Познавательно-исследовательская и коммуникативная деятельность с детьми старшего возраста, посредством робототехнического набора "Matata-Lab" | Баженова Анна Николаевна. Работа №359468
Вид деятельности: познавательно – исследовательская деятельность, коммуникативная
Возрастная группа: старшая
Тема: «Музей космонавтики»
Форма совместной деятельности: образовательная ситуация
Форма организации: групповая, подгрупповая
Учебно – методический комплект:
Средства:
· визуальный ряд (раздаточный, демонстрационный материал): иллюстрация с изображением планет Солнечной системы, карточки-схемы для построения ракет, карандаши, литература познавательно содержания по теме.
· ИКТ средства: робототехнический набор Матата -Лаб
Задачи:
Задачи:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
· Создавать условия для осмысления детьми представления о создании музей, первоначальных представлений об экспонатах Музея космонавтики;
· Практиковать в умении работать со схемой, анализировать и решать поставленную задачу.
· Обогащать практический опыт детей в процессе создания экспонатов музея, их использования в игре, наблюдениях, работы с познавательной литературой.
· Создавать условия для размышления, анализа, использования знаний и практического опыта детей;
· Обеспечивать поддержку самостоятельной деятельности, инициативности детей в выборе материалов, партнёров совместной деятельности.
1. Создание условий для совместной деятельности:
- способствовать возникновению желания детей к совместной деятельности со сверстниками;
- создание благоприятного фона для возникновения эмоциональных, доброжелательных контактов между детьми;
2. Способствовать созданию ситуации речевого общения, в процессе которого необходимо соблюдение детьми правил ведения разговора.
3. Вызвать чувство гордости за заслуги космонавтов России.
Организация
совместной деятельности взрослого и детей
Деятельность
педагога
Деятельность
воспитанников
1.
Мотивационно – целевой этап
Цель: включить детей в совместную деятельность на личностно значимом уровне
- Здравствуйте, ребята!
Педагог обращает внимание детей на макет костюма космонавта.
-Что бы вы могли рассказать об этом предмете?
- Как вы думаете, кому он может принадлежать?
- Ваши предположения верны. Предлагаю убедится в этом, посмотрев небольшую видеоэкскурсию. Внимание на экран.
- Что интересного вы узнали из просмотра видеоэкскурсии? Вы хотели бы поделиться этой информацией со своими друзьями, воспитателями, родителями.
- Как вы можете это сделать? А можем ли мы в группе создать «Музей комонавтики»?
- Замечательно, я поддержу вашу идею о создании музея космонавтики у вас в группе. В музее может быть представлено много экспонатов. У каждого из вас будет возможность принять участие в их изготовлении. Готовы?
· приветствует детей
· создаёт мотивацию на предстоящую деятельность, инициирует диалог, активизирует знаниевый опыт детей
· организует просмотр видеоэкскурсии «Покорители космоса», посредством икт обогащает представления детей о космосе, героях-космонавтах, космической технике
· обобщает знаниевый опыт детей, содействует постановке цели совместной деятельности с опорой на интересы и потребности детей о создании мини – музея космонавтики
· здороваются с педагогом
· включаются в диалог,
актуализируют знаниевый опыт
· сосредотачивают внимание на просмотре видеоэкскурсии «Покорители космоса», обогащают свой знаниевый опыт представлениями о космосе, героях-космонавтах, космической технике
· обобщают знаниевый опыт, осознают цель предстоящей совместной деятельности, принимая решение создать мини-музей космонавтики
2. Проектировочно – организационный этап
Цель: включить детей в планирование предстоящей совместной деятельности
- Наша идея будет успешной, если мы составим план экспозиции будущего музея космонавтики.
- Рассмотрите картинки с изображением экспонатов музея космонавтики.
- Как вы думаете, какие экспонаты будут интересны для посетителей нашего музея? Выберите соответствующее изображение или нарисуйте свой вариант.
- Мы с вами определили, что в экспозиции нашего музея будут представлены следующие экспонаты: карта «Солнечная система», фотоколлекция «Герои космонавтики»
- С какого экспоната начнем работу. Замечательно, выбор сделан, можно приступить к изготовлению экспонатов.
· организует совместное планирование предстоящей деятельности, создает ситуацию выбора, ориентируясь на интересы детей
· обеспечивает фиксацию, выбранных детьми экспонатов
· включаются в совместное планирование предстоящей деятельности, делают собственный выбор экспоната для мини - музея
3.
Содержательно – деятельностный
этап
Цель: стимулировать и поддерживать самостоятельную деятельность детей с различными образовательными потребностями, учитывая их интересы и сильные стороны.
Изготовление карты «Солнечная система»
Роботу Матоше пришло сообщение из Космической станции с просьбой перевезти продуты для космонавтов на планету Юпитер. Координаты Юпитера отправлены сообщением.
- Можем ли мы составить карту Солнечной системы для передвижения робота?
- Рассмотрим заготовку карты «Солнечная система».
- Наша планета Земля, на которой мы живём, входит в состав Солнечной системы. В центре Солнечной системы ярко светит горячая звезда – Солнце. Вокруг него на разном расстоянии от Солнца вращаются восемь главных планет.
- Чего не хватает на нашей карте? Как располагаются планеты в Солнечной системе?
- Выберите карточку с изображением планеты и расположите ее на карте.
- Ребята, если вы затрудняетесь найти место планеты на карте, можете воспользоваться подсказкой.
- ….(называет ребенка по имени), ты очень быстро определил место расположения своей планеты. Можешь помочь своим друзьям.
- Замечательно, все планеты нашли свое место на нашей карте. С помощью робота проверим, правильно ли мы их расположили. Курс нашего Матоши – планета Юпитер. Проверяем?
- Юпитер - самая большая, пятая планета Солнечной системы. Юпитер состоит из газа, его и называют газовый гигант.
- Первый экспонат нашего музея готов. Используя карту, вы сможете не только рассказать посетителям о Солнечной системе, но и еще организовать интересную игру с роботом.
Попробуем добраться с планеты Земля на планету Юпитер? Сколько квадратов нужно пройти, чтобы добраться до места? А как робот Матоша определит координаты места? Верно, с помощью стрелочек –направлений.
-Получилось добраться до комонавтов и передать продукты? Здорово! И роботу помогли и экспонат для музея изготовили!
Изготовление фотоколлекции «Герои космонавтики»
- Среди всех достижений человечества, вызывающих гордость, особое место занимают подвиги космонавтов. Вы их видите на фотографиях.
- Выберите фотографию. Кому не хватило фотографии, можете присоединиться к своему другу. – Прочитайте надписи. Выберите надпись, которая соответствует вашей фотографии.
- Ребята, кому нужна помощь, можете обратиться ко мне или к своему другу, который хорошо читает.
- Как звали первую женщину-космонавта? Назовите имя космонавта, который первый совершил выход в открытый космос? Расскажите о подвигах космонавтов, изображенных на ваших фотографиях.
- Замечательно, наша фотоколлекция готова. Посетители музея смогут не только послушать ваши рассказы о подвигах космонавтов, но и прочитать о них.
меньше времени, если мы распределим работу.
- Теперь вы сможете определить место для экспонатов в музее?
· включает детей в обучающую ситуацию, достаточную для самостоятельной работы, создает ситуацию выбора, способствует развитию умственных способностей
· наблюдает за действиями детей.
· оказывает недирективную поддержку (наводящие вопросы, алгоритм, пошаговая инструкция), стимулирующую детей самостоятельно расположить планету на карте
· наблюдает за действиями детей
· предоставляет детям возможность поделиться приобретенным опытом со сверстниками
· инициирует общее обсуждение, помогает детям подвести итог: с помощью мини-робота Би-бот проверить верность или неверность последовательности планет
· включает детей в обучающую ситуацию достаточную для самостоятельной работы, создает ситуацию выбора материала и партнера по совместной деятельности, способствует практики детей в чтении
· наблюдает за действиями детей
· предоставляет детям возможность оказать помощь сверстникам в решении образовательной задачи
· инициирует общее обсуждение, предоставляет детям возможность поделиться приобретенным знаниевым опытом
· включает детей в обучающую ситуацию, достаточную для самостоятельной продуктивной работы
· предоставляет возможность сделать выбор материала и партнера по совместной деятельности, инициирует работу в парах
· наблюдает за действиями детей.
· оказывает недирективную поддержку
· подводит итог, дает положительную оценку результата совместной деятельности детей
· осознают образовательную задачу, делают выбор изображения планеты, приступают к выполнению задания
· откликаются на вопросы и предложения воспитателя, пробуют, самостоятельно определяют место расположения своей планеты
· выражают желание поделиться со сверстниками, приобретенным опытом
· задают маршрут мини-роботу Би-бот, подтверждают правильность последовательности планет
· определяют место экспоната в экспозиции мини-музея, выражаю желание поделиться приобретенными знаниями, продолжить игровые действия
· делают выбор материала и партнера по совместной деятельности, включаются в выполнение образовательной задачи, практикуются в чтении, ориентируются в пространстве.
· выражают желание оказать помощь в решении образовательной задачи сверстнику
· включаются в общее обсуждение, выражают желание поделиться приобретённым знаниевым опытом, определяют место экспоната в экспозиции мини-музея
· делают выбор материала и партнера по совместной деятельности, включаются в решение образовательной задачи, изготавливают макет космического корабля «Восток»
· определяют место экспоната в экспозиции мини-музея
4.
Оценочно – рефлексивный этап
Цель: обеспечить условия для открытия детьми нового знания, осознания своей исследовательской деятельности, самооценки результатов деятельности своей и всей группы
- Ребята, работа над созданием экспозиции нашего мини-музея подошла к концу.
- Получилось у нас то, что мы задумали?
- Поделитесь впечатлениями о своей работе над экспозицией мини-музея.
- Какой экспонат было создать труднее? А какой легче? Что больше понравилось создавать?
- Получилось ли создать карту «Солнечной системы» для передвижения робота Матоши?
- Кого пригласите первым в мини-музей?
- О чем расскажете своим посетителям?
Я думаю, что вашим родителям, друзьям будет интересно выслушать вас!
- Какие ещё экспонаты музея вы бы создали?
- Ребята, вы отлично потрудились! Я уверена, что в вашем музее будет много посетителей.
· стимулирует детей к самоанализу и самооценке
· поощряет детей к высказыванию, демонстрации продуктов деятельности
· вовлекает в слушание
· инициирует общее обсуждение
· проявляет уважение к детским высказываниям
· участвуют в презентации экспонатов музея
· проводят посильный анализ своей работы
· проявляют уважение к высказываниям сверстников
· выражают желание продемонстрировать экспозицию мини-музея родителям, сотрудникам детского сада, сверстникам
· проявляют готовность приступить к изготовлению новых экспонатов
Вид деятельности: познавательно – исследовательская деятельность, коммуникативная
Возрастная группа: старшая
Тема: «Музей космонавтики»
Форма совместной деятельности: образовательная ситуация
Форма организации: групповая, подгрупповая
Учебно – методический комплект:
Средства:
визуальный ряд (раздаточный, демонстрационный материал):
иллюстрация с изображением планет Солнечной
системы, карточки
-схемы для построения ракет, карандаши, литература познавательно содержания по теме
.
ИКТ
средства:
робототехнический
набор
Матата -Л
аб
Задачи:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Создавать условия для осмысления детьми представления о создании музей, первоначальных представлени
й об экспонатах Музея космонавтики
;
Практиковать в умении работать со схемой, анализировать и решать поставленную задачу.
Обогащать практический опыт детей в процессе создания экспонатов музея, их использования в игре, наблюдениях, работы с
познавательной литературой
.
Создавать условия для размышления, анализа, использования знаний и практического опыта детей;
Обеспечивать поддержку самостоятельной деятельности, инициативности детей в выборе материалов, партнёров совместной деятельности.
1. Создание условий для совместной деятельности:
- способствовать возникновению желания детей к совместной деятельности со сверстниками;
- создание благоприятного фона для возникновения эмоциональных, доброжелательных контактов между детьми;
2. Способствовать созданию ситуации речевого общения, в процессе которого необходимо соблюдение детьми правил ведения разговора.
3. Вызвать чувство гордости за заслуги космонавтов России.
Организация
совместной деятельности взрослого и детей
Деятельность
педагога
Деятельность
воспитанников
1.
Мотивационно – целевой этап
Цель: включить детей в совместную деятельность на личностно значимом уровне
- Здравствуйте, ребята!
Педагог обращает внимание детей на макет костюма космонавта.
-Что бы вы могли рассказать об этом предмете?
- Как вы думаете, кому он может принадлежать?
- Ваши предположения верны. Предлагаю убедится в этом, посмотрев небольшую видеоэкскурсию. Внимание на экран.
- Что интересного вы узнали из просмотра видеоэкскурсии? Вы хотели бы поделиться этой информацией со своими друзьями, воспитателями, родителями.
- Как вы можете это сделать? А можем ли мы в группе создать «Музей комонавтики»?
- Замечательно, я поддержу вашу идею о создании музея космонавтики у вас в группе. В музее может быть представлено много экспонатов. У каждого из вас будет возможность принять участие в их изготовлении. Готовы?
приветствует детей
создаёт мотивацию на предстоящую деятельность, инициирует диалог, активизирует
знаниевый
опыт детей
организует просмотр
видеоэкскурсии
«Покорители космоса», посредством икт обогащает представления детей о космосе, героях-космонавтах, космической технике
обобщает
знаниевый
опыт детей, содействует постановке цели совместной деятельности с опорой на интересы и потребности детей о создании мини – музея космонавтики
здороваются с педагогом
включаются в диалог,
актуализируют знаниевый опыт
сосредотачивают внимание на просмотре
видеоэкскурсии
«Покорители космоса», обогащают свой
знаниевый
опыт представлениями о космосе, героях-космонавтах, космической технике
обобщают
знаниевый
опыт, осознают цель предстоящей совместной деятельности, принимая решение создать мини-музей космонавтики
2. Проектировочно – организационный этап
Цель: включить детей в планирование предстоящей совместной деятельности
- Наша идея будет успешной, если мы составим план экспозиции будущего музея космонавтики.
- Рассмотрите картинки с изображением экспонатов музея космонавтики.
- Как вы думаете, какие экспонаты будут интересны для посетителей нашего музея? Выберите соответствующее изображение или нарисуйте свой вариант.
- Мы с вами определили, что в экспозиции нашего музея будут представлены следующие экспонаты: карта «Солнечная система», фотоколлекция «Герои космонавтики»
- С какого экспоната начнем работу. Замечательно, выбор сделан, можно приступить к изготовлению экспонатов.
организует совместное планирование предстоящей деятельности, создает ситуацию выбора, ориентируясь на интересы детей
обеспечивает фиксацию, выбранных детьми экспонатов
включаются в совместное планирование предстоящей деятельности, делают собственный выбор экспоната для мини - музея
3.
Содержательно – деятельностный
этап
Цель: стимулировать и поддерживать самостоятельную деятельность детей с различными образовательными потребностями, учитывая их интересы и сильные стороны.
Изготовление карты «Солнечная система»
Роботу Матоше пришло сообщение из Космической станции с просьбой перевезти продуты для космонавтов на планету Юпитер. Координаты Юпитера отправлены сообщением.
- Можем ли мы составить карту Солнечной системы для передвижения робота?
- Рассмотрим заготовку карты «Солнечная система».
- Наша планета Земля, на которой мы живём, входит в состав Солнечной системы. В центре Солнечной системы ярко светит горячая звезда – Солнце. Вокруг него на разном расстоянии от Солнца вращаются восемь главных планет.
- Чего не хватает на нашей карте? Как располагаются планеты в Солнечной системе?
- Выберите карточку с изображением планеты и расположите ее на карте.
- Ребята, если вы затрудняетесь найти место планеты на карте, можете воспользоваться подсказкой.
- ….(называет ребенка по имени), ты очень быстро определил место расположения своей планеты. Можешь помочь своим друзьям.
- Замечательно, все планеты нашли свое место на нашей карте. С помощью робота проверим, правильно ли мы их расположили. Курс нашего Матоши – планета Юпитер. Проверяем?
- Юпитер - самая большая, пятая планета Солнечной системы. Юпитер состоит из газа, его и называют газовый гигант.
- Первый экспонат нашего музея готов. Используя карту, вы сможете не только рассказать посетителям о Солнечной системе, но и еще организовать интересную игру с роботом.
Попробуем добраться с планеты Земля на планету Юпитер? Сколько квадратов нужно пройти, чтобы добраться до места? А как робот Матоша определит координаты места? Верно, с помощью стрелочек –направлений.
-Получилось добраться до комонавтов и передать продукты? Здорово! И роботу помогли и экспонат для музея изготовили!
Изготовление фотоколлекции «Герои космонавтики»
- Среди всех достижений человечества, вызывающих гордость, особое место занимают подвиги космонавтов. Вы их видите на фотографиях.
- Выберите фотографию. Кому не хватило фотографии, можете присоединиться к своему другу. – Прочитайте надписи. Выберите надпись, которая соответствует вашей фотографии.
- Ребята, кому нужна помощь, можете обратиться ко мне или к своему другу, который хорошо читает.
- Как звали первую женщину-космонавта? Назовите имя космонавта, который первый совершил выход в открытый космос? Расскажите о подвигах космонавтов, изображенных на ваших фотографиях.
- Замечательно, наша фотоколлекция готова. Посетители музея смогут не только послушать ваши рассказы о подвигах космонавтов, но и прочитать о них.
меньше времени, если мы распределим работу.
- Теперь вы сможете определить место для экспонатов в музее?
включает детей в обучающую ситуацию, достаточную для самостоятельной работы
, создает ситуацию выб
ора, способствует развитию умственных способностей
наблюдает за действиями детей.
оказывает
недирективную
поддержку (наводящие вопросы, алгоритм, пошаговая инструкция), стимулирующую детей самостоятельно расположить планету на карте
наблюдает за действиями детей
предоставляет детям возможность
поделиться приобретенным
опытом со сверстниками
инициирует общее обсуждение, помогает детям подвести итог: с помощью мини-робота Би-бот проверить верность или неверность последовательности планет
включает детей в обучающую ситуацию достаточную для самостоятельной работы, создает ситуацию выбора материала и партнера по совместной деятельности, способствует практики детей в чтении
наблюдает за действиями детей
предоставляет детям возможность оказать помощь сверстникам в решении образовательной задачи
инициирует общее обсуждение, предоставляет детям возможность поделиться приобретенным
знаниевым
опытом
включает детей в обучающую ситуацию, достаточную для самостоятельной продуктивной работы
предоставляет возможность сделать выбор материала и партнера по совместной деятельности,
инициирует работу в парах
наблюдает за действиями детей.
оказывает
нед
ирективную
поддержку
подводит итог, дает положительную оценку результата совместной деятельности детей
осознают образовательную задачу, делают выбор изображения планеты, приступают к выполнению задания
откликаются на вопросы и предложения
воспитателя, пробуют
,
самостоятельно определяют место расположения своей планеты
выражают желание поделиться со сверстниками, приобретенным опытом
задают маршрут мини-роботу Би-бот, подтверждают правильность последовательности планет
определяют место экспоната в экспозиции мини-музея, выражаю желание поделиться приобретенными знаниями, продолжить игровые действия
делают выбор материала и партнера по совместной деятельности, включаются в выполнение образовательной задачи, практикуются в чтении
, ориентируются в пространстве.
выражают желание оказать помощь в решении образовательной задачи сверстнику
включаются в общее обсуждение, выражают желание поделиться приобретённым
знаниевым
опытом, определяют место экспоната в экспозиции мини-музея
делают выбор материала и партнера по совместной деятельности, включаются в решение образовательной задачи, изготавливают макет космического корабля «Восток»
определяют место экспоната в экспозиции мини-музея
4.
Оценочно – рефлексивный этап
Цель: обеспечить условия для открытия детьми нового знания, осознания своей исследовательской деятельности, самооценки результатов деятельности своей и всей группы
- Ребята, работа над созданием экспозиции нашего мини-музея подошла к концу.
- Получилось у нас то, что мы задумали?
- Поделитесь впечатлениями о своей работе над экспозицией мини-музея.
- Какой экспонат было создать труднее? А какой легче? Что больше понравилось создавать?
- Получилось ли создать карту «Солнечной системы» для передвижения робота Матоши?
- Кого пригласите первым в мини-музей?
- О чем расскажете своим посетителям?
Я думаю, что вашим родителям, друзьям будет интересно выслушать вас!
- Какие ещё экспонаты музея вы бы создали?
- Ребята, вы отлично потрудились! Я уверена, что в вашем музее будет много посетителей.
стимулирует детей к самоанализу и самооценке
поощряет детей к высказыванию, демонстрации продуктов деятельности
вовлекает в слушание
инициирует общее обсуждение
проявляет уважение к детским высказываниям
участвуют в презентации экспонатов музея
проводят посильный анализ своей работы
проявляют уважение к высказываниям сверстников
выражают желание продемонстрировать экспозицию мини-музея родителям, сотрудникам детского сада, сверстникам
проявляют готовность приступить к изготовлению новых экспонатов