Статья ПОВЫШЕНИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА. Автор: Бурёхина Виктория Белековна

Автор: Бурёхина Виктория Белековна
Постоянная работа над собой, углубление знаний, анализ приобретенного опыта, восприятие позитивного опыта других, изучение чего то нового, что выработано педагогической наукой-важнейшие обязанности педагога, успешная работа над собой происходит прежде всего тогда, когда педагог занимается самообразованием


Автор: Бурёхина Виктория Белековна

ПОВЫШЕНИЕ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА

В.Б.Бурёхина

воспитатель

МДОУ «Краснояружский детский

сад общеразвивающего вида»

 

Человека нельзя ничему научить,

Можно лишь помочь ему,

обнаружить что-то внутри себя

( Г. Галилей)

Педагоги должны стремиться к переменам и порождать их, принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность; чтобы повышая свой профессиональный уровень повысить обучение- это процесс, продолжающегося всю жизнь. Постоянно познавая новое, педагог учит тому же детей.

В целом взрослые, как и дети, активно познают неизвестные, каким бы не был их индивидуальный стиль познания. Обучение педагогов более эффективно в том случае, когда:

-оно отвечает их текущим нуждам и глубоко мотивированно;

-связанно с их прошлым и настоящим опытом;

-участники активно вовлечены в процесс обучения и сами им управляют;

-создана атмосфера взаимного уважения;

-есть возможность сразу принимать полученные знания в реальной жизни и добиться успеха.

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его особенность к самообразованию. В настоящее время доступ к информации, умение работать с ней является ключевым в самообразовании педагогов. Самообразовательный процесс должен быть построен грамотно. Целенаправленная работа педагогов по расширению и углублению своих знаний, приобретений новых профессиональных знаний - это все и есть самообразование.

Чтобы спланировать весь процесс самообразования нужно выделить основные принципы:

Принцип сознательности усвоения научных идей и практического педагогического опыта.

Принцип системного подхода в самообразовании

Принцип последовательности и непрерывности в самообразовании.

Принцип связи самообразования с практической деятельностью.

Чтобы вырасти профессионально педагогам должен помогать сам коллектив, администрация учреждения. У педагогов должна с формулироваться устойчивая потребность в самообразовании, побуждать их к изучению новой информации и опыта, самостоятельно приобретать знания, приучать к самоанализу и самооценке.

Поэтому используют самые разнообразные формы организации самообразования

Специальная образовательная подготовка

Повышение квалификации

Индивидуальная самообразовательная работа с помощью:

-средств массовой информации

-исследований и экспериментов

-общение с интересными людьми

-обобщение опыта и практической деятельности.

Существуют основные направления в системе самообразования педагогов;

-знакомство с новыми информативными документами

-изучение научно-методической литературы

-повышение общекультурного уровня

Большую роль в повышении самообразования педагогов играет администрация учреждения.

Обмен опытов на педсоветах

Оказание помощи педагогам в обобщении своего опыта

Разработки, рекомендации с

целью повышения педагогической эффективности

Изучение и обсуждение трудных разделов, разработка новых технологий

Индивидуальные беседы об основных

направлениях

Пополнение фонда учреждения новой литературой.

Организация самообразования педагогов состоит из этапов

Самообразование

Планирование

Теория

Практика

Самоконтроль

На 1 этапе происходит осознание педагогов необходимости в знаниях.

На 2 этапе педагоги вырабатывают тему по самообразованию. Ставит задачи и цели и устанавливает сроки.

На 3 этапе происходит осмысление анализа и общения накопленных педагогом фактов( рефераты, опыты)

На 4 этапе осуществляется практическая работа по теме самообразования.

На 5 этапе педагоги обобщают свой опыт, оформляют результаты.

Описывают проведенную работу; делают общие выводы и выдвигают перспективы в работе. Анализ и самооценку педагогической деятельности, процесс разработки индивидуальной программы, ее реализации, мониторинга результативности осуществляет администрация учреждения.

Большую помощь в профессиональном образовании оказывает методист. Методист предложила в своей работе использовать интерактивные методы, простейших тренингов и семинаров. Интерактивное обучение происходит в процессе общения, участники тренингов в оценочных анкетах отмечают, что активные методы обучения дают им возможность самим принимать решения и осуществлять выбор, общаться друг с другом и чувствовать себя комфортно. На семинарах используют упражнения для снятия напряжения и усталости, которые способствуют созданию теплой и дружеской атмосферы в группе и сплочению участников. Используем на наших семинарах, такой метод как « Мозговой штурм». Этот метод дает педагогам возможность быть активными и генерировать множество идей и предложений за короткий промежуток времени.

Чтобы не упустить интересных идей, важно записывать все возникающие предложения, не оценивая их поскольку критика препятствует процессу мышления. Создается обстановка, способствующая непринужденному обмену мнениями и творческому сотрудничеству участников. На обучающих семинарах часто используем упражнения « Найди свое место». Эти занятия побуждают участников активно двигаться, обмениваться своими идеями и опытом и решат проблемы, существующие в учреждении. Еще используем такой метод как « Решение трудных вопросов», эта активная творческая деятельность имеет прекрасный эффект, поскольку педагоги работают в малых группах, а затем делятся с другими участниками возможными вариантами сложных решений….. Отвечая на вопрос; « Как вы можете помочь педагогам? Чему они научились на тренингах?» участники предложили интересные идеи.

Постоянная работа над собой, углубление знаний, анализ приобретенного опыта, восприятие позитивного опыта других, изучение чего то нового, что выработано педагогической наукой-важнейшие обязанности педагога, успешная работа над собой происходит прежде всего тогда, когда педагог занимается самообразование. Благодаря курсам переподготовки, на которых проверяется правильность и позитивность накопленных знаний и опыта, которые дают возможность с новых позиций, отражающих потребности времени, переосмыслить свое педагогическое мастерство.

 

Литература:

1. Электронный педагогический словарь, http://dictionary.fio.ru/

2. Николенко Л.В. “Самообразование учителя” http://www.edunet.uz/

3.

Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994.

Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС, 1999.

Эверт Н.А. Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников образования. – Красноярск, 2004.

 Педагогика личности: от концепций до технологий: Учебно-практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов, магистрантов и

аспирантов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001. – 160 с.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x