Автор: Брагина Алла Владимировна
«Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста»
Психологов, педагогов, родителей интересует внутренний мир ребенка, причины его плохих поступков, отклонений в поведении, низкой успеваемости. Правильная диагностика – это первый шаг в организации коррекции психических отклонений. Взрослые, окружающие ребенка развивают, обучают, воспитывают, т.е. способствуют развитию ПС и эмоционально - личностной сферы ребенка.
В основе обучения лежит познавательный процесс. Первым познавательным процессом является восприятие, которое формируется у ребенка до 3 – 4 лет. Известно, что вершиной познавательных процессов является мышление и речь.
Возрастные и психологические особенности развития мышления у детей дошкольного возраста.
Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер.
Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление - последовательные ступени интеллектуального развития. Генетически наиболее ранняя форма мышления – наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью.
Примитивная чувственная абстракция, при которой ребенок выделяет одни стороны и отвлекается от других, приводит к первому элементарному обобщению. В результате создаются первые неустойчивые группировки предметов в классы и причудливые классификации.
В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную.
Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей - единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Большинство суждений – суждения по сходству, или суждения по аналогии, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Самая ранняя форма доказательства – пример. Учитывая эту особенность мышления ребенка, убеждая его или что - либо объясняя ему, необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами.
Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом). Вследствие эгоцентризма ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции. Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как:
1) нечувствительность к противоречиям,
2) синкретизм (тенденция связывать все со всем),
3) трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее),
4) отсутствие представления о сохранении количества.
При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формальные операции. Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов. Так, Л. С. Выготский выделял пять этапов в переходе к формированию понятий. Первый – ребенку 2-3 года – проявляется в том, что при просьбе положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы, ребенок складывает вместе любые, считая, что те, которые положены рядом, и есть подходящие, – это синкретизм детского мышления. На втором этапе дети используют элементы объективного сходства двух предметов, но уже третий предмет может быть похож только на один из первой пары – возникает цепочка попарного сходства. Третий этап проявляется в 6-8 лет, когда дети могут объединить группу предметов по сходству, но не могут осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу. И, наконец, у подростков 9-12 лет появляется понятийное мышление, однако еще несовершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными. Совершенные понятия формируются на пятом этапе, в юношеском возрасте 14-18 лет, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта. Итак, мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. Понятие первоначально отражает сходное, неизменное в явлениях и предметах.
Таким образом, наглядно-образное мышление возникает у дошкольников в возрасте 4-6 лет. Связь мышления с практическими действиями хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ряде случаев не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять объект. То есть дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле). Существенные сдвиги в интеллектуальном развитии ребенка возникают в школьном возрасте, когда его ведущей деятельностью становится учение, направленное на усвоение понятий по различным предметам. Формирующиеся у младших школьников мыслительные операции еще связаны с конкретным материалом, недостаточно обобщены; образующиеся понятия носят конкретный характер. Мышление детей этого возраста является понятийно-конкретным. Но младшие школьники овладевают уже и некоторыми более сложными формами умозаключений, осознают силу логической необходимости.
Школьникам в среднем и старшем возрастах становятся доступны более сложные познавательные задачи. В процессе их решения мыслительные операции обобщаются, формализуются, благодаря чему расширяется диапазон их переноса и применения в различных новых ситуациях. Совершается переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятийному мышлению.
Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется закономерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая стадия подготавливает последующие. С возникновением новых форм мышления старые формы не только не исчезают, а сохраняются и развиваются. Так, наглядно-действенное мышление, характерное для дошкольников, приобретает новое содержание, находя, в частности, свое выражение в решении все усложняющихся конструктивно-технических задач. Словесно-образное мышление также поднимается на более высокую ступень, проявляясь в усвоении школьниками произведений поэзии, изобразительного искусства, музыки.
Мышление - это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов - анализа, синтеза, суждений и т.п.
Выделяют три вида мышления:
1. Наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами, игрушками) - это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.
2. Наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений) – это – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.
3. Словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений) – это вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3 - 4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.
На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления - наглядно-образное. Наглядно-образное мышление-это вид мышления, который опирается на восприятие или представления. Этот вид мышления формируется у детей в возрасте 4 - 6 лет, оно же является и образно – логическим. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.
К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников. Ребенку становятся доступны простые аналогии.
Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.
Абстрактное мышление, по преимуществу характеризующее школьников и взрослых - это мышление понятиями, лишенными непосредственной наглядности, присущее восприятию и представлениям. Абстрактно-логическое мышление абстракциями - категориями, которых нет в природе.
Также выделяют следующие виды мышления:
Логическое мышление
Панорамное мышление
Комбинаторное мышление
Нестандартное мышление
Латеральное мышление
Концептуальное мышление
Дивергентное мышление
Практическое мышление.
Различия в мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах мышления, таких как:
самостоятельность мышления - умения выдвигать новые задачи и находить нужные решения и ответы, не прибегая к помощи других;
широта ума - выражается в познавательной деятельности человека, охватывающей различные области широкого кругозора;
глубина ума - умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов;
гибкость ума - выражается в свободе мысли от сковывающего влияния закрепленных в прошлом опыте приемов и способов решения задач;
быстрота ума – это способность человека быстро разобраться в сложной ситуации и принять правильное решение;
критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.
Речь – это форма мышления. Все люди и немые и глухие мыслят при помощи слов, но это или письменная или устная, или мимика и знаки.
При помощи устной и письменной речи ребенку предстоит усвоить систему знаний. Речь – это процесс общения, поэтому готовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития, интеллектуального развития и психосоциального развития.
Интеллектуальное развитие
Высокий уровень развития интеллекта – может слушать другого человека, выполняет логические операции в форме словесных понятий. Ребенку доступен анализ и синтез.
Средний уровень - не умеет слушать другого человека, сравнивает и обобщает, а в абстракции, конкретизации, анализе и синтезе допускает ошибки.
Низкий уровень – не выполняет логические операции в форме словесных понятий.
Речевое развитие
Высокий уровень – речь содержательна, выразительна, грамматически правильна.
Средний уровень – затруднения в поиске слов для выражения мыслей.
Низкий уровень – односложные ответы, в речи много ошибок.
Рекомендации педагогам и родителям
1.Применять игры и упражнения, направленные на развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения и речи.
2.В развитии речи следует обратить внимание на правильность произношения звуков, умение различать звуки речи на слух, владение элементарными навыками звукового анализа слов, словарный запас ребенка, связную речь. Словарный запас старшего дошкольника - 2000 слов,
3.Старайтесь быть для вашего ребенка положительным образцом для подражания.
Ребенок подражает папе, маме, учителю, тренеру, артисту, но при этом он остается собой.
Каждый ребенок уникален!