Статья "Подросток группы - риска". Автор: Бугай Галина Михайловна

Автор: Бугай Галина Михайловна
Статья о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра


Автор: Бугай Галина Михайловна

Самой важной и социально значимой задачей, которая стоит перед современным обществом сегодня является поиск путей по снижению роста правонарушений среди несовершеннолетних. Актуальность данной проблемы продиктована тем, что в настоящее время все больше становится подростков, которые подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов. С каждым годом растет количество подростков «группы риска», а вместе с тем возникают проблемы, которые они не могут самостоятельно осознать, а тем более разрешить их..

Для ребенка самый действенный образец это его родители. Посчитано, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей. И такие проблемы возникают не только в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, наркотиками и другими психотропными веществами и совершенно не обращают внимания на своих несовершеннолетних детей, которым приходится самостоятельно добывать себе еду, которым приходится уходить из дома из-за отсутствия покоя. Но и вполне обеспеченные семьи сталкиваются с проблемами правонарушений несовершеннолетних это связано с занятостью родителей на работе, очень часто в погоне за деньгами родители работают на двух, а то и трех работах, и отсутствием внимания и контроля за своим детьми, родители часто откупаются от своих детей, давая им карманные деньги. В морально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей - потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей. Еще одним дефектом межличностных отношений, с которыми ребенок сталкивается в семье, в школе, на улице является: в условиях опекающей регламентации, в семьях, где все определяется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. Повышенная опека своего чада - заботливости, желания добра и блага во спасение, - она все равно остается самой распространенной ошибкой воспитания. У детей развивается инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка. И когда контроль взрослых ослабевает, несовершеннолетние оказываются дезориентированным в своем поведении. Примером этому могут служить случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противоправные действия. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лодыри, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера. Нередко «слепая» родительская защита детей порождает у них уверенность в полнейшей своей безнаказанности. Но и излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

 

 

В нашем обществе в значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. Профилактическая работа с воспитанниками СРЦН – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Воспитанники попадают в СРЦН, часто уже с букетом правонарушений к ним относятся кражи, драки, самовольные уходы из дома, пропуски занятий в школе без уважительной причины, употребление алкоголя и многое другое. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у несовершеннолетних определенного возраста. Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям. Выделяют следующие стадии отклоняющегося поведения: - неодобряемое поведение – поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством; - порицаемое поведение - поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности); - девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или привычных.

Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что СРЦН становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе. Конечно же, на каком-то конкретном временном периоде работа по профилактике правонарушений не дает ясно видимых положительных результатов, но эта работа необходима, и дорогу, как говорится, осилит идущий, поэтому нам нужно объединить усилия и совместно помогать детям не оступиться. Но несмотря не на что, «Вы  никогда не поймете причин правонарушений среди подростков, если не уясните себе одну очень важную истину: отрицательные влияния могут быть очень сильными, обстановка в семье просто невыносимой, но все-таки в итоге выбирает, как себя вести, сам подросток. И если он пошел на преступление, значит, он неоднократно переступил через свою совесть. Никто не имеет права снять с него ответственность за его решения. За свои поступки отвечает сам человек!» Помогите своим примером, своей любовью, не потерять, а приобрести совесть, уверенность в себе, ибо: Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они ни к чему.

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x