подготовка к ГИА | Нурисламова Гульназ Фанисовна . Работа №210062
Автор: Нурисламова Гульназ Фанисовна
Ни для кого не секрет, что любой экзамен является стрессовой ситуацией. ОГЭ как форма экзамена появилась сравнительно недавно. Для многих выпускников ОГЭ является чем-то непонятным и пугающим. В отличии от одиннадцатиклассников, которые сознательно выбирают путь ЕГЭ у девятиклассников выбор чаще всего не осознанный. Кроме того возрастные особенности 15-16-ти летних подростков усугубляют ситуацию. Эмоциональная неустойчивость, неуверенность, придирчивость к себе и окружающим зачастую выливающаяся в агрессивные проявления. Либо замкнутость и уход в себя. Контакту со взрослыми (учителями и родителями) такое поведение не способствует. На этом фоне ребятам необходимо сдать экзамены на первый в своей жизни документ об образовании…
План – конспект занятия по психологической подготовке к экзаменам учащихся 9 класса
Тема урока «Почему сегодня Петя просыпался десять раз…»
(профилактика экзаменационного стресса)
Цель урока:
содержательная: подвести учащихся к пониманию стрессовой ситуации и путях выхода из нее перед и во время экзаменов
деятельностная: научиться приемам и техникам профилактики эмоционального стресса
Планируемые результаты:
1. Изучить способов борьбы со стрессом на экзамене.
Техники, используемые на урок: проигрывание ситуаций, дидактическое упражнение «Супер-ученик» для выявления своих качеств которые могут помочь на экзамене.
Оборудование: мультимедиа система, слайдовая презентация с заданиями, дидактический раздаточный материал
№
Содержание
Вид деятельности учителя
Планируемые результаты
Вид деятельности обучающихся
Личностные
Метапредметные
Предметные
Подготовительная часть 8-10 минут
1
Здравствуйте ребята, меня зовут Нурисламова Гульназ Фанисовна
Класс делится на группы: Ребята достают из мешочка определенную карточку (3-х видов).
- Все мы сдавали и сдаем самые разные экзамены. Начиная со школьных, заканчивая сессиями, защитой дипломов, экзаменами в Гаи и на работе. И довольно часто такие испытания воспринимаются нашим организмом и нашей психикой как шоковая терапия. Мы волнуемся накануне, у нас трясутся коленки, потеют ладошки перед экзаменом.
Я предлагаю Вам сегодня несколько приемов, которые помогут подготовить себя к экзаменам. Вернее, вы сами предложите мне эти приемы и техники. Итак, начнём!
Методика «Мозговой штурм». ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ.
Цель: сбор информации о экзамене
- Давайте обсудим, с чем у каждого из вас ассоциируется «экзамен», и попробуем сделать коллаж на тему ЭКЗАМЕН.
-А теперь давайте просмотрим все ваши ответы, ассоциации и определим основные трудности, которые вы испытываете при подготовке и в процессе сдачи экзаменов?
- Предположительные ответы детей:
- стресс, как с ним справляться
- как полноценно правильно питаться
- как быть уверенным в себе
- как запомнить большой объем информации, правила, тексты
- что делать, чтобы не переутомляться
- как сосредоточить свое внимание и не отвлекаться
Давайте обобщим, итак экзамен — это ………….?
Организация детей, сообщение темы урока.
Воодушевляет школьников на решение поставленных задач.
Помогает работе групп, раздаются журналы и газеты
Поделится на группы
Беседа
Составление коллажа.
Выступление участников групп
Основная часть 15 минут
2
Видео нарезки
Вы рассказали о определенных трудностях которые могут случиться на экзамене. Ка вы думаете если мы обыграем некоторые ситуации Вам будет легче перенести их на экзамене?
Ответы детей
Представьте себе такую ситуацию…
Завтра у тебя экзамен, ты готовился целый день, повторял, учил, вспоминал. И засиделся до поздна, а ведь еще и уснуть не получается, переживания и страх берут над тобой верх. Утром ты проснулся не выспавшимся. Пришел на экзамен, зашел в аудиторию, получил КИМы.
В аудитории такая тишина, что тебя начало клонить в сон…
Что нужно делать, чтобы такой ситуации не произошло?
Как поступить в этой ситуации, если она все же произошла?
Группам раздаётся по ситуации нужно описать, как правильно выйти из нее
1 ситуация.
Вам стало плохо, вас забрали в медицинский кабинет. Медицинский работник сказал, что у вас поднялось давление, дал вам таблетку и сказал посидеть, пока таблетка не подействует. Вы сидите в мед.кабинете и понимаете, что время на сдачу экзамена у вас остается все меньше…
Что нужно делать, чтобы эта ситуация не произошла?
Как быть, если все же на экзамене это случилось?
На подготовку ответа дается 4 минут
На выступление каждой группе по 3 минуты
2 ситуация
В ночь перед экзаменом ты просыпался каждые полчаса. Утром, не выспавшийся и злой, пошел на экзамен. При получении заданий ты нервничаешь и переживаешь. Задания тебе кажутся неимоверно тяжелыми. Ты начинаешь паниковать.
Что нужно делать чтобы эта ситуация не произошла?
Как быть если все же на экзамене это случилось?
На подготовку ответа дается 4 минут
На выступление каждой группе по 3 минуты
3 ситуация
Ты пришел на экзамен. Мальчик, сидящий за тобой, - твой одноклассник, он знает, что ты знаешь этот предмет лучше, чем он. Он начинает «тыкать» тебя ручкой с просьбой помочь ему…..
Что нужно делать чтобы эта ситуация не произошла?
Как быть если все же на экзамене это случилось?
На подготовку ответа дается 4 минут
На выступление каждой группе по 3 минуты
Как вы думаете: проигрывание данных ситуаций поможет вам на экзамене?
Как вы думаете: чем?
Предлагает учащимся проиграть определенные ситуации, которые могут случиться на экзамене. Напоминает о правилах техники работы в группе. Следит за работай каждой группы, объясняет непонятные моменты
Понимание необходимости выполнения задания.
Проявлять положительные качества личности.
Планировать собственную деятельность, распределять время
Просмотр видеоматериалов
Работают в группах. Рассматривают предложенные им ситуации. Выступление участников групп
2.1.
Психолог: Мы говорим о том, что у нас есть трудности, есть страхи перед экзаменом. Но почему мы молчим о наших сильных сторонах?
Инструкция для учащихся:
Давайте немного поговорим о вас.
Упражнение "Супер-ученик"
Цель упражнения: создание условий для раскрытия личностного потенциала учащихся, который может помочь при сдаче экзаменов.
Ход упражнения:
Вспомнить, пожалуйста, свои положительные качества, которые помогут вам сдать экзамен. Но вы должны не просто называть качества, а подтверждать их примерами!
Итак, мы говорим про каждого присутствующего по очереди".
Психолог: « Ребята, обратите внимание, у каждого из вас нашлись сильные стороны, и вы должны знать об этом. Чтобы в ситуации затруднений опираться на них». Выбранные качества записываются на листе ватмана и вывешиваются на стенд.
При обсуждении учащиеся отвечают на вопросы:
- Какие качества вы бы хотели у себя развить?
Психолог: «Давайте, мы с вами подумаем, какими качествами должен обладать ученик (супер-ученик), который, без сомнения, сдаст любой экзамен. Давайте составим портрет" супер-ученика".
На столе у каждой группы лежит силуэт человека. Давайте заполним его качествами, которые помогут вам сдать экзамены на хороший балл.
Примерные ответы учеников:
-стрессоустойчивый (уметь адекватно реагировать на происходящие события, уметь владеть собой (эмоциями)
- внимательный - обладать хорошей памятью
- целеустремлённым (ставить цель и добиваться её), уметь планировать свою деятельность
- волевой
- с хорошей самооценкой (Я могу (установка) – при возникновении затруднений, не опускать руки, а предпринимать попытки решить затруднение)
Ребята предлагают свои варианты ответов.
Психолог: «Я думаю, что вы со мной согласитесь, что важно чувствовать себя уверенно на экзамене. Уверенность складывается из нескольких составляющих: из того, как ты себя чувствуешь, как ты выглядишь, как ты подготовился. В ситуации экзамена важно помнить, что у каждого есть собственные ресурсы, на которые можно опираться в стрессовой ситуации.
Если вы будете вести себя уверенно, и ощущения будут меняться».
Проведение упражнения «Суперученик» беседа с учащимися на тему качества личности которые могут помочь при сдачи экзаменов
Проявлять положительные качества личности.
Работа в группах, составление образа «Суперученика»
Выступление групп
Заключительная часть 5 минут
3
Ребята, скажите вынесли ли вы что новое и интересное из сегодняшнего занятия?
Поможет ли это вам при сдаче экзаменов?
Понравилось ли вам занятие?
«Спасибо, ребята. А сейчас я прошу вас всех встать в круг, взяться за руки. Я предлагаю вам закрыть глаза и «молча подумать на одну тему» - о чём-то очень приятном, что тоже есть ваш ресурс. Я прошу вас сейчас запомнить это состояние, тепло и энергию ваших рук, которое в трудной ситуации поможет вам преодолеть не только ситуацию экзамена, но и много других непростых ситуаций».
Для беседы ребята встают свободно в круг, учитель организовывает диалог.
Способность ставить цели и находить выход из определенных ситуаций
Учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.
Формирование представлений психологическом состоянии на экзамене.
Учащиеся участвуют в диалоге, отвечают на вопросы.
Дети делают вывод, что нового они узнали на занятии, какую полезную информацию для себя возьмут.