодняшнее информационное общество, школа должна готовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение своей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка «научить учиться». Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. В этом году я работаю во 2 классе по внедрению ФГОС в НОО. Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. И здесь появляются различные трудности. Хорошо бы все ученики имели высокий уровень развития, высокую мотивацию к учебе. Но, увы , это не так. Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия. Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектное и проблемное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, развитие логики и мышления, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе взаимодействий, то есть работа в команде, в группах. Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться :
- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
- терпимость, дружелюбие:
- никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Плюсы: повышается учебная и познавательная мотивация; в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
Однако есть в ней и некоторые трудности , минусы. Увы, работая с команде, есть такие дети, которые часто ошибаются. Реакция на это сильных детей в группе такая – мстят им на перемене: обзывают, доводя до слёз , а иногда и избивают их.
С постановкой проблемы на уроках тоже есть немало трудностей.
«Плюсы» проблемного урока:
- Проблемный урок характеризует творческая, а не репродуктивная деятельность учеников, которая обеспечивает более глубокое усвоение знаний, развитие интеллекта и творчества, воспитание активной позиции, не вызывая при этом перегрузок. Для ребят это действительно “учение с увлечением”.
- Постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не боится проблем, а стремится их разрешить.
- Кроме того, учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят. С сияющими глазами они делятся радостью, что «чувствуют себя умными учеными», «нравится спорить», «приятно, когда смог решить проблему и помочь своей группе».
- Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение.
Но, есть опять одно НО…… Работают сильные учащиеся, причем, из них самые активные….. если в моем классе половина детей обучаются на 4 и 5 , это 10 человек, но активные среди них - 5 …. Остальные 16 просто отсиживаются, некоторые вообще не понимают, что от них требуют, некоторые в силу своего характера и настроения молчат.
А ещё один минус проблемных ситуаций - много времени уходит на рассуждения, мало работаем в тетради. Поэтому я не люблю часто импользовать такой прием на уроках. Увы, я все ещё считаю, что от практических занятий результата больше.
С появлением ФГОС изменился заключительный этап урока- подведение итогов и оценивание работы. Сигнальные карточки – смайлики с эмоциями ( улыбка, грусть, недопонимание) не совсем правильно оценивают работу на уроке. Дети рассуждают так - весело было – понравился урок… и т д
Подводя итог уроку, дети должны начинать свое рассуждение так: мы научились …, было трудно …. , было интересно узнать…, меня удивило …
Почему было трудно? Что открыли, узнали на уроке? Оправдались ли ваши ожидания от урока? Что вы взяли с сегодняшнего урока? Над чем заставил задуматься урок?
Я работаю по УМК « Школа России».
В своей работе по внедрению ФГОС по данному УМК столкнулась и с плюсами, и с минусами: материал изложен доступно, но весь он базового уровня, я не увидела больших изменений в материале, нет заданий повышенной трудности, поэтому приходится много времени тратить на подготовку и поиск дополнительного материала к урокам. Огромный плюс – наличие электронных приложений к учебникам: Азбуке, математике, русскому языку, окружающему миру. Материал на дисках очень интересен и полезен для изучения новых тем и для закрепления. Благодаря этим дискам уроки интересны, разнообразны, ученики работают с удовольствием. Такие диски есть у каждого ребенка, поэтому дома можно легко повторить пройденные задания. В своей работе я пришла к выводу, что наличие традиционной самостоятельной работы предполагает закрепление знаний на репродуктивном уровне, т.е. при применении их по образцу или в сходных ситуациях, а творческие задания предполагают применение знаний в измененных ситуациях, при которых была бы обеспечена активная мыслительная деятельность всех учащихся. Поэтому по возможности стараюсь использовать метод творческих проектов. С ребятами мы работали над проектами «Моя малая родина», «Генеалогическое древо Деда Мороза», « Баба -Яга», сейчас начнём подготовку к проекту «Моя мама лучшая на свете». Дети создают замечательные доклады – исследования своих проектов, защищая их перед учащимися и родителями, изготавливают поделки. Некоторые родители с удовольствием принимают участие в проектах, помогают искать материал. Но, к сожалению, не все родители понимают необходимость данных проектов. Такие родители из-за своей лени не только не помогают детям, но и отбивают у них желание что-либо делать. Мне очень нравится, что родители поддержали мою инициативу участия в интернет – олимпиадах. Задания очень сложные , требуют поиска информации в интернете. Дети с удовольствием вместе с родителями занимаются таким поиском, особенно детям нравится, что их родители сами не знают ответы на некоторые вопросы. Каждый месяц 15 – 18 человек принимают участие. Диденко Дмитрий за активное участие получил по почте ценные подарки – ручку, блокнот и флешку на 8 Гб.
Выполняя требования СанПиНа к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования при организации учебного помещения, мы использовали систему зонирования. В классном кабинете есть зона для учебных занятий и игровая зона. Наш класс оснащен компьютером и интерактивной доской. Но , увы, нет прямого выхода в Интернет.
Отрицательные моменты: Отмечается, что негативным показателем является утомляемость, возбудимость, ухудшение здоровья при такой нагрузке как у учителя, так и у ребёнка. В деятельности учителя главным отрицательным моментом является увеличение документации. Вызывают недопонимание режимные моменты: организовывать динамическую паузу или нет? После такой паузы очень трудно настроить детей на работу. Поэтому такую паузу мы делаем, когда ходим в столовую. Вызывают проблемы вопросы контрольно-оценочной деятельности. Изменения, произошедшие в системе начального образования не нашли своего отражения в контрольно-оценочной деятельности: объектом контроля и оценки часто продолжают оставаться лишь знания, умения и навыки.
comments powered by HyperComments