Помоги Солнышку ☼
Автор: Манакова Елена
Игра «Помоги Солнышку»
Манакова Е.А., учитель начальных классов,
Волкова Н.Н., учитель музыки
Игра для современных детей – один из способов приобщения к народным традициям. Одной из сохранившихся традиций является празднование Масленицы.
Мы решили провести Масленицу в своём 2-в классе, но не просто как развлекательное мероприятие, а разобраться в смысле этого древнеславянского праздника и рассмотреть образ Масленицы в произведениях литературы, музыки, изобразительного искусства.
Одна из задач работы над проектом была в создании ситуации выбора для учащихся (совместно с учителем), а именно: выбор команды, оформления, источника информации и «консультанта», объёма материала и его представления.
Состав команд менялся по ходу подготовки проекта: 1-2 человека были основными и могли привлекать ребят из других команд. Источниками информации были, в основном, материалы интернета, литература из школьной библиотеки, учебный материал уроков литературного чтения, музыки, изобразительного искусства, практические наработки с занятий внеурочной деятельности «Проектная деятельность», «Вдумчивый читатель», «Мастерская чудес», «Подвижные игры». Руководители данных курсов внеурочной деятельности, родители, зав. библиотекой, директор школы стали не только «консультантами» в процессе подготовки проекта, но также были приглашены в качестве гостей.
Основная сложность состояла в выборе формы в представлении проекта. Во-первых, мероприятие предполагалось быть внеклассным. Во-вторых, по объёму материала, соответственно и времени – чуть больше, чем урок. В-третьих, чтобы рассмотреть образ Масленицы в произведениях разных видов искусств, наверно, нужна более серьёзная форма. Например, литературно-музыкальная гостиная. Но учитывая возраст ребят, их психолого-педагогические особенности, мы остановились на игровой форме. Игру назвали «Помоги Солнышку».
Содержание игры состояло из нескольких блоков, в каждом из которых рассматривался образ Масленицы: исторический, в котором коротко была представлена история праздника, его проведение по дням недели, символы, обычаи и традиции Масленицы; народное творчество; изобразительное искусство; литература; музыка; современное искусство; танцевально-игровая программа; беседа за чашкой чая.
Начинается игра с весёлой музыки и загадки про солнышко (на доске прикреплено солнышко без лучей). Далее небольшая вступительная беседа, в ходе которой обращаем внимание на эпиграф к нашему мероприятию: «Они хранили в жизни мирной привычки милой старины…» А.С. Пушкин. Условия игры: проследить связь времён в произведениях литературы и искусства на примере праздника Масленицы и отметить лучом Солнышка. Если произведения написаны авторами очень давно, несколько столетий назад – к Солнышку прикрепляем жёлтые лучики. А если произведения написаны современными авторами, то у Солнышка появятся лучики красного цвета.
Яркий образ Масленицы как символ проводов зимы и встречи весны, т.е. символ обновления, встречается у многих наших классиков – и писателей, и композиторов, и художников. Для наших второклассников мы выбрали наиболее красочные и небольшие фрагменты. Литература: А.С. Пушкин – строки из «Евгения Онегина»; А.С. Островский – фрагмент из сказки «Снегурочка», песня берендеев; стихи современной поэтессы И. Мордовиной. Музыка: видеофрагмент из балета «Петрушка» И.Ф. Стравинского; видеофрагмент из мультфильма «Снегурочка» с музыкой Н.А. Римского-Корсакова из оперы «Снегурочка»; авторская песня В. Асмолова на стихи Ю. Индирейкина «Прощёное воскресение». Изобразительное искусство: Б.М. Кустодиев – несколько картин о Масленице, современный художник Ю. Шеров «Прощёное воскресение».
Творчески проявить себя ребята смогли в танцевально-игровой программе. Они не только рассказали пословицы, загадки о Масленице, но и поиграли в старинные и современные игры, пели заклички, танцевали «Кадриль», играли в шумовом оркестре. А те, кто учится в музыкальной школе, сыграли на фортепиано небольшие пьески.
Когда Солнышко засияло множеством лучиков, подвели итог, разгадав кроссворд. В кроссворд были включены вопросы по символике Масленицы, её смыла, идеи; повторили произведения, представленные в игре и их авторов.
В качестве рефлексии было предложено «украсить хвост петуха» – также героя Масленицы, являющегося оберегом для дома, символизирующего богатство, здоровье его хозяев. Команда «оформителей» заранее приготовила аппликацию петуха на листе ватмана. У учащихся была возможность выбора: перо синего цвета – было неинтересно, перо зелёного цвета – не всё понравилось, перо красного цвета – узнал много нового, принимал участие в подготовке проекта и проведении игры, всё понравилось.
Во второй части нашего мероприятия, которую мы назвали «Беседа за чашкой чая», учащиеся, гости поделились своими впечатлениями, «раскрыли секреты» рецептов блинов, собранных кулинарами в «Кулинарную книгу» и, конечно, отметили Масленицу блинами.
При работе над проектом мы опирались на ценностные составляющие: историко-патриотическую, эстетическую, социокультурную, духовно-нравственную. Выявили связь времён и определили главный смысл праздника – стремление делать добро, уметь прощать, ощутить радость самой жизни, т.е. возрождение.
Участниками проекта стали ученики, родители, классный руководитель 2-в класса; учителя музыки, технологии, физкультуры, библиотекарь, директор школы; ученики 6-7-х классов. Кто-то помогал в сборе информации, кто-то в оформлении, в создании «Кулинарной книги». Тепло, по-домашнему прощла «Беседа за чашкой чая». А после праздника появились фотографии и видеоматериалы.