Статья Показатели эффективности обучения в современных условиях – мотивация к успеху учителя и ученика: методические рекомендации. Автор: Гаврюшева Галина Сергеевна

Автор: Гаврюшева Галина Сергеевна
Показатели эффективности обучения в современных условиях – мотивация к успеху учителя и ученика: методические рекомендации по преподаванию истории  и обществознания.


Автор: Гаврюшева Галина Сергеевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №31 п. Ксеньевка

Могочинского района Забайкальского края

 

 

 

 

 

 

Показатели эффективности обучения в современных условиях – мотивация к успеху учителя и ученика: методические рекомендации по преподаванию истории и обществознания.

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: учитель истории и

Обществознания МОУ СОШ №31

Г.С. Гаврюшева

 

 

2019 г.

 

Приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни в процессе обучения.

Главная цель любого урока – это воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. И моя задача как преподавателя,  сделать все возможное для того, чтобы развивать качества личности способной к самообразованию, сохраняя индивидуальность каждого ребенка.

Современный урок – это такой урок, когда учащийся под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, сам исследует факты и делает выводы когда сливаются воедино мыслительная активность и творческая деятельность педагога и учащегося. Никто не станет отрицать тот факт, что сегодня возрос объем  изучаемой информации. В связи, с чем возникает закономерный вопрос: способен ли ребенок запомнить и усвоить весь этот объем?

Кто-то все усваивает и делает на уроке быстро, а кто-то медлителен. Кому-то достаточно знаний, которые дает учебник, а кому-то требуется дополнительный материал. Бездумные клики по ссылкам в Сети, мельтешение несвязанных между собой новостных сюжетов и рекламных роликов, обрывистые тексты в СМИ делают сознание детей обрывистым и фрагментарным. Термин «клиповое мышление» появился в середине 1990-х годов1 и прочно в вошел в нашу жизнь в современное время. До сих пор актуален вопрос, от чего зависят личностные качества человека: от его наследственности или среды, в которой происходило обучение и воспитание? Приверженцы биогенного (биогенетического) направления в педагогике безусловное предпочтение отдают наследственности, а социогенного (социогенетического, социологизаторского) – среде.

Из опыта работы, моего и других педагогов, стало очевидно, что:

- у большинства детей потерян интерес к учебе;

- наблюдается познавательная пассивность;

- дети плохо читают, запоминают;

- их внимание не устойчиво;

- низок уровень самостоятельности мышления;

- не достаточно  развиты творческие способности;

- снижается грамотность и культура речи учащихся.2

 

Опыт моей деятельности направлен на преодоление этих затруднений и поиск путей повышения эффективности обучения. А поскольку 25–30 % ежедневного времени наше будущее поколение проводит именно в образовательных учреждениях, то вполне целесообразно задуматься о такой организации учебного процесса, при которой можно без ущерба для личности сформировать у обучающихся требуемые стандартом качества.

Научить учиться – главный лозунг учителя

УУД - умения учиться самостоятельно, в стандартах нового поколения являются главными, именно не «багаж» знаний, накопленный за время обучения в школе, а умение им пользоваться. Для учителя главное – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. Получается, что в идеале учащийся - активная личность, умеющая ставить цели и достигать их, самостоятельно находить и перерабатывать информацию и применять полученное на практике. К этому стремиться каждый учитель, используя систему дидактических принципов:- Принцип деятельности;

- Принцип непрерывности;

- Принцип целостности;

- Принцип минимакса;

-Принцип психологической комфортности;

- Принцип вариативности;

- Принцип творчества.

Таким образом, превращение среды в средство формирования личности, на мой взгляд – одна из наиболее продуктивных возможностей совершенствования образовательного процесса, поскольку достигается такая цель не путем давления на личность, а за счет создания мощной по своему потенциалу и силе воздействия учебной среды.

Подобную точку зрения в разное время признавали педагоги всего мира (Д.С. Бродский, Л.С. Выгодский, А.С. Макаренко, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, К.Д. Ушинский, М. Черноушек, С.Т. Шацкий, В.Я. Ясвин и др.).3

О

рганизаци

я

самостоятельной работы

.

По новым образовательным стандартам самостоятельной работе уделяется большое внимание.

Учащиеся, работая с книгой, картой, таблицей, разными источниками, современными техническими средствами, могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной ситуации, созданной учителем. Можно предложить учащимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно обобщить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход событий; высказать сомнение; поделиться собственным мнением в устной или письменной форме; составить таблицу; выполнить практическое задание. Главное – организовать работу в условиях «здоровой» конкуренции, между одноклассниками, классами, активом школы, не забывая про учащихся с невысокой успеваемостью (по наблюдениям, именно они чаще отличаются креативностью мышления). Как же правильно организовать конкурентную учебную среду, чтобы она не вызывала дискомфорта у обучающихся и затруднений в работе с ними? Ответ на этот вопрос заключается в применении одного из основополагающих педагогических принципов – учет возрастных особенностей обучающихся. Опираясь на него, при организации конкурентной учебной среды выбирать такие формы и методы работы, которые являются наиболее благоприятными для конкретного возраста обучающихся. Для успешной адаптации ребенка, элементы конкурентной учебной среды можно вводить уже начиная с первого класса обучения в школе. Не случайно же в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится: «уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире». Вернёмся к самостоятельной работе, выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию: посещение уроков, лекций, семинаров; выполнение лабораторных работ и практических работ; контрольных заданий (тестовый контроль; понятийные диктанты, самостоятельные и контрольные работы и пр.); защита рефератов, проектов, посещение консультаций; сдача зачетов и экзаменов и др.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть: для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно - исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке требует определённых условий, обеспечивающих её успешность, использование различных форм деятельности учащихся для достижения поставленной цели, осознание учащимися результатов своих достижений. Задача учителя – создать условия для саморазвития возможностей и творчества учащихся, вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс.

Э

лементы имеющегося опыта при подгот

овке к занятиям в условиях ФГОС

достаточный уровень теоретико-методологической подготовки в организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и внеаудиторной занятости обучающихся;

владение информационными технологиями;

умение работать с нормативной документацией;

опыт разработки примерных и рабочих программ на основе требований ФГОС;

креативный тип мышления;

активная социальная позиция;

обеспеченность учебного заведения новейшим информационным оборудованием;

Каковы же требования сегодня предъявляются к современному уроку?

Современный урок – это:

урок

с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);

урок

, на котором осуществляется индиви

дуальный подход

к

каждому ученику;

урок ,

соде

ржащий разные виды деятельности;

урок ,

на которо

м ученику должно быть комфортно;

урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие по

знавательной активности ученика;

современный урок развив

ает у детей креативное мышление;

современный урок воспитывает

думающего ученика-интеллектуала;

урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, а

тмосферу радости и увлеченности;

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

в центре внимания урока – дети;

умение демонстрировать методическое искусство учителя;

планирование обратной связи;

урок должен быть добрым.

Методы

, технологии

и формы современного урока:

Метод проектов - развивает индивидуальные творческие способности учащихся. Возможны следующие виды проектов: долгосрочные и краткосрочные, коллективные и индивидуальные, предметные и межпредметные. Подведение итогов проектной деятельности, по традиции, проходит в рамках Научно-практической конференции, на “Фестиваль школьных проектов”.

Исследовательские методы – позволяют учащимся самостоятельно изучить проблему, расширить кругозор, формирует мировоззрение.

Информационно-коммуникационные технологии и интерактивные методы-они предполагают проведение занятий в режиме взаимодействия, беседы, диалога как в связке «учитель– ученик», так и учащихся между собой.

Здоровьесберегающие технологии, портфолио; технология разноуровневого обучения – возможность построить учебный процесс с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка

Возможно использование следующих форм деятельности учащихся на уроке:

с

оставление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка

;

з

аполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обо

бщения исторических событий;

с

оставление биографических справок – харак

теристик исторических личностей;

р

абота с исторической картой;

а

нализ истор

ических источников (документов);

п

одготовка и оформлен

ие сообщения, доклада, реферата;

р

ецензия на ответ товар

ища;

з

адания на образную реконструкцию исторических фактов:

изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;

и

зложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (п

ротивоположные) мнения и оценки;

презентация творческих работ;

за

щита исследовательских проектов;

ролевые и интеллектуальные игры;

викторины и конкурсы;

решение и с

оставление познавательных задач;

репортаж с места событий;

домашнее задание исследовательского характера

Формы контроля: самостоятельная работа, практическая работа, тестовые задания, презентация исследовательского материала, устный опрос, диктанты, эссе.

Ориентиры в

учебном процессе

преподавания

истории и обществознания:

По истории: не ослаблять внимания к знаниевому компоненту курса истории (усвоению базовых знаний - основных дат, фактов, событий, понятий, терминов, характерных признаков исторических явлений, причинно-следственым связям в истории и другим вопросам);
- считать приоритетным усвоение программного материала ХХ- начала ХХ1 вв., совершенствование тематического планирования, форм и методов урочной деятельности; - определить важнейшим направлением в работе систематическое формирование учебных умений и навыков (умение работать с историческим документом, обобщать и систематизировать исторический материал, соотносить ряды представленной информации между собой, анализировать научные версии, оценки, исторические ситуации, выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических явлений, процессов);
- ориентироваться на переход от знаниевого к деятельностному образованию, на обновление методики и технологии обучения, на применение практико-ориентированных заданий в учебном процессе, на формирование у выпускников школ тех учебных умений и навыков, которые позволят успешно выполнять задания повышенного и высокого уровня сложности.

По обществознанию: сместить акценты с традиционной подачи материала школьного курса в направлении использования продуктивных методов;

- повысить роль в учебном процессе заданий, требующих применения интеллектуальных умений, а также заданий практико-ориентированных; усилить межпредметную и внутрипредметную интеграцию в процессе обучения;
- опираясь на внутрикурсовые связи и используя различные формы и способы проверки

знаний и умений, обеспечить систематическое повторение пройденного в целях более прочного овладения выпускниками основными элементами содержания курса.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. 4

Таким образом, показателями эффективности обучения, по моему мнению, являются:

1. Приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни в процессе обучения.

2.Научить учиться

3.Организация самостоятельной работы

4. Элементы имеющегося опыта при подготовке к занятиям в условиях ФГОС

5. Методы, технологии и формы современного урока

6. Ориентиры в учебном процессе преподавания истории и обществознания

Все эти формы деятельности позволяют учащимся систематизировать учебную информацию, ориентироваться в историко-обществоведческом пространстве, сформировать навыки поисковой, аналитической работы, а учителю – подготовить учащихся к ЕГЭ. Кроме того, эта работа способствует формированию умений объективной само- и взаимооценки учебной деятельности.

 


http://www.lookatme.ru/mag/how-to/inspiration-howitworks/207449-clip

https://multiurok.ru/files/organizatsiia-samostoiatiel-noi-raboty-na-urokakh-istorii-i-obshchiestvoznaniia-kak-sposob-aktivizatsii-uchiebnoi-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia.html

http://evplova.ru/index.php/stati/61-konkurentnaya-uchebnaya-sreda-kak-sredstvo-formirovaniya-lichnostnoj-konkurentosposobnosti-u-obuchayushchikhsya-raznogo-vozrasta

https://multiurok.ru/files/effiektivnost-uroka-v-usloviiakh-vniedrieniia-fgos.html

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x