Построение образовтельного процесса на основе совместной деятельности взрослого и детей ☼
Автор: Иевлева Наталья Александровна
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь намного больше, чем их сверстники 15-20 лет тому назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.
С введением федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в детском саду изменились и требования к образовательному процессу. Вместо набора ЗУНов педагоги формируют новые качества ребёнка (физические, личностные, интеллектуальные). Причём их формирование происходит постоянно, во время образовательного процесса, построенного на адекватных возрасту формах работы.
«Занятие», как форма обучения ушло далеко в прошлое. Весь образовательный процесс осуществляется в течение дня, в разные режимные моменты. Но начало непосредственно образовательной деятельности (далее НОД), всё равно предполагает некую организацию детей: переключение внимания детей на предстоящую деятельность, создание интересных ситуаций и эмоционального настроя, установки на предстоящую деятельность. В ходе такой деятельности осуществляется индивидуализация обучения (советы, напоминания, показ и минимальная помощь).
Хочется отметить, что при организации НОД уже нет руководства взрослого, как было при проведении занятия, а только совместная (партнёрская) деятельность взрослого и ребёнка. Педагог в процессе такой работы только создаёт условия для того, чтобы каждый ребёнок достиг определённого результата. Виды деятельности, в которых устанавливаются партнёрские отношения взрослого с детьми различные, например, игровая, продуктивная, двигательная, познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы, трудовая деятельность.
Фундаментальная идея партнёрских взаимоотношений состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от управления к самоуправлению. А это говорит о том, что важно не учить, а направлять учение. Исключить авторитарный стиль в общении с воспитанниками и внедрять в работу демократический стиль общения, основанный на взаимном уважении и равенстве. И чем отчетливее понимает это педагог, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы предоставляет он своим воспитанникам. Воспитатель остается в учебно-воспитательном процессе как бы "за кадром", за пределами свободно осуществляемого воспитанниками, а на самом деле – управляемого педагогом выбора.
Воспитатель должен помнить, что организация партнерских отношений между воспитанником и педагогом – это сложный психолого-педагогический процесс, который рассчитан на продолжительный период времени и в основе которого заложены не только организационные изменения, сколько изменения в сознании не только воспитателя, но и его воспитанников. При организации совместной деятельности на основе партнерских взаимоотношений педагогу необходимо решать много неожиданных проблем в каждой конкретной ситуации.
Во многом это определяется степенью его подготовленности к работе в новых условиях.
Не следует путать НОД с игрой, так как в игре ребёнок в большей степени овладевает способами общения, а НОД должна носить развивающий характер, обеспечивать максимальную активность в процессе познания.
Безусловно, НОД необходимо проводить в системе, обязательно опираться на жизненные ситуации, тогда эта деятельность найдёт своё продолжение и дальше, в течение дня в разные режимные моменты. Педагогам, планируя такую деятельность, необходимо подобрать такой материал, так продумать содержание, чтобы всё предстоящее вызвало у детей удивление и восторг. Конечно, при этом необходимо учитывать возраст детей, приём, который подходит именно для данной возрастной группы.
Увлекаясь интересным процессом, дети сами того не замечая, будут планировать, искать пути решения, доказывать происходящее. Педагог в такие моменты хвалит детей за усердие, желание выполнять эту работу, активизирует положительные эмоции. В ходе НОД педагог видит всю работу детей, чтобы в конце, проанализировать результативность, освоение детьми программных задач, и наметить перспективу дальнейшей деятельности.
В ходе НОД полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс осмысленным, интересным для детей. Перед педагогами так же стоит задача закладывать у детей позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора информации, экспериментировании и применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности. Несомненно, такую возможность даёт и метод проектов или проектное обучение. Данный метод позволяет педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы и даёт возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка.
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а так же вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект.
Чаще всего проектная деятельность начинается с вопросов: « Что я уже знаю об этом?», «Что хочу узнать?», «Что надо для этого сделать?». Затем педагоги и дети намечают план, определяют продукт и вид презентации.
Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты, что не противоречит, а лишь подчеркивает специфику проектной деятельности с дошкольниками. Например: «Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки». В старшем дошкольном возрасте появляется видовое разнообразие проектной деятельности. Например: комплексные: - выставка творческих работ и праздник «Моя родина - Россия», «Дорогая моя столица», «Космонавты живут на земле», «День птиц», «Осенняя пора…», «Книжкина неделя»; творческие: - спектакль для малышей, вернисаж «Красивое своими руками», «Концерт для мам»; практико-ориентированные: - благоустройство группы, оформление и уход за клумбой; индивидуальные: - «Зверьё моё», «Моя семья»; групповые: - «Нам на улице не страшно», «В стране математики», «Мы любим спорт»; исследовательские – «Почему дети болеют?», «Что мы знаем о воде?», «Здоровое питание» и др. Все обучение не должно сводиться в проектную деятельность, какой бы продуктивной она не являлась. Целесообразно со старшими дошкольниками реализовывать в течение года до 5 проектов, среди которых краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
К оценке конечного продукта и к рефлексии промежуточных результатов привлекаются дети. Рефлексия способствует к осознанному выполнению деятельности, развитию таких личностных качеств как ответственность, настойчивость, инициативность и др. Совместный проект обязательно должен быть доведён до конца, должен быть осязаемый продукт проектной деятельности.
Литература:
1. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
3. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.