Портфолио как форма оценивания индивидуальных творческих достижений учащихся

Автор: Лиховидова Ирина Александровна

И.А. Лиховидова

МБОУДО Дом детского творчества Боковского района

Ст. Боковская, Ростовская область,

Российская федерация

 

 

Портфолио  как  форма оценивания  индивидуальных  творческих достижений учащихся

 

            Практика показывает, что формы, подходы, методики оценивания и фиксирования личных творческих достижений учащихся  в системе  дополнительного  образования  детей очень разнообразны, их использование зависит от возраста обучающихся и направленности дополнительных образовательных программ, целей и задач педагогической работы.

            Личностные достижения учащихся можно рассматривать как позитивно-значимые изменения качеств личности,  которые возникают  в ходе успешного освоения ребенком избранного вида деятельности. Структура  личностных  достижений учащегося  может быть представлена следующими компонентами: мотивационно-ценностным (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации); когнитивным (знания, рефлексия деятельности); операциональным (умения, навыки); эмоционально-волевым (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия).

Особенностью дополнительного образования является практическая направленность и ориентация не столько на усвоение знаний, сколько на способность его применения на практике. Поэтому и технологии оценивания индивидуальных достижений учащихся должны быть ориентированы на созданный ими самостоятельный продукт, имеющий прикладную ценность. Примерами такого продукта являются различные исследовательские проекты, дизайнерские изделия, модели, макеты и т.п. Это дает возможность реализации в системе дополнительного образования наиболее актуальных современных образовательных тенденций: практическую ориентированность обучения  запросам жизни и социума, предпрофильную  образовательную  траекторию; развитие  навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся.

 На сегодняшний день актуальной становится тема разработки эффективных форм оценивания личностных достижений в предпрофильной подготовке  учащихся. На практике успешно применялись  различные формы оценивания достижений  учащихся: дневники педагогических наблюдений, папки развития, диагностические карты, зачетные и личные  книжки и так далее.

         Оценивание личностных достижений учащихся, складывающихся из совокупности всех его успехов и проявлений, в соответствующей будущему профилю обучения образовательной деятельности,  осуществляется посредством использования альтернативных методов оценивания. Это  исследовательские  проекты, научные эксперименты, устная презентация, дискуссия, творческие работы обучающихся и др. Аутентичное оценивание ориентировано преимущественно на практические результаты деятельности учащихся. Учитывает и стимулирует их инициативу, стремление к самосовершенствованию и личностному росту на основе самооценки своего продвижения к планируемому результату образовательной деятельности. Обеспечивает учащимся возможность видеть эти результаты и получать положительную оценку, признание своих достижений. Поэтому аутентичное оценивание становится одним из важнейших средств и условий реализации предпрофильной подготовки учащихся.

         В настоящее время основной формой  фиксации и оценки личностных достижений  учащихся является  портфолио достижений.  Портфолио – это одна из альтернативных форм оценивания, отвечающих требованиям нового видения оценки обучения как по результатам,  приложенным усилиям, так и по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности.

Несмотря на различные подходы в определении понятия «портфолио», можно констатировать, что данная форма позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимися в разнообразных видах деятельности: учебной, проектной, творческой, социальной, коммуникативной, и является важным элементом практико-ориентированного подхода к предпрофильному обучению.

С точки зрения отслеживания и оценивания прохождения предметных, межпредметных и ориентационных элективных курсов, а также выполнение профессиональных проб по избранным видам деятельности в процессе прохождения предпрофильной подготовки учащихся в системе дополнительного образования детей и ее результатов отслеживания портфолио позволяет решить следующие задачи:

·        выявить индивидуальные способности детей к определенному виду деятельности;

·        оценить уровень возможностей обучающихся и в соответствии с этим скорректировать образовательный процесс;

·        показать обоснованность выбора профиля обучения на старшей ступени среднего образования.

         В зависимости от содержания  образовательной деятельности формируются:

-  портфолио достижений: включает в себя лучшие результаты работы учащегося;

-  рефлексивный портфолио: включает в себя материалы и самооценку достижения целей, особенностей хода и качества работы с различными источниками информации, ощущений, размышлений, впечатлений;

-  проблемно-ориентированный портфолио: включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо проблемы;

-  тематический портфолио: включает материалы, отражающие работу учащегося в рамках той или иной темы.

          Опыт работы по предпрофильной подготовке учащихся позволил внедрить в практику тип комплексного портфолио в виде дневника. Это три типа дневника: дневник достижений, дневник-отчёт и дневник-самооценка.

Дневник достижений направлен на повышение собственной значимости учащегося и отражает его индивидуальные образовательные достижения, выражающиеся в грамотах, дипломах, свидетельствах участника, призёра или победителя различного уровня конкурсов, конференций, олимпиад и др.

Дневник-отчёт даёт представление о динамике учебной, проблемно-исследовательской и творческой активности  учащегося, направленности его интересов и позволяет оценить возможности выбора профиля обучения; содержит информацию о выполнении профессиональных проб; выражается в учебных проектах и творческих работах, результатах исследования, прогнозах и перспективах исследований и проектов и др.

Дневник-оценка раскрывает динамику личностного развития учащегося; включает механизмы оценки и самооценки личностных достижений, рефлексии собственной деятельности; позволяет определить свои возможности и выбрать соответствующий профиль обучения, педагогу грамотно выстроить профориентационную работу; выражается в текстах эссе, заключений, рецензий, отзывов, резюме, рекомендательных письмах, результатах медицинских и психологических обследований.

Внедрение инновационных форм оценивания индивидуальных  творческих достижений учащихся  в учреждении дополнительного образования детей соответствует логике предпрофильной подготовки, служит инструментом оценивания и стимулирования обучаемых, позволяет учащемуся сделать выбор пути дальнейшего образования, соответствующий профессиональному самоопределению.

 

Список использованной литературы:

 

1.     Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения [Текст] /Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика. 1997. - 324 с.

2.     Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать [Текст] / А.С. Белкин. - М.: Просвещение. 1991. - 124 с.

3.     Голуб, Г.Б. Портфолио в системе педагогической диагностики [Текст] / Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова // Школьные технологии. 2005. - №1. - С. 181-195.

4.     Гущина, Т.Н. Педагогическая студия «Технология педагогической оценки в системе мониторинга дополнительного образования детей» [Текст] / Т.Н. Гущина // Дайджест «Внешкольник – Я». - 2013. - С. 120-122.

5.     Ильина, Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждениях дополнительного образования детей (научно-образовательный аспект): В 2-х частях. [Текст] /Т.В. Ильина. - Ярославль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ, 2002. –Часть 1. - с.76.

6.     Каргина, З.А. Об итоговой аттестации воспитанников в детских объединений [Текст] / З.А. Каргина // Внешкольник. 2003. - №4. - С. 24-26.

7.     Оценка без отметки. Сборник [Текст] /составитель О. Варшавер – М.: ЦГЛ., 2005. - 80 с.

8.     Полтавец, Г.А. Научно-методические материалы по анализу практической проблемы оценивания качества в системе дополнительного образования детей: Методическое пособие для руководителей и педагогов учреждений дополнительного образования [Текст] / Г.А. Полтавец, С.К. Никулин. - М.: 1996, - 94 с.

9.     Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов [Текст] / А.В. Хуторской. - М.: ИОСО РАО, 2002. - С. 135-157.

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x