Практические вопросы для проверки читательской активности старшеклассников (на примере романа Л.Н. Толстого «Война и мир», Т.I, часть 1).

Автор: Волчкова Алла Владимировна

Для многих сегодняшних старшеклассников художественные произведения XIX века порою кажутся громоздкими и не посильными для самостоятельного прочтения. Часто ученики подменяют знакомство с книгой просмотром кинофильма или прочтением в интернете краткого содержания   произведения. И лишь немногие из учеников действительно читают произведения Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева,  Г.И. Успенского, Д.В. Григоровича.

Одной из главных задач учителя литературы является вовлечение как можно большего количества учеников в увлекательный процесс самостоятельного чтения художественных произведений.

Для учителя литературы очень важно в самом начале изучения художественного произведения выявить читательскую активность учеников: насколько ребята осведомлены  в содержании того или иного произведения,  внимательно ли они читают тексты, обращают ли внимание на портретные характеристики героев и художественные детали.

В своей учительской практике я использую ряд приемов, которые позволяют определить, какое число учеников знакомо с содержанием произведения, кто из них читал внимательно, вдумчиво, а кто «поверхностно».

Перед тем, как приступить к изучению и анализу романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», я предупреждаю ребят заранее, что им необходимо перечитать первую часть Т.I, т.к. им предстоит написать проверочную работу по содержанию именно этой части. Для тех учеников, кто уже познакомился с книгой Л.Н. Толстого ранее, не составить особого труда перечитать эти несколько страниц. Остальным предоставляется возможность быть подготовленными к работе, а значит и успешными тоже. На первый взгляд, вопросы в работе несложные, однако они требуют от учеников концентрации внимания. Для ребят, которые все же оказались не подготовленными к проверке знания текста романа, появляется возможность познакомиться с главными персонажами романа (хотя и заочно),  со слогом русского классика, с  особенностями синтаксических конструкций. Дополнительные вопросы, также включенные в работу, дают возможность мотивированным ученикам продемонстрировать свою читательскую компетентность. За что они получают дополнительные отметки (баллы).

Многообразие вопросов позволяет группировать их индивидуально для каждого ученика, что исключает возможность «коллективного» выполнения.

 

Подобные работы порою пробуждают читательский интерес даже у слабых, не читающих учеников. Ну а дальше наша задача поддержать этот интерес.

Проверочная работа по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» (часть I)

Задание. Определите, о каком герое идет речь в отрывке текста романа.

Впишите имя литер. героя.

1.     «Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожидания людей, знавших ее, делалась энтузиасткой. Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице    . . .      , хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может и не находит нужным исправляться».

2.     «     . . .     , напротив, несмотря на свои сорок лет, была преисполнена оживления и порывов».

3.     « … Отец очень богат и скуп. Он живет в деревне. Знаете, этот известный князь     . . .      , отставленный еще при покойном императоре и прозванный прусским королем. Он очень умный человек, но со  странностями и тяжелый».

4.     « … Ее хорошенькая, с чуть черневшими усиками верхняя губа была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее – короткость губы и полуоткрытый рот – казались ее особенностью, собственно ее красотой. …»

5.     « … Всем было весело смотреть на эту полную здоровья и живости хорошенькую будущую мать, так легко переносившую свое положение. …»

6.     « … Приехала и известная … , молодая маленькая княгиня     . . .      , прошлую зиму вышедшая замуж и теперь не выезжавшая в большой свет по причине своей беременности, но ездившая еще на небольшие вечера. …»

7.     «Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головою, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. …»

8.     « … Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа     . . .      , умиравшего теперь в Москве. …»

9.     « … Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был первый раз в обществе. … »

10.           «     . . .      был миловидный, с мягкими чертами и приемами, молодой человек, очевидно, считавший себя знаменитостью, но, по благовоспитанности, скромно предоставлявший пользоваться собой тому обществу, в котором он находился. Анна Павловна, очевидно, угощала им своих гостей. … »

11.           «     . . .      был подан обществу в самом изящном и выгодном для него свете, как ростбиф на горячем блюде, посыпанный зеленью.  …  »

12.           « … Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною мохом и плющом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск бала, подошла к Анне Павловне. … »

13.           «     . . .      была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно и победительно-действующую красоту. Она как будто желала и не могла умолить действие своей красоты. …»

14.           « … Во все время рассказа она сидела прямо, посматривая изредка то на свою полную красивую руку, легко лежавшую на столе, то на еще более красивую грудь, на которой она поправляла бриллиантовое ожерелье; поправляла несколько раз складки своего платья и, когда рассказ производил впечатление, оглядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины, и потом опять успокаивалась в сияющей улыбке. … »

15.           « … Черты его лица были те же, как и у сестры, … у брата, напротив, то же лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот – все сжималось как будто в одну неопределенную и скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение. … »

16.           «     . . .      поражал своим необыкновенным сходством с сестрою-красавицею и еще более тем, что, несмотря на сходство, он был поразительно дурен собой. … »

17.           « … Князь     . . .     был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой. … »

              18. « … княжна     . . .      , слегка придерживая складки платья, пошла меду стульев, и улыбка сияла еще светлее на ее прекрасном лице. Пьер смотрел почти испуганными, восторженными глазами на эту красавицу, когда она проходила мимо его.

                                - Очень хороша, - сказал князь Андрей.

                                - Очень, - сказал Пьер. …»

         19. «Пожилая дама носила имя княгини     . . .      , одной из лучших фамилий России, но она была бедна, давно вышла из света и утратила прежние связи. Она приехала теперь, чтобы выхлопотать определение в гвардию своему единственному сыну. … »

         20. «     . . .     был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать  что-нибудь приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил треугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. … »

         21. «     . . .     с десятилетнего возраста был послан с гувернером-аббатом за границу, где он пробыл до двадцатилетнего возраста. Когда он вернулся в Москву, отец отпустил аббата и сказал молодому человеку: «Теперь ты поезжай в Петербург, осмотрись и выбирай. Я на все согласен. Вот тебе письмо к князю Василию, и вот тебе деньги. Пиши обо всем, я тебе во всем помога. »

Кому из героев романа принадлежат слова?

22. « … Теперь война против Наполеона. Ежели б это была война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил в военную службу; но помогать Англии и Австрии против величайшего человека в мире … это нехорошо. … »

Кому из героев романа принадлежат слова?

23. « - Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было …»

Кому из героев романа принадлежат слова?

24. - Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет, не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал все, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно, а то ты ошибешься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда не годным. А то пропадет все, что в тебе есть высокого и хорошего. Все истратится по мелочам. … 

Кому из героев романа принадлежат слова?

25. - Моя жена, - продолжал     . . .      , - прекрасная женщина. Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь; но, боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым! …

26. « … Но свяжи себя с женщиной – и, как скованный колодник, теряешь всякую свободу. И все, что есть в тебе надежд и сил, все только тяготит и раскаянием мучает тебя. Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти. Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, а я ничего не знаю и никуда не гожусь. … »

О каком герое романа повествуется в данном фрагменте?

27. «     . . .     жил у князя Василия Курагина и участвовал в разгульной жизни его сына Анатоля, того самого, которого для исправления собирались женить на сестре князя Андрея. … »

28.  «     . . .     , семеновский офицер, известный игрок и бретёр, живший вместе с Анатолем. … играл во все игры и почти всегда выигрывал. Сколько бы он ни пил, он никогда не терял ясности головы. … »

29.  «     . . .     была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение. … »

30.  «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка. … »

31. «Она вдруг вскочила на кадку, так что стала выше его, обняла его обеими руками, так что тонкие голые ручки согнулись выше его шеи, и, откинув движением головы волосы назад, поцеловала его в самые губы. … »

32.  «     . . .      уж обнимала ее и плакала.     . . .     плакала тоже. Плакали они о том, что они дружны; и о том, что они добры; и о том, что они, подруги молодости, заняты таким низким предметом – деньгами; и о том, что молодость их прошла … Но слезы обеих были приятны … »

33. «Ждали     . . .     , прозванную в обществе le terrible dragon (драгуном), даму знаменитую не богатством, не почестями, но прямотой ума и откровенною простотой обращения.     . . .      знала царская фамилия, знала вся Москва и весь Петербург, и оба города, удивляясь ей, втихомолку посмеивались над ее грубостью, рассказывали про нее анекдоты; тем не менее все без исключения уважали и боялись ее. … »

34. « … Он был стеснителен и один не замечал этого. Большая часть гостей, знавшая его историю с медведем, любопытно смотрели на этого большого, толстого и смирного человека, недоумевая, как мог такой увалень и скромник сделать такую штуку с квартальным. … »

35. « … Анна Михайловна, с тем же значительным видом, который показывал, что она знает, что она делает, перешла через всю комнату к     . . .     и подала ему свечу. Он зажег ее и, развлеченный наблюдениями над окружающими, стал креститься тою же рукой, в которой была свеча. »

36. « … Генерал-аншеф князь     . . .     , по прозванию в обществе le roi de Prusse (прусский король), с того времени, как при Павле был сослан в деревню, жил безвыездно в своих Лысых Горах с дочерью … »

37. « … Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум. Он сам занимался воспитанием своей дочери и, чтобы развить в ней обе главные добродетели, давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях. … »

38. « … Так как главное условие для деятельности есть порядок, то и порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности. Его выходы к столу совершались при одних и тех же условиях, и не только в один и тот же час, но и минуту. … »

 

39. «     . . .     возвратилась в свою комнату с грустным, испуганным выражением, которое редко покидало ее и делало ее некрасивое, болезненное лицо еще более некрасивым, села за свой письменный стол, уставленные миниатюрными портретами и заваленный тетрадями и книгами.     . . .     была столь же беспорядочна, как отец ее порядочен. … »

Кому из героев романа принадлежат слова?

40.  « … брак, по-моему, есть божественное установление, которому нужно подчиняться. Как бы ни было тяжело для меня, но если всемогущему угодно будет наложить на меня обязанности супруги и матери, я буду стараться исполнять их так верно, как могу, не заботясь об изучении своих чувств в отношении того, кого он мне даст в супруги. … »

41. « - Нездоровы, брат, бывают только дураки да развратники, а ты меня знаешь: с утра до вечера занят, воздержан, ну и здоров. »

42.  « - Против твоей воли он спасет и помилует тебя и обратит тебя к себе, потому что в нем одном и истина и успокоение, - сказала она дрожащим от волнения голосом, с торжественным жестом держа в обеих руках перед братом старинный образок спасителя с черным ликом, в серебряной ризе, на серебряной цепочке мелкой работы. … »

43.  « - Должно быть, мне прежде тебя умереть. Знай, тут мои записки, их государю передать после моей смерти. Теперь здесь вот ломбардный билет и письмо: это премия тому, кто напишет историю суворовских войн. Переслать в академию. Здесь мои ремарки, после меня читай для себя, найдешь пользу. »

44. « - Знай одно, Маша, я ни в чем не могу упрекнуть, не упрекал и не упрекну мою жену, и сам ни в чем себя не могу упрекнуть в отношении к ней; и это всегда так будет, в каких бы я ни был обстоятельствах. Но ежели ты хочешь знать правду… хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю… »

45. « - Еще что хотел просить вас, - продолжал князь     . . .     , - ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя, как я вам вчера говорил, чтоб он вырос у вас… пожалуйста. »

Ответы к заданиям.

1 и 2. Анна Павловна Шерер

3. Князь Болконский (отец)

4, 5 и 6. маленькая княгиня, Лиза Болконская

7. Пьер Безухов

8 и 9. Виконт Монтемар.

10-13. Элен Курагина

14 и 15. Князь Ипполит Курагин

16 и 17. Андрей Болконский

18. Княжна Элен Курагина

19. Княгиня Анна Михайловна Друбецкая

20-21. Пьер Безухов

22. Кому из героев романа принадлежат слова? Пьеру Безухову

23 - 26. Кому из героев романа принадлежат слова? Андрею Болконскому

27. Пьер Безухов

28. Долохов

29. Графиня Ростова

30, 31. Наташа Ростовая

32. Княгини Анна Михайловна Друбецкая и Наталья Ростова

33. Марья Дмитриевна Ахросимовна

34, 35. Пьер Безухов

36 - 38. Князь Николай Андреевич Болконский

39 – 40. Княжна Марья Болконская

41. Князь Николай Андреевич Болконский

42. Княжна Марья Болконская

43. Князь Николай Андреевич Болконский

44 – 45.  Князь Андрей Николаевич Болконский

Дополнительные вопросы.

1)    Какую фамилию носила в девичестве графиня Ростова.

Ответ. Шиншина.

2)    Какую сумму граф Ростов отдал супруге по первому ее требованию (на шитье мундира для Бориса)?

Ответ. Семьсот рублей.

3)    Что подарила графиня Апраксина имениннице Наташе Ростовой?

Ответ. Яхонтовые сережки грушками.

4)    Как называла графиня Апраксина Наташу Ростову?

Ответ. Казак, зелье девка.

5)    Что было подано на десерт за праздничным обедом у Ростовых?

Ответ. Ананасное мороженое.

6)    Кто из присутствовавших на обеде у Ростовых лихо отплясывал Данилу Купора?

Ответ. Граф Ростов и Марья Дмитриевна Апраксина.

7)    Где хранилось завещание умиравшего графа Безухова?

Ответ. В мозаиковом портфеле под подушкой.

8)    Каким предметом занимался по утрам князь Николай Андреевич Болконский с дочерью?

Ответ. Геометрией.

9)    Кого называет «корсиканским чудовищем» Жюли Курагина в своем письме?

Ответ. Наполеона.

10)                      Кто, помимо членов семьи Болконских, всегда находился за обеденным столом князя?

Ответ. Архитектор Михаил Иванович.

11)                      Кого называл «пустым человеком» князь Николай Андреевич Болконский?

Ответ. Наполеона.

12)                      Что вручила княжна Марья Болконская брату при прощании с ним?

Ответ. Овальный старинный образок.

13)                      Какую «раздирающую душу» сцену видела княжна Марья, совершая обычную прогулку по улице деревни?

Ответ. Сцена прощания крестьян с партией рекрут.

Используемая литература

Л.Н. Толстой. Война и мир. В двух книгах. Книга первая. - М.: Художественная литература, 1972.

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x