Повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах всестороннего развития | Серховец Светлана Николаевна. Работа №359690
Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема повышения профессиональной компетенции педагогов дошкольного образования в вопросах всестороннего развития детей через проектную деятельность. Анализируются принципы проектного метода, его значение в образовательном процессе дошкольников, а также практические аспекты организации работы с детьми в соответствии с Федеральными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО).
Ключевые слова: профессиональная компетенция, педагог дошкольного образования, проектная деятельность, всестороннее развитие дошкольников, ФГОС ДО, ФОП ДО, инновационные методы, взаимодействие педагогов.
ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ В ВОПРОСАХ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ФОП ДО И ФГОС ДО
Серховец Светлана Николаевна, старший воспитатель
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Луганской Народной Республики "Ровеньковский ясли-сад комбинированного вида "Ладушки"
Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема повышения профессиональной компетенции педагогов дошкольного образования в вопросах всестороннего развития детей через проектную деятельность. Анализируются принципы проектного метода, его значение в образовательном процессе дошкольников, а также практические аспекты организации работы с детьми в соответствии с Федеральными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО).
Ключевые слова: профессиональная компетенция, педагог дошкольного образования, проектная деятельность, всестороннее развитие дошкольников, ФГОС ДО, ФОП ДО, инновационные методы, взаимодействие педагогов.
Современное дошкольное образование требует от педагогов постоянного профессионального развития, поиска новых подходов к воспитанию и обучению детей. Внедрение проектной деятельности становится эффективным способом формирования у дошкольников познавательной активности, творческого мышления и коммуникативных навыков.
Согласно ФГОС ДО и ФОП ДО, приоритетными задачами дошкольного образования являются развитие у детей способности к саморазвитию, социализации, инициативности и самостоятельности. В связи с этим важным направлением работы старшего воспитателя становится организация методической поддержки педагогов, направленной на повышение их компетентности в вопросах реализации проектной деятельности.
Роль проектной деятельности в всестороннем развитии дошкольников
Проектная деятельность в детском саду является эффективным способом реализации принципов деятельностного подхода, что соответствует требованиям ФГОС ДО. Она позволяет педагогу интегрировать различные образовательные области, создавать условия для активного участия детей в исследовательской и творческой деятельности.
Проектная деятельность способствует развитию у дошкольников:
познавательных способностей (через исследование окружающего мира);
речевого развития (через рассказывание, обсуждения, презентации);
креативности (через художественное и конструктивное творчество);
коммуникативных навыков (через групповую работу и коллективные обсуждения);
эмоционально-волевой сферы (через умение доводить начатое дело до конца).
Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах проектной деятельности
1. Методическая поддержка и обучение педагогов
Одной из ключевых задач старшего воспитателя является организация методической работы по формированию у педагогов умений и навыков планирования и реализации проектной деятельности. Для этого используются следующие формы работы:
педагогические советы с обсуждением современных подходов к проектной деятельности;
мастер-классы и тренинги, направленные на развитие практических навыков педагогов;
консультации по вопросам планирования и организации проектной деятельности в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО;
открытые показы занятий, позволяющие педагогам наблюдать эффективные методики работы.
2. Основные этапы проектной деятельности
Для успешного внедрения проектного метода педагоги должны владеть алгоритмом организации проектов, который включает:
Выбор темы проекта (учёт интересов детей, сезонных и календарных событий, актуальных вопросов воспитания).
Постановку целей и задач (развитие определённых компетенций у дошкольников).
Планирование этапов работы (определение содержания проекта, распределение ролей).
Реализацию проекта (вовлечение детей, родителей, взаимодействие с социумом).
Презентацию результатов (выставки, праздники, творческие выступления).
Рефлексию (анализ успешности проекта, выявление достижений детей и педагогов).
3. Примеры успешных проектов в детском саду
«Моя семья» (социально-коммуникативное развитие, знакомство с традициями семьи).
«Времена года» (экологическое воспитание, познание природы).
«Мир профессий» (развитие познавательных интересов, профориентация).
«Волшебная азбука» (развитие речевых навыков, знакомство с буквами).
«Здоровье – наше богатство» (формирование основ ЗОЖ).
Роль старшего воспитателя в развитии проектной деятельности
Для эффективной реализации проектного метода в ДОУ старший воспитатель должен:
организовывать методическую поддержку педагогов;
координировать работу воспитателей по внедрению проектов в образовательный процесс;
содействовать вовлечению родителей в проектную деятельность;
проводить анализ эффективности проектного метода и внедрять инновационные подходы;
создавать условия для обмена опытом между педагогами.
Внедрение проектной деятельности в образовательный процесс дошкольников позволяет создать условия для их всестороннего развития, способствует повышению интереса к познанию и формированию важных компетенций. Для успешной реализации данной методики необходимо обеспечить высокий уровень профессиональной компетентности педагогов, что требует от старшего воспитателя постоянной методической работы, внедрения современных технологий и поддержки коллег.
Проектный метод является не только эффективной педагогической технологией, но и важным инструментом для реализации требований ФОП ДО и ФГОС ДО, обеспечивая комплексное развитие ребёнка и создавая фундамент для его успешной социализации и обучения в дальнейшем.
Список литературы
Карпова Светлана Ивановна, Савенкова Татьяна Дмитриевна СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. №3 (95).
Красношлык
З. П. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2016. №5.
Линёва
Анастасия Игоревна Проектная деятельность как средство формирования интегративных качеств дошкольников // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5.
Плотникова Валерия Андреевна,
Веракса
Александр Николаевич,
Веракса
Николай Евгеньевич Психологическое развитие дошкольников в проектной деятельности: обзор эмпирических исследований // ИТС. 2023. №4 (113).