Плюсы и минусы уроков и внеурочной деятельности с учётом ФГОС

Автор: Турищева Светлана Владимировна

                Ориентируясь на сегодняшнее информационное общество, школа должна готовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение своей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.  Иными словами, школа должна ребёнка «научить учиться». Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. В этом году я работаю во 2 классе по внедрению ФГОС в НОО.  Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. И здесь появляются различные трудности. Хорошо бы  все ученики имели высокий уровень развития, высокую мотивацию к учебе. Но, увы , это не так. Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия. Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектное  и проблемное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, развитие  логики и мышления,  формирует развитие социальных навыков школьников в процессе взаимодействий, то  есть  работа в  команде,  в  группах.  Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться :

 -  серьезное отношение к мыслям, чувствам других; 

- терпимость, дружелюбие:

  -  никто не имеет права смеяться над ошибками  товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

            Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Плюсы: повышается учебная и познавательная мотивация; в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

Однако есть в ней и некоторые трудности , минусы. Увы,  работая  с  команде,  есть   такие  дети,  которые часто  ошибаются. Реакция  на  это  сильных  детей  в группе  такая – мстят  им  на  перемене:  обзывают, доводя  до  слёз ,  а  иногда и   избивают  их. 

 

 

                      С  постановкой  проблемы  на   уроках  тоже  есть  немало  трудностей.

 «Плюсы» проблемного урока:

  • Проблемный урок характеризует творческая, а не репродуктивная деятельность учеников, которая обеспечивает более глубокое усвоение знаний, развитие интеллекта и творчества, воспитание активной позиции, не вызывая при этом перегрузок. Для ребят это действительно “учение с увлечением”.
  • Постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не боится проблем, а стремится их разрешить.
  • Кроме того, учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят. С сияющими глазами они делятся радостью, что «чувствуют себя умными учеными», «нравится спорить», «приятно, когда смог решить проблему и помочь своей группе».
  • Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение.

                   Но,  есть   опять  одно   НО……  Работают  сильные  учащиеся,  причем,  из   них  самые   активные…..   если  в  моем  классе   половина  детей  обучаются  на  4  и 5 ,  это  10  человек,  но   активные  среди  них  - 5 …. Остальные   16  просто  отсиживаются,  некоторые   вообще  не  понимают,  что  от  них   требуют,  некоторые  в  силу  своего  характера  и  настроения  молчат.

А  ещё  один  минус   проблемных  ситуаций  -  много  времени  уходит  на  рассуждения,  мало  работаем   в тетради. Поэтому я  не   люблю  часто  импользовать   такой  прием  на  уроках. Увы,  я  все  ещё   считаю,  что  от  практических  занятий   результата   больше. 

            С  появлением  ФГОС   изменился  заключительный  этап  урока- подведение  итогов  и  оценивание  работы. Сигнальные   карточки – смайлики  с  эмоциями ( улыбка,  грусть, недопонимание) не  совсем  правильно  оценивают  работу  на  уроке. Дети  рассуждают  так -  весело  было – понравился  урок…  и  т д  

Подводя   итог уроку, дети  должны   начинать  свое   рассуждение  так:  мы  научились …,   было  трудно ….  ,   было   интересно   узнать…,  меня  удивило …

 Почему было трудно?   Что открыли, узнали на уроке?  Оправдались ли ваши ожидания от урока?   Что вы взяли с сегодняшнего урока?  Над чем заставил задуматься урок?

Я работаю по УМК « Школа России».

В своей работе по внедрению ФГОС по данному УМК столкнулась и с плюсами, и с минусами: материал изложен доступно, но весь он базового уровня,  я  не  увидела  больших  изменений  в  материале, нет заданий повышенной трудности, поэтому приходится много времени тратить на подготовку и поиск дополнительного материала к урокам. Огромный плюс – наличие электронных приложений к учебникам: Азбуке, математике, русскому языку, окружающему миру.                 Материал на дисках очень интересен и полезен для изучения новых тем и для закрепления. Благодаря этим дискам уроки интересны, разнообразны,  ученики работают с удовольствием. Такие диски есть у каждого ребенка, поэтому дома можно легко повторить пройденные задания.  В своей работе я пришла к выводу, что наличие традиционной самостоятельной работы предполагает закрепление знаний на репродуктивном уровне, т.е. при применении их по образцу или в сходных ситуациях,  а творческие задания предполагают применение знаний в измененных ситуациях, при которых была бы обеспечена активная мыслительная деятельность всех учащихся.  Поэтому по возможности стараюсь использовать метод творческих проектов.   С ребятами мы работали над проектами «Моя малая родина», «Генеалогическое древо Деда Мороза»,     « Баба -Яга», сейчас  начнём  подготовку  к  проекту «Моя  мама  лучшая  на  свете». Дети создают замечательные доклады – исследования   своих проектов,  защищая  их  перед  учащимися и  родителями, изготавливают  поделки.  Некоторые  родители  с  удовольствием  принимают  участие в  проектах,  помогают  искать  материал.  Но, к сожалению, не все родители понимают необходимость данных проектов. Такие родители из-за своей лени не только не помогают детям, но  и отбивают у них желание что-либо делать.  Мне  очень  нравится, что  родители  поддержали  мою  инициативу  участия  в  интернет – олимпиадах.  Задания очень  сложные , требуют  поиска  информации  в  интернете.  Дети  с  удовольствием  вместе  с  родителями  занимаются  таким  поиском,  особенно  детям  нравится,  что  их  родители  сами не  знают  ответы  на   некоторые  вопросы. Каждый  месяц   15 – 18 человек  принимают  участие. Диденко Дмитрий  за  активное участие  получил  по  почте  ценные  подарки  –  ручку,  блокнот  и  флешку на 8 Гб.

              Выполняя требования СанПиНа к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования при организации учебного помещения, мы использовали систему зонирования. В классном кабинете есть зона для учебных занятий и  игровая зона. Наш класс оснащен компьютером и интерактивной доской.  Но , увы,  нет  прямого выхода  в Интернет.  

                     Отрицательные  моменты:     Отмечается, что  негативным  показателем  является  утомляемость, возбудимость, ухудшение  здоровья  при  такой  нагрузке как  у  учителя, так  и  у ребёнка. В  деятельности  учителя  главным  отрицательным  моментом  является  увеличение  документации.      Вызывают  недопонимание  режимные  моменты:   организовывать  динамическую  паузу  или  нет?  После   такой  паузы  очень трудно  настроить  детей  на  работу. Поэтому   такую  паузу  мы  делаем,  когда  ходим   в  столовую.  Вызывают  проблемы  вопросы  контрольно-оценочной  деятельности.     Изменения, произошедшие  в  системе  начального  образования  не  нашли  своего  отражения  в  контрольно-оценочной  деятельности: объектом  контроля  и  оценки  часто  продолжают  оставаться  лишь  знания, умения  и  навыки.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x