Подборка игр по развитию речи ☼
Автор: Пуртина Татьяна Владимировна
Игра «Узнай по голосу»
Дид. задача: развивать у детей фонематический слух.
Дети, взявшись за руки, образуют круг. Водящему завязывают глаза. Дети ходят по кругу и говорят:
«Ты загадку отгадай, кто назвал тебя – узнай!»
Игра «Кому это нужно?»
Дид. задача: учить детей употреблять в своей речи слова, обозначающие профессии и необходимые для этой профессии предметы.
Воспитатель бросает мяч и спрашивает: «Что нужно врачу?». Возвращая мяч, ребенок называет нужные предметы.
Игра «Что мы видим на картине?»
Дид. задача: развивать умение составлять предложения с опорой на картину, учить дополнять простые нераспространенные предложения.
воспитатель составляет по картине нераспространенное предложение: Маша идет. Дети должны повторить фразу и добавить к ней одно-два слова: Маша идет на прогулку.
Игра «Дополни предложение»
Дид. задача: упражнять детей в составлении простых и сложных предложений, учить понимать причины связи между явлениями.
Педагог начинает предложение: Папа утром … Дети заканчивают предложение.
Игра «Когда это бывает?»
Дид. задача: упражнять детей в умении отвечать на вопрос полным предложением, уточнять представления о временах года.
у детей квадратики четырех цветов: белый – зима, зеленый – весна, красный – лето, желтый – осень. Педагог задает детям вопросы, дети поднимают соответствующую карточку:
когда опадают листья?
когда дети катаются на санках?
когда собирают овощи и фрукты?
когда купаются в морях, реках, озерах?
когда распускаются листья?
когда медведь спит?
когда появляются сосульки?
когда бывает метель?
Игра «Кто знает, пусть продолжит»
Дид. задача: учить классифицировать понятия.
Педагог называет обобщающее слово, а дети – видовые понятия: мебель – стол, шкаф, стул; деревья – береза, липа, осина; цветы – роза, василек, ромашка.
Игра «Угадай слово по начальному слогу»
Дид. задача: учить детей договаривать до целого слова.
Педагог начинает, дети заканчивают: ГУ…(СИ), ГО…(ЛУБИ), ГАЛ…(КИ), ОГ…(НИ).
Игра «Скажи в рифму»
Дид. задача: учить подбирать пары рифмующихся слов; развивать поэтический слух.
Галка- палка- балка, бочка- дочка- кочка, Саша- Паша- Даша, Гена- Лена.
Игра «Скажи по-другому»
Дид. задача: Обогащать речь детей словами с оттенками ласкательности, уменьшения, увеличения.
Лиса - лисонька – лисенок - лисище – лисичка.
Игра «Переставь слова в предложении»
Дид. задача: учить детей выразительно произносить предложение, изменяя логическое ударение, уточняя смысл.
Педагог предлагает составить предложение со словом кормушка, а затем изменить порядок слов. Например:
Дети повесили на дерево кормушку.
Кормушку дети повесили на дерево.
На дерево повесили кормушку дети.
Игра «Различай, были и небылицы»
Дид. задача: развивать внимание к тексту, умение осмысленно употреблять слова, формировать умение доказательно объяснять, что это – быль или небылица.
Детям предлагается послушать предложения, определить, что это такое, доказать:
Выпал снег, Алеша вышел загорать.
Мальчики поехали в лес на лыжах, чтобы собирать землянику.
Ежик лазает по деревьям, а медвежонок ползает.
Лягушка раскрыла зонтик, потому что пошел дождь.
Игра «Кто это? Что это?»
Дид. задача: формировать реакцию на слово, умение характеризовать кого-либо или что-либо.
Отвечай быстро: звонкий, быстрый, веселый (мяч), вкусный, сочный, алый (арбуз), бурый, косолапый, неуклюжий (медведь), желтые, красные, осенние (листья).
Игра «О ком или о чем я говорю»
Дид. задача: развивать воображение, помочь детям освоить умение характеризовать кого-либо, что-либо.
Ответы даются быстро, четко:
ползает, шипит, извивается, блестит, жалит – (змея)
подметает, протирает, моет, вытирает – (мама, няня).
ходит, жует, мычит – (корова)
бегает, ржет, скачет – (лошадь)
летает, клюет, каркает – (ворона)
чирикает, клюет, летает – (воробей)
кукует, клюет, летает – (кукушка)
Клюет, воркует, летает – (голубь)
Игра «Дополни предложение»
Дид. задача: формировать умение быстро схватывать смысл читаемого, строить высказывания. Предложение дополнять одним или несколькими словами.
Лида читает …(книгу).
Мама сшила … (платье).
Папа привез … (рыбу).
Птичка прилетела …(с юга).
Мы открыли …(калитку).
Игра «Кто подберет больше слов?»
Дид. задача: формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова.
Педагог называет глагол, дети подбирают подходящие по смыслу существительные: шить – платье, сапоги, пальто; завязывать – шнурки, веревку, шарф; поливать – цветы, улицу, грядки.