Плюсы и минусы в работе в связи с внедрением ФГОС

Автор: Тимофеева Людмила Павловна

С 1 сентября  2011 года все первоклассники страны обучаются по новому стандарту.

Роль школы на сегодняшнем этапе развития системы образования - это интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребёнка на основе формирования умения учиться (учить себя).

Новым в работе учителя в связи с введением ФГОС стали:

 1) новые цели (ориентация преимущественно на личностные и метапредметные результаты);

2) новое содержание образования (УУД);

3) применение инновационных технологий (развивающего, проблемного, исследовательского обучения, информационных технологий и т.д.);        

4) переход на активные методы обучения (решение проблемных задач различного типа, исследование, проект и т.д.);

5) новая система оценивания результатов (портфолио, мониторинг).

В качестве содержательной и критериальной базы оценки используются планируемые результаты освоения основных образовательных программ.

Личностные: Самоопределение: личностное, профессиональное, жизненное. Смыслообразование: связь между целью (результатом) деятельности и ее мотивом. Морально-этическая ориентация: ценностно-смысловая; в социальных ролях и межличностных отношениях.  

Метапредметные: Регулятивные: организация  деятельности. Коммуникативные: речевые навыки и навыки сотрудничества. Познавательные:  общеучебные, в т.ч – знаково-символические, логические, постановка и решение проблемы.  

Предметные: Основы системы научных знаний. Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания. Предметные и метапредметные действия с учебным материалом.

Активными формами обучения стали: организация работы в группах и парах, организация проектной деятельности, проектирование учебных ситуаций.

Цель групповой работы - включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Задачи следующие: активизация познавательной деятельности, развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, развитие умений успешного общения, совершенствование межличностных отношений в классе.

Используются рызличные варианты комплектования учебных групп.

Вариантов комплектования групп несколько: по желанию, случайным образом, по выбору педагога, по выбору «лидера», по определённому признаку. Например, форма проведения занятий по внеурочной деятельности групповая, а на уроках пока чаще практикую работу в парах.

 В начальной школе возможно предложить детям простые правила совместной работы, с помощью которых учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. При этом нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать; следует разрешить отсесть в другое место, нельзя требовать в классе абсолютной тишины, дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

Плюсы: повышается учебная и познавательная мотивация;

2) снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач; 3) в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний; 4) улучшается психологический климат в классе.

Есть и минусы. Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя: 1) групповой работе надо сначала научить - без соблюдения этого условия она бывает неэффективна; 2) при непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников; 3) разделение на группы может проходить непросто; 4) в классе могут найтись дети, желающие работать в одиночестве - им надо создать в данный момент условия для этого.

Каковы плюсы ФГОС?

Первый плюс– это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось российское образование. Второй, не менее важный плюс – поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Третий плюс ФГОС – это постановка духовно-нравственного воспитания обучающихся на более высокий уровень. Четвертый – преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы. Пятый плюс ФГОС – это организация внеурочной деятельности. В школе разработана оптимизированная модель внеурочной деятельности, которая позволяет организовать работу, используя внутренние ресурсы школы.

 

Каковы  минусы ФГОС?

Очевиден пока один – требования к условиям реализации стандарта. Необходимо дальнейшее развитие материально-технической базы российской школы, поскольку новый стандарт может быть полностью реализован лишь в новой образовательной среде.

Таким образом, внедрение федерального образовательного стандарта в систему образования – процесс, без сомнения, положительный, но требующий больших усилий со стороны всех участников этого процесса.

С введением ФГОС изменились цели и задачи обучения. Теперь в современной начальной школе ребёнка должны научить учиться. Учитель должен привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, которые составляют основу умений учиться. Ко второй относится формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Учитель становится не ведущим, а направляющим, организующим учебную деятельность.

 И в этом нам конкретно в нашей школе помогает  учебно-методический комплекс издательства «Просвещение» «Школа России», который успешно развивается в соответствии с запросами времени, совершенствуется и сейчас является надёжным инструментом реализации требований ФГОС. УМК «Школа России» получил самое широкое признание и положительные отзывы в школах России. В данной системе наряду с новыми концептуальными основами и подходами бережно сохранены лучшие традиции отечественной школы. Реализуются такие принципы, как: принцип воспитания гражданина России, принцип ценностных ориентиров, принцип обучения в деятельности, принцип работы на  результат, принцип синтеза традиций и инноваций в образовании.

Главным принципом в модернизации заданий учебников является ориентирование учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность;  постановка учебной задачи на каждом уроке (тема-вопрос, проблемная ситуация); увеличение заданий для работы в парах и/или группах; увеличение заданий и вопросов, инициирующих детское действие; увеличение заданий по поиску информации; увеличение количества заданий, раскрывающих связи учебного материала с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД. Содержание структуры учебников и всех компонентов УМК ориентировано на основные этапы урока: мотивационный, проблемный, работа с информацией, аналитический, рефлексивный.

Почти по каждому предмету у нас  имеется электронный ресурс в виде дисков, которые   используются на уроках. Материал на этих дисках позволяет сделать урок интересным, расширяет кругозор учащихся по изучаемой теме.

Плюсом в УМК – это то, что каждый раздел учебника начинается с планируемых достижений учащихся («Мы познакомимся… научимся… будем учиться…»), каждый урок – с поставленных конкретных на этом уроке задач (например, узнаем, как возникает радуга, научимся перечислять цвета радуги в правильной последовательности). Также и в учебниках, и в тетрадях добавлены странички «Проверим себя и оценим свои достижения. Детям нравится оценивать себя.

В общем, УМК «Школа России» позволяет  достичь высоких результатов, соответствующих  задачам современного образования,   сочетает лучшие традиции российского образования, проверенные практиками образовательного процесса.

Главное, о чем мы должны помнить: по каким бы стандартам ни учился  ребенок, наши  любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив, успешен в учебе.

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x