Повышение педагогического качества задач по физике ☼
Автор: Шепелина Светлана Леонидовна
Повышение педагогического качества задач по физике
Авторская разработка
Как известно, реализация образовательных, воспитательных и развивающих возможностей обучения во многом зависит от решения задач. Поэтому возникает проблема целенаправленного подбора и постановки учебных задач по физике: в учебном процессе следует использовать задачи только с высоким педагогическим качеством. Как определить такие задачи? Исходным «моментом" является выяснение целей применения задач в преподавании физики. Они весьма многообразны. Невозможно ориентироваться при подборе задач на достижение всех целей. Практически необходимо выделить главные. К ним можно отнести три:
1) формирование у школьников структурных элементов знаний; 2) развитие у них логического и творческого мышления; 3) подготовка учащихся к решению производственно- технических и народнохозяйственных проблем в дальнейшей трудовой деятельности.
Основными функциями учебных задач целесообразно считать следующие:
-обучающие (они обеспечивают овладение школьниками структурными элементами знаний; выявление физической сущности явлений, связей физических величия, конструкций приборов и установок; формирование умений и навыков выполнения экспериментальной, графической, аналитической работы, работы с таблицами, справочниками; подготовку к труду в сфере производства);
-воспитывающие (они обеспечивает формирование у школьников диалектико-материалистического мировоззрения, высоких нравственных качеств)
-развитие познавательных интересов, сознательности и чувства долга; создание широкого кругозора в политехнических, краеведческих, профориентационных вопросах).;
-развивающие (они обеспечивают формирование научно-теоретического, логического и творческого мышления; овладение приемами и формами мыслительной деятельности, логическими и умственными операциями; осознание необходимости логичности и доказательности в суждениях; развитие смекалки, изобретательности).
Ведущими функциями физических задач школьного курса являются обучающие. С ориентировкой на них в основном и составляются сборники задач. Однако в процессе работы с учащимися учителя всегда стремятся найти и находят возможности реализации воспитывающих и развивающих функций задач.
Подбирая задачи для решения с учащимися, важно правильно проанализировать каждую из них с точки зрения того вклада, который вносит ее решение в достижение образовательных, воспитательных и развивающих целей урока, и использовать систему только таких задач, которые дают в этом отношении максимальный эффект, т. е. обладают хорошим педагогическим качеством. Поскольку каждая задача может выполнять разные функции, выделим наиболее характерные свойства физических задач.
Изучение мнения большого числа методистов, учителей и личный опыт позволяют считать наиболее полной и важной совокупность следующих свойств учебных задач по физике:
1. Применимость задачи в одной из учебных ситуаций, т. е. насколько условие задачи по трудности, сложности, смыслу и целевому назначению доступно учащимся с учетом их возраста и подготовленности; насколько удачно условие и требование задачи вписывается в логику и структуру урока, в систему задач по изучаемой теме; насколько форма постановки задачи удобна для решения ее в классе на определенном этапе или для домашнего задания.
2. Поэлементный охват знаний. Это свойство определяется тем, какие структурные элементы знаний (факты, понятия, законы, теории, методы исследования), явления, величины, физические основы устройств, приборов, их признаки (существенные или особенные) в каких взаимосвязях (типичных или уникальных) актуализируются в задаче.
3. Пооперационный охват практических умений и навыков отражает, какие экспериментальные, графические, аналитические умения (работать с таблицами и справочниками, обращаться с физическими приборами и установками, выполнять операции с измерительными инструментами и единицами физических величин) используются в решении задачи перспективой выхода в сферу трудовой деятельностью после окончания учащимися школы
4. Пооперационный охват приемов умственной деятельности предусматривает, какие формы мышления и умственные операции наиболее удачно и наглядно актуализируются в решении задачи (анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, обобщение и систематизация, противопоставление, сравнение и аналогия, индукция и дедукция); каковы возможности целенаправленного обучения школьников приемам пользования какой-либо этих операций при решении задачи.
5. Проблемный, исследовательский, творческий характер задачи. Это свойство определяется , на каком уровне актуализируются знания(фактическом, операционном, аналитико-теоретическом, творческом); насколько условие задачи удобно для переформулирования ее различными уровнями проблемности, приемлемыми учащимися в данной ситуации; какова существенная значимость разрешаемого или исследуемого в задаче вопроса для учащихся в настоящее время или в период их будущей трудовой деятельности.
6. Особенности анализа и решения т, е. какие способы решения допускает задача, сколько решений она имеет (или не имеет), возможность- экспериментальной проверки : каков характер данных (задачи с избыточными или недостающими данными, задачи с развивающимся условием); какова структурная модель задачи (задача на конструирование, на доказательство и т, д.).
7. Политехнический, краеведческий, профориентационный характер задачи определяет , насколько удачно условие и решение задач отражает использование физических знаний в различных отраслях народного хозяйства; на сколько условие задачи удобно для изменения сюжета с включением элементов политехнизма , краеведения, профориентации; насколько понятно и близко учащимся условие задачи по характеру отражения в нем успехов местного производства, достижений науки и техники в стране.
8. Реализация межпредметных связей характеризует, какие структурные элементы знаний по другим учебным дисциплинам актуализируются в условии и решении задачи; насколько удачно она способствует комплексному изучению определенного явления на уровне знаний по двум, трем и более, учебным предметам; какой вклад в успех обучения другим предметам дает ее решение.
9. Занимательность задачи отражает, какие интересные факты из истории физики, природы, производства и быта, из жизненной практики учащихся содержит условие задачи ;насколько интересен сюжет и форма постановки задачи и практическая значимость результата ее решения; каково влияние задачи на активность учащихся и возникновение у них положительных эмоций.
10. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в решении задачи характеризует, насколько форма постановки задачи позволяет каждому школьнику, в меру своих способностей и подготовленности ,определить для себя посильную часть работы и выполнить ее; в какой степени форма постановки задачи и способы ее решения стимулируют самостоятельную деятельность каждого учащегося.
Перечисленные свойства учебных задач по физике отражают все их функции и могут служить ориентировочной основой при оценке физической задачи в соответствующей учебной ситуации. Методика комплексной оценки содержания задачи с точки зрения воплощения в ее условии какой-либо совокупности указанных выше свойств облегчает учителю работу при анализе и подборе задач и способствует более быстрому накоплению опыта в составлении задач, обладающих высоким педагогическим качеством.