Подвижные игры в раннем возрасте | Лапаева Алла Александровна. Работа №209472
Автор: Лапаева Алла Александровна
Организация и проведение подвижных игр с детьми раннего возраста.
Подвижные игры, как и игры вообще, являются необходимой жизненной потребностью для малышей раннего возраста. В них удовлетворяется естественное стремление растущего и развивающегося организма к движению, укрепляется здоровье, углубляются представления детей об окружающем мире, развиваются внимание, память, наблюдательность.
Характерная особенность подвижной игры – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляются физическое, умственное, нравственное, эстетическое развитие. Прежде всего, игры должны быть доступны по возрасту, вызывать интерес, желание двигаться, радость, содействовать повышению жизненного тонуса.
Подвижные игры могут быть самыми разнообразными, развивающими различные движения: ходьбу, бег, прыжки, катание, бросание мяча, лазание.
Подбирая игры, я учитываю: педагогические задачи, время года, место подвижной игры в режиме дня, место проведения игры, количество играющих, погоду, температуру воздуха.
В зимнее время провожу игры с активными движениями, избегая перегрева и возможного последующего переохлаждения. В жаркую погоду - игры с меньшей подвижностью.
Во время игр наблюдаю не только за нагрузкой, но и за осанкой.
С детьми раннего возраста провожу элементарные подвижные игры сюжетные («Пес Барбос», «Кошка и мыши») и бессюжетные («Догони мяч», «Все ко мне»).
Собирая малышей на игру использую различные приемы:
- звучание колокольчика, бубна, игрушки;
- показ красивой игрушки, которая привлекает внимание детей, вовлекая их в игру;
- чтение коротких стихотворений, малых форм фольклора;
- исполнение песенок;
- использование музыкальных произведений и т.д.
Организацию детей провожу за 1-2 минуты, так как всякая задержка снижает интерес к игре. Объясняю правила, не прерывая хода самой игры, при этом объяснения краткие, точные и эмоциональные, сопровождающиеся показом движений (как прыгает зайчик, выезжает автомобиль).
Для поддержания радостного настроения у детей, поощрения решительности и ловкости, желания двигаться, руководство игрой (команды, сигналы, указания, замечания) осуществляю в положительной форме.
В сюжетных подвижных играх с детьми раннего возраста сначала беру на себя исполнение главной роли. И только потом, когда малыши усвоят правила игры, поручаю ее исполнение детям. Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому учитываю индивидуальные особенности детей. Застенчивым и малоподвижным малышам необходима помощь воспитателя.
Для подвижных игр детям нужны игрушки, которые можно бросать, догонять, катать. Вовлекая ребенка в игру, показываю ему, как пользоваться игрушкой, как с ней играть, используя различные варианты. Движения в играх малышей должны быть простыми. Например, мяч можно катать, бросать, прокатывать.
С детьми раннего возраста провожу игры, в которых участвуют знакомые образы: «птички», «котик», «зайчик».
Подвижные игры сопровождаю четверостишиями, песенками. Особый интерес у малышей вызывают игры с музыкальным сопровождением, они доставляют детям радость и малыши увереннее выполняют движения и действия по подражанию.
Подвижные игры в раннем возрасте повторяю 3-4 раза.
Общая продолжительность подвижной игры – около 5 минут.
В конце игры подвожу итог: обязательна похвала детей, подбадривание, стимулирующее желание играть и добиваться еще лучших результатов.
Заканчиваю игру переходом к более спокойным видам деятельности или играм.
По мере освоения более сложных видов движений, усложняются и игры:
увеличивается количество повторений,
используется более сложный сюжет (птички летают и возвращаются домой),
главная роль доверяется ребенку,
увеличивается темп движений (при этом наблюдаем за нагрузкой) и т.д.
Не использую в играх с детьми раннего возраста:
резкий свист, удары, очень громкие звуки (которые действуют возбуждающе
на нервную систему малышей);
- игры, требующие длительных статических положений.