Практическая работа по предмету ЭРН МРО | Султанбаева Айымкуль Маханбетовна. Работа №206928
Автор: Султанбаева Айымкуль Маханбетовна
Ознакомление видами изнашивания деталей, признаками износа различных деталей.
Определение отклонений формы вала. Определение отклонения геометрической формы рабочих поверхностей детали: овальность для каждого сечения; конусообразность по диаметрам сечений, расположенных у торцов вала; бочкообразность или седлообразность, взятых из сечений у торца и в середине вала.
Определение предельных отклонений, предельных размеров, величины допуска. Дать заключение о годности детали.
Практическая работа №6
Название работы: Определение видов изнашивания различных деталей
Цель работы:
1. Ознакомление видами изнашивания деталей, признаками износа различных деталей.
2. Определение отклонений формы вала
Теоретическая часть
Наличие износа в узлах станка можно установить по виду поверхностей, обработанных на этом станке. Если, например, при точении детали на ней появляются через равные промежутки кольцевые выступы или впадины, то это означает, что в фартуке износились зубья реечного колеса и рейки; движение суппорта вместо плавного стало прерывистым. Этот дефект часто вызывается также износом направляющих станины и каретки суппорта, нарушающим отверстий фартука и коробки подач, через которые проходит ходовой вал.
Когда обрабатываемая на токарном станке деталь получается конусной, значить изношены подшипники шпинделя (главным образом передний) и направляющие у станины, а когда овальной изношена шейка шпинделя, принявшая форму овала.
О наступлении износа деталей машин часто судят по появившимся на них царапинам, бороздкам и забоинам, а также- по изменению их формы.
Механический износ деталей, имеющих направляющие плоскости, обычно происходит неравномерно по их длине. В результате износа нарушаются плоскостность, прямолинейность и параллельность направляющих, в некоторых случаях и перпендикулярность направляющих к каким-либо поверхностям.
Неравномерный износ и - результат действия на поверхность направляю-щих по их длине неодинаковых нагрузок. Например, прямолинейные направляющие станины станка под влиянием больших местных нагрузок приобретают вогнутость в средней части, а сопрягаемые с ними более короткие направляющие стола становятся выпуклыми (рис. 6, а)
Износ валов (рис. 6, в) проявляется в их деформации (валы становятся зогнутыми и скрученными). На шейках валов образуются надиры; цилиндрические шейки становятся конусными, бочкообразными или овальными.
Конусность приобретают также цилиндрические отверстия подшипников скольжения и втулок. Круглое сечение отверстий становится овальным.
Неравномерность износа шеек валов и поверхностей отверстий во втулках при вращении вала - результат действия разных нагрузок в разных направ лениях. Если на вал во время его вращения действует только его собствен-ный вес, то износ появляется в нижней части подшипника.
а б
в г
Рисунок 6 – Места износа (обозначены буквой и):
а - направляющих стола 1 и станины 2 , б – зубьев зубчатого зацепления, в – подшипника 1, шейки вала 2, зазор 3, г – резьбы винта и гайки.
В зубчатых передачах изнашиваются зубья (рис. 6, б). Образуются задиры, зубья теряют свою форму, размеры и выламываются.
Поломка зубьев зубчатых колес, появление трещин в спицах, ободе и
ступице колес, износ посадочных отверстий и шпонок происходит по трем основным причинам: первая из них -перегрузка зубчатой передачи, вторая - попадание в нее посторонних тел и третья - неправильная сборка (например, неправильное, с перекосом осей, крепление зубчатых колес на валу).
Ходовые винты имеют трапецеидальную или прямоугольную резьбу. У винта и его гайки изнашивается резьба, витки становятся тоньше (рис. 6, г). Износ резьбы у винтов, как правило, неравномерный, т.к. подавляющая часть деталей, обрабатываемых на токарном станке имеет меньшую длину, чем ходовой винт. Сильнее изнашивается та часть резьбы, которая работает больше.
Контрольные вопросы:
1. Как можно установить наличие износа в узлах станка?
2. Почему деталь, обрабатываемая на токарном станке получается конусной или овальной?
3. Назовите характер износа направляющих станков.
4. Как проявляется износ валов?
5. По каким причинам происходит различные виды износа зубчатых колес?
6. Почему износ резьбы у винтов ходовых винтов неравномерный?
Задание 6.
1.Определить отклонения геометрической формы рабочих поверхностей детали (по заданию преподавателя).
Перед началом измерения проверяют правильность установки микрометра на нуль.
Измерение отклонений формы вала. Для определения отклонений формы вала следует измерить размеры диаметров вала в сечениях аI, аII, аIII, и бI, бII, бIII, (см. cхему измерения).
Подсчитывают отклонения формы отдельно в следующем порядке:
1. Овальность для каждого сечения:
ов(I) = 0,5 (dаI - dбI)
ов(II) = 0,5 (dаII - dбII)
ов(III) = 0,5 (dаIII - dбIII)
2. Конусообразность по диаметрам сечений, расположенныху торцов вала:
кон(а) = 0,5 (dаI – dаIII)
кон(б) = 0,5 (dбI - dбIII)
3. Бочкообразность или седлообразность как полуразность диаметров, взятых из сечений у торца и в середине вала:
бочк(а) = 0,5 (dаII – dаI)
бочк(б) = 0,5 (dбII - dбI)
Наименование детали
Наименование СИ
Предельные отклонения
Микрометр гладкий
es
ei
Диапазоны
Предельные размеры
Измерений
Показаний
dmax
dmin
Величина допуска
Схема измерения
Результаты измерения
Отсчеты показаний
dаI
dаII
dаIII
dбI
dбII
dбIII
Овальность
Конусообразность
Бочкообразностъ (седлообразностъ)
Заключение о годности
Литература:
1. Б.Т. Гельберг, Г.Д. Пекелис Ремонт промышленного оборудования, - Высшая школа, 2007 г.
2. Марков Н. Н., Ганевский Г. М. Конструкция, расчет и эксплуатация контрольно-измерительных инструментов и приборов: Учебник для техникумов по специальности «Производство контрольно-измерительных инструментов и приборов. — 2-е изд., перераб и доп. —М.: Машиностроение, 1993. — 416 с.: ил