ПОКАЗАТЕЛИ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДАЖ НА ПРИМЕРЕ ХОЗЯЙСТВ ОРЛОВСКОГО И ЛИВЕНСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ | Сопина Екатерина Сергеевна . Работа №233567
Автор: Сопина Екатерина Сергеевна
В статье рассматривается вопрос о прибыли и рентабельности от продаж зерновых культур на примере хозяйств Орловкого и Ливенского районов.
ПОКАЗАТЕЛИ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДАЖ НА ПРИМЕРЕ ХОЗЯЙСТВ ОРЛОВСКОГО И ЛИВЕНСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Сопина Екатерина Сергеевна
Студентка 2 курса,
кафедра финансы, инвестиции и кредит
экономического факультета
Орловского государственного аграрного университета им. Н.В. Парахина,
РФ, г.Орел 2020г.
E-mail: sopina_ekaterinka@mail.ru
Яковлева Наталья Альбертовна
Научный руководитель,
Кандидат экономических наук, доцент
Преподаватель кафедры бухгалтерского учета и статистики
Орловского государственного аграрного университета им. Н.В.Парахина,
РФ, г.Орел 2020г.
Анализ эффективности производства предполагает сопоставление затрат и результатов производственной деятельности. Важнейшим обобщающим показателем, характеризующим финансовое положение коммерческих организаций, конечные результаты их хозяйственной деятельности, является прибыль.
Прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности; прибыль представляет собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности [3].
Прибыль, характеризующая конечные результаты торгово-производственного процесса, является основным показателем финансового состояния предприятия.
Главная факторная цепочка, формирующая прибыль, может быть представлена схемой:
Затраты Объём производства Прибыль
Составляющие этой схемы должны находиться под постоянным вниманием и контролем. Объём производства продукции, цена продукта и издержки (затраты на производство продукции) находятся в определённой функциональной зависимости друг от друга. В результате этого получение максимальной прибыли предприятия возможно при определённых сочетаниях между этими величинами. Именно поэтому необходимо стабилизировать уровень затрат, цен при производстве и реализации продукции различных отраслей, в том числе и продукции сельскохозяйственного производства.
В решении проблемы финансовой стабилизации, повышения платёжеспособности предприятий агропромышленного комплекса главным является создание условий для беспрепятственного и выгодного сбыта произведённой ими продукции. Большое значение при этом имеет упорядочение производственных связей сельскохозяйственных производителей с перерабатывающими предприятиями, налаживание между ними взаимовыгодных экономических отношений.
В системе «производство-потребление» одна из основных функций – сбыт продукции как связующее звено. Именно сбыт несёт оперативную информацию о потенциальных возможностях потребителей приобрести определённый вид продукции.
В зависимости от содержания показателя прибыли различают балансовую (валовую) прибыль, прибыль от реализации продукции (работ, услуг), чистую прибыль.
Балансовая прибыль переставляет собой суммарную величину прибыли от всех видов деятельности; от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов и иного имущества организации, а также доходов (уменьшенных на сумму расходов) по внереализационным операциям (доходы от сдачи имущества в аренду, от долевого участия в деятельности других организаций, дивиденды по акциям, и др.).[3]
Под чистой прибылью организации понимается часть балансовой прибыли, остающаяся в её распоряжении после уплаты налогов и сборов.[3]
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разность между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на её производство и реализацию [1].
Таким образом, прибыль от реализации продукции (работ, услуг) можно выразить следующим способом:
<Object: word/embeddings/oleObject1.bin>, (1)
где П- прибыль от реализации продукции, руб.;
p- цена единицы продукции, руб.;
q- количество реализованной продукции, ц.;
z- полная себестоимость единицы продукции, руб.;
<Object: word/embeddings/oleObject2.bin>-выручка от реализации продукции (работ, услуг), скорректированная на НДС и акцизы, руб.;
<Object: word/embeddings/oleObject3.bin>-затраты, связанные с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг, руб.
На величину этого показателя оказывают влияние следующие факторы:
цены на продукцию, тарифы на услуги и работы;
себестоимость продукции, работ, услуг;
объём и состав реализованной продукции (работ, услуг).
Обратимся теперь к показателям рентабельности.
Различают следующие показатели рентабельности.
Общая рентабельность
определяется делением величины балансовой прибыли к средней стоимости основных производственных фондов, нематериальных активов и материальных оборотных средств. По экономическому содержанию показатель общей рентабельности характеризует величину прибыли в расчёте на 100 руб., вложенных в основные производственные фонды, нематериальные активы и материальные оборотные средства.
Рентабельность продукции
определяется как отношение прибыли от реализации продукции к её полной себестоимости (или к издержкам обращения в торговых организациях). Этот показатель характеризует прибыль, приходящуюся на 100 руб. текущих затрат, связанных с производством и реализацией продукции
[4
].
С использованием прежних обозначений рентабельность продукции (R) может быть выражена следующим образом:
<Object: word/embeddings/oleObject4.bin>. (2)
Таким образом показатели рентабельности характеризуют относительную доходность (прибыльность) той или иной деятельности, измеряемую в процентах к текущим затратам на производство или к затратам капитала.
Список литературы:
Долгова В.Н.,
Медведева Т.Ю. Статистика: Учебник и практикум для бакалавриата. – М: Юрайт, 2019 – 627 с.
Дорогавцева К.Ю., Яковлева Н.А. Статистико-экономический анализ прибыли от продаж зерновых культур на примере хозяйств Орловского и Ливенского районов Орловской области//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, №4, 2014г.
Любушин Н. П.,
Лещёва В. Б., Дьякова В. Н. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Уч. пособие для вузов
.
– М.: Изд-во «Бухгалтерский учёт», 2017. – 468 с.
Минашкина В.Г.,
Статитсика: Учебник для академического бакалавриата. – М: Юрайт, 2019 – 449 с.
Селезнёва Н. Н.,
Ионова А. Ф. Финансовый анализ: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 479 с.