"Православная культура и её роль в развитии личности дошкольном". | Дарья Сергеевна Кириллова. Работа №356974. Номер работы: №356974
Аннотация. В статье рассматривается влияние православной культуры на духовно-нравственное развитие личности дошкольника. В процессе приобщения к православной культуре у дошкольников формируется нравственное здоровье, происходит присвоение православных ценностей: любовь к Богу, любовь к Отечеству, любовь к ближнему во всех ее проявлениях, милосердие, правдолюбие, стремление к добру и неприятие зла.
Православная культура и её роль в развитии личности дошкольников
Л.Н. Киркина, Д.С Кириллова
МБДОУ детский сад № 80 «Аист», г. Ульяновск
Аннотация. В статье рассматривается влияние православной культуры на духовно-нравственное развитие личности дошкольника. В процессе приобщения к православной культуре у дошкольников формируется нравственное здоровье, происходит присвоение православных ценностей: любовь к Богу, любовь к Отечеству, любовь к ближнему во всех ее проявлениях, милосердие, правдолюбие, стремление к добру и неприятие зла.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, православные духовные ценности, православная культура, православное мировоззрение.
Определяя влияние православной культуры на процесс духовно-нравственного и социального развития личности ребёнка-дошкольника, необходимо учитывать тот факт, что именно православие являлось для российского общества тем культурообразующим элементом, которое сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего общества и государства. Самым актуальным обстоятельством, характеризующим православную культуру, является то, что вся она, даже в мельчайших своих компонентах, была и остается духовно, нравственно, эстетически значимой, и одно это определяет необходимость ее изучения в наш прагматический век.
Без понимания сущности православия и идеалов Святой Руси, несводимых к чистой церковности и образцам древней русской святости, нельзя понять всю духовно-нравственную сферу русского народа. Многие элементы духовности возникли еще до принятия Христианства, а православие венчало и упрочило древнее мировоззрение русского народа, придав ему более утонченный и возвышенный характер.
По канонам православного миропонимания, человек должен стремиться к совершению благих дел. Не совершивший при жизни добра умирает не только телом, но и душой, поэтому пагубен не только грех, но и отсутствие добрых дел. Не формальное следование закону и оправдание земных страстей, плодоносящих зло, а постоянное стремление к добру, к высшему благу, к всеобщей победе благодати и добра составляют ценностное ядро русской духовности. Стремление к добру, истине, справедливости пронизывают произведения устного народного творчества, духовные стихи, которые выполняли функции образования и в информационном, и нравственном отношении.
За многие века своего существования православие накопило колоссальный эстетический потенциал, и лишать современного человека возможности осваивать его – значит, несказанно его обеднять. Православная культура – это литература, включающая тысячи томов, написанных сотнями авторов, это иконы, в том числе Андрея Рублева, фрески Дионисия, это богатейшие архитектурные традиции, это удивительная гимнография, объединяющая литургическую музыку и поэзию, это, наконец, прикладное искусство – богослужебные сосуды, оклады икон, церковные облачения, традиции которого живы до сих пор.
Ценности православного мира утверждались в таких социальных институтах, как семья, образование, армия, государство. Мировоззрение русского человека было неотделимо от восприятия мира, созданного Творцом. Основными целями православного воспитания подрастающего поколения являются формирование духовно-нравственного здоровья детей, передача им ценностей семейной, религиозной жизни.
В 1993 г. впервые была разработана «Концепция православного дошкольного воспитания», которая сыграла свою конструктивную роль в развитии системы православно-ориентированных дошкольных учреждений. На базе этих концептуальных положений разрабатывается содержание и методика воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Как указывают А.Я. Данилюк с соавторами, главным результатом духовно-нравственного воспитания детей на основе православной культуры должно стать усвоение ребенком вечных православных ценностей: милосердия, правдолюбия, стремление его к добру и неприятию зла [1]. В познавательном плане ребенок будет знать в общих чертах Священную Историю, а также традиции, рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня.
Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванного в этот мир. Православные ценности – это, прежде всего, качества человеческой души, которые много веков были присущи русскому человеку, составляли неотъемлемую часть его жизни: это любовь к Богу, любовь к Отечеству, любовь к ближнему во всех ее проявлениях.
В православии велико значение учения о добродетелях, характеризующих духовно-нравственные качества личности. Само понятие «добродетели» указывает на деятельную форму усвоения добра («добродеять» - делать добро) – в противоположность лишь знанию о добре. Главные православные добродетели – вера, надежда, любовь, а также милосердие, великодушие, терпение, незлобие, смирение, послушание, мужество, трудолюбие, воздержание.
Воспитание детей на основе православных ценностей способствует формированию у них целостного исторического сознания, более полного осмысления исторических событий, религиозных духовно-нравственных мотивов патриотизма. Православное воспитание учит детей любви к Родине, формирует способность и готовность защищать свою страну, и, если будет необходимо, отдать за нее жизнь. Такой пример нам показывает вся история России, ее герои, святые, князи, цари и простой народ, в тяжелых условиях прошедшие через испытания, но отстоявшие как государство, так и православную веру, русскую культуру и традиции.
Вся российская дореволюционная педагогика, а также советская образовательная школа, исходила из положения необходимости всестороннего развития ребёнка, приобщении детей не только к миру знаний, науки, но и к миру прекрасного, к воспитанию нравственной чистоты, телесного и духовного возрастания. С раннего возраста закладывались духовные ценности- православные добродетели, что, конечно, в советское время не афишировалось, но тем не менее неуклонно выполнялось, через знакомство с русской классической литературой, народным творчеством (баснями, сказками, песнями). В душу ребёнка закладывалось понимание добрых и честных поступков; через игру, общение формировались терпение, отзывчивость, милосердие, сострадание.
Цель православной педагогики, как указывает пишет в своей книге «Православное воспитание детей дошкольного возраста» Р.Ю. Киркос – помочь человеку восстановить в себе подобие Божие, утраченное в грехопадении. Западная же система (прежде латинская, а теперь проамериканская) имеет лозунг: знание ради знаний и материального благополучия. Мудрый родитель, имеющий веру жизненным ориентиром, к вере будет направлять и чадо свое. Эту истинную систему координат ребенок должен научиться видеть, чувствовать, жить в ней, кем бы он потом ни был: ученым, художником, рабочим, монахом. Анализируя с дошкольниками прочитанные рассказы, стихи, просмотренные мультфильмы, воспитатель учит детей понимать с малых лет нормы нравственного поведения, не оставлять без внимания плохие поступки своих воспитанников [2].
Замечательный проповедник, святой Иоанн Кронштадтский говорил о том, что нельзя оставлять детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, скверных, лукавых и хульных помышлений, греховных привычек, наклонностей и страстей; враг и плоть грешная не щадят и детей, семена всех грехов есть и в детях. Надо представить детям все опасности грехов на пути жизни, не скрывать от них грехов, чтобы они по неведению и не вразумлению не утвердились в греховных навыках и пристрастиях, которые растут и приносят соответствующие плоды по приходе детей в возраст.
Очевидно, что ошибки воспитания в дошкольный период ребенка могут проявиться в самом близком будущем, а родители могут так и не понять, почему ребенок стал вдруг раздражительным, замкнутым, агрессивным, отвергнутым коллективом детей. Причина может быть все та же – он оказался не адаптированным, не готовым к так называемой социальной жизни. Не меньшая опасность – вырастить эгоиста, этакого «маменькиного сыночка», которому никто не станет потакать так, как вы это делали дома, и тогда он может оказаться практически одиноким, отвергнутым коллективом детей.
Современная православная педагогика исходит их того, что необходимо учить детей избегать зла, зависти, довольствоваться тем, что имеешь; уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе; формировать интерес к изучению Православия, открывать им путь к духовному совершенствованию и познанию православной культуры; формировать навыки подготовки и празднования совместно с родителями православных календарных праздников; воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности.
Общая задача духовно-нравственного религиозного воспитания детей состоит в том, чтобы вызвать к жизни духовные силы, духовные запросы у детей, дать им окрепнуть и созреть. Этой главной задаче духовно-нравственного воспитания должны быть подчинены все остальные.
Список литературы
Данилюк А.Я.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.
–
4-е изд.
–
Москва :
Просвещение, 2014.
–
23 с.
Православное воспитание детей дошкольного возраста
/
Р. Ю
.
Киркос
. - Санкт-
Петербург :
Сатисъ
:
Держава, 2007.
–
221 с.