Повышение учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи. ☼
Автор: Волынец Александра Владимировна
Повышение учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
Сегодняшнее информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).К сожалению, на сегодняшний день можно говорить пока ещё о недостаточном уровне сформированности ключевых компетентностей у учащихся наших школ и в частности, у учащихся с различными нарушениями речи.Симптоматика нарушений речи у младших школьников носит полиморфный характер. Уже у первоклассников, как правило, отмечается недостаточная психологическая готовность к школьному обучению. Она проявляется в особенностях их личностного и интеллектуального развития. Для таких детей характерна недостаточная мотивация учебно-практической деятельности. Поэтому в логопедической работе является актуальным не только оказание специальной помощи детям (коррекционные и развивающе – коррекционные занятия), но и развитие умения самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляют освоение надпредметных умений и навыков. П. Я. Гальперин считал, что «первое - и главное - в учении - это возбуждение познавательной деятельности, всё большее укрепление и развитие познавательного интереса » . Высокая познавательная мотивация может восполнять недостаток специальных способностей или недостаточный запас знаний, умений и навыков, играя роль компенсаторного фактора . Логопед, способствуя освоению надпредметных умений и навыков, может выполнить одну из задач коррекционно - развивающего обучения – стимулировать познавательную мотивацию учащихся с различными нарушениями речи. Для этого необходимо вводить в коррекционно - развивающий процесс новые формы и виды деятельности учащихся, способствующие преодолению гиперболизации обучения. Так, использование в ходе логопедических занятий элементов сказки, песочной терапии, музыкотерапии, относящихся к стимулирующим приемам здоровьесбережения, способствует на фоне комплексной логопедической помощи, освоению надпредметных умений и навыков, оптимизирует процесс коррекции речи детей-логопатов, стимулирует познавательную мотивацию учащихся и не требует особых усилий. При использовании стимулирующих приёмов здоровьесбережения, в освоении универсальных учебных действий, нам хотелось воплотить в жизнь один из принципов гуманистической педагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (М.Монтень).
1.Сказка как средство социализации и развития личности. Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать. К. Д. Ушинский считал, что «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Роль сказки в освоении надпредметных умений и навыков, определяется нацеленностью сказки на формирование важнейших общеучебных умений, в основе которых задействованы все виды речемыслительной деятельности: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками, использование языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения); интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация); информационные ( умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом); организационные( умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
2.Использование элементов логоритмики и музицирования в формировании надпредметных умений и навыков.Благодаря введению музыкальных упражнений в структуру коррекционного занятия, возросла коммуникативная направленность обучения сопровождаемая максимальной концентрацией внимания школьников. Музыкальное сопровождение оказывает благоприятное воздействие на нервную систему детей, способствует устранению речевого дефекта.. Результатом введения элементов музицирования и логоритмики в коррекционную работу, является системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на и коррекцию отклонений в речевом развитии, и формирование универсальных учебных действий.
3.«Педагогическая »песочница. Коррекционно-развивающие игры в песке. Хотя песочной терапией обычно занимаются психотерапевты и психологи, но, как отмечает Н. А. Сакович, «…ее модификации могут быть очень эффективными в работе учителей начальной, средней и старшей школы, дефектологов, социальных работников и волонтеров…».Технология работы с песком многофункциональна, Она позволяют одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии. Ребёнок же решает задачи самоосознавания, самовыражения, самоактуализации, снятия напряжения и др. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. В песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта»; более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика; песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми; способствует освоению ребёнком надпредметных умений и навыков. Проводимая коррекционно - развивающая работа показывает, что здоровьесберегающие технологии благотворно влияют как на речевое, так и на физическое и психическое здоровье в целом. У обучающихся значительно возрос интерес к логопедическим занятиям, они чувствуют себя более успешными, исчезло чувство неполноценности, сформировалась уверенность в умении реализовывать намеченные цели, развился самоконтроль, повысилась мотивация. Занятия проходят в режиме диалога и раскрепощенного коллективного сотрудничества. Такое построение занятия способствует спонтанному развитию связной речи ,позволяет добиваться устойчивого внимания детей и поддержания их интереса к материалу на протяжении всего занятия, а значит, помогает самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться и достигать максимально возможных успехов.