Статья «Полифункциональный характер музыкально-дидактических игр в старшем дошкольном возрасте». Автор: Кашина Екатерина Владимировна

Автор: Кашина Екатерина Владимировна
«Полифункциональный характер музыкально-дидактических игр в старшем дошкольном возрасте»


Автор: Кашина Екатерина Владимировна
Полифункциональный характер музыкально-дидактических игр в старшем дошкольном возрасте
Из опыта работы музыкально руководителя Кашиной Е.В.
Дошкольное детство пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного возраста.
Развитие музыкальных способностей одна из главных задач музыкального воспитания детей. Восприятие музыки - сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребёнка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру. Достичь этой цели помогают музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.По мнению О. С. Газмана, в игре у детей возникают три цели. Первая цель – удовольствие от игры – Хочу. Вторая цель – выполнять правила игры – Надо. Третья цель – творческое выполнение игровой задачи – Могу. Таким образом, складывается основной механизм игры Хочу! Надо! Могу!, влияющий на личность ребёнка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля. Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит музыкально-дидактическим играм.
Музыкально-дидактические игрыявляются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В ходе музыкальных игр дети учатся различать музыкальные звуки по высоте, продолжительности, громкости и т. д. Все это способствует развитию у них музыкального слуха, внимания и памяти. В результате дети получают не только необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.
Зная, что музыкально-дидактические игры являются незаменимым средством в развитии музыкальности детей передо мной и педагогами нашего ДОУ встал вопрос: как можно использовать музыкально-дидактические игры для диагностики развития музыкальных способностей детей? Изучив литературу, проанализировав материалы, методические рекомендации мы пришли к выводу, и поставили цель, что через использование музыкально – дидактических игр на музыкальных занятиях, в совместной деятельности, позволит в более короткие сроки выявить показатели развития музыкальных способностей.
Музыкальные способности определяются как комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления. Выделяют следующие компоненты музыкальных способностей:
- эмоциональная отзывчивость (умение понимать характер, настроение музыкального произведения, высказывать свое отношение к музыкальному образу);
- звуковысотный слух (умение ребенка различать высокие и низкие звуки);
- ритмическое восприятие (умение различать ритмический рисунок);
- динамическое восприятие (умение различать громкое и тихое звучание музыки, оттенки звучания);
- тембровое восприятие (способность различать звучание разных музыкальных инструментов);
- музыкальное мышление: репродуктивное (различение музыкальных жанров: песня, танец, марш) и продуктивное (способность к импровизациям);
- музыкальная память
Для достижения цели мы: подобрали комплекс музыкально-дидактических игр, к которым существуют единые требования это: Соответствие задачам музыкально – сенсорного развития детей дошкольного возраста; Формирование восприятия основных свойств музыкальных звуков: высота, ритмические отношения, тембровая окраска, динамические оттенки; Постепенное усложнение материала музыкально – дидактических игр.
Основное игровое действие – загадывание и отгадывание.
Основной принцип – наглядность.
Эстетическое оформление.
использовали эти музыкально-дидактические игры в повседневных формах работы (на занятиях, в свободное время, на прогулке, в игровой деятельности и т. д.).
Для диагностики развития музыкальных способностей детей мы использовали следующие музыкально-дидактические игры: на звуковысотное восприятие (Птица и птенчики, Пчёлка, Цирковые собачки, Музыкальные лесенки, Высокие и низкие звуки). Игры на ритмическое восприятие: (Веселые гудки, Цветочные ритмы, Веселый паровоз, Ритмические дорожки, Ритмические загадки). Игры на развитие динамическое восприятие: Фото, цели: (Море, Громко – тихо, Кот и мыши, Охотники и зайцы, Принц и принцесса). Игры на развитие тембровое восприятие: (Что звучит, прислушайся, Найди пару, Узнай по голосу, Угадай на чем играю, Три оркестра). Игры на развитие музыкальное мышление: (Лото Музыкальные профессии, Что делают в домике)
В своей работе я использую такое пособие как Веселый кубик
Пособие Веселый кубик позволяет развивать музыкальную память детей. Играя, дети вспоминают знакомые попевки, песни, танцы, исполняя их в самостоятельной или совместной музыкальной деятельности .
В старших и подготовительных группах дети с удовольствием играют лэпбуками Музыкальные инструменты и Музыкально –дидактические игры Лэпбук дает возможность раскрыть индивидуальные способности детей и умение играть вместе.
С помощью введения музыкально – дидактических игр как на занятиях, так и в режимных моментах, было видно , что у детей появился устойчивый интерес к музыке, использование дидактических игр позволило каждого ребенка приобщить к основам музыкального искусства, творчеству, самостоятельности, чувству товарищества. Результаты диагностики необходимо использовать для планирования своей деятельности, построения музыкально-образовательного процесса, составления рабочей программы.
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x