Поликультурное образование как средство развития личности обучающегося в Бардымской гимназии Пермского края

Автор: Мухайлова Нина Ивановна

Поликультурное образование как средство развития личности обучающихся в Бардымской гимназии

Специфической особенностью гимназии является освоение поликультурного содержания образования путём реализации этнокультурного компонента.

Новый стандарт общего образования рассматривает этнокультурное образование как важнейший элемент системы поликультурного образования, которое помимо этнокультурных включает в себя национально-региональные, общероссийские и общечеловеческие аспекты.

Миссия гимназии предопределила введение в образовательный процесс национального компонента. В специально разработанной программе предусматривается введение данного компонента как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Кроме изучения татарского языка и литературы, этнокультурное содержание введено почти во всех учебных предметах.

Так как бардымский народ, или как говорят, гайнинцы, впитали культуру и татарского, и башкирского народов, культура этих народов изучается на уроках истории, музыки, изобразительного искусства, технологии. В воспитательном процессе предусмотрены мероприятия, приобщающие детей к национальной культуре и народным традициям. Успешность такой работы обеспечивается тесным сотрудничеством с образовательными и культурными учреждениями и организациями республик Татарстан и Башкортостан.

Изучение культуры не только татарского и башкирского народов, но и народов Пермского края, России в сопоставлении и сравнении дает огромные возможности для формирования толерантности, готовности к межнациональному общению. 

Рабочие программы по учебным предметам и внеурочной деятельности включают ЭСО и способствуют становлению образованной, духовной, социализированной личности.

Модель этнокультурного содержания образования в Бардымской гимназии отражает культурно-образовательную среду гимназии, позволяющую создать условия для достижения личностных и метапредметных результатов. Данная модель представлена на слайде: в данной модели отражена и урочная и внеурочная деятельность. СЛАЙД

В гимназии созданы условия для общеинтеллектуального развития личности, ведется около 30 спецкурсов по различным  программам, задачи которых, прежде всего, работают на достижение результатов обучения. После уроков реализуется такие факультативы и спецкурсы, как «Башкирский язык» для 5-ых классов, «История татарского и башкирского народов» для учащихся 6 классов,  «История Прикамья» для 7 классов,  «Татарский для начинающих» для 2-5 классов, «Секреты орфографии татарского языка» для 9 класса, «Мировые религии» для 9-11 классов.

Внеурочная деятельность обучающихся гимназии представлена  большей частью   дополнительным образованием. В этой системе эффективно работают кружки, секции, студии и мн.др.

1.   Кружок «Веселые акварельки», где учащиеся познают азы национальных узоров.

2.   Танцевальный ансамбль «Алтынай»

3.   Вокальный ансамбль «Серебряные колокольчики» (Комешкынгырау)

4.   Фольклорный ансамбль «Чишма» (Родник)

5.   Рукоделие для 5 классов, где учащиеся начинают получать основу вышивки тюбетеек, национальной кухни

6.   Подвижные игры для начальных классов, где дети обучаются играм татарского и башкирского народов

7.   Умелые ручки для начальных классов

8.   Секция «Национальная борьба -Куреш» для учащихся 4-8 классов.

 

Большую роль в реализации программ внеурочной деятельности играет летняя оздоровительная кампания. Именно в каникулярное время  в начальной ступени реализуется программа внеурочной деятельности «Краеведение», в средней ступени программа «Юные патриоты», в старшей ступени курсы «БИОКОМП» и «ГЕО»,. программа которых заканчиваются творческими поездками или защитой рефератов. Темы этих исследовательских работ очень часто интегрированные, ребята работают с несколькими руководителями и занимают призовые места на краевых и всероссийских исследовательских конкурсах.  На основе детских исследовательских работ и скурпулёзнойдеятельности  руководителяМунасиповой Дили Назьмулловны в ноябре 2012 учебного года в гимназии открылся первый в районе школьный этнографический музей. Сейчас там находится более  200 экспонатов собранных по всем национальным районам Пермского края.

Введение этнокультурного содержания реализуется и в воспитательных мероприятиях гимназии, что способствует формированию культуры межнационального общения. Учащиеся младшего и среднего звена являются активными участниками таких праздников  как «Сабантуй», «Сомбела» («Праздник урожая»), «Карга боткасы» («Воронья каша»).

Гимназия реализует гуманитарное направление образования, что влияет на расширение ее поликультурной среды. Кроме обязательного изучения английского языка, в учебный план с 5 по 9 классы введен второй иностранный язык – немецкий, что способствовала разработке и реализации международного проекта. В рамках данного проекта проводится обмен учащимися, в этом году собирается уже 5 группа.

 

Осознавая  принадлежность к своей национальности, уважая и чтя традиции своего народа, учащиеся проникаются пониманием к самобытности,  культуре и традициям других народов тем самым успешно интегрируются в современное общество.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, и одну из них, которая обозначена в «портрете выпускника основной школы» мы в состоянии обеспечить, реализуя этнокультурное содержание образования: это ученик «любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции».

Таким образом,поликультурность выступает важным условием устойчивого социального развития, обеспечивающим интеграцию каждого человека в мировое культурное и образовательное пространство.

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x