Автор: Буценко Зинаида Дмитриевна
Разработка урока для обучающихся 3 класса по литературному чтению, УМК "Перспективная начальная школа"
Автор: Буценко Зинаида Дмитриевна
Технологическая карта урока
по литературному чтенияю в 3классе
составила Учитель начальных классов
Мбоу селивановская сош: Буценко З.Д.
по теме: « В. Драгунский «Ровно 25 кило»
март-апрель 2018год
урок литературного чтения 3класс
Учитель: Буценко З.Д.
тема: « В. Драгунский «Ровно 25 кило»
Цели деятельности учителя |
Создать условия для ознакомления с литературными приемами смешного: путаница, преувеличение; способствовать развитию умений анализировать поведение и характеры героев, делить текст на смысловые части, понимать секрет смешного в литературном произведении |
Тип урока |
Постановка и решение учебной задачи |
Планируемые |
Предметные: научится анализировать характер героя-рассказчика; работать с иллюстрациями; находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола (называем преувеличением), звукопись, контраст; фигуры: повтор); получит возможность научиться воспринимать художественную литературу как вид искусства. Метапредметные: регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; познавательные – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; коммуникативные – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Личностные: положительно относиться к учебе, проявлять учебно-познавательный интерес к выполнению трудных заданий |
Методы и формы обучения |
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы совзаимодействия |
Универсальные |
Форма контроля |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I. Организационный момент |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала |
Проверка готовности к уроку. Наличие общей установки на урок. Приветствие обучающихся. Фиксирование отсутствующих. – Проверим готовность к уроку. – Ребята, давайте подарим друг другу наши улыбки и хорошее настроение – улыбнёмся и скажем: «Всем, всем доброе утро!». Желаю всем нам на весь урок отличного настроения и успехов! |
Сообщают о готовности к уроку |
Фронтальная |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзыва ются о школе; правильно иден тифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место |
Устный опрос |
II. Речевая разминка |
Система упражне ний, направлен ных на правиль ное воспроизве дение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затрудне ния у обучающи хся при чтении текста. Речевая разминка в игро вой форме |
– Быстро, четко повторите и отгадайте чистоговорки: • Ша-ша-ша, ша-ша-ша – Точим нос ... (карандаша). • Жа-жа-жа, жа-жа-жа – В нашем торте три ... (коржа). |
Выполняют рече вую заря дку. Отвечают на воп росы учи теля по речевой разминке |
Фронтальная |
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах сво его успеха или неуспеха, связы вая достижения с усилиями, тру долюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую инфор мацию из рассказа учителя; логи ческие – дополняют и расширя ют имеющиеся знания и предста вления о новом изучаемом пред мете; сравнивают и группи- |
Наблюдение. Устные ответы |
|
|
|
|
|
руют предметы, объекты по не скольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установлен ному правилу. |
|
III. Подготовка к восприя тию произ ведения. Сообщение темы урока |
Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока. Определе ние целей урока. Антиципация на звания произведе ния. Определение задач чтения. Со ставление плана работы с произ ведением |
– Откройте раздел «Содержание». Какое произведение изучали на прошлом уроке? – С каким произведением познакомимся сегодня? – Назовите страницу учебника. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто данное произведение ещё не читал. – Как вы думаете, о чём это произведение? |
Обсуждают тему урока. Отвечают на воп росы, фо рмулиру ют цель урока. По назва нию про изведения опреде ляют те матическую напра вленнос ть текста |
Фронтальная |
Познавательные: ориентируются в учебной книге, читают язык условных обозначений; находят нужный текст по страницам раздела «Содержание»; находят в специально выделенных разделах нужную информацию; работают с несколькими источниками информации (текстом и иллюстрацией к тексту). Регулятивные: определяют тему и цели урока; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний |
Устные ответы |
IV. Первичное восприятие текста |
Первичное чте ние текста. Проверка первич ного чтения. Работа с толко вым словарем |
– Понравилось произведение? – Выразите своё мнение о произведении одним словом. – Что вам особенно понравилось в этой истории? – Чему учит это произведение? – От чьего лица ведётся рассказ? – Вы уже встречались с Дениской и Мишкой? Как называется книжка, в которой Дениска – главный герой? (Название книги Виктора Драгунского – «Денискины рассказы».) – Какие рассказы из этой книжки вам запомнились? – Почему Дениска назвал день невезучим? Разве мальчики не попали на праздник? (Весь день показался Дениске невезучим, а настроение у него окончательно испорти- лось после того, как выяснилось, что весит он 24 с половиной килограмма, а для получения приза нужно ровно 25 кило.) |
Определяют зада чи чте ния и со ставляют план чте ния. Осу ществляют самос тоятельное чтени е (слеже ние, слу шание) произведения, де монстрируют эмоциональную реакцию на текст |
Фронтальная. Индивидуальная |
Личностные: осознают свои во зможности в учении; способны адекватно судить о причинах сво его успеха или неуспеха, связы вая достижения с усилиями, тру долюбием. Познавательные: работают с до полнительной литературой; сра внивают и группируют предме ты, объекты по нескольким осно ваниям; находят закономернос ти; осуществляют выбор основа ний и критериев для сравнения, сериации, классификации объек тов. Регулятивные: прогнозируют ре зультаты уровня усвоения изуча емого материала; определяют пл ан выполнения заданий на уро ках, во внеурочной деятельнос ти, в жизненных ситуациях под руководством учителя; произво дят оценку своего задания по сле дующим параметрам: легко выпо лнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют |
Самостоятельное чтение. Устные ответы |
|
|
|
|
|
в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) |
|
V. Мотивация к анализу и перечитыванию текста |
Постановка проб лемной задачи. Перечитывание текста с целью решения пробле мной задачи. Бе седа по содержа нию произведе ния. Решение про блемной задачи |
Создание проблемной ситуации на уроке. Определение путей разрешения ситуации. Перечитывание произведения с использованием технологии критического мышления для обучения чтению и письму (чтение с остановками). Организация диа лога (беседы по прочитанному). Определе ние событийной стороны текста (поступ ки, события, герои). – Сегодня продолжим знакомство с творчеством В. Драгунского. – Прочитайте по цепочке первый отрывок произведения Виктора Драгунского «Ровно 25 кило». – Расскажите, благодаря кому они там оказались. (Дениска и Мишка попали на праздник благодаря тете Дусе, которая работала в клубе уборщицей.) – Разве мальчики опоздали на праздник? Объясните, кто помог им не опоздать. (Именно тетя Дуся помогла мальчикам не опоздать к началу праздника, избавив их от необходимости стоять в очереди в гардеробе.) |
Отвечают на воп росы учи теля с оп орой на текст. Ар гументируют сво ю точку зрения. Проявляют инте рес к выс казываниям това рищей. Отвечают развер нуто, ис пользуя элемен ты перес каза, вы разитель ного чте |
Фронтальная. Индивидуальная |
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха, связывая достижения с усилиями, трудолюбием. Познавательные: умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; подробно пересказывают прочитанное или прослушанное; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроках, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под |
Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Устные ответы |
|
|
– Может быть, в зале не было красиво? Расскажите об этом подробнее. Попробуйте представить все, о чем говорит Дениска: бу мажные ленты и фонарики, зеркальные лам пы, кривые зеркала, яркие костюмы артис тов. – Или затеи, в которых Дениска участвовал, были неинтересными? Расскажите об этих затеях. Расскажите, в чем заключались затеи с яблоком, луком и весами. – Почему же у Дениски испортилось настроение? (Настроение у Дениски начало портиться уже тогда, когда он случайно попал из лука «дяденьке в лопатку», после чего его отругали и выгнали («просто уди вительно, как нам не повезло, и я был очень сердитый, а Мишка, конечно, тоже»).) |
ния. Определяют тему текста. Осуществляют чтение по цепочке |
|
руководством учителя; корректируют выполнение работы в дальнейшем; производят оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) |
|
VI. Синтетическая (обобщающая) работа с текстом |
Обобщающая беседа по тексту (определение смыслового погружения в текст). Выполнение творческих заданий |
Беседа по тексту. Викторина по творчеству В. Драгунского. Задание «Ответь на вопросы». 1. Назовите год рождения Драгунского. (1913 г.) 2. Сколько историй в «Денискиных рассказах»? (45.) 3. Как называется рассказ, который вы читали дома? («Девочка на шаре».) |
Участвуют в кол лективной беседе и дискус сии. Определяют глав ную мысль |
Фронтальная. Индивидуальная |
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха, связывая достижения с усилиями, трудолюбием; выполняют оценку жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. |
Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Развернутые ответы |
|
|
4. Как звали эту девочку? (Танечка Воронцова.) 5. С каким животным выступал клоун? (С петухом.) 6. Кто выступал после перерыва? (Львы.) 7. Как в программе названа девочка (вид искусства)? (Эквилибристка.) 8. С кем Денис второй раз пошёл в цирк? (С папой.) 9. Куда папа звал Дениса после цирка? (В кафе.) 10. Назовите имя, отчество Драгунского. (Виктор Юзефович.) 11. Как называется книга, где главный ге- рой – Дениска? («Денискины рассказы».) 12. Где происходит действие в рассказе «Девочка на шаре»? (В цирке.) 13. Кто выступал первым? (Жонглёр.) 14. Какого цвета было платье у главной героини? (Серебристого.) 15. Как называется перерыв в цирке? (Антракт.) 16. Через какое время Дениска вновь попал в цирк? (Через 2 недели.) 17. В какой город уехала девочка? (Во Владивосток.) 18. Как её называл про себя Денис? (Дюймовочка.) |
произведения под руководством учителя. Выполняют твор ческое за дание под руко водством учителя в парах, группах. Работают с иллюст рацией к произ ведению |
|
Познавательные: свободно ориентируются в корпусе учебных словарей и быстро находят нужную словарную статью; ориентируются в учебной книге, быстро отыскивают выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находят в специально выделенных разделах нужную информацию; работают с несколькими источниками информации (текстом и иллюстрацией к тексту). Регулятивные: самостоятельно подготавливают свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; корректируют деятельность в дальнейшем; производят оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении; подтверждают строчками из текста прозву- |
на вопросы. Работа с ил- люстрацией к произведению |
|
|
Задание «Найди лишнее». Детям выдаются написанные ряды слов, в каждом из которых они должны найти лишнее слово и объяснить, почему именно оно является лишним. 1. Дениска, Валерка, Мишка, Виктор Юзефович. 2. Драгунский, Барто, Паустовский, Крапивин. 3.Танечка, Дениска, Мишка, Валерка. 4. Толстой, Драгунский, Достоевский, Пушкин. 5. Барабанщик, трубач, дирижёр, скрипач |
|
|
чавшую точку зрения; понимают, что разные точки зрения имеют разные основания. Коммуникативные: видят разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяются к одной из них; находят в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения |
|
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия |
Обобщающие вопросы учителя. Выработка критериальной базы для оценки результатов обучения |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и результатов чтения. Подведения итогов урока обучающимися. Беседа по вопросам: – С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто автор? – Что вам понравилось? – Что нового узнали на уроке? – Оцените итоги своей работы на уроке, используя данные критерии оценивания: • Чуть-чуть неясно… • Ещё придётся потрудиться… |
Отвечают на воп росы. Определяют свое эмоциональное состояние на уро ке. Проводят самооц енку, |
Индивидуальная, фронтальная |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; производят оценку результатов работы. |
Оценивание работы обучающихся на уроке |
|
|
• Урок полезен и понятен… • Да, трудно всё-таки учиться… – Кому на уроке было комфортно, кто полу чил удовлетворение от работы, предлагаю поднять карточку с изображением солнышка – Тем ребятам, кто чувствовал себя не сов сем уверенно, кому надо еще немного поуп ражняться, предлагаю поднять карточку с изображением солнышка за облаком. – Что на уроке было самым интересным? Трудным? – Довольны своей работой на уроке? – Удалось ли достигнуть поставленной цели? |
рефлексию |
|
Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
|
|
Рекомендации к выполнению домашнего задания |
Организация домашнего задания в соотве тствии с результатами данного урока, це лей следующего урока. Домашнее задание: 1. Подготовить выразительное чтение произведения. 2. Подготовить творческий пересказ от лица Дениски |
Записывают домаш нее зада ние |
Фрон таль ная |
|
Наблюдение |