Статья Подготовка к ЕГЭ. Открытый урок русского языка по СПП. Автор: Кузнецова Зоя Михайловна

Автор: Кузнецова Зоя Михайловна
Урок постороен в сответствии с требованиями ФГОС, с использованием ИКТ и системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку. В ходе урока по подготовке к ЕГЭ осуществляется дифференцированный подход, парная и групповая работа, диагностика достижений, а самое главное: создаётся ситуация успеха как для детей высого уровня развития, так и для детей с ОВЗ.


Автор: Кузнецова Зоя Михайловна

Цель уроков русского языка в 9 классе – совершенствование практических умений и навыков учащихся: речевых, орфографических, пунктуационных, умений и навыков учебного труда (выделять главное, планировать свою деятельность, контролировать свою деятельность и др.)

 

Данная разработка урока для 9 класса, работающего по программе М. Разумовской. Учебник «Русский язык. 9 класс» (автор М. Разумовская)

 

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Виды СПП» является завершающим по данной теме (урок рефлексии).

 

Главная цель проведения данного урока – подготовка учащихся к успешной сдаче экзамена по русскому языку.

 

Формы работы на уроке: фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в группе, индивидуальная работа.

 

Цели урока: закрепление учебного материала по теме “Виды придаточных в СПП”, полученных ранее знаний и умений учащихся; развитие аналитического мышления; воспитание толерантности, умения работать в группе; подготовка к ОГЭ.

Задачи урока:

активизировать знания по общей теме “Виды придаточных в СПП”;

отработать умение определять виды придаточных предложений;

отработать умение расставлять знаки препинания в СПП;

отработать умение составлять схемы сложноподчиненных предложений;

активизировать знания по лексике (умение подбирать к слову стилистически нейтральный синоним); морфологии (умение определять части речи); синтаксису и пунктуации (обособление причастных, деепричастных оборотов, вводных конструкций); повторить способы словообразования; виды подчинительной связи в словосочетаниях; отработать орфограммы (приставки на З- и С-, ПРИ-, ПРЕ-, правописание Н-НН).

Ученики должны:

Знать отличительные признаки сложноподчинённого предложения, виды придаточных предложений, виды подчинения;

Понимать смысловые отношения между частями СПП, определять средства их выражения;

Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор СПП, лингвистический анализ текста, в том числе с точки зрения синтаксиса СПП; владеть основными синтаксическими нормами современного русского языка; создавать устные и письменные монологические высказывания на нравственно-этические темы с использованием СПП.

Планируемые результаты:

1.Предметные:

владение всеми видами речевой деятельности;

проведение различных видов анализа;

осознание эст

етической функции родного языка

 

2. Метапредметные :

овладение приемами выделения необходимой информации;

использование рефлексии (

позиция, обоснование, пример, следствие), т.е. деятельности по осмыслению способов достижения цели и анализу полученных результатов;

овладение приемами установления связей и отношений в области знания исследования

предложения

через анализ, синтез, классификацию, обобщение, доказательство, вывод следствия;

формирование навыков планирования, прогнозирования и контроля через организацию своей учебной деятельности в группе;

формирование навыка самооценки по итогам деятельности на уроке;

формирование навыков распределения ролей в группах для достижения цели;

формирование навыков управления поведением партнера;

формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

В течение урока используется компьютерная презентация.

Средства активизации: живое слово учителя, практическая работа, творческие задания, самостоятельная работа, дифференцированные задания, ТСО

Урок рассчитан на учащихся  со средним темпом работы.

 

Оборудование

1. Мультимедийный проектор

2. Компьютер

3. Карточки для индивидуальной работы с учащимися 

4.Записи на доске

 

Проверка домашнего задания

 

Домашнее задание сегодня мы проверим в режиме ОГЭ: то есть тестовые задания на основе текста упражнения 216, с которым вы работали дома. Откройте тетради и начнем проверку.

3: укажите в абзаце № 3 текста использованное средство выразительности (сравнение)

4: назовите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением (прикреплён - присоединение)

5: назовите наречие, в котором правописание суффикса определяется правилом «В наречии на 0-Е пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано» (собственно - собственный)

6: замените разговорное слово «припустит» из текста на стилистически нейтральное (побежит)

7: замените словосочетание «жил беспечно», построенное на основе примыкания, на синонимичное ему словосочетание со связью управление (жил с беспечностью)

8: назовите грамматическую основе в предложении №1 первого абзаца (ходил он)

 

 

 

 

Мотивационный этап. Фронтальная работа

(Вхождение в тему урока. Планирование своей деятельности, формулирование задач урока. Ученики приводят свои варианты целей и задач урока)

 

Сегодня мы вышли на финишную прямую в изучении темы «СПП», осталось сделать небольшое усилие – и пальма первенства у вас в руках. Давайте сегодняшний урок посвятим воспоминаниям и составим альбом « Я познаю СПП».

А зачем нам нужно знать СПП? Наверное, не только для того, чтобы завтра получить «5» на контрольной по теме, или чтобы уметь составлять схемы предложений, выполнять их синтаксический разбор?.. СПП тренируют логику, учат видеть оттенки смысла, помогают осознать, как богаты выразительные возможности языка…

 

Актуализация знаний и осуществление первичного действия

 

Всё в жизни имеет свое рождение. Слово рождается, когда мы хотим выразить мысль. Предложение – когда мы хотим оформить мысль во фразу.

- А как рождается СП? (из простого предложения)

- Что можете сказать о структуре предложения: «Победы в жизни начинаются с победы над самим собой»? (простое, 1 грамматическая основа)

- Что необходимо сделать, чтобы оно стало сложным? (добавить еще 1 грамматическую основу)

 

Победы в жизни начнутся, когда ты сможешь одержать победу над самим собой.

Когда в семье рождается малыш, все родственники пытаются его разглядеть, определить, на кого он похож.

 

Давайте рассмотрим нашего новорожденного со всех сторон – выполним синтаксический разбор. (Повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное с придаточным обстоятельственным условия – средство связи союз «когда»; оба простых предложения – распространенные).

Ребенок растет, и в первые годы он открывает мир через игру – взрослеет играя. Давайте тоже обратимся к играм, только к Олимпийским, это как никогда раньше сегодня актуально. И приобретем знания.

 

Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения

 

Работа с текстом

 

Олимпийские игры – крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, которые проводятся каждые четыре года. Известно, что родиной Олимпийских игр считается Древняя Греция. Российские спортсмены впервые выступили на четвёртых Олимпийских играх в Лондоне в 1908 году. Когда в России не было своего олимпийского комитета, восемь человек отправились в индивидуальном порядке. Они выступали в фигурном катании, лёгкой атлетике, велоспорте и борьбе, где завоевали одну золотую и две серебряных медали. Участие России в Олимпийских играх стало традицией, потому что в нашей стране много талантливых спортсменов.

О чём этот текст?

- Определите стиль и тип речи в тексте.

– Что вы можете сказать о построении предложений?

– Что выделено в тексте? Какие это предложения?

 

Физкультминутка

Настала пора после разговора о спорте перейти к практике: проведем физминутку. Упражнения в ней сформулированы в виде сложных предложений с разными видами связи, в том числе, с подчинительной. А какой именно – мы сейчас определим.

1 Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке.

Носом вдох, а выдох – ртом.

Прямо все стоим при том!

(СПП с придаточным обстоятельственным цели)

 

2 Руки на пояс поставьте вначале,

Вправо и влево качните плечами.

И дотянитесь мизинцем до пятки:

Если сумели – всё в полном порядке!

(СПП с придаточным обстоятельственным условия)

 

3 Наши мышцы не устали,

А еще послушней стали.

Нам становится понятно,

Что упражнения приятны.

(СПП с придаточным изъяснительным)

 

4 Напряженье улетело,

И расслаблено всё тело.

Нам понятно, что такое

Состояние покоя.

(СПП с придаточным изъяснительным)

 

Построение плана по разрешению возникших затруднений и реализация его на практике

Работа с презентацией – опорным конспектом-схемой

 

 

Море синтаксических сложностей

 

Проблем у сложного предложения очень много. Так что надо запастись большим спасательным кругом даже тем, кто умеет отлично плавать в бурных водах Синтаксиса, иначе уже на первых метрах можно просто захлебнуться.

В Синтаксическом море есть три водоворота: Сложносочиненный, Сложноподчиненный и Бессоюзный.

Попадая в Сложносочиненный водоворот, вы встречаетесь со сложносочиненными предложениями. Но еще минута - и на вас обрушиваются сразу две пунктограммы: “тире” и “отсутствие запятой”, которая так и норовит найти себе место в предложении с общим второстепенным членом. Главное — вовремя сориентироваться и быстро закрыть предложение точкой.

А вот в Сложноподчиненном водовороте сложнее. Надо научиться быстренько выделять запятыми придаточные предложения, перебегающие то влево, то вправо, а бывает и в середину главного залезут и со всеми словами перессорятся. Но это еще не все. Вы встретите союзы и союзные слова. С ними предстоит разобраться и определить, где кто.

Только после этого можно плыть дальше. А затем вы попадете в плавучий театр. Актеры там – указательные слова, они играют различные роли, но постоянно забывают их. Наиболее трудное в Сложноподчиненном водовороте - придаточные. Они бывают разные: определительные, изъяснительные и обстоятельственные: места, времени, сравнения, образа действия и степени, цели, условия, причины, следствия, уступки. Придаточные встанут перед вами неприступной стеной, которую надо либо брать штурмом, либо рыть в ней тоннель.

Кое-как выбравшись на спасательном круге, вы тут же попадете в Бессоюзный водоворот. Двоеточия, запятые и тире обрушатся на вас. И если вдруг повезет, и вы выплывете оттуда, встанете ногами на твердую землю, вы счастливчик; и теперь знаете столько, что сами потопите любую запятую, появившуюся не там, где надо.

 

Обобщение выявленных затруднений

Опорная схема СПП (человечек: голова – главное предложение; тело – обстоятельственное; руки – определительное и изъяснительное)

Мы много рассказали о СПП, самое время посмотреть на наше творение…

Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу

Тренировочные упражнения

Мы вырастили ребенка, можно отправлять во взрослую жизнь. Мы общаемся, взаимодействуем, раскрываем друг в друге таланты. Так и СПП, взаимодействуя с другими предложениями, создает текст. А не потеряется ли СПП в этом тексте? Найдет ли в нем место?

Комплексный анализ текста: вставить пропущенные орфограммы, пунктограммы; определить вид СПП (№ 2 - обстоятельственное времени; 4 - определительное)

1 В н_бесах засия_т звезда.

 

2 Яркий свет оз_рит всю пл_нету

В этот день (не)забвенный когда

Над собой ты одерж_шь Победу.

 

3 Сдаст?ся в плен твоя наглая Лень

Эг_изм у стены ра_треляют.

 

4 И сгниет в казематах Болезнь

Что давно твою душу терза_т.

 

5 И в душе воцарит?ся Весна –

Для других ты послуж_шь примером.

Подведение итогов. Мини-опрос

Олимпийская мозаика… Самые-самые…

(1)Самым юным чемпионом Олимпийских игр принято считать французского мальчика, имя которого, к сожалению, не сохранилось. (2) Спортивные историки утверждают, что маленькому чемпиону было 7-10 лет.
(3)В индивидуальных олимпийских дисциплинах самой молодой была американка Марджори Гестинг, которая выступала на Олимпиаде в прыжках с трамплина в 1936 году. (4)Когда она завоевала олимпийскую медаль, ей было 13 лет.
(5)А самым «пожилым человеком», который стал победителем Олимпийских игр, считается Оскар Сван. (6) Он в составе команды Швеции получил «золото» за первенство в стрельбе по «бегущему оленю» на Олимпиаде 1912 года, когда ему было 64. (7) Все, кто наблюдал за стрельбой этого спортсмена, с восхищением вспоминают о нём.
(8)Любопытно узнать, что рекордсменом среди рекордсменов признан советский штангист – тяжеловес Василий Алексеев. (9)Он упорно работал на протяжении семи лет, так что 80 раз вносились поправки в официальную таблицу мировых рекордов. (10)Каждый, кто пытался повторить достижение русского атлета, терпел поражение.

Работа в группах.

1 ряд: найдите в тексте СПП с придаточными определительными

2 ряд: найдите в тексте СПП с придаточными изъяснительными

3 ряд: найдите в тексте СПП с придаточными обстоятельственными.

Это ваш «билетик на выход», сверка - по «ключам».

 

Рефлексия

А теперь оцените свои знания. Помните: «По труду и честь».

Вид работы

Оценка ученика

Оценка учителя

Пунктуация в СПП

 

 

Составление схем

 

 

Союзы и союзные слова

 

 

Распознавание видов придаточных предложений

 

 

СПП с изъяснительными придаточными

 

 

СПП с определительными придаточными

 

 

СПП с обстоятельственными придаточными

 

 

Вид подчинения в СПП

 

 

Конструирование предложений

 

 

Составление текста с использованием СПП

 

 

Домашнее задание: работа с текстом по карточке

Изучив в школьные годы «Горе от ума», «Евгения Онегина» мы на всю жизнь утверждаемся во мнении что эти произведения нам хорошо известны. Очень опасное заблуждение. Ведь оно порой мешает нам ещё и ещё раз вникнуть в эти величайшие глубины человеческого гения приблизиться к постижению непостижимого. Интеллект человека не в умении читать а в умении перечитывать. Как бездумно мы порой лишаем себя этого наслаждения!

Бездумное чтение приводит к параличу вкуса и мышления которые должны быть у каждого из нас самостоятельными иначе человек обречён на пожизненное духовное прозябание… Мне думается что борьба за самостоятельное творческое мышление есть борьба за истинную духовную культуру.

Н. Доризо

Определить тему и идею текста, тип и стиль. Найти средства выразительности.

Списать текст,

расставить знаки препинания, найти СПП, определить виды придаточных предложений, построить схемы, указать вид подчинения.

5

»

)

Списать, расставить знаки препинания,

найти СПП, определить виды придаточных предложений, построить схемы. (

«

4

»

)

Списать, расставить знаки препинания,

найти СПП, построить схемы. (

«

3

»

)

Урока время истекло…

Я вам, ребята, благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали ударно!

- Кстати, какое СПП я использовала на прощание? (изъяснительное)

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x