Познавательно-исследовательская деятельность с элементами экспериментирования «Соль – знакомая и незнакомая» | Иванова Надежда Викторовна. Работа №274548
Автор: Иванова Надежда Викторовна
Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности
с элементами экспериментирования «Соль – знакомая и незнакомая».Цель: Изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Задачи:
Образовательные :
расширять знания детей о свойствах и видах соли;
дать детям представление о том, как добывают соль;
рассказать о значении соли в жизни человека;
Развивающие :
развитие наблюдательности, интереса к познанию природы, к открытию ее тайн;
развитие умений исследовать предмет с помощью разных органов,
называть его свойства и особенности, используя модели;
ориентирование жизненных интересов детей на здоровый образ жизни;
Воспитательные:
воспитание аккуратности и самостоятельности при проведении опытов;
создание положительных эмоций от работы на занятии, желание поделиться радостью с другими;
воспитание бережного отношения к своему здоровью
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
МБДОУ детский сад «Жар-птица»
р.п. Усть-Донецкий, Ростовской области
Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности
с элементами экспериментирования «Соль – знакомая и незнакомая» составила Иванова Надежда Викторовна
«Соль – знакомая и незнакомая»
Цель: Изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Задачи:
Образовательные :
расширять знания детей о свойствах и видах соли;
дать детям представление о том, как добывают соль;
рассказать о значении соли в жизни человека;
Развивающие :
развитие наблюдательности, интереса к познанию природы, к открытию ее тайн;
развитие умений исследовать предмет с помощью разных органов,
называть его свойства и особенности, используя модели;
ориентирование жизненных интересов детей на здоровый образ жизни;
Воспитательные:
воспитание аккуратности и самостоятельности при проведении опытов;
создание положительных эмоций от работы на занятии, желание поделиться радостью с другими;
воспитание бережного отношения к своему здоровью.
Ход занятия.
- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу (дети улыбаются друг другу) и дарить окружающим хорошее настроение!
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро! (здороваются с гостями)
- Доброе утро (дети)
Солнцу и птицам!
- Доброе утро! (дети)
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым , доверчивым!
Доброе утро длится до вечера! (дети)
Ребята, когда я шла к вам в детский сад, на пороге нашей группы увидела посылку вместе с видеописьмом. Она наверно адресована вам. Давайте посмотрим видеописьмо и узнаем от кого эта посылка и что в ней находится (включаю видеозапись и на экране появляется Хозяйка Медной горы.)
«Здравствуйте, дорогие дети! Я, Хозяйка Медной горы, и слышала, что вы много знаете о природе. Вот решила вам отправить посылку-загадку. А что там находится, отгадайте!
На столе стоит всегда,
Внешне, белая она.
И на вкус, не вкусна:
Но в пище – каждому нужна».
Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем идет речь?
Дети: Да! Это соль.
Воспитатель:( открывает посылку и достает из посылки солонку с солью) Правильно! Это соль. Ребята, скажите, для чего нужна соль?
Дети: Чтобы солить пищу.
Воспитатель: Правильно! А что ещё находится в посылке? (достаю из посылки каменную соль и показываю детям).
Посмотрите. Это тоже соль. На упаковке написано, что она каменная (показываю ее детям) ребята попробуйте ее на ощупь и скажите, какая она? (ответы детей: твёрдая, похожа на мелкие камешки, кристаллики).
Воспитатель: Ребята! В посылке ещё что-то находится.
( достаю из посылки поваренную соль показываю детям и подношу ее к ним) Это тоже соль. Но не каменная, а поваренная. Попробуйте и её на ощупь? Какая она, на что похожа эта соль? (ответы детей: мягкая, мелкая, похожа на песок)
Воспитатель: А теперь давайте сравним, чем каменная соль отличается от поваренной (ответы детей).
Воспитатель: Ну и затейница Хозяйка Медной горы! Сколько видов соли прислала! (достаю из посылки йодированную соль, подношу ее детям и показываю). Это йодированная соль. Она нужна для того, чтобы наш организм получал недостающий йод. Когда готовят вам кушать в детском саду, обязательно используют такую соль, чтобы вы меньше болели и росли здоровыми. Ребята, повторите еще раз - как эта соль называется? (дети повторяют).
Вся эта соль съедобна, полезна и необходима для нашего организма.
- Ребята, кто знает откуда берется соль?( ответы детей)
Вся соль добывается разными способами, посмотрите на экран (показываю слайды)
Каменную соль добывают в соляных шахтах. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагоны и на специальных поездах вывозят наверх.
Поваренную соль добывают в соляных озерах и морях.
А йодированная соль – это поваренная соль, но только потом на заводе в нее добавляют йод.
(После рассмотрения слайдов заглядываю в посылку и достаю соль- лизунец)
- Ребята, посмотрите, какой интересный камень здесь лежит. Не зря видимо Хозяйка Медной горы прислала его с солью. Как вы думаете, что это за камень? (ответы детей).
Оказывается, это тоже соль. Как вы думаете, можем мы такую соль использовать в пищу? ответы детей: если да, я спрашиваю: А как? Посмотрите, какая она грязная, мы можем есть грязную соль?
Дети: нет.
Воспитатель: Правильно, эта соль для людей не съедобна. Но она используется для подкормки животных (показываю слайды). Оказывается, животным тоже нужна соль, и они ее очень любят облизывать. Поэтому ее так и называют – соль лизунец. Так как эта соль называется?
Соль просто необходима для жизни человека и животных, ее не только употребляют в пищу, но с ее помощью люди лечат различные заболевания (показываю слайды)
Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди и дышат соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Посмотрите, как красиво в этой пещере, она вся сверкает и переливается.
Но есть соль, которую используют как косметическое средство - это морская соль (достаю из посылки морскую соль и показываю детям). Мы можем на неё посмотреть. Она тоже есть в посылке. Может быть у кого – нибудь, дома есть такая соль?
Дети: Да.
Воспитатель: Как её используют дома? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ее добавляю в ванну, чтобы наша кожа была гладкой, мягкой, нежной, эластичной, увлажненной: то есть она тоже используется для оздоровления.
И вот для вас я подготовила соляную дорожку с морской солью, по которой мы пройдемся. Для этого вам нужно снять вашу обувь и подойти к дорожке.
Проводится физкультминутка. А чтобы не было скучно мы пройдемся по лечебной дорожке с веселыми словами.
Мы шагаем по дорожке
Раз, два, раз, два,
Дружно поднимаем ножки
Раз, два, раз, два,
А теперь мы все потопаем, потопаем, потопаем
Еще раз потопаем, потопаем, потопаем
Стройными, здоровыми все хотим мы стать
Добрыми и сильными, что б весь мир обнять.
(проводится два раза)
А теперь садитесь на свои места и обувайтесь.
- Ребята а кто знает пословицы и поговорки про соль:
Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай!
За хлеб-соль не платят, кроме спасиба.
Хлеб-соль кушай, а хозяина слушай!
От хлеба-соли не отказываются.
Хлеб да соль, и обед пошел.
Подавая соль — смейся, не то поссоришься
За хлебом-солью всякая шутка хороша.
На соль пьется, на хлеб спится.
(Пока дети обуваются и рассказывают пословицы открывается ширма с лаборатории.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, дорожка здоровья привела нас в детскую лабораторию. Я приглашаю вас как настоящих ученых исследователей, провести опыты с солью. (одеваю детям фартуки и приглашаю к первому столу)
- Ребята зачем мы одеваем фартуки?
Ответы детей: Это спецодежда, а люди работающие в лабораториях, больницах, магазинах, столовых должны носить спецодежду , чтобы защитить себя и свою одежду от грязи и повреждений.
Воспитатель: Вы молодцы ребята!
Воспитатель: Как вы думаете, что находится в стаканчиках?
Дети: Соль.
Воспитатель: Какого цвета соль?
Дети: Белая.
Воспитатель: А теперь понюхайте соль, имеет ли она запах?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята! Как вы думаете, какая соль на вкус?
Дети: Соленая.
Воспитатель: Давайте проверим соленая ли соль, попробуйте ее.
Дети: Соленая.
Воспитатель: Ребята, возьмите стаканчик с солью и потихоньку пересыпьте ее в тарелку. Что происходит с солью?
Дети: Соль сыплется.
Воспитатель: Это значит, что соль сыпучая.
Воспитатель: Итак, что вы можете сказать о свойствах соли? Какая она? (белая, не имеет запаха, соленая, сыпучая)
Воспитатель: Ребята, возьмите увеличительное стекло и рассмотрите через него соль (дети выполняют задание).
На что похожа соль? С чем можно ее сравнить? (похожа на зернышки и кристаллики)
Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с заданием. А теперь оставьте на столе все аккуратно и перейдите ко второму столу для проведения следующего опыта.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, соль в воде растворяется? (ответы детей)
Сейчас мы это узнаем, посмотрите внимательно, в стакане у меня соль. Я налью в стакан с солью немного воды, что вы видите? соль не растворилась, а куда же делась вода? ( она впиталась)
Это произошло, потому что я налила немного воды, соль впитала влагу.
А если мы нальем много воды, что с ней произойдет? (ответы детей).
Вылейте воду в стакан с солью и размешайте ее.
(дети выполняют задание)
Воспитатель: Куда же делась соль?
Дети: Она растворилась.
Воспитатель: Значит, какой мы можем сделать вывод?
Дети: если налить немного воды в соль, то соль воду впитывает, а если налить много воды в соль, она растворяется.
Воспитатель: Молодцы!
Ребята, вы все знаете, что вода при низкой температуре замерзает, а как вы думаете, какая вода замерзает первая при низкой температуре, соленая или пресная? (ответы детей) Сейчас мы вместе с вами это проверим.
В морозильную камеру поставим два стакана с водой, в одном стакане, обозначим его синим кружком, соленая вода, а в другом обычная пресная. И через некоторое время мы увидим результат.
А пока проведем следующий опыт.
Перед вами стоят стаканы с соленой водой, которую вы сделали сами. Эти стаканы отмечены синим кружком. Возьмите яйцо и опустите его в соленую воду.
Что произошло с яйцом? (оно плавает)
А сейчас я вам налью пресную воду в стаканчики (наливаю воду). Возьмите другое яйцо и погрузите его в стакан с пресной водой.
Что произошло с яйцом? (яйцо утонуло)
Какой мы можем сделать вывод? (ответы детей)
А теперь давайте вернемся к нашей морозильной камере. ( Достаю стаканы с водой)
Что произошло с водой? Какая вода замерзла быстрее? (ответы детей)
Правильно ребята пресная вода замерзает намного быстрее.
А, теперь давайте ещё раз вспомним о свойствах соли.
- Соль в воде растворяется,
- В соленой воде предметы не тонут,
- Соленая вода замерзает медленней, чем пресная.
Про чудесную соль ходит очень много легенд и сказок и Кира подготовила для вас сказку про соль
Сказка «Соль и золото». (Старинная словацкая сказка)
Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Созвал король дочерей и спрашивает: - Как вы, доченьки, любите меня?
- Как золото, - отвечает старшая дочь.
- Как венок свой зеленый, - сказала средняя дочь.
- Как соль, - сказала младшая дочь, Марушка.
Разгневался тут король на младшую дочь и прогнал ее прочь из королевского дворца. А добрая волшебница, узнав о судьбе Марушки, решила проучить короля. И по ее волшебному велению в стране где правил старик-король, в один прекрасный день исчезла соль. Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным.
И пришлось королю у иностранных купцов окупать соль по баснословным ценам.
Тогда король понял, какая необходимейшая вещь – щепотка соли.
Но чудесные свойства соли на этом не заканчиваются. Хозяйка Медной горы прислала нам интересную посылку, и я предлагаю, для нее сделать маленький подарок, который мы отправим ей. А подарок мы будем делать при помощи соли (показываю ветку в инее). Эта еловая веточка покрыта инеем. Ребята, по смотрите сколько времени простояла эта веточка в теплом месте, а иней не растаял. Наверное, это необычный, сказочный иней. Сейчас, я вам раскрою тайну, этот иней – соль.
А делать такую ветку с инеем очень просто. Возьмите еловые ветки, опустите их в таз, возьмите стаканы с соленой водой и вылейте ее на веточки (дети выполняют задание). Посмотрите, солёная вода полностью покрыла веточки. В таком состоянии они должны находиться до завтрашнего утра. Затем мы вместе, вытащим веточки из воды, просушим их, и у нас получится необычный подарок для Хозяйки Медной горы, который мы отправим по почте России
Ребята вы очень хорошо поработали, я вами довольна. Спасибо большое!