Познавательное развитие детей средней группы. "Метеостанция". | Назарова Юлия Анатольевна. Работа №239195
Автор: Назарова Юлия Анатольевна
Каждый день обычный человек покидает свой дом и выходит на улицу. И каждый раз перед этим он оценивает погодные условия. К сожалению, эти условия могут резко изменяться. Например, прекрасное солнечное утро может обернуться обеденным ливнем или вечерней грозой.
С самых давних времен люди пытались предсказать, какой будет погода. Наблюдая за поведением животных и изменениями окружающей среды, люди постепенно накапливали опыт и учились сопоставлять увиденное с погодными явлениями. Так с течением времени и накапливался опыт наблюдения за погодой.
Метеорология стала неотъемлемой частью современной жизни человека. Без метеорологических данных не будет составлен прогноз погоды и мы не сможем предугадать, будет ли на улице дождь, снег, палящее солнце или облака.
Необходимые для прогнозов данные получают от метеорологических станций. Такие станции на земле располагают вдалеке от дорог и зданий. Полученные из разнообразных источников данные систематизируются, и каждому природному явлению присваивается определенный код. Все полученные многочисленные данные подвергаются компьютерной обработке и составляются погодные карты. Работа метеоролога заключается в наблюдении за атмосферными явлениями, сбором данных с метеорологических приборов, проведении первичного анализа на основе полученных данных. Метеорологи проводят свою всеобъемлющую работу на метеостанциях, которые могут находиться в пределах города или на очень большом удалении от него. Дальнейшей обработкой уже полученных от метеоролога данных, а также составлением прогнозов занимается синоптик.
Чтобы не быть застигнутыми врасплох капризами погоды, человек может пользоваться официальными прогнозами погоды. А может и сам делать свои прогнозы, пусть и всего на несколько часов вперед.
Для расширения исследовательской экспериментальной деятельности детей в детском образовательном учреждении оборудована метеорологическая станция. С созданием метеостанции появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах.
Конспект по познавательному развитию
(ознакомление с природой)
«МЕТЕОСТАНЦИЯ»
Цель: продолжать знакомить детей с метеостанцией.
Задачи: закрепить представления детей об основных явлениях природы (дождь, снег, град, ветер, жара, холод); расширять кругозор детей и целостного представления о науке метеорологии; познакомить детей с приборами метеостанции: вертушками, снегомером, дождемером, компасом, термометром; прививать интерес к исследовательской работе.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята, посмотрите, что вы видите перед собой?
Воспитатель:
Мы с вами находимся на метеостанции. Вы знаете, что такое метеостанция?
Метеостанция –площадка, на которой установлены приборы для наблюдений за погодой и климатом.
Прежде, чем мы с вами начнем говорить о погоде, отгадайте загадки о погодных явлениях, которые мы можем наблюдать:
Пляшет Туча.
Грянул Гром.
Туча сыплет серебром.
По полям и нивам -
Лейкой торопливой. (Дождь)
Лежало одеяло,
Мягкое, белое,
Землю грело.
Ветер подул,
Одеяло согнул.
Солнце припекло,
Одеяло потекло. (Снег)
С неба падают крупинки,
Это маленькие льдинки.
Им вообще никто не рад,
Потому что это (Град)
Без рук, без ног,
Под окном стучится,
В дом просится. (ветер)
Воспитатель: Ответы на загадки, это были названия явлений природы. Давайте еще раз их назовем.
Ребята, а как мы раньше наблюдали за погодой?
Дети отвечают, что наблюдали за небом и солнцем, по раскачиванию веток на деревьях определяли наличие и силу ветра.
По облакам солнце светит, значит солнечная погода.
Воспитатель:
Но у нас с вами есть метеостанция, поэтому давайте поговорим.
Давайте посмотрим какие приборы используются на метеостанции?
Рукав или ловушка для ветра – прибор для определения силы ветра.
Флюгер (петушок) – для определения направления ветра.
Снегомер – прибор для измерения уровня снега.
Дождемер – прибор для измерения уровня дождя.
Компас – прибор для определения сторон.
Солнечные часы – прибор для определения времени.
Метеобудка, в котором есть два термометра.
Термометр- прибор, для измерения температуры воздуха.
Барометр – прибор для измерения атмосферного давления.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите кто же к нам пришел в гости?
Это Тетушка – непогодушка. Ребята она не знает какая на улице погода, она расстроенная. Давайте мы ей поможем.
Воспитатель:
Ребята, чтобы помочь Тетушке - непогодушке. Нам надо стать метеорологами. Это люди, которые, занимаются изучением погоды. Метеорологи стараются узнать все особенности состояния погоды: направление ветра, температуру и влажность воздуха, наличие облачности.
Если скоро снег пойдёт, если будет гололёд
Обо всём метеоролог точно знает наперёд.
Нам прогноз погоды нужен каждый день в жару и стужу.
Выходя из дома, надо знать, что ждать дождя или град.
Не ударит ли мороз?
На любой такой вопрос даст ответ его прогноз.
И так начнем, а ты Тетушка – непогодушка внимательно слушай.
Воспитатель:
Посмотрите, на устройство, которое называется «ветряной рукав» или «ловушка ветра». Понаблюдайте за ней и скажите,
Есть ветер или нет?
Флюгер (петушок) – для определения направления ветра. Какой сейчас ветер (сильный) - Как вы это поняли?
Давайте изобразим, как дует ветер. Если я скажу «Сильный ветер», вы произнесете звук «ш» громко, если скажу «Слабый ветер», произнесете звук «ш» тихо. Приготовились.
Речевая игра «Ветер-ветерок!.
Ветерок поёт песенку (ш-ш-ш).
«Дует сильный ветер» (дети произнося звук «ш» громко)
«Дует слабый ветер» (произносят звук «ш» тихо)
Снегомер – прибор для измерения уровня снега.
Дождемер – прибор для измерения уровня дождя. Давайте посмотрим был дождь или нет, посмотрев в ведро. Молодцы.
Воспитатель:
Ребята, а как мы можем узнать, холодно или тепло на улице? (с помощью термометра). Давайте откроем и посмотрим в метеобудку, какая температура на термометре.
Итак, температура воздуха составляет …градусов.
Сколько градусов? Холодно или тепло?
Давайте запишем на нашей доске.
Посмотрим на приборы и на природу вокруг и подведем итог, какая сегодня погода? Солнечная или пасмурная? Облачная или безоблачная? Ветреная или без ветреная?
Тетушка – погодушка поняла какая погода на улице? А мы с вами ребятки тоже запомним погоду и придем в группу и отметим в нашем дневнике.
Воспитатель:
Вот ребята, мы с вами побывали где? Правильно на метеостанции.
Кому мы с вами помогли? Правильно тетушке-непогодушке, определили какая погода на улице.
Давайте еще раз повторим, какие приборы существуют на метеостанции? Для чего они нужны?
Молодцы, на этом наше занятие окончено.