Статья Подготовка обучающихся к ОГЭ в рамках ФГОС. Автор: Синявина Светлана Анатольевна

Автор: Синявина Светлана Анатольевна
Экзамен ОГЭ – серьёзный шаг в жизни ученика, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу.

Успешность сдачи экзамена по обществознанию, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем, насколько методически верно учитель организует  подготовительную работу с учащимися и старается замотивировать ребят на успешную сдачу экзамена.

Решили 16 человек из 9 класса (всего: 19 чел.) сдавать в 2019 году ОГЭ по обществознанию из расчета на то, что это самый легкий предмет –  решили многие. Но, приготовьтесь обновить в голове знания из таких основных областей, сказала им я, как: философия, социология, экономика, культура, политика и право. Конечно, в КИМах для 9-го класса ученикам встретятся только те понятия, с которыми они должны были познакомиться на уроках в рамках изучения соответствующих дисциплин, а слабые ученики в классе имеют место быть. Но, для успешной сдачи ОГЭ необходимо: 1).Владеть достаточно большим объемом информации. 2).Уметь описывать социальные объекты, проводить их оценку и сравнение. 3). Приводить примеры социальных взаимосвязей. 4).Решать поставленные задачи, опираясь на изученный материал и опыт. 5).Уметь выражать свои мысли, аргументируя выбор примерами. На первый взгляд нет ничего сложного, но многие девятиклассники сталкиваются с такими проблемами, как недостаток жизненного опыта и непонимание процессов, протекающих в политических и социальных сферах жизни, что и составляет основную сложность при сдаче ОГЭ.

Секреты подготовки: если цель учащегося – максимально высокий балл на ОГЭ по обществознанию, то подготовка должна начинаться задолго до того, как наступит 2019 год, ведь предстоит повторить и запомнить достаточно много информации. Лучше всего начинать готовиться к предстоящему экзамену еще с лета, или, в крайнем случае, с начала учебного года. С чего начать? Теория. Читать больше литературу и штудировать учебники и специальные издания, рекомендованные для подготовки к ОГЭ. При этом уделите особое внимание терминам, датам, событиям, правовым нормам


Автор: Синявина Светлана Анатольевна

РМО учителей общественных дисциплин

24.12.2018г.

Тема выступления: «Подготовка обучающихся 9 класса к сдаче ОГЭ по обществознанию в 2019 году».

Подготовила: С.А. Синявина,

учитель общественных дисциплин

МБОУ «Краснооктябрьская СОШ»

 

«Главное в этом мире не то, где мы стоим, а в каком направлении движемся».

Оливер Холмс.

Стихотворение о ЕГЭ и ОГЭ!

Как много в этом звуке

Для сердца школьника слилось,

Как много в нем отозвалось!

Фурсенко (вроде честный парень),

Однажды сильно занемог

И память о себе оставил.

ЕГЭ, друзья, придумать смог!

Его болезнь для всех нас мука,

И, боже мой, какая скука,

Сидеть, зубрить и день и ночь,

Не отходя от книги прочь.

К ЕГЭ подружка поспешила,

ОГЭ подружка та звалась,

Она помочь ЕГЭ решила,

9 –й проверять взялась.

Уж с осени ребята знают,

Когда и что им всем сдавать?

И КИМов много, демо - версий

Им приходилось открывать.

Пускай директор спит спокойно:

Его никто не подведет!

И если кто не сдаст сегодня,

То сдаст он ровно через год!

И долгожданная свобода

Всех встретит радостно у входа!

Ну а пока…

 

Экзамен ОГЭ – серьёзный шаг в жизни ученика, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу.

Успешность сдачи экзамена по обществознанию, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем, насколько методически верно учитель организует подготовительную работу с учащимися и старается замотивировать ребят на успешную сдачу экзамена.

Немного статистики! Среди выпускников 9-х классов, сдававших ОГЭ в 2017-2018 учебном году, 63% указали в качестве экзамена по выбору обществознание. Такая популярность предмета не случайна. Согласно статистике порог не сдавших обществознание ниже, чем граница неудач в других предметах по выбору. Действительно, многие школьники считают, что сдать его намного проще, чем физику или химию. Но, как показывает практика, получить на ОГЭ по обществознанию желанную «пятерку» тоже не просто, и выпускникам 2019 года предстоит хорошо потрудиться для достижения поставленной цели. Каким же будет экзамен в 2019 году и к чему стоит готовиться девятиклассникам?

В 2017-2018 учебном году обществознание сдавали самым последним, что с одной стороны предоставило выпускникам дополнительную возможность хорошо подготовиться, а с другой стороны заставило поволноваться в ожидании даты экзамена.

В 2019 году ОГЭ по обществознанию будут сдавать в следующие дни 01.06.19 и 04.06.19. Резервные дни 28.06.19 / 02.07.19 / 03.07.19 Осенняя 1 пересдача 09.09.19, 2 пересдача 11.09.19 и 21.09.19.

Особенности экзамена по обществознанию

Решили 16 человек из 9 класса (всего: 19 чел.) сдавать в 2019 году ОГЭ по обществознанию из расчета на то, что это самый легкий предмет – решили многие. Но, приготовьтесь обновить в голове знания из таких основных областей, сказала им я,как: философия, социология, экономика, культура, политика и право. Конечно, в КИМах для 9-го класса ученикам встретятся только те понятия, с которыми они должны были познакомиться на уроках в рамках изучения соответствующих дисциплин, а слабые ученики в классе имеют место быть. Но, для успешной сдачи ОГЭ необходимо: 1).Владеть достаточно большим объемом информации. 2).Уметь описывать социальные объекты, проводить их оценку и сравнение. 3). Приводить примеры социальных взаимосвязей. 4).Решать поставленные задачи, опираясь на изученный материал и опыт. 5).Уметь выражать свои мысли, аргументируя выбор примерами. На первый взгляд нет ничего сложного, но многие девятиклассники сталкиваются с такими проблемами, как недостаток жизненного опыта и непонимание процессов, протекающих в политических и социальных сферах жизни, что и составляет основную сложность при сдаче ОГЭ.

Экзаменационный билет по обществознанию состоит из 31 тестов, среди которых равномерно распределены вопросы 5 основных разделов: 1).Человек и общество. 2).Духовная культура. 3).Сфера политики и социального управления. 4).Социальная сфера. 5).Экономика. 6).Право. Возможны разные варианты формирования ОГЭ по обществознанию, но, как и в прошлом сезоне, в 2019 году КИМы состоят из 2-х частей, и включают в себя: 16 базовых заданий; 13 заданий повышенного уровня сложности; 2 задания высокого уровня.

На выполнение работы девятиклассникам отводится 180 минут (3 часа).

Краткие ответы на задания 1-й части необходимо перенести в специальный бланк, учитывая установленные правила оформления. Очень важно придерживаться требований, предъявляемых к заполнению бланка, ведь эта часть работы в дальнейшем будет проверена электронным методом, и система просто не воспримет неправильно заполненный бланк. На выполнение второй части ОГЭ по обществознанию стоит отвести больше времени, ведь тут потребуется: работать с текстом, выделяя основные смысловые фрагменты; систематизировать информацию, составив план; выражать собственное мнение, аргументируя его и логически обосновывая свой выбор; разъяснить авторскую мысль, опираясь на свои знания и жизненный опыт.

Как и в других предметах, при проверке ОГЭ по обществознанию в 2019 году будут использовать 2 основных метода: электронный; ручной. Оспорить машинную проверку достаточно сложно и, если выпускник неправильно оформил бланк с ответами, ему придется еще раз попытать счастья, пересдавая экзамен в дополнительный срок. Проверка 2-й части осуществляется членами экспертной комиссии. Проще говоря, учителями, которые выставляют баллы, опираясь на таблицы единых критериев оценивания, разработанных для каждого из 6 заданий блока. Хотя для каждого из заданий есть свои критерии оценивания, в 2019 году стоит учитывать такие основные требования к развернутым ответам ОГЭ по обществознанию: краткость; содержательность; опора на теорию; умение оперировать терминами; наличие реальных примеров при раскрытии темы.

Всего при выполнении работы ученик может набрать тестовых 39 баллов, из которых: 1-й блок (тесты) - 26 баллов.

2-й блок (развернутые ответы) - 13 баллов. Начиная с 2017 года, результат ОГЭ оказывает непосредственное влияние на балл аттестата, поэтому начисленные при проверке работы тестовые баллы переводят в традиционную пятибалльную систему согласно такой таблице соответствия:

Оценка баллов: «5» - 34-39 «4» - 25-33 «3» - 15-24 «2» - 0-14. Так, для преодоления минимального порога, сдающим обществознание, достаточно набрать 15 первичных баллов, что более чем реально для ребенка, который внимательно слушал на уроках и обладает хорошей памятью. Гораздо сложнее получить высокий балл, дающий право на поступление в профильный класс или обучение в колледже. Для обществознания минимальный порог профильного уровня составляет 30 баллов, для чего, очевидно, будет мало просто правильно ответить на все тестовые вопросы.

Секреты подготовки: если цель учащегося – максимально высокий балл на ОГЭ по обществознанию, то подготовка должна начинаться задолго до того, как наступит 2019 год, ведь предстоит повторить и запомнить достаточно много информации. Лучше всего начинать готовиться к предстоящему экзамену еще с лета, или, в крайнем случае, с начала учебного года. С чего начать? Теория. Читать больше литературу и штудировать учебники и специальные издания, рекомендованные для подготовки к ОГЭ. При этом уделите особое внимание терминам, датам, событиям, правовым нормам. Практика: решать все доступные варианты билетов по обществознанию, от КИМов, которые были предложены на ОГЭ по обществознанию ранее до пробного тестирования 2019 года. Секрет успешной сдачи ОГЭ прост – целеустремленность, трудолюбие и регулярность занятий! Рекомендую уделить особе вниманию блоку «Право», ведь по статистике именно в этой теме экзаменуемые допускают наибольший процент ошибок. Также стоит более тщательно проработать модули «Экономика» и «Политика», понятия которых зачастую сложно воспринимаются девятиклассниками.

Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. Мы, учителя, вместе со своими учащимися готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению.

У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену. Из своего опыта я могу выделить следующие направления работы предметной подготовки учащихся к ОГЭ:

• развитие мотивации и целеполагания;

• формирование умения решать задания разного уровня;

• развитие самоконтроля;

• формирование уверенности в себе и положительной самооценки.

 

Задачи педагога:

• правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;

• организовать системную продуманную работу по предмету;

• работать в тесном контакте с родителями.

 

Подготовка к ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по обществознанию и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.

Свою работу по подготовке к ОГЭ, я начинаю с разработки ПЛАНА (прилагается).

 

Система работы по подготовке к ОГЭ

Способы организации учебной деятельности

 

Уроки  обществознания

(1 ч в неделю)

Элективный курс (1 ч в неделю, 1 или 2 полугодие)

- консультации

- зачёты

- самостоятельная работа уч-ся дома

- включение в урок заданий из КИМов ОГЭ;

- самостоятельные и контрольные работы в форме ОГЭ;

-систематизация теории, практические навыки  базового курса обществознания;

-дополнение школьного курса обществознания;

-компьютерные тесты;

-он-лайн тесты, видеоуроки;

-реализация индивидуальных траекторий подготовки;

-коррекция пробелов в знаниях и умениях;

-анализ тренировочных работ;

-занятия-тренировки в группах, в парах;

-контроль знаний  теоретической базы.

2. Создание методической базыПриобретение учебно-методических пособий ФИПИ и пособий, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Учебные пособия содержит варианты экзаменационных работ для подготовки к итоговой аттестации по обществознанию в 9-м классе, структурированных в соответствии со спецификацией 2019 г., утверждённой ФИПИ и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ, и снабжённых ответами.

Пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подходы.

Активно использую информационно - коммуникационные технологии ( Интернет -ресурсы), которые эффективно помогают ученикам в подготовке к урокам, к экзамену. Я рекомендую учащимся и их родителям, прежде всего официальные сайты edu, fipi, «Решу ОГЭ». Опыт показывает, что наиболее заинтересованные в результатах итоговой аттестации учащиеся активно выполняют работы в режиме on-line и обращаются за консультацией по поводу трудностей или ошибок.

Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения..

3. Работа с текстом. Текст является одним из средств создания на уроках речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся. Следовательно, лингвистический анализ текста постепенно приводит к формированию языковой личности, способной выразить свои мысли, чувства в слове. Такая работа направлена на формирование умений на основе работы с готовым текстом. Этому способствует использование метода межпредметной интеграции.

На уроках обществознания предлагаются такие формы деятельности: конспектирование, тематические сообщения, составление планов и отзывов. Стараюсь сделать ученика опытным читателем, владеющим приемами анализа текста, способным оценить содержание, уловить многочисленные значения языковых единиц и проникнуть в подтекст. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками (План работы с текстом прилагается).

Специальные упражнения помогают ученику вычленять главную мысль, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст.

Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные ситуации и закономерности, что требуется при выполнении части 2.

4. Целесообразно знакомить выпускников с критериями оценивания ОГЭ.

В процессе подготовки предлагаю учащимся проанализировать готовые варианты экзаменационных работ. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. И уже при написании собственной работы ученик ориентируется на те требования, которые к нему предъявляются. Данный аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю.

В ходе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ с девятиклассниками и их родителями проводится изучение нормативно - правовых документов по итоговой аттестации, информирование о структуре и содержании контрольно- измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки к ОГЭ и уровне готовности каждого выпускника. Также для родителей проводился анализ пробного ОГЭ. Родители должны быть в курсе состояния уровня подготовки их детей к итоговой аттестации. Для этого во второй половине года организуются родительские собрания.

5. Очень важной составляющей для успешной подготовки к ОГЭ является диагностика уровня подготовки учащихсяС этой целью я создаю «Журнал проведения работ по подготовке к ОГЭ» для оказания помощи конкретному ученику по разным темам, «Анализ ошибок, допущенных в контрольных работах». Этот журнал позволяет сделать выводы о качестве преподавания и о пробелах в знаниях учащихся. Для того чтобы работа над ошибками была эффективной, в конце работы над ошибками я рекомендую детям самим составить тест. Практика показывает, что подобные задания эффективны. Ученикам нравится составлять тесты друг для друга. А еще я формирую в течение учебного года Папку под названием «Подготовка к ОГЭ». Схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки, образцы бланков, демо-версии, работы из КИМов собраны в одну папку. Информация в одном месте даёт возможность быстро находить нужный раздел, систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы.

 

 Заключение

Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по обществознанию помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.

    Активная работа по подготовке к ОГЭ проводится в течение всего учебного года. Нужно помнить, ОГЭ – первый этап к хорошему образованию! Даже если в этом году учащиеся не планируют менять учебное заведение, постарайтесь качественно подготовиться и доказать самому себе, что сдать обществознание на «5» – реальная задача. Это будет отличным опытом в преддверии таких событий, как: обучение в старшей школе, участие в олимпиадах и, конечно, сдача ЕГЭ. Также в подготовке к экзамену помогут онлайн видеоуроки.

Итоговая аттестация в 9-х классах, нацеленная на выявление не только уровня знаний учащимися отдельных понятий и положений, входящих в систему наученного обществознания, но и умений использовать эти знания при анализе и оценке реальных общественных процессов и явлений, в известной мере, может свидетельствовать о степени социализации личности. Таким образом, говоря о подготовке обучающихся к успешной сдаче государственной (итоговой) аттестации, никоим образом не имеется ввиду механическое натаскивание. Поскольку только хорошие знания курса обществознания во всех его аспектах являются основой успешной сдачи экзамена.

Главная формула успехаэто признание, когда видишь отражение того, что хотелось получить в результате проведенной работы в глазах учеников, родителей, коллег, окружающих. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти только вперед…



 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x