"Помочь понять себя"

Автор: Капустянская Татьяна Алексеевна

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";

mso-bidi-theme-font:minor-bidi;

mso-fareast-language:EN-US;}

ПОМОЧЬ ПОНЯТЬ СЕБЯ

Т.А. Капустянская

Бутурлиновский филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Воронежской области «Губернский педагогический колледж»,

e-mail: bartenewa.tatyana2013@yandex.ru

 

Спросил Молоток у Моря: «Отчего камни на твоём берегу такие гладкие? А я свои, – сколько ни бью, – всё острые и колючие…».

«А я их ласкаю!» – ответило Море.

Притча

Каждый классный руководитель болеет душой за результаты своей педагогической деятельности, за то, как помочь своим воспитанникам понять себя и правильно построить свою жизнь в согласии с совестью, с пользой для окружающих.

Вот и мне очень хочется, чтобы мои выпускники были умными, добрыми, воспитанными, могли находить достойный выход из любой ситуации, научились понимать и чувствовать ценностное содержание жизни.

Нельзя не согласиться с мнением Л.С. Выготского, утверждающего: «Человек, в сущности, воспитывает себя сам… С научной точки зрения невозможно, чтобы один человек воспитывал другого». То есть педагог по одному собственному произволу не может сделать воспитуемого ни хуже, ни лучше. Он может лишь в некоторой степени создать условия, чтобы студент сам захотел стать таким, каким бы хотелось педагогу. Педагог – это только помощник, советник, воспитатель пока ещё слабых духом юных сердец, защитник своих воспитанников в коллизиях студенческой жизни. Не архитектор, не инженер, не начальник. Если педагог хочет, чтобы его воспитанники были хорошими, необходимо делать всё, чтобы студенты хотели быть таковыми, чтобы они находили удовольствие в хороших, нравственных поступках, чтобы они для будущей своей жизни и профессиональной деятельности усвоили известную истину: воспитывать – значит создавать все условия, чтобы дети становились хорошими.

Надо воспитывать не поведение, а мотивы, то есть внутренние намерения, не сознание, а потребностно-мотивационную сферу студента. Самый воспитанный тот человек, кому и в голову не придёт мысль опоздать, солгать, вырвать страницу из библиотечной книги, ударить, украсть, как бы ни была трудна жизненная ситуация. У него в психике нет  таких установок как способов выхода из трудной ситуации.

Студента не надо переделывать. Его надо принимать таким, каков он есть, более того, каким мы хотели бы его видеть. Надо искать задатки, развивать способности, демонстрировать его таланты, в первую очередь для него самого. Ибо удивиться, насколько он хорош, красив и талантлив, прежде всего, должен сам воспитанник. Самое главное приобретение, которое необходимо сделать ребёнку ещё в период школьного ученичества – это чувство собственного достоинства, веру в себя, что он знает, умеет и способен. Человек перестаёт чего-то хотеть, когда понимает, что он не может, не способен. Только добро порождает добро. Так завещал замечательный педагог В.А. Сухомлинский.

Многолетняя работа со студентами убедила меня в том, что традиционными нотациями и назиданиями ничего не достигнешь. Лучше всего помогают задушевные индивидуальные беседы, собственный пример, вера в положительные качества каждого человека. Поэтому стараюсь меньше ругать своих девушек, а больше хвалить и убеждать их в том, как ту или иную ошибку предупредить или исправить.

Большим подспорьем в воспитательной работе служат афоризмы, притчи и метафоры, представляющие собой мощный инструмент обучения. Их магическая сила заключается в том, что они создают вокруг человека ауру психологической защищённости, позволяют увидеть в своей жизни позитивные перспективы, укрепить веру и надежду, найти жизненные ресурсы в себе.

Можно часами излагать своё мнение по какому-либо поводу, но его никто не запомнит или просто не обратит на него внимания. Но стоит вставить в речь уместную остроумную фразу – и собеседник немедленно заинтересовывается нашим суждением, живо включается в разговор и надолго запоминает беседу.

Пытаясь систематизировать свою работу с целью уйти от спонтанного увлечения афоризмами, попросила всех преподавателей, работающих в моей группе, помочь мне провести небольшое исследование: ежедневно на каждом учебном занятии на доске записывать тот или иной афоризм культурно-нравственного содержания из предложенного мною списка, ничего не поясняя и не навязывая студентам своего мнения. Эта работа продолжалась почти два месяца. Вначале студенты удивлялись и пытались выяснить причину столь частого предъявления им мыслей великих людей. Затем многие из них стали записывать предложенные мудрые мысли, хотя никто не побуждал их к этому.

Весьма любопытны и значимы варианты высказываний студентов в проведённом впоследствии анкетировании о влиянии на них предложенных фраз: «Повлияли в хорошую сторону», «Заставили задуматься», «Вызвали интерес», «Они подходят к разным жизненным ситуациям» и др.

Возможные формы использования афоризмов, метафор и притч в деятельности педагога достаточно многообразны и ограничены только его собственной фантазией. Их можно рассказать в качестве примера во время свободного общения; использовать в качестве эпиграфа к беседе; применить как средство короткого отдыха, релаксации во время учебного занятия; использовать для организации дебатов или дискуссии; написать на открытке и подарить студенту, тем самым отметить и закрепить его успех; рассказать в начале родительского собрания, формируя атмосферу взаимного доверия и способствуя установлению контакта и т. п.

Когда мы подсказываем воспитуемому афоризм «в нужное время, в нужном месте», мы тем самым подталкиваем его к «означиванию» своего чувства, переживания или состояния своей проблемы. Афоризм может превратиться в нравственную опору. Предъявляя чужой опыт – опыт, накопленный человечеством и заключённый в слове, педагог даёт воспитаннику инструмент управления собственным поведением и оценки действий окружающих с позиции нравственности.

Используя афоризмы великих людей, студенты обогащают своё сознание и интеллект, развивают воображение, воспитывают философский взгляд на жизнь и события, которые происходят вокруг, пытаются избежать множества ошибок, следуя опыту мудрецов, переданному нам в сжатой форме.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Большая книга пословиц и поговорок, загадок, потешек. – СПб.: Ленинградское издательство, 2008. – 416 с.

2. Великие мысли великих людей: в 3-х кн. – СПб.: Лениздат; «Ленинград», 2007. – 288 с.

3. Поштарева, Т.В. Формирование этнокультурной компетентности уча-щихся посредством использования афористических изречений / Начальная школа. – 2008. – № 6. – С. 21 – 25.

4. Русские пословицы и поговорки / Под ред. В. Аникина; Предисл. В. Аникина; Сост. Ф. Селиванов; Б. Кирдан; В. Аникин. – М.: Худож. лит., 1988. – 431 с. (Классики и современники. Рус. классич. лит-ра)

5. Сафронова Е.М. О роли афоризмов в воспитательном процессе // Завуч. – 2004. – №8. – С. 150 – 158.

6. Соболева О.В. Беседы о чтении (К проблеме понимания текста) // Начальная школа плюс до и после. – 2008. – №6. – С. 3 – 9.

7. Старая пословица не даром молвится. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2007. – 320 с.

8. Суждения, мысли. Афоризмы // Спутник классного руководителя. – 2008. – №2. – С. 121 – 122.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x