Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Повышение педагогического качества задач по физике ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Шепелина Светлана Леонидовна

Повышение педагогического качества задач по физике

  Авторская разработка

Как известно, реализация образовательных, воспитательных  и развивающих возможностей обучения во многом зависит от решения задач. Поэтому возникает проблема целенаправленного подбора и постановки учебных задач по физике: в учебном процессе следует использовать задачи только с высоким педаго­гическим качеством. Как определить такие за­дачи? Исходным «моментом" является выясне­ние целей применения задач в преподавании физики. Они весьма многообразны. Невозмож­но ориентироваться при подборе задач на достижение всех целей. Практически необходи­мо выделить главные. К ним можно отнести три:

  1) формирование у школьников структур­ных элементов знаний; 2) развитие у них ло­гического и творческого мышления; 3) подго­товка учащихся к решению производственно- технических и народнохозяйственных проблем в дальнейшей трудовой деятельности.

Основными функциями учебных задач це­лесообразно считать следующие:

-обучающие (они обеспечивают овладение школьниками структурными элементами зна­ний; выявление физической сущности явлений, связей физических величия, конструкций при­боров и установок; формирование умений и навыков выполнения экспериментальной, гра­фической, аналитической работы, работы с таблицами, справочниками; подготовку к тру­ду в сфере производства);

-воспитывающие (они обеспечивает форми­рование у школьников диалектико-материалистического мировоззрения, высоких нравствен­ных качеств)

-развитие познавательных интере­сов, сознательности и чувства долга; создание широкого кругозора в политехнических, крае­ведческих, профориентационных вопросах).;

-развивающие (они обеспечивают формиро­вание научно-теоретического, логического и творческого мышления; овладение приемами и формами мыслительной деятельности, логи­ческими и умственными операциями; осозна­ние необходимости логичности и доказатель­ности в суждениях; развитие смекалки, изо­бретательности).

Ведущими функциями физических задач школьного курса являются обучающие. С ори­ентировкой на них в основном и составляются сборники задач. Однако в процессе работы с учащимися учителя всегда стремятся най­ти и находят возможности реализации воспи­тывающих и развивающих функций задач.

Подбирая задачи для решения с учащими­ся, важно правильно проанализировать каж­дую из них с точки зрения того вклада, ко­торый вносит ее решение в достижение обра­зовательных, воспитательных и развивающих целей урока, и использовать систему только таких задач, которые дают в этом отношении максимальный эффект, т. е. обладают хоро­шим педагогическим качеством. Поскольку каждая задача может выполнять разные функции, выделим наиболее характерные свойства физических задач.

Изучение мнения большого числа методи­стов, учителей и личный опыт  позво­ляют считать наиболее полной и важной сово­купность следующих свойств учебных задач по физике:

1.    Применимость задачи в одной из учеб­ных ситуаций, т. е. насколько условие задачи по трудности, сложности, смыслу и целевому назначению доступно учащимся с учетом их возраста и подготовленности; насколько удач­но условие и требование задачи вписывается в логику и структуру урока, в систему задач по изучаемой теме; насколько форма  постановки задачи удобна для решения ее в клас­се на определенном этапе или для домашнего задания.

2.    Поэлементный охват знаний. Это свой­ство определяется тем, какие структурные элементы знаний (факты, понятия, законы, теории, методы исследования), явления, вели­чины, физические основы устройств, приборов, их признаки (существенные или особенные) в каких взаимосвязях (типичных или уникальных) актуализируются в задаче.

3.        Пооперационный охват практических умений и навыков отражает, какие экспериментальные, графические, аналитические умения (работать с таблицами и справочниками, обращаться с физическими приборами и  установками, выполнять операции с измерительными  инструментами и единицами физических величин) используются в решении задачи перспективой выхода в сферу трудовой деятельностью после окончания учащимися школы

4.    Пооперационный охват приемов умственной деятельности предусматривает, какие формы мышления и умственные операции наиболее  удачно и наглядно актуализируются в решении задачи (анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, обобщение и систематизация, противопоставление, сравнение и аналогия, индукция и дедукция); каковы возможности целенаправленного обучения школьников  приемам пользования какой-либо этих операций при решении задачи.

5.      Проблемный, исследовательский, творческий характер задачи. Это свойство определяется , на каком уровне актуализируются знания(фактическом, операционном, аналитико-теоретическом, творческом); насколько условие задачи удобно для переформулирования ее различными уровнями проблемности, приемлемыми учащимися в данной ситуации; какова существенная значимость разрешаемого или  исследуемого в задаче вопроса для учащихся в настоящее время или в период их будущей трудовой деятельности.

6.    Особенности анализа и решения т, е. какие способы решения допускает задача, сколько решений она имеет (или не имеет),  возможность- экспериментальной проверки : каков характер данных (задачи с избыточными или недостающими данными, задачи с развивающимся условием); какова структурная модель задачи (задача на конструирование, на доказательство и т, д.).

7.     Политехнический, краеведческий, профориентационный характер задачи определяет , насколько удачно условие и решение задач отражает использование физических знаний в  различных отраслях народного хозяйства; на сколько условие задачи удобно для изменения сюжета с включением элементов политехнизма , краеведения, профориентации; насколько понятно и близко учащимся условие задачи по характеру отражения в нем успехов местного производства, достижений науки и техники  в стране.

8.      Реализация межпредметных связей характеризует, какие структурные элементы  знаний по другим учебным дисциплинам актуализируются в условии и решении задачи; насколько удачно она способствует комплексному изучению определенного явления на уровне   знаний по двум, трем и более, учебным предметам; какой вклад в успех обучения  другим предметам дает ее решение.

9.      Занимательность задачи отражает, какие интересные факты из истории физики, природы, производства и быта, из жизненной практики учащихся содержит условие задачи ;насколько интересен сюжет и форма постановки задачи и практическая значимость результата  ее решения; каково влияние задачи на активность учащихся и возникновение у них положительных эмоций.

10. Реализация индивидуально-дифференци­рованного подхода в решении задачи харак­теризует, насколько форма постановки задачи позволяет каждому школьнику, в меру своих способностей и подготовленности ,определить для себя посильную часть работы и выпол­нить ее; в какой степени форма постановки задачи и способы ее решения стимулируют самостоятельную деятельность каждого уча­щегося.

 

  Перечисленные свойства учебных задач по физике отражают все их функции и могут служить ориентировочной основой при оценке физической задачи в соответствующей учеб­ной ситуации. Методика комплексной оценки содержания задачи с точки зрения воплоще­ния в ее условии какой-либо совокупности указанных выше свойств облегчает учителю работу при анализе и подборе задач и способ­ствует более быстрому накоплению опыта в составлении задач, обладающих высоким педагогическим качеством.

Пожалуйста, подождите.
x
×