Помоги себе сам | Кочеткова Наталия Фёдоровна. Работа №240438
Автор: Кочеткова Наталия Фёдоровна
Мы в наших отношениях. «Конфликт в межличностных отношениях».
Почему тема актуальна, потому что она имеет конструктивный способ и цель-повышение продуктивности отношений общения и профилактики конфликтов.
Эта тема позволяет человеку отреагировать глубокие чувства безопасно для него самого и окружающих, а также способствует мягкому повторному переживанию конфликтных смыслов.
Навыки конструктивного общения и приемы саморегуляции позволяют человеку обогатить личный опыт эффективного преодоления конфликтов (видеть несколько вариантов разрешения конфликта, и учитывать позицию партнера. Идет развитие диалогического общения, которое помогает достичь глубокое взаимопонимание.
Что же такое конфликт (от. Латинского.)-столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия (партнеров).
Конфликт определяют, как отсутствие согласия между двумя или более сторонами –лицами или группами.
Конфликт имеет стратегии поведения:
1.Стратегия сотрудничества.
2.Стратегия компромисса.
3.Стратегия конфронтации.
4.Стратегия приспособления.
5.Стратегия избегания конфликта.
Почему тема актуальна, потому что она имеет конструктивный способ и цель-повышение продуктивности отношений общения и профилактики конфликтов.
Эта тема позволяет человеку отреагировать глубокие чувства безопасно для него самого и окружающих, а также способствует мягкому повторному переживанию конфликтных смыслов.
Навыки конструктивного общения и приемы саморегуляции позволяют человеку обогатить личный опыт эффективного преодоления конфликтов (видеть несколько вариантов разрешения конфликта, и учитывать позицию партнера. Идет развитие диалогического общения, которое помогает достичь глубокое взаимопонимание.
Что же такое конфликт (от. Латинского.)-столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия (партнеров).
Конфликт определяют, как отсутствие согласия между двумя или более сторонами –лицами или группами.
Конфликт имеет стратегии поведения:
1.Стратегия сотрудничества.
2.Стратегия компромисса.
3.Стратегия конфронтации.
4.Стратегия приспособления.
5.Стратегия избегания конфликта.
Психотерапевтический подход-это ценность и уникальность человеческой личности. Внутреняяя природа человека позитивна, в ней заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования. Каждый человек обладает внутренним ресурсом, и стремлением изменить себя к лучшему.
Доступ к внутренним ресурсам человека (самоактуализации) может быть заблокирован вследствие пережитого ранее негативного опыта. Человек может быть закрыт. Когда блоки сняты, человек находит силы преодолеть трудности и личностно растет.
Коррекция направлена на эмоциональную, когнитивную, коммуникативную, регуляторную сферу личности, что развивает личный потенциал.
Когнитивно-поведенческий подход помогает лучше приспособиться, изменить недостаточно адаптивное поведение, обучить продуктивным реакциям.
Устранить характер поведенческих недостатков, устранить болезненные особенности поведения. В этот момент уметь расслабляться, собраться.
Главное научитесь ощущать себя в настоящем- здесь и сейчас. Часто человек срывается из-за того, что где-то не лады с личным (семья, работа, здоровье). Коммуникативный процесс направлен на создание такой ситуации, которая способствует смягчению их противостояния. И возникновению согласия между конфликтующими.
Межличностный конфликт должен перейти в форму коммуникативной ситуации, взаимодействие в которой способствует урегулированию конфликта и созданию продуктивного диалога, (без жалоб и упреков).
ВИДЫ КОНФЛИКТА:
Межгрупповой конфликт – столкновение между нормами, интересами, взглядами социальных групп.
Конфликт между личностью и группой –столкновение между целями. интересами, взглядами личности и групповыми интересами, и нормами
Внутриличностный конфликт-столкновение противоположно направленных мотивов внутри личности.
Межличностный конфликт-столкновение противоположно направленных взглядов, интересов, потребностей двух или нескольких людей.
Необходимо увидеть не только свою позицию в конфликте, и позицию другого, что позволяет расширить видение я и другого тем самым преодолеть тенденцию к противопоставлению себя другому, более объективно воспринимать другого и себя.
ФУНКЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА: КОНСТРУКТИВНЫЕ И ДЕСТРУКТИВНЫЕ.
Конструктивные (позитивные функции).
Изменение и развитие личности.
Создание условий выбора или принятия творческого решения. Создание условий для переоценки отношений, моральных качеств людей.
Снятие напряженности.
Восстановление оптимального равновесия в отношениях;
Выявление неблагополучия, рассогласования целей, интересов
Деструктивные (негативные функции).
Конфликт приводит к непониманию и отсутствию стремления понять друг друга;
неадекватности восприятия и реагирования на действия и высказывания другой стороны;
ухудшению психологического климата, (главное психологический климат)
уменьшению сотрудничества и нарастанию изоляции;
Подмене цели – люди стремятся не к достижению согласия и реализации первоначальной цели, а к победе, утверждению силы; (свое превосходство).
ухудшению эмоционального состояния, приводят к истощению организма.
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА:
Открытая-это прямые, непосредственные действия субъектов друг против друга;
Латентная – конфликт имеет, скрытый характер, осуществляется не путем прямых столкновения препятствий и противобортва, а завуалированными методами, путем создания препятствий для оппонента косвенными средствами.
Самое главное в любом споре: выбрать правильную позицию поведения;
1.СОТРУДНИЧЕСТВО-интеграция, направленная на поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон (выиграть).
Эта стратегия хороша, когда партнеры могут откровенно обсудить возникновение проблемы и разногласия;
партнеры искренне могут сохранить хорошие отношения;
партнеры готовы приложить усилия, чтобы полностью учесть интересы каждого;
у партнеров достаточно времени для совместного поиска решения.
Поиск решения, удовлетворяющего обе стороны, попытки, убеждения, аргументация, что ведет к созданию диалога между партнерами и дает возможность конструктивного разрешения конфликта.
2 КОМПРОМИСС – урегулирование разногласий через взаимные уступки и взаимные потери.
Стратегия частично выиграть (выиграть) и частично проиграть (проиграть).
Эта стратегия хороша, когда: хочется сохранить хорошие отношения с партнером, поэтому один из них готов частично уступить;
Партнерам необходимо срочно достичь согласия по взаимному вопросу.
3.КОНФРОНТАЦИЯ (противостояние, соперничество, конкуренция)-стремление к доминированию; все усилия направлены на достижение только собственного выигрыша, не учитывая интересы другого (стратегия выиграть, проиграть)
Эту стратегию поведения используют в случаях, когда:
Важнее отстоять свое мнение, чем сохранить хорошие отношения с партнером (наплевать на него).
Конфликт несет принципиальный вопрос, и для одного из партнеров очень важен исход, определенность этого вопроса;
ресурсов (психологических и физических сил) достаточно, чтобы вступить в борьбу за свои интересы.
4.ПРИСПОСОБЛЕНИЕ- в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
подчинение, уступчивость без учета собственных интересов; тенденция сглаживать противоречия (стратегия проиграть, выиграть).
Эту стратегию поведения целесообразно использовать в случаях, когда:
важнее сохранить хорошие отношения с партнером, чем отстоять свои интересы;
один из партнеров считает, что в данном вопросе интересы другого приоритетны;
исход конфликта не слишком важен для одного из партеров.
5.ИЗБЕГАНИЕ (уклонение) - уход от конфликта, игнорирование интересов своих и интересов другого человека; стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее (стратегия проиграть. проиграть
Эту стратегию поведения целесообразно использовать в случаях, когда:
ресурсов (психологических и физических сил) недостаточно для того, чтобы принимать участие в конфликте;
один из партнеров считает, что его участие в конфликте не принесет пользы или ухудшит ситуацию; исход конфликта не особенно важен для одного из партнеров.
ЕСТЬ РАЗНЫЕ ТИПЫ ПОЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ: решение проблемы, сражение, бегство.
Существуют основные правила бесконфликтного общения.
В ситуации конфликта следует:
соблюдать (не расширять) зону конфликта: говорить прямо о том, что вы ждете от партнера, выясняйте, что конкретно не устраивает партнера;
избегать использовании слов обобщений (всегда; никогда; постоянно, ответственность, самостоятельность, а также слов –долженствований (должен, обязан)
Всегда стремиться к уважительной манере разговора, избегать личных оскорблений в адрес партнера;
придерживаться правила эмоциональной выдержки, управлять эмоциями;
избегать оценочных суждений по поводу действий и высказываний партнера;
по возможности взглянуть на ситуацию глазами партнера, встать на его место;
предложить партнеру поставить себя на ваше место;
не бояться признавать свою неправоту и извиниться;
беречь отношения с партнером;
В ситуации конфликта не следует:
критически оценивать партнера;
приписывать партнеру низменные и плохие намерения;
(додумывать за него).
демонстрировать знаки превосходства;
обвинять партнера и приписывать ответственность только ему;
игнорировать интересы партнера;
видеть все только со своей позиции;
уменьшать заслуги партнера и его вклад в решение проблемы;
преувеличивать свои заслуги;
раздражаться, кричать, нападать (тем самым разрушать свое энергетическое биополе, пробивать его самому);
задевать болевые точки и уязвимые места партнера;
обрушивать на партнера множество претензий.
АЛГОРИТМ КОНСТРУКТИВНОГО РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА.
1.Определите предмет конфликта и зону конфликта.
2.Обсудите потребности и чувства обоих партнеров в конфликте; что хочет получить каждый из них в результате конфликта и почему это важно для него?
3.Найдите точки соприкосновения интересов обеих сторон.
4.Рассмотрите возможные варианты разрешения конфликта: оцените, что дадут каждой из сторон эти варианты, обсудите плюсы и минусы каждого предложения.
5.Выберите решение, приемлемое для каждой из сторон.
6.Договоритесь о том, как будет принято решение, разделите ответственность за реализацию.
7.Реализуйте намеченное. Обсудите с партнером последствия выбранного решения.
Снизить эмоциональное напряжение помогут слова и поведение.
При решении конфликтной ситуации мы опираемся на конструктивные способы поведения. Выбираем правильное решение (позитивное).
Создаем условия выбора или принятия творческого решения, что приводит к восстановлению оптимального равновесия в отношениях. Понимаем, что наше отношение к ситуации изменилось, мы оценили моральные качества и ценности другого человека.
Если человек осознает то, что чувствует, он может выразить свои чувства прямо, освобождаясь от напряжения.
СПОСОБЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ЧУВСТВ.
Некоторые способы вербального описания осознаваемых чувств: Я чувствую раздражение, замена У меня к тебе теплые чувства.
Использование сравнений: Я чувствую себя как выжатый лимон замена (Я справлюсь).
Описание действия, к которому побуждает человека чувство: Мне хочется плакать от радости, Я хотел бы стукнуть тебя как следует. Замена Мне хочется тебя крепко обнять.
Когда человек не осознает свои чувства, то не может их выразить напрямую (Я расстроен, мне досадно. В таком случае чувства могут быть выражены косвенным путем. Тогда чувства будут управлять вами, надо, чтобы вы над чувствами брали вверх!
Некоторые способы проявления неосознаваемых чувств:
Приклеивание ярлыков: например, когда человек чувствует раздражение, он может думать (или назвать) партнера (эгоистичным, глупым, непонимающим).
.
Прямые указания (команды), про себя такие как замолчи, отстань.
Наводящие вопросы, например,: Не опасно ли, то поведение, которое я вижу.
Какие мы испытываем чувства в конфликтной ситуации, и какие наш партнер.
Не допускайте беспочвенных обвинений, не додумывайте за партнера.
Например,: Вам (тебе) все равно, что со мной происходит
Выражать неодобрения, например: Она невыносима
Мы должны слушать и слышать! 1
Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются невидимые связи между людьми.
Слышать – физически воспринимать звук. Слушать – сосредотачиваться на воспринимаемой информации, понимать её и вникать.
Виды слушания.
Активное слушание – это такое вмешательство в речь партнера, при максимальной сосредоточенности на ней, которое помогает слушателю прояснить смысл слов говорящего, уточнить, что ему непонятно. Благодаря активному слушанию, говорящий может убедиться, что его слова поняты правильно.
Активное слушание позволяет собеседникам достичь взаимопонимания и общения с позиций равных партнеров.
Этот вид слушания используется в случае, когда:
Оба партнера эмоционально уравновешены и готовы обсуждать спорные вопросы;
Слушателю важно убедиться, что он правильно понял смысл слов и содержание высказывания, говорящего;
Для решения проблемы партнерам важно одинаково понимать не только общий смысл сказанного, но и детали, нюансы.
Пассивное слушание – это минимальное вмешательство в речь партнера при максимальной сосредоточенности на ней.
Пассивный слушатель создает условия для того, чтобы говорящий партнер мог высказаться и излить душу, а затем перейти от эмоций и переживаний к содержательному обсуждению.
Это вид слушания можно использовать в случае, когда:
партнер хочет высказать свою точку зрения, обсудить наболевшие вопросы;
партнер просит выслушать его полностью;
партнеру трудно подобрать слова, чтобы выразить то, что его волнует и любое вмешательство усиливает эту трудность;
партнеру трудно общаться с людьми (он не уверен в себе, замкнут, застенчив, редко проявляет инициативу для обсуждения ситуации или прояснения отношений).
Любая ситуация (конфликт) имеет 2 стороны:
ТЕМНАЯ И СВЕТЛАЯ СТОРОНЫ.
Соотнеси партнера с одной из природных стихий, которая отражает его в конфликте. Совпадают ли образ, с которым вы ассоциируете себя и образ, с которым ассоциирует вас партнер? (ЧАСТО ЭТО ПОЛУЧАЮТСЯ РАЗНЫЕ СТИХИИ).
-Насколько точна моя ассоциация обо мне (о партнере).
-Помогает ли мне эта ассоциация лучше понять себя?
-Как наши стихии могут дополнять друг друга в природе (например, вода питает землю)
Образы:
Вода стала все заливать несколько дней и думала, как хорошо!
-Но земля стала протестовать, Что ты делаешь, надоела перестань затопила все.
-Я так увлеклась, я решила напитать землю, для будущего урожая!
-Хорошо сказала земля, но сейчас достаточно. Я уже готова проращивать семена.
Они договорились. Хотя и был конфликт в стихиях.
Давайте поговорим о чувствах, которые вы обычно испытываете в течение конфликта: в начале, в середине, в конце).
ЭТАПЫ КОНФЛИКТА:
1.Начало. Возрастание напряженности в отношениях. Противоположно направленные цели, взгляды, интересы.
2.Середина. Выплеск эмоции одним или обоими партнерами. Инцидент-Столкновение конфликтующих сторон.
3.Завершение конфликта. (разрешение конфликта).
Совместное конструктивное разрешение конфликта, договор, примирение сторон.
Вмешательство третьей стороны, которая прерывает или урегулирует конфликт.
Нежелательно, чтобы конфликт перешел в затяжную форму.
(Использовать приемы слушания активное, пассивное).
4 Подведение итогов конфликта в целом: осознание того, каким способом был разрешен конфликт;
Здесь используем правила и приемы бесконфликтного общения.
В ситуации конфликта следует:
Соблюдать (не расширять) зону конфликта, что конкретно не устраивает партнера;
избегать использование слов-обобщений (всегда, никогда, постоянно), а также слов – долженствований (должен, обязан).
придерживаться правила эмоциональной выдержки; управлять эмоциями.
по возможности взглянуть на ситуацию глазами партнера, встать на его место.
не бояться признать свою неправоту и извиниться.
беречь отношения с партнером.
(Использовать активное и пассивное слушание)
Отзеркаливание направлено на осознание своих чувствии чувств партнера, относящихся к конфликту в межличностных отношениях, и способствует развитию личностной коммуникативной рефлексии.
Надо понять, как собственную позицию, так и позицию другого партнераМы можем понять, что в конфликтной ситуации испытываем одни и те же чувства.
Вина-вина
Гнев- гнев
Раздражение – ость
Мы должны помнить. Нужно использовать чувства для созидательного разрешения конфликта.
(Я хотел бы отказаться от ненужных чувств и приобрести чувства, необходимые для созидательного разрешения конфликта)
Если мы понимаем, что такое конфликт, мы более конструктивно из него выходим, решаем его. Это способствует повышению продуктивности отношений общения и профилактики конфликтов. Мы прорабатываем и раскрываем свой внутренний мир, потенциал для дальнейшего конструктивного общения и развития отношений, преодоления стереотипного мышления о партнере. Видим новые смыслы, раскрываем богатство своего внутреннего мира.
Включается юмор, стимулируются креативные смыслы и новые идеи, облегчающие восприятие тяжелых чувств и самой темы конфликта в жизни человека.
Важно, чтобы мы поняли, что конфликты между людьми – это неотъемлемая часть жизни.
Но их можно правильно прожить и пережить, вместе преодолеть и выйти на новый, более высокий уровень отношений, поддерживая партнерство.
Научиться слушать и слышать –это главное.
Если ваш внутренний диалог направлен на позитив, люди будут к вам тянуться с удовольствием, станут помогать.
Ваше общество будет доставлять радость, главное уберите с пути ЭГО!
В одно окно смотрели двое.
Один увидел дождь и грязь,
Другой листвы зеленой вязь,
Весну и небо голубое.
Список Литературы
Курс практической психологии.Как научиться работать и добиваться успеха. Автор-сост. Р.Р.Кашапов. Е.А.Мартинес.Я плюс Мы. Конфликты в детско-родительских отношениях.
И.Добротворский.Золотые правила ежедневной жизни.