Практико-ориентированный семинар "Логоминутки", как средство профилактики речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста" | Светлана Петровна Пилипенко. Работа №239786
Автор: Светлана Петровна Пилипенко
Рекомендации по организации логопедических минуток для детей раннего и младшего дошкольного возраста.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД №92 «ВЕСНУШКА»ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ СЕМИНАР«Логоминутки», как средство профилактики речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста» Материал подготовлен:учителем-логопедом Пилипенко С.П.Апрель 2020г
Родительское собрание
Практико-ориентированный семинар
по теме «Логоминутки» как средство профилактики речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросах профилактики возникновения ранних речевых нарушений, формирование практических навыков применения специальных логопедических приемов.
ПЛАН
Теоретическая
часть «Логоминутки, как средство ранней профилактики речевых нарушений у детей».
Практическая часть: Лого
педическая
минутка «Поиграем с зайкой Степой»
Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего возраста до 3 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. А речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает влияние на всю его последующую жизнь.
К сожалению, уровень речевого развития детей раннего возраста, поступающих в детский сад, в большинстве случаев не соответствует возрастной норме. Многие дети групп раннего возраста, имеют проблемы в речевом развитии
Как показывают исследования, основа формирования речи - обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие двигательной деятельности ребенка. Поэтому, создание полноценной предметно-развивающей среды в группе и организация в ней совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками служит наиболее мощным средством стимуляции и мотивации детской речи.
Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном взрослых – речи родителей, членов семьи, педагогов ДОУ. Важным средством профилактики речевых нарушений служит создание соответствующей возрасту детей активной речевой среды: это правильная, чистая речь взрослых, чтение произведений художественной литературы, использование фольклора в режимных моментах, четкое планирование игровой деятельности.
Одной из эффективных форм профилактической работы является включение в образовательный процесс так называемых «логопедических минуток». «Логопедические минутки» - это непродолжительные по времени (3-5 минут) игровые задания, направленные на совершенствование моторных функций (общей, мелкой и артикуляционной), формирование просодической стороны речи, развитие слухового и зрительного восприятия. «Логопедические минутки» разрабатываются учителем-логопедом с учетом возрастных особенностей детей, специфики речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста, и возможностей восприятия педагогического воздействия. План-конспект логоминуток составляется на каждую неделю по определённой лексической теме (см. приложение). Данный вид деятельности рекомендуется проводить воспитателям.
Рекомендации к проведению «логоминуток»
Выделить оптимальное время для данного вида работы с детьми в
режиме дня (1половина дня до завтрака либо 2 половина дня до ужина)
Проводить логоминутки регулярно и в определённой системе.
Логоминутки организуется как со всей группой, так и индивидуально.
Обязательная предварительная подготовка:
изучить план работы на предстоящую неделю;
личная апробация предлагаемых в плане на неделю игр и упражнений, т.е. воспитатель должен знать и уметь как правильно выполнять артикуляционные, дыхательные, фонетические упражнения; игры и упражнения на развитие слухового внимания и мелкой моторики;
продумать игровую мотивацию проведения логоминуток (желательно не одну)
подготовить необходимый наглядно-демонстрационный, игровой материал и оборудование.
продумать размещение детей, чтобы была возможность использовать разные виды показа (зрительный, слуховой, тактильный)
Последовательность проведения того или иного у
пражнения логоминутки определяется
план-
конспектом и
включает следующие направления:
Игры и упражнения, развивающие артикуляционный аппарат.
В раннем дошкольном возрасте целесообразнее использовать универсальные комплексы артикуляционных упражнений. Тренировка органов артикуляции осуществляется в игровой форме. Отрабатываемые в процессе артикуляционных упражнений движения соответствуют вызываемому у ребенка звуку. Движения органов артикуляционного аппарата должны быть ненапряженными (но при этом достаточно активными), ритмичными, точными. Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились прочными, совершенствовались.
Игры и упражнения по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос).
Следует уделять немалое внимание развитию речевого дыхания у детей, так как неправильное речевое дыхание нередко является причиной ряда речевых нарушений. Например, нарушения плавности речи (речь на вдохе); затуханию голоса в конце фраз; ускорению темпа речи, нечеткого произношения слов (проглатывание окончаний); позднего или неправильного освоения некоторых звуков и т.д.
Полезно ежедневно выполнять с детьми дыхательные упражнения и игры. Дуть на легкие ватные шарики, бумажные разноцветные полоски, играть на дудочке, дуть на привязанные к ниточке бумажных бабочек, сдувать со стола, с ладошки бумажные снежинки и т.д.
Игры, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук
Пальчиковые игры мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ снимают умственную усталость. Они способны улучшить звукопроизношение многих звуков, а значит развить речь.
Игры и упражнения на развитие слухового внимание
В процессе формирования звуковой стороны речи ребенок учится правильно произносить звуки родного языка, четко и внятно воспроизводить слова и фразы, говорить достаточно громко, в нормальном темпе, употреблять интонационные средства выразительности. Эти умения формируются только на основе хорошо развитого слухового восприятия (умения слышать и слушать речь окружающих). Поэтому очень важно учить ребенка, прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звуки (неречевые и речевые).
Используемые игры, стихи, потешки, соответствуют возрасту, связаны с жизненными ситуациями, которые знакомы ребенку. Педагог должен следить за четкостью своей дикции, ясностью изложения материала, увлекательно и доступно оформлять задания. Надо помнить, что в первой младшей группе педагог, проводя эти игры, фиксирует внимание детей на звучании, а не на артикуляции звука.
Практическая часть:
- В практической части я проведу логоминутку «Поиграем с зайкой Степой». Для привлечения внимания и обеспечения интереса к предстоящей деятельности я буду использовать игрушку зайку.
1. Организационный момент (в группу заносится игрушка или воспитатель сразу заходит с игрушкой)
- Здравствуйте ребята. Посмотрите, кто к нам в гости пришел? (Зайка). Зайку зовут Степа, он пришел с нами поиграть. Поиграем? (Да)
2. Упражнение «Домик открываем – домик закрываем» - развитие артикуляционной моторики.
- Игра называется «Домик открываем - домик закрываем». Открыли рот (счет до 3-5), закрыли рот. (повторить 3-5 раз). Молодцы! И Степа молодец!
3. Упражнение «Девочки куклу качают» - формирование просодической стороны речи.
- Девочки в куклы играют, девочки кукол качают: А-А-А-А-А. (повторить 2-3 раза) Как куклу качают? (А-А-А). (индивидуальные и хоровые ответы)
4. Упражнение «Девочки поют» - координация ротового и носового дыхания, выработка продолжительного выдоха
- Наши девочки поют. Вот так: пение звука А с жестом (широко разводим руки вперед – в стороны). Как наши девочки поют? (пение звука А с жестом) (хоровые и индивидуальные). А теперь Ваня, Аня и т.д.
5. Пальчиковая игра «Пальчик о пальчик» - развитие мелкой моторики.
Пальчик о пальчик
Тук-тук-тук
Пальчик о пальчик
Тук-тук-тук
Заплясали ручки, заплясали
Ай.
Стучать указательным пальчиком одной руки по указательному пальцу другой руки.
Вращение кистями
Спрятали за спину
Игра «
Ручки-ножки
»
- развитие слухового восприятия
- Как ручки хлопают покажем? (дети хлопают) А теперь ножки топают (топают). Ручки (дети хлопают), ножки (топают), ручки, ручки, ножки и т.д.
7. Игра «Умные ножки» - развитие слухового восприятия
- Зайка Степа очень любит играть на барабане. Степа будет играть, а ребятки шагать. (воспитатель исполняет на барабане простой ритмический рисунок, а дети под него шагают). Можно менять барабанный ритм (например, 1,2,3 стоп или 1,2,1,2,1,2,1,2 и скорость (замедляя или немного ускоряя)
- Ой ребята, заигрались мы с зайкой Степой. Ему пора домой возвращаться в лес, а нам завтракать. Скажем Степе до свидания. (дети прощаются).
Таким образом, в процессе совместной деятельности у воспитанников развивается артикуляционная и мелкая моторика, просодическая сторона речи (дыхание, голос), слуховое восприятие, внимание, формируются фонематическое восприятие, то есть создается база для успешного овладения родным языком.
Если проводить в ДОУ работу по профилактике речевых нарушений, начиная с раннего дошкольного возраста, то количество детей, состояние речи, которых в старшем дошкольном возрасте требует коррекции, значительно уменьшится.
Приложение 1
План-конспект «логопедических минуток» в возрастных группах с 2 до 4 лет (на месяц)
Октябрь
Развитие
артикуляционной моторики
Формирование просодических компонентов речи
Фонетическая ритмика
Развитие
мелкой моторики
Развитие
слухового восприятия
1 неделя
Тема:
Человек
Звук:
А
«Домик открываем – домик закрываем»
Правила выполнения:
- открыть рот, удерживать без напряжения
3-5сек.;
- закрыть рот.
Повторить не менее 3 раз.
«Укачиваем куклу»: А-А-А. преодоление твердой атаки голоса при произнесении гласных.
(варианты: девочка плачет, тетя поет)
Повторить 3-4 раза.
Пение звука: А-А-А с жестом (широко разводим руки вперед – в стороны)
Повторить 3-4 раза.
Пальчиковая игра
«Пальчик о пальчик»
Игра «Ручки-ножки» - отгадать и повторить хлопки-притопы.
Игра «Пальчик о пальчик» - стучать пальчиками одной руки о пальчик другой, на слово «ай» спрятать руки за спину.
Игра «Умные ножки» - шагать под звуки барабана.
Отчет
восп.-ля
2неделя
Тема:
Семья
Звук:
У
«Целуем мамочку» -
Правила выполнения:
- губы вытянуть вперед, как при произнесении звука «У». удерживать 2-3 сек., если не получается вытянуть губы вперед и причмокнуть. Повторить не менее 3 раз.
«Мамины духи» - обучение правильному вдоху – не поднимая плеч.
Рекомендации:
Сделать носом вдох- «понюхаем мамины духи» (следить за плечами) и на выдохе сказать: «Ах!». Повторить 3-4 раза.
Пение звука: У-У-У с жестом (плавное движение обеих рук вперед)
Повторить 3 раза.
Проговаривание:
Поезд едет и гудит: УУУ.
Я по рельсам бегу: УУУ
Пальчиковая игра «Этот пальчик - дедушка»
Игра «Колыбельная» - мама качает дочку, поет: А-А-А - низким голосом; дочка качает куклу, поет: А-а-а – высоким голосом.
Игра «Шумовые коробочки» (стекляшки – камушки). Формировать внимание к неречевым звукам.
Отчет
восп.-ля
Октябрь
Развитие
артикуляционной моторики
Формирование просодических компонентов речи
Фонетическая ритмика
Развитие
мелкой моторики
Развитие
слухового восприятия
3неделя
Тема:
Осень
Звуки:
АУ
Блок «Открываем домик – целуем мамочку».
Правила выполнения:
- широко открыть рот, как при произнесении звука «а», удерживать 2-3 сек, затем
- губы вытянуть хоботком, как звук «у», удерживать позу 2-3 сек.
Повторить не менее 3 раз.
«Дуем на листики» - выработка длительного выдоха.
1. Предлагаем подуть на листики, как ветерок. Вдох - носом (следить за плечами), длительный выдох через рот. 2. подуть на листики в тазу с водой. Повторить 3-4 раза.
Пение с А с жестом,
Пение У с жестом
Повторить 3 раза.
Проговаривание:
Заблудились мы в лесу и кричим: АУ! АУ!АУ!
Пальчиковая игра «Дождик, лей»
Игра «Дождик» - различать ритм постукиваний по металлофону.
Игра «Шумовые коробочки» (горох-греча). Формировать внимание к неречевым звукам.
Отчет
восп.-ля
4неделя
Тема:
Овощи
Звуки:
УА
Блок «Целуем мамочку – открываем домик»
Правила выполнения:
- губы вытянуть хоботком, как при произнесении звука «у», удерживать 2-3 сек.,
- затем широко открыть рот, как звук «а», удерживать позу 2-3 сек. Повторить не менее 3 раз.
«Дуем на султанчик» - выработка длительного выдоха.
Рекомендации: Предлагаем подуть на султанчик. Вдох - носом (следить за плечами), длительный выдох через рот.
Повторить 3-4 раза.
«Пение У с жестом,
Пение А с жестом
Повторить 3 раза.
Проговаривание:
Наш малыш кричит с утра: УА! УА! УА!
Пальчиковая игра «Капустка»
Игра «Готовим салат» - различать неречевые звуки: трем морковь, шинкуем капусту, чистим лук.
Игра «Шумовые коробочки» (греча – манная крупа). Формировать внимание к неречевым звукам.
Отчет
восп.-ля