Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Поддержка детской инициативы у детей 4 -7 лет» Представление опыта работы по применению педагогической технологии «Шкатулка предметов по интересам» старшего дошкольного возраста» | Михайлова Оксана Ивановна. Работа №240368

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Михайлова Оксана Ивановна

    Социальный заказ государства к системе образования сформулирован следующим образом: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

Во ФГОС ДО указывается, что, одним, из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Поэтому на этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики:

 - проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; способен к волевым усилиям; пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;  способен к принятию собственных решений (Приложение – Дневник наблюдений).

Актуальность представленного материала обусловливается гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности дошкольника.

Самостоятельность и независимость детей дошкольного возраста проявляется, прежде всего, в играх и творчестве. Осталось позади то время, когда взрослые учили ребенка играть - показывали, что можно делать с мячиком, куклой, машинкой, конструктором. Теперь дети сами выбирают не только вид игры, но и включают в них взрослых на определенных условиях.

Самостоятельность дошкольников выражается и в том, что дети уже имеют свое мнение, которое проявляется неподчинением, капризами или требовательностью, привлекая внимание к собственной персоне.

Все это является свидетельством активного становления его личности. И относиться к этому нужно не просто с пониманием, но и с радостью.

Опираясь на литературные источники можно привести следующие определения:

-   Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в  инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

- Инициативность – частный случай самостоятельности, это мотивационное качество  и  волевая характеристика поведения человека.

Основное условие развития инициативности - предоставление свободы выбора. Ребенок, ограниченный жесткими рамками, не сможет отработать природой заложенную потребность в независимости и самостоятельности. Эта потребность атрофируется, отомрет так же, как атрофируется, отмирает ненужный, неиспользуемый организмом орган.

Реализация развития инициативности ребенка через предоставляемую свободу деятельности возможна в специально подготовленной среде, которая соответствует его потребностям, в которой он может активно действовать, совершенствовать умения, ведущие его к независимости и самостоятельности.

В группах детского сада уголки активности организованы на основе интеграции содержания образовательных областей и  видов деятельности. Эти  виды  представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта и информационного багажа.

Подобранный наглядно дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира и взаимодействии всех его объектов.

Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности.

Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом уголке,

что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой детей свидетельствует об их жизнерадостности и  открытости.

В своей практике в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы. К таким методам можно отнести также дидактические и развивающие игры, которые помогают приобрести уверенность в своих действиях и направляют их делать самостоятельно выбор в процессе совместной и самостоятельной деятельностях.

Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки. 

Для поддержки детской инициативы необходимо:

1.Предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы; 

2.Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;

3.Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность. 

4.Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;

5.Поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты. 

6.Для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия; 

7.Содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям; 

8.Поощрять различные творческие начинания ребенка.

         В своей работе я ставлю перед собой следующие задачи:

1. Создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному поиску и применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте.

2. Расширять область задач, которые дети решают самостоятельно; постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов.

3. Тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, ориентировать дошкольников на получение результата.

4. Поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.

Таким образом, я выбрала одну из технологий развития детской инициативы «Шкатулка предметов по интересам».

Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, у меня на столе стояла красивая шкатулочка. Хотите узнать, что в ней?

Дети: Да. (Воспитатель открывает шкатулку и вместе  с детьми,  рассматриваем).

Воспитатель: В шкатулке лежат по одной картинке с разных развивающих игр, ваша задача взять одну карточку и узнать с какой это игры.

Кто из детей первые проявят инициативу, выбирают и называют, что изображено, а остальные дети присоединяются  к ним по своим интересам. Также,  ребята, могут сами выбрать лидеров, кто подойдет и возьмет по одной карточке.

1.     Дидактическая игра «Математический портфель». Решение примеров, задач.

Создание условий для формирования элементарных математических представлений.

2.     Познавательно – исследовательская деятельность.

Экспериментирование.  «Как обнаружить воздух».

Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.

3.     Конструктивно – модельная деятельность.

Продолжать закреплять навыки конструирования,  учить сочетать в постройке детали по форме, устанавливать пространственное расположение деталей.      4. Художественно – эстетическое развитие: (аппликация). «Животные крайнего севера».

Закрепление знаний детей о животных Севера, о жизни их в природе. 

5.      Игра «Шахматы».

Продолжать знакомство с шахматной доской, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти.

     Поддерживая детскую инициативу, познавая и понимая, как развивается, растет, мыслит и чувствует ребенок-дошкольник, мы сможем помочь ему найти свое место в этом сложном мире, развить интересы и способности, все те прекрасные возможности, которые даны ему природой.

 

Районное методическое объединение воспитателей ДОО Советского района

«Профессиональная компетентность педагогов дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема заседания №2

«Поддержка детской инициативы у детей 4 -7 лет»

 

Представление опыта работы по применению педагогической технологии

«Шкатулка предметов по интересам» старшего дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Михайлова О.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Советский, 2019

Социальный заказ государства к системе образования сформулирован следующим образом: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

Во ФГОС ДО указывается, что, одним, из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Поэтому на этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики:

- проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; способен к волевым усилиям; пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; способен к принятию собственных решений (Приложение – Дневник наблюдений).

Актуальность представленного материала обусловливается гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности дошкольника.

Самостоятельность и независимость детей дошкольного возраста проявляется, прежде всего, в играх и творчестве. Осталось позади то время, когда взрослые учили ребенка играть - показывали, что можно делать с мячиком, куклой, машинкой, конструктором. Теперь дети сами выбирают не только вид игры, но и включают в них взрослых на определенных условиях.

Самостоятельность дошкольников выражается и в том, что дети уже имеют свое мнение, которое проявляется неподчинением, капризами или требовательностью, привлекая внимание к собственной персоне.

Все это является свидетельством активного становления его личности. И относиться к этому нужно не просто с пониманием, но и с радостью.

Опираясь на литературные источники можно привести следующие определения:

- Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

- Инициативность – частный случай самостоятельности, это мотивационное качество и волевая характеристика поведения человека.

Основное условие развития инициативности - предоставление свободы выбора. Ребенок, ограниченный жесткими рамками, не сможет отработать природой заложенную потребность в независимости и самостоятельности. Эта потребность атрофируется, отомрет так же, как атрофируется, отмирает ненужный, неиспользуемый организмом орган.

Реализация развития инициативности ребенка через предоставляемую свободу деятельности возможна в специально подготовленной среде, которая соответствует его потребностям, в которой он может активно действовать, совершенствовать умения, ведущие его к независимости и самостоятельности.

В группах детского сада уголки активности организованы на основе интеграции содержания образовательных областей и видов деятельности. Эти виды представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта и информационного багажа.

Подобранный наглядно дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира и взаимодействии всех его объектов.

Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности.

Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом уголке,

что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой детей свидетельствует об их жизнерадостности и открытости.

В своей практике в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы. К таким методам можно отнести также дидактические и развивающие игры, которые помогают приобрести уверенность в своих действиях и направляют их делать самостоятельно выбор в процессе совместной и самостоятельной деятельностях.

Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки. 

Для поддержки детской инициативы необходимо:

1.Предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы; 

2.Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;

3.Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность. 

4.Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;

5.Поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты. 

6.Для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия; 

7.Содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям; 

8.Поощрять различные творческие начинания ребенка.

В своей работе я ставлю перед собой следующие задачи:

1. Создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному поиску и применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте.

2. Расширять область задач, которые дети решают самостоятельно; постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов.

3. Тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, ориентировать дошкольников на получение результата.

4. Поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.

Таким образом, я выбрала одну из технологий развития детской инициативы «Шкатулка предметов по интересам».

Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, у меня на столе стояла красивая шкатулочка. Хотите узнать, что в ней?

Дети: Да. (Воспитатель открывает шкатулку и вместе с детьми, рассматриваем).

Воспитатель: В шкатулке лежат по одной картинке с разных развивающих игр, ваша задача взять одну карточку и узнать с какой это игры.

Кто из детей первые проявят инициативу, выбирают и называют, что изображено, а остальные дети присоединяются к ним по своим интересам. Также, ребята, могут сами выбрать лидеров, кто подойдет и возьмет по одной карточке.

Дидактическая игра «Математический портфель».

Решение примеров, задач.

Создание условий для формирования элементарных математических представлений.

Познавательно – исследовательская деятельность.

Экспериментирование.  «Как обнаружить воздух».

Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.

Конструктивно – модельная деятельность.

Продолжать закреплять навыки конструирования, учить сочетать в постройке детали по форме, устанавливать пространственное расположение деталей.
4. Художественно – эстетическое развитие: (аппликация). «Животные крайнего севера».

Закрепление знаний детей о животных Севера, о жизни их в природе. 

Игра «Шахматы».

Продолжать знакомство с шахматной доской, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти.

Поддерживая детскую инициативу, познавая и понимая, как развивается, растет, мыслит и чувствует ребенок-дошкольник, мы сможем помочь ему найти свое место в этом сложном мире, развить интересы и способности, все те прекрасные возможности, которые даны ему природой.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×