Статья Поисково-познавательная творческая работа ребёнка старшего дошкольного возраста в образовательном проекте «Мир динозавров».. Автор: Фёдорова Оксана Павловна

Автор: Фёдорова Оксана Павловна
В проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность. В статье привелены примеры образовательных ситуаций, цель которых: расширять и уточнять представления детей о разнообразии форм жизни во времена динозавров, их особенностях, среде обитания динозавров на суше и под водой.


Автор: Фёдорова Оксана Павловна

 

Поисково-познавательная творческая работа ребёнка старшего дошкольного возраста в образовательном проекте «Мир динозавров».

Фёдорова Оксана Павловна, воспитатель

МАДОУ № 12 «Детский сад комбинированного вида» д.Григорово

Познание окружающего мира доставляет ребенку радость, оказывая положительное влияние на развитие, поддерживая познавательные способности растущего человека.

Известно, что через действие ребёнок может познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

Автор известных статей о проектном методе в дошкольном образовании Л.В. Свирская «под тематическим образовательным проектом подразумевает отрезок жизни группы детей, в процессе которого и дети, и взрослые совершают увлекательную вдохновенную поисково-познавательную творческую работу».

В моей группе я наблюдаю такую работу. Работу, основанную на инициативной, активной реализации интересов, потребностей и возможностей, а не просто «участие детей под руководством воспитателя в серии связанных одной темой занятий и игр».

Вместе с коллегами я подобрала серию «образовательных ситуаций», раскрывающих содержание и логику развертывания тематических образовательных проектов. (Приложение № 1. Образовательный проект «Мир динозавров»: серия образовательных ситуаций к тематическому проекту).

Использование  в своей практике проектной деятельности позволяет активизировать познавательное и творческое развитие ребенка.

Преимущества проектного метода:

Носит характер развивающего обучения и самообразования, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

Позволяет развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса;

Повышает качество образовательного процесса;

Возможность детям углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов.

Способствует развитию креативности и логического мышления.

В проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность.

Для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста, я использую:

Проблемно-поисковые методы: проблемные вопросы, деловая игра, «мозговой штурм», тематические беседы, исследование (исследовательский проект, поэтапное выполнение действий.

Творческие методы: презентации, которые помогают мне делать родители и коллеги по работе.

Информационные методы: составление модели источников информации.

Вывод:

Работа с использованием проектного метода  помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности.

Примером интеграции в группе с детьми могут служить:

- экологическое воспитание с художественной литературой, изобразительной деятельностью, музыкальным воспитанием, физическим развитием;

- познавательное развитие и художественно-эстетическое развитие ребенка;

- речевое развитие и социально-коммуникативное развитие ребенка.

В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы, получают свой и общий результат.

Широко использую в практике интеграцию на основе единого тематического проекта, в основе которого лежит проблема.

Реализация проекта осуществляется в игровой форме, с включением детей в различные виды познавательно-исследовательской, творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды: тематические экскурсии, встречи с интересными людьми разных профессий, практические полезные дела.

Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. В рамках проектной деятельности ребенок проявляет себя, любознательный исследователь мира.

Главной отличительной особенностью образовательного проекта является период его реализации (длительность) и открывающиеся при этом возможности. Проект (в отличие от занятий в традиционной практике) может длиться столько дней, пока:

- у детей сохраняется интерес к выбранному содержанию (теме, ситуации);

- взрослым (педагогам и родителям, другим социальным институтам детства) удается поддерживать интерес детей и пополнять предметно-развивающую среду материалами, раскрывающими выбранную тему, поддерживать ее новыми идеями и образовательными ресурсами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1.

Образовательный проект «Мир динозавров»:

серия образовательных ситуаций к тематическому проекту.

Образовательная ситуация «Мама и детёныш»: расширять и уточнять представления детей о разнообразии мира динозавров, появления динозавров на свет: расширить преставления о видах: хищные и травоядные, подводные динозавры; обогатить представления о жизни динозавров на суше, под водой; развивать умение находить и сравнивать детёнышей динозавров. Развивать у детей художественные способности на материале темы: лепка, аппликация, рисование, использование нетрадиционных техник.

Образовательная ситуация «Подводный мир динозавров»: расширять и уточнять представления детей о разнообразии форм жизни под водой, их особенностях, среде обитания динозавров под водой (раковины, водоросли, моллюски и т.д.); уточнять внешний вид и строение подводных динозавров (туловище, жабры, плавники, хвост), других морских млекопитающих и др. обитателей; их образе жизни. Развивать речевую активность детей на материале темы: обогащать словарь за счет новых слов (подводные динозавры, гигантские кораллы, море, океан, щупальца, клешни, креветки, осьминоги, жабры и др.); стимулировать к рассказыванию из опыта, к рассказыванию по картине «Подводный мир динозавров» и др. Развивать у детей художественные способности на материале темы. Обращать внимание детей на красоту подводного мира; учить передавать образ морских обитателей подводного мира динозавров, используя разнообразный материал и техники: (рисование солью, веревочкой, ниткой, опущенной в тушь: техники граттаж)

Образовательная ситуация «Динопарк»: способствовать развитию у детей ответственности и бережного отношение к природе Динопарка, созданного своими руками. Поощрять двигательную активность детей, поддерживая у них положительные эмоции. Развивать двигательные умения и физические качества в процессе подвижных игр: «Динозавр и динозаврик», «Полоса препятствий».

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x