Статья Повышение вычислительной культуры учащихся 5-6 классов . Автор: Потапейко Елена Галимзяновна

Автор: Потапейко Елена Галимзяновна
Потапейко Елена Галимзяновна

учитель математики

МБОУ Гимназия №25 г. Иркутска

 

Повышение вычислительной культуры учащихся 5 – 6 классов.Математике должно учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни

(Л. Карно)

Вычислять быстро, подчас на ходу – требование времени. Числа окружают нас повсюду. Выполнение арифметических действий над ними приводит к результату, на основании которого мы принимаем то или иное решение. Повышение вычислительной культуры способствует развитию основных психических функций учащихся, развитию речи, внимания, памяти, помогает школьникам усваивать предметы физико-математического цикла. Поэтому в современных условиях вычислительные навыки по-прежнему остаются актуальными.


Автор: Потапейко Елена Галимзяновна

Потапейко Елена Галимзяновна

учитель математики

МБОУ Гимназия №25 г. Иркутска

 

Повышение вычислительной культуры учащихся 5 – 6 классов.

Математике должно учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни

(Л. Карно)

Вычислять быстро, подчас на ходу – требование времени. Числа окружают нас повсюду. Выполнение арифметических действий над ними приводит к результату, на основании которого мы принимаем то или иное решение. Повышение вычислительной культуры способствует развитию основных психических функций учащихся, развитию речи, внимания, памяти, помогает школьникам усваивать предметы физико-математического цикла. Поэтому в современных условиях вычислительные навыки по-прежнему остаются актуальными.

Ни один пример, ни одну задачу по математике, физике или химии и другим предметам нельзя решить, не обладая навыками элементарных способов вычисления. У учащихся с прочными вычислительными навыками возникает меньше проблем с изучением математики и других точных наук.

Учащиеся 5 – 6 классов должны уметь производить арифметические действия не только письменно, но и в уме. Первоочередное внимание на данной ступени обучения уделяется вычислительной подготовке. Отработка вычислений в пределах сложности примеров на сложение и вычитании, умножение, деления нацело двухзначного числа на однозначное проводится в начальной школе и продолжается в 5 и 6 классах.

В области вычислительной деятельности возрастающее значение приобретает техники устного счёта. Нельзя представит ученика, не имеющего прочных вычислительных навыков, успешно овладевающего общеобразовательной подготовкой. К вычислениям в уме обращаются при выполнении алгебраических преобразований, при решении уравнений и их систем, в расчётах по формулам и других ситуациях, связанных с вычислением.

Учащиеся, хорошо владеющие вычислительными навыками, не отвлекаются на их письменное воспроизведение, что способствует сосредоточению внимания на овладении изучаемыми вопросами. Задания, в которых вычисления могут быть выполнены устно, привлекаются для иллюстрации математических утверждений и важны для организации закрепления и повторения изучаемого. То есть вычисления в уме присутствуют в работе, направленной на овладение программным материалом. Поэтому формирование достаточно устойчивых вычислительных навыков должно находиться в центре внимания учителя.

При планировании обязательных результатов обучения, касающихся умений выполнять арифметические действия над целыми и дробными числами, положительными и отрицательными числами, следует иметь виду уровень сложности вычислений, выполняемых в уме, а также письменных вычислений, которые ученики должны научиться выполнять на данной ступени обучения. Чтобы ученик быстро считал и выполнял простейшие алгебраические преобразования, необходимо время для их отработки.

На уроках учащимся предлагаются задания для устного счёта, записанные на доске или карточках. Также эффективно применение дидактических игр: «Быстрый счётчик», «Дикобраз», «Числовая мельница» и другие.

Для отработки вычислительных навыков можно предложить карточки с примерами. На первых уроках в 5 классе предлагалась карточка №1. В этой карточке по горизонтали располагаются однотипные примеры на одно и то же правило, а по вертикали – примеры на разные правила. Сначала учащиеся решают задания, расположенные по горизонтали, а потом - по вертикали. Если какие-то примеры вызывали затруднения, то вычисления этих примеров проводилось с подробным объяснением. Решая задания этой карточки, ребята повторяют все основные правила и алгоритмы устного счёта. Через несколько уроков называются только ответы. Стараясь не отстать от одноклассников, каждый из учащихся сосредотачивает внимание на задании, развивает смекалку и вычислительную сноровку. Следующий этап работы с картой - счёт на время. Если после первой недели работы ученики считали около 30 примеров в минуту, то к концу первой четверти считали 70 примеров и более.

карточка №1.

На уроках химии и физики учащимся часто приходится умножать и делить на 10, на 100, на 1000…на 0,1, на 0,01, на 0, 001 и т.д. поэтому была составлена следующая карточка №2. Решение примеров по этой карте позволяет отработать правила умножения и деления десятичных дробей.

карточка №2

Карточка №3 позволяет отработать умения и навыки выполнения арифметических действий с целыми числами. Если на первых уроках допускалось много ошибок при выполнении примеров с 6, 8 и 10 строк, то в результате отработки правила вычитания целых чисел количество ошибок стало минимальным. Некоторые учащиеся решали карточки дома и с помощью родителей проверяли правильность вычислений.

карточка №3