Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Правила в рифмовках ☼ ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Лебедева Евгения Васильевна

ПРАВИЛА    В    РИФМОВКАХ

 

Рождаются рифмовки от настоящей детской поэзии, вернее, от ее живого ручейка. И ручеек этот обладает , можно сказать , живительной силой: он помогает детям учиться, облегчает его трудности, прививает ребенку интерес к знаниям и прежде всего к родному языку.

          Стихи детских писателей – А.Л. Барто, С.Я. Маршака, С. Михалкова всегда помогали в обучении детей. Однако по-настоящему я осознала необходимость работы со стихами, начав обучать в школе детей шестилетнего возраста. Маленькие школьники оказались на редкость отзывчивы к произведениям народного творчества, особенно к его малым жанрам: потешкам, скороговоркам, загадкам и песенкам.

          Читали мы первые стихотворные тексты с доски хором.

( прием М.А.Кушнира – работала по этой теме несколько лет ). Вернее сказать, читала их на первых порах я, а дети глазами следили за чтением. Каждый первоклашка в меру своей подготовленности к школе находил в текстах знакомые буквы, радовался встрече с ними, сначала робко, а затем все смелее и чаще открывал рот и «читал» вместе с учителем. В особом выигрыше были читающие дети, они чувствовали себя уверенно. Но и всем остальным ученикам процесс коллективного чтения нравился, поэтому урок проходил живо, при хорошей активности и бодром настроении детей.

    Например, после знакомства с согласной буквой Н  - мы читали хором с доски стихи А. Шибаева:

Н  надела поясок.

И надела поясок,

Буква  Н  надела ровно,

Буква  И   -  наискосок.

           Таким образом, я пришла к одному очень важному открытию. Эти  стихи о буквах, скороговорки и чистоговорки, записанные на доске, не только повышают настроение на уроке, не только объединяют и организуют детей своим ритмом, но и при определенных условиях могут явиться прямым и эффективным средством опережающего изучения букв алфавита.

            Я старалась подбирать небольшие стишки на каждый урок. И постепенно ощутила необходимость в специальных рифмованных текстах, имеющих определенный дидактический смысл. Ведь насколько легко при помощи  стихов запоминаются буквы! Если я не находила стихи у поэтов – я придумывала их сама:

Э-Ы-У, А-О-И-

Звуки гласные мои.

Их нетрудно перечесть

И запомнить: звуков 6.

            Так постепенно чтение становилось средством изучения языка, и мы невольно осуществляли на практике одну из заповедей Ш.Амонашвили: «Необходимо включить процесс выработки у детей навыка чтения в более широкую, содержательную, эмоциональную, интересную, познавательную деятельность, формировать этот навык не как самоцель, а как способ решения познавательных задач.»

    Двадцатишестилетний опыт работы с младшими школьниками показывает, что начинать орфографическую подготовку следует как можно раньше, а именно в момент обостренного внимания детей к слову. Когда оно впервые пишется и читается маленьким учеником. И здесь рифмованные упражнения стали для нас особенно необходимыми. Дети не без удовольствия и задора читали:

Лужи, лыжи, камыши,

Мыши, жимолость, чижи,

Шимпанзе, шипы, машина.

Шишки ежики, пружина.

В слоге ЖИ, и в слоге ШИ

Только букву  И  пиши.

   Вот так процессе работы и накапливались наши стихотворные упражнения, которые мы назвали рифмовками и которые все активнее использовались на уроках чтения и письма. Обязательно надо сказать о преимуществе рифмовок.

    Прежде всего это ритм, на котором построены данные упражнения. Еще в начале нашего века видный педагог

 Ц.П. Балталон так писал о значении ритма: «Привычка к ритму движений есть привычка к согласованию своих нервных импульсов, к управлению своими собственными движениями, к экономной и правильной трате своей нервной энергии. Но с того момента , как у ребенка возникает чувство согласованности своих и чужих движений и это чувство начинает сопровождаться у него видимым удовольствием. У него начинается развитие первоначального эстетического чувства, лежащего в основе всех изящных искусств».  Часто при хоровой декламации многих рифмовок приходилось наблюдать у детей непроизвольные ритмические движения головы, рук, плеч, легкое постукивание ногой под партой. Детям хотелось хлопнуть в ладоши, даже подпрыгнуть после окончания чтения. Все эти движения, естественные и разрешенные нами на уроке, нисколько не мешали в обучении, но и помогали , подтверждая наблюдение Л. Выготского: «Движение ума ребенка начинается только тогда, когда есть движение его тела, его руки».

   Голоса учеников, невыразительные и глухие в первые дни обучения , сливались в единый звонкий ритм стихотворного текста и доказывали преимущества совместных усилий. Самые смелые дети сразу имели возможность проявить инициативу в чтении, а слабые и робкие – постепенно включались в работу.  Рифмовка своим волшебным  ритмом как бы заколдовывала детей и заставляла читать без отдыха сразу по 8-16 слов:

Лара, Лиза, Лида, Лена.

Гера, Гоша, Галя, Гена,

Соня, Саня и Семен,

Ася, Аня и Антон.

   Причем после чтения рифмовок у детей, как правило, не только не замечалось усталости, а напротив, наблюдалось удовлетворение, подъем и желание работать дальше.

    К. И. Чуковский, прекрасный знаток детской речи, писал, что никто не требует , чтобы педагоги делали детей стихотворцами, но они обязаны научить их восприятию стиха.

    В зависимости от роли, которую выполняют рифмовки, их делят на 4 группы. Первая группа . Рифмовки – «запоминалки» . Они служат для выделения орфограммы и запоминания ее правописания. Многократное чтение таких рифмовок, а иногда и непроизвольное заучивание их создают тот благоприятный фон, на котором в дальнейшем прочно, осознанно и гораздо легче усваиваются орфографические правила. Вот пример одной из «запоминалок»:

Сочетанья  ЩА и  ЧА –

В слове пища и свеча,

Чаща, дача и печать –

Нужно с буквой  А  писать,

Потому что  ЧА  и  ЩА

Пишут только с буквой  А.

   Вторая группа. Рифмовки – «тренажеры».

   Такие рифмовки используются для чтения и письма. Они привлекают внимание детей к орфограмме, расширяют их представления о несоответствиях написаний и произношения, служат средством  накопления слов:

Кошка Маришка,

котенок Тишка,

щенок Дружок.

цыпленок Пушок,

корова Буренка,

коза Найденка,

поросенок Хрюша

и бычок Гаврюша –

всех их клички до одной

пишут с буквы прописной!

 

   Третья группа.  Рифмовки – «контролеры».

   Они составляются, как правило, для проверки одной какой-либо орфограммы. Вот одно из упражнений, которое мы использовали для контроля за написанием безударных гласных уже в конце первого класса ( проверка проводилась устно с помощью сигнальных карточек с гласными буквами о, е, а, и, я )

Морской, речной, гористый,

Стальной, родной, лесистый.

Проверь слова, да не спеши,

Красиво. Грамотно спиши.

   Многие рифмовки совмещают  в себе одновременно задачи запоминания, контроля, а также тренировки в чтении и письме  слов с определенной орфограммой.

   Четвертая группа. «Орфографические пятиминутки».

    Они проводятся устно в виде соревнования – кто больше найдет орфограмм:

Жимолость, ландыши,

щука, часы,

чудо, машина,

огонь, камыши,

девочка Ира и

мальчик Илья –

сколько здесь правил

нашли вы, друзья?

   При выполнении этого упражнения идет отработка навыков правописания на основе нескольких орфограмм, целенаправленно  формируется орфографическая зоркость учащихся.

Точка, бочка, шишка, друг.

песик Булька и утюг,

класс, аллея, телеграмма –

кто нашел все орфограммы?

     Итак, рифмовки сначала появились на уроках обучения грамоте. Их возникновение было связано с поисками такого дидактического материала, который бы максимально  удовлетворял нашим желаниям: изгнать с урока скуку, внести в обучение мажорный тон, облегчить детям усвоение трудных языковых понятий ( звук, гласный, согласный, слог, ударение и т.д. Четкое орфографическое проговаривание насыщенных орфограммами рифмовок стало важным методическим требованием, о котором еще К. Ушинский  писал, что «хороший, ясный выговор слова, такой, чтобы был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главные основания правописания».

     Хочется показать как применялись рифмованные упражнения на уроках русского языка.

С заглавной буквы без сомненья

мы начинаем предложения.

и имя папы, мамы, дочки,

чтобы выделить их в строчке.

Буквы пишем аккуратно,

чтобы было всем понятно.

Мы писали, мы старались,

чтоб слова легко читались.

    Эта незатейливая рифмовка давала возможность повторить правила написания большой буквы в начале предложения и в именах собственных, напоминала детям, для чего надо ясно и четко писать в тетрадях, т.е. помогала  закладывать и развивать мотивацию красивого письма.

   Во втором, третьем, четвертом классе  работа с этими же рифмовками может быть продолжена. Например – рифмовка 1 класса:

Чижи, ужи, ежи, стрижи,

жирафы, мыши и моржи,

кружи, дружи, служи, спеши –

запомни слоги ЖИ  и  ШИ.

   По этой рифмовке можно рекомендовать следующие задания:

-         Поставить имена существительные в единственном числе, определив род, понаблюдать за особенностями существительных, оканчивающихся на шипящие.

-         Выписать в один столбик существительные, а в другой глаголы.

-         Поставить глаголы, данные в рифмовке, в   неопределенной форме.

-         Придумать с этими глаголами предложения, поставить их в 3-м лице единственного числа.

-         Подобрать пословицы с данными глаголами и т.д.

Из приведенных примеров видно, что возможности варьирования и усложнения заданий  к таким, казалось бы, простым упражнениям практически безграничны.

 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×