Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Православные праздники ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Шевцов Евгений Васильевич

Стройные колокольни, золотые купола, чистые лики икон. Понять Россию- значит почувствовать, что мы- часть огромного вневременного потока. А для этого нужно знать, каким воздухом дышали наши предки, за какими столами сидели, какие рубахи носили, какие праздники любили, как отдыхали. Мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы  и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом Отечество. Любить Отечество невозможно заставить декретом. Любовь надо воспитать.

Зарисовать, описать, сфотографировать- все это под силу любому, кто хочет сохранить в памяти историю своего родного края. Не зная прошлого, нельзя  любить настоящее, думать о будущем.

В настоящее время появилось много литературы, в которой описывается жизнь наших предков. Мелькают публикации в газетах и журналах о православных праздниках. И начинает казаться, что мы очень много знаем о своих корнях. Но коснешься этой темы глубже и понимаешь, что многое еще не известно, особенно жизнь небольших сел, хуторов. Свою родословную тоже знаем плохо. И появляется желание узнать побольше, сохранить и донести до будущих поколений. А очевидцев тех далеких событий с каждым днем становится все меньше и меньше, о многом мы уже не сможем узнать ничего. Поэтому нельзя медлить. Бережного отношения требует все: старинные постройки, народные ремёсла, древняя утварь, живопись в храмах, книги и документы, имена и могилы героев, воспоминания старожилов, при всех наших заботах о текущих делах, о хлебе насущном и о разведке внеземных далей.

Большую роль в культурной жизни населения играют православные праздники, которые выражают национальную самобытность русского народа. В советское время эта сомобытность стала теряться. Основными целями данной работы являлись: анализ, обобщение, систематизация материала о православных праздниках жителей нашего села и использование этого материала в дальнейшей деятельности школьного музея и в работе по воспитанию у учащихся школы любви и гордости за свою малую Родину, а также восстановление утраченных обычаев, традиций.

При написании данной работы были использованы различные методы исследования. В первую очередь встречалась со старожилами села Гребцовой Т. Н., Чермошенцевой Е. Е., Краниной Ф.Ф., Клеймёновой Ф.С., их рассказы были записаны. Пособием при составлении работы были разнообразные издания и исследования, в том числе: А.Т, Докучаев «Путеводитель по Острогожскому району», М. Забылин « Русский народ. Его обычаи, предания, обряды и суеверия», Н. Юдина «Энциклопедия русских обычаев», « Указатель храмовыхъ празднествъ Воронежской епархии». Работала в архиве редакции газеты «Острогожская жизнь», сотрудничала с настоятелем Никольского храма отцом Сергием.

Проблема возрождения, сохранения фольклорных традиций в обществе может быть решена общими усилиями общества и государства.

 

ОТ БЕЛГОРОДСКОЙ ЗАСЕЧНОЙ ЧЕРТЫ

ДО НАШИХ ДНЕЙ

 

Лет прошло с тех пор не мало,

Изменялось все не раз.

Неизменна только память,

Что живет в сердцах у нас.

Триста с лишним лет девица

На степной простор глядит.

У судьбы немного просим:

Еще триста пусть стоит

 

Село Девица расположено на правом берегу Дона и на берегу речки с аналогичным названием Девица. До районного центра 42 км, ближайшая железнодорожная станция «Острогожск» - 44 км. Название село получило по имени реки. В нашей области с таким именем две речки – одна у Семилук, другая в нашем районе. Ту, которая у Семилук, называли когда-то Смердячей Девицей, а нашу – Красной Девицей.Ученые считают. Что так названа река давным-давно, еще во времена Киевской Руси, когда на берегах Дона в этих местах существовали древнерусские укрепленные поселения. О том, что в местах вокруг Девицы человек поселился много тысяч лет тому назад говорит такой факт. У села, в местности «гатный бугор», «рубеж» и «попов штиль» в 30-х годах ХХ века был обнаружен непрерывный ряд стоянок каменного и бронзового веков.

Впервые о селе упоминается в 1655 году. Исходя из того, что Девица была населена служащими людьми города Коротояка. Который был основан и построен в1647 году, появление и основание этого села можно отнести к периоду с 1648 по 1655 год. Это предложение хорошо подтверждает документ, который был составлен из речей служащих людей. В нем сказано. Что за свою службу люди Коротоятского уезда вместо денежного жалованья получало пашенную землю в селах Девица, Оськино, Сторожевое.

Из этого документа также видно, что уже в то время в селе была построена церковь, что еще раз подтверждает время основания населенного пункта. В своей работе об однодворцах Воронежской губернии краевед Г. Германов писал: « Девица в трех верстах от Голдаевки населена около 1650 года».

В одном из документов 1655 года записано, что тогда церкви было отмежевано 20 четвертей земли и сенных покосов на 50 копен. Содержание документа подтверждает, что церковь была построена примерно в 1653 или в 1654 году. Так как Петров день в нашем селе является престольным праздником, то, по всей видимости, открытие этой церкви произошло именно на этот праздник.

К концу ХVIII века старая, обветшалая деревянная церковь была заменена новой каменной. Торжество по поводу ее открытия состоялось в 1798 году на Рождество Христово. Поэтому церковь называлась Рождественская. В 1832 году отставной солдат Фрол Шушпанов в своем предсмертном завещании завещал 10 четвертей земли священной церкви.

В 1856 году общее число жителей села составляло 1170 человек. Все крестьяне находились на казенном положении. В 1859 году село насчитывало 154 хозяйства с населением 625 человек мужского пола и 703 женского.

К концу семидесятых годов ХIХ века сельское общество села имело 3894 десятин земли в то время, как жители села испытывали большую нужду в нехватке земли для посева и выпаса скота, церковь имела 84 десятины земли. В то время священником был Афанасий Михайлович Зеленский, диаконом Павел Васильевич Смирнский и псаломщиком Павел Петрович Алёхин. Вот эта троица «святых» людей присваивала себе огромное количество дохода, который церковь получала с закрепленной за нею землей. Жители села имели на душу всего по две десятины земли.

В начале ХХ века в Девице было 294 двора с общим числом жителей 2015 человек. В селе была одна церковь и при ней церковно-приходская школа, в которой в 1906 году училось 18 мальчиков и 7 девочек. В 1903 году была открыта земская школа, которую посещали 84 мальчика и 9 девочек. Документы 1910 года рассказывают, что в этом году в селе было 15 промышленных заведений, в том числе паровая мельница, две рушалки.

Был трактир и три лавки.

Большие изменения произошли в жизни села после революции 1917 года. Был создан колхоз им. Коминтерна. В 60-е годы село было электрифицировано, радиофицировано. Появились телевизоры, хорошая мебель, личный транспорт. В селе велось большое строительство. Были построены спецхоз, теплица, колбасный цех, мельница, сушильный цех, Дом культуры, библиотека, магазины, Дом быта, медпункт, здание школы.

Был свой кирпичный завод. Дорога до трассы и улицы села были заасфальтированы.

В начале 90-х годов село постепенно начало приходит в упадок. Была проведена реорганизация колхоза, которая не дала хороших результатов. Многие хозяйственные постройки были разрушены, переведена животноводческая база.

В 50- е годы начинается отток молодого поколения села. Люди уезжали на заработки в город, учиться. В 2006 году в селе насчитывается 567 дворов и 864 жителей. В школе обучается 66 человек. В конце 90-х годов село было газифицировано.

В 50-е годы ХХ века здание церкви было разрушено, а на месте здания был заложен парк. В конце 2002 года жительница села Адодина Екатерина Егоровна, Помогалова Мария Александровна и Степанова Мария Максимовна начали сбор денежных средств на строительство церкви. 23 мая 2003 года был заложен первый камень. В настоящее время здание уже построено, воздвигнуты купола, на них установлены кресты.

 

БЫТ СЕЛЯН

 

Разные исторические этапы прошло наше село. Менялся и быт села. До революции 1917 года постройки все в основном были из мела. Всего несколько домов были сделаны из кирпича, на сегодня их сохранилось – 4.

Меловые хаты обычно были сырыми , воздух в них тяжелый. Центральное место занимала печь. Часто зимой в хате находилась скотина: телята, поросята, под печкой куры. Зимой на печке спали только старые и дети, а остальные на лавках, сундуках или на соломе на полу. Летом во дворе в телеге, под навесом, в поветке. Стены поветки плели как плетни, делали легкую крышу, дверь окон не было. Старики и дети спали в избе.

Посуда была в основном из глины и дерева, редко металлическая. Хранили на полках, которые висели на стенах. Освещали дома лучиной, позже появились свечи, фонари, керосиновые лампы.

Изготовлением одежды занимались сами. В одежде всегда четко соблюдалось деление на праздничную, будничную, рабочую. Женщины пряли шерсть, коноплю на прялках, ткали холсты на самодельных станках.

В нашем селе носили поневу с прошвой. Она представляла собой юбку, сшитую из трех клетчатых шерстяных полотнищ и одного гладкокрашенного. Вставка, называвшаяся прошвой, при надевании располагалась впереди. Сверху прошвы одевали передник, укрепленный на талии. Его обычно украшали ткаными узорами, лентами, кружевом, иногда вышивкой.

 Шили рубахи мужские и женские, штаны, юбки, позже платья. Для окрашивания холстов использовали ольховые ветки.

Праздничная одежда была яркой, представляла собой комплект с поневой и раздуваном. Ее надевали на свадьбу, Троицу, Петров день и другие праздники. Шили раздуваны из тканей ярких цветов, преобладал синий и зеленый различных оттенков от светлых до темных тонов. Длина раздувана была примерно до бедра. В селе было несколько женщин, которые занимались их пошивом. Зажиточные люди шили одежду из шелка, шерсти, атласа, бедные из сатина. Раздуван был обязательно а подкладке, без рукавов с застежкой, расширялся к низу. Внизу пришивали планку. Раздуваны украшали узкими ленточками, тесьмой, стежками, которые расшивали цветными нитками, блестками. Украшения делали по круглому вороту, планке, по краю полы. Надевали поверх красной рубахи. Воротники и обшлага рукавов у мужских рубах украшали тесьмой, вышивкой.

В комплект праздничного женского костюма обязательно входили украшения: бредень, мониста, ожерелье. Бредень плели в форме большого воротника из цветного бисера и гаруса. Вначале были «сукманные» бредни, т.е. плетение должно было повторять узор по низу поневы. Потом появились бредни с произвольным плетением, т.е. узор и цвет зависели от фантазии и умения хозяйки. Вверху бредень пришивали к планке из ткани, отделанной бисером. Сверху бредня надевали ожерелья(комплект из бус). Плетение бредня сохранилось и до наших дней. В настоящее время его надевают во время фольклорных праздников, выступлений.

Женский праздничный головной убор в нашем селе составлял платок с красными цветами по красному или черному полю.

Летом в основном ходили босиком, зимой в лаптях. Валенки, сапоги были большой редкостью.

 

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ СЕЛА

 

Ждать в детстве воскресения,

Дня Пасхи, Рождества,

Дня именин, рожденья

Иль просто торжества,-

Какое восхищение,

Когда вся жизнь – нова!

В. Брюсов

 

Жителей нашего села отличало радушие, гостеприимство, хлебосольство, набожность, соблюдение праздников, почитание старших, терпение, сострадание. Большую роль в культурной жизни населения играли православные праздники, которые выражали национальную самобытность селян, их уважение к истории и любви к своему селу. К наиболее почитаемым и любимым праздникам  относили Рождество Христово, Крещение. Пасху, Масленицу, Троицу.

 

 

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

 

Сегодня отдых от труда

Забвенья всех забот…

Зажжется первая звезда-

И к нам Христос сойдет.

Г. Зобин

 

            Праздник Рождество Христово,  когда отмечают рождение Сына Божьего Иисуса Христа, был и остается особо почитаемым праздником в нашем селе. Это престольный праздник. Отмечают его 7 января по новому стилю. В основе праздника лежат евангельские сюжеты о рождении Иисуса Христа в городе Вифлееме в семье плотника Иосифа и его жены_ девственницы Марии, зачавшей чудесным образом от Духа святого. Праздник этот на Руси стал отмечаться только после введения  в н6ей христианства в Х веке. Праздник приходится на то время. Когда древние славяне отмечали свой зимний многодневный  праздник – Святки. «Обряд славления Христа особенно распространился на  Руси в период правления царя Алексея Михайловича Романова, который в Москве на Святках ходил сам славить Христа к своим подчиненным. При этом с давних времен в рождественский сочельник. Рано утром в Москве государь « тайно» ходил по тюрьмам, раздавал осужденным щедрую милостыню.  В середине дня царь со всем клиром. Толпою князей и бояр садились в сани и ехали посещать самых знатных придворных вельмож. При входе в их дома пели « Тебя Бога хвалим и поздравляем с праздником». Хозяин подносил царю подарок деньгами и угощал его и свиту.

         Великому празднику предшествовал сорокодневный Рождественский или Филиппов пост ( в нашем селе его называют « Хвилипповка»). Он считался нестрогим. По воспоминаниям жителей нашего села в дни поста ели кашу, варили суп- матюху с добавлением пшена. Перед едой его заправляли конопляным или подсолнечным маслом. Варили кисель, кулагу.

« Кисель делали так: картохи ворють. Толкуть, добавляють муку, ставють у печь. Как они похлехочуть, тады доставають. Остыня и режуть. Едять с маслицом и сахаром». ( Из воспоминаний жительницы села ГРебцовой Татьяны Назарьевны 1918 года рождения). «Аржаную муку заваривають, затирають, варють бурак, мелко крошуть, брасають яблоки, если есть. Получается кулага.» ( Из воспоминаний жительницы села Чермошенцевой Елены Егоровны 1918 года рождения).

           Однако во время последней недели поста – сочельник (кутейник), вечеру и ночи на кануне Рождества. Название «сочельник» происходит от слова «сочень» (лепешка на конопляном масле), которым должны. По предписанию церкви, питаться верующие. В этот день было принято поститься до позднего вечера. До появления первой звезды, в память звезды Вифлеемской. И как только на небе загоралась вечерняя зоря. Семья усаживалась за стол. Перед этим совершив молитву. Зажигали восковую свечу, прикрепляя  ее к одному из хлебов.  Лежащих на столе. На столе обязательно должны были присутствовать кутья и взвар. Кутья, или каша из целых зерен, разведенная медом, символизирует плодородие. Взвар, или узвар – это густой напиток, сваренный из сушенных фруктов. Затем шли в церковь на всенощную. Дома оставалась одна женщина и маленькие дети.

           «В церковь ходили все до выгребу. Увобрались и пошли». ( Из воспоминаний Клейменовой Феклы Семеновны 1913 года рождения).

Перед Рождеством в доме проводилась уборка.

           «До Роштва заканчивали прясть канапи ( конопля использовалась как материал для изготовления ткани на одежду, дорожки, постель, дерюжки - два сшитых вместе полотна на кровать). К Роштву всегда прибирались: бялились, пол смажуть. Утирки праздничные. Вышитые на иконы вешають.»  (Из воспоминаний Краниной Федоры Филипповны 1911 года рождения).

           В первый день Рождества все должны были обязательно отстоять  литургию,  потом разговеться и только после этого начинали праздновать. В нашем селе обязательными блюдами на праздничном столе были холодец с квасом и хреном мясной и рыбий. Лапша на курином бульоне, каша молочная и блинцы, смазанные коровьим маслом или переваркой ( яйца заваривали с молоком). Из крепких напитков на стол подавались водка или самогон. По воспоминаниям старожилов – пьяных не было. Пили мало.

          В праздник одевались особо. Женщины надевали нарядные понёвы, красные рубахи, раздуваны, покрывали платки «по чёрный земле» и «по красной земле». Платки покрывали по особому: всю спину покрывали платком, а концы вереди должны были быть маленькие. На ноги надевали вязаные шерстяные чулки, лапти. Доставали белые шубы «с кострецами» (черные кожаные крестики, нашитые по бокам).

Приезжали гости, и все вместе шли «на центр» села.

            «Песни играли, плясали под балалайки, гармошки, бубны, пищаки. Бабы частушки приказывали у кругу. Дети на релях катались. Весельство было нельзя какое» (из воспоминаний Гребцовой Т.Н.). Затем начинались кулачные бои или «кулачки». Мужское население делилось на две половины, условная граница проходила по центру (в настоящее время ул.Фрунзе дома № 29 и №30).

            Кулачные бои продолжались до позднего вечера.

Испокон веков считалось, что вся нечисть отступает перед великой радостью Рождества и ничто не мешает заглянуть будущему в лицо. Так уж повелось, что чаще всего гаданиями занимались девушки: их жжёт любопытство о своём будущем, о суженом.  Наши девушки не были исключением. Накануне Рождества саамы распространённым гаданием у наших девушек было одно- бросали кот (кожаная обувь) или валенок за ворота. Куда носком ляжет, в ту сторону девушке замуж выходить.

             Но не только гадали на женихов, крестьян интересовало, какая будет погода, какой предстоит урожай. Под Рождество старики  по облакам определяли урожай гороха и гречихи, увидеть во сне в рождественскую ночь картошку- к урожаю картофеля.

«Если звёзды выкатются- куры нёские.

Если тускмерно, то коровы доиться хорошо будуть» (Из воспоминаний Краниной Ф.Ф.)

           До событий 1917 года рождественские праздники свято почитались, затем наступил иной период. Однако, с 1993 года Рождество Христово объявлено в России почитаемым праздником. И в наши дни в домах наводят порядок, готовят угощения. Этот день является днём встречи родственников, близких, друзей. Все усаживаются за праздничный стол, одна закуска сменяет другую, пустеют штофы из-под горячительных напитков. Бесед становится шумнее, каждый старается сообщить родне как можно больше своих новостей. Разговоры нет- нет, да и прерываются голосистыми певуньями.

 

 

Колядки

 

Коляда, коляда!

Пришла коляда

Накануне Рождества…

 

С вечера рождественского сочельника начинались колядования. Коляда, вероятно, совершалась в честь древних отечественных божеств- Перуна, или Драждьбога, или Волоса. Коляда и Купала в славяно- русском мире имеют связь с солнцестояниями- зимним и летним. Они составляют два главных праздника в году. Славянское коло или колесо- символ солнечного оборота и коловратности судьбы человеческой.

В нашем селе колядовали только в канун старого Нового года. Ходили только дети, которые надевали самодельные маски, вымазывали лицо сажей, чтобы их не узнали.

Овсень коляда!

Кто не даст пирога- быка за рога.

Кто не даст пышку- быка за лодыжку.

Кто не даст колбасы- хозяюшки за косы.

Вставай, дед, с печи, зажигай свечи.

Открывай сундучок да давай пятачок.

Пятачка мало, давай кусок сала,

Куска сала нету- давай нам конфету.

Как правило, детям давали сладости. «Глудку сахара дадуть, пышки сдобные. Нельзя как рады были». (Из воспоминаний Чермошенцевой Е.Е.)

А утром 14 января по домам ходили взрослые и поздравляли хозяев с Новым годом, при этом обязательно разбрасывали пшеницу или рожь, припевая:

1. «Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем».

2. «Рассеваю, посеваю и прошу Господа бога о хорошем урожае»

Хозяева подносили чарку самогона и закуску.

Взрослое население начало рядиться и колядовать после Отечественной войны 1941-1945 годов. Рядились все- молодые и старые, мужчины и женщины. Наряжались солдатом, цыганкой, барыней и т.п., чтобы не быть узнанными, разрисовывали лицо, надевали маски, наклеивали усы и бороду. Ходили с гармонью и балалайкой, пели, плясали. Одному из мужчин обязательно к поясу привязывали резиновую грелку, куда собирали спиртные напитки.

Эта традиция сохранилась и в наши дни. В школе работает фольклорный кружок «истоки», где были собраны колядки, из разучили учащиеся школы. Ребята обязательно рядятся, надевают маски, ходят к родственникам, соседям, просто по улицам. Взрослые заранее готовят для них деньги, сладости. Вечером колядуют взрослее мужчины и женщины.

 

 

КРЕЩЕНИЕ

 

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счётным курицу зерном;

Ярый воск топили;

Я чащу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чащей пели в лад

Песенки подблюдны.

В.Жуковский.

 

 

           Праздник Крещение Господне, или Водокрест, или Святое Богоявление, был в большом почитании в нашем селе, отмечался широко, с размахом. Крещение приходится на 19 января. В этот день вспоминают о важном церковном событии- крещении 30-летнего Иисуса Христа в реке Иордане. Крестил Иисуса Иоанн Креститель, тогда же было явление Бого- Отца, и сошёл Дух Святой в виде голубя на окрещаюшегося. То было явление трёх лиц Святой Троицы: Бога-Отца, Духа Святого.

           Особенность праздника составляют два великих водоосвящения. Первое водоосвящение проводится в сочельник, в храме. Крещенскую воду приносят домой, называя её святой водой, и хранят в течении года до следующего Крещения, используя в различных лечебных целях.

Второе водосвятие проводится в день праздника под открытым небом. Накануне на реке Девица (в районе ул.Приречная дом №33) мужчины вырубали крест топорами и лопатами. Его поднимали и примораживали на реке. Затем на него прикрепляли икону, вешали полотенце. Рядом делали две проруби. После богослужения в храме начинался крестный ход с иконами и распятием к реке. Впереди шёл батюшка и в руке над головой нёс серебряный крест. Мужчины шли без шапок, если были очень сильные морозы, то завязывали уши платком, чтобы не обморозиться. Во время хода пели церковные песни. Чтобы не обломить лёд, выстраивались по берегам, потому что было очень много народа. Потом батюшка начинал читать молитвы, заклиная дьявола выйти из воды и бросив в неё соли, и окурив её ладаном, освещая таком образом воду во всей реке. После окончания молитвы запускали двух голубей и стреляли вверх из ружья. Затем все подходили к прорубям со своими вёдрами, брали воду и несли домой. Если кто хотел, то окунался в проруби три раза с головой..

По возвращению с водосвятия каждый хозяин со всей своей семьёй отпивал несколько глотков из принесённой посудины, а затем брал из-за иконы священную вербу и кропил святой водой весь дом, пристройки и всё имущество. Хозяйка делала свечкой крестики на потолке перед  иконами, у входа, мелом на дверях. Потом выходили во двор, сворачивали пучок соломы и окропляли святой водой скотный двор, сараи, все постройки, скотину. И только потом кормили домашних животны. Во дворе, где можно, ставили мелом крестики, даже на фруктовых деревьях.

Возвращались обратно в избу, садились за обеденный стол. После обеда отправлялись в «центр» на гуляния.

 

Были и крещенские приметы:

Если в Крещение собаки лают, будет много зверя и дичи.

В богоявленную ночь перед утром небо «открываются». О чём «открытому» небу помолишься-то сбудется.

Говорили люди: трещи, мороз, не трещи, но минули водокрещи.

На Богоявление снег хлопьями- к урожаю, если нет- к неурожаю.

Богоявление на полный месяц- к большому разливу.

 

С этого дня и до Масленицы засылались сваты и игрались свадьбы.

МАСЛЕНИЦА

 

Масленица- кривошейка,

Встречаем тебя хорошенько!

С блинами, с каравайцами, с вареничками!

 

             Одним из самых любимых праздников жителей нашего села была и остаётся Масленица. Этот праздник известен на Руси с XVI века. Масленицу отмечают всю последнюю неделю перед Великим постом. Этот период называется также сырной неделей, так как по церковным канонам пищей в то время должны служить рыба, молоко, яйца, сыр. В давние времена славяне- язычники справляли примерно в это же время весенний праздник- проводы зимы и встречу весны, для них это был в большей мере  праздник солнца. Блины, которые принято печь на Масленицу, похожи на солнце. Но блины стали символом Масленицы только в конце XIX- начале XX веков. Символом Масленицы до этого времени были пироги с сыром и хворосты- вытянутое тесто с маслом.

            Согласно легенде, Масленица родилась на севере, отцом её был Мороз. Однажды в самое печальное и суровое время года человек заметил её, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям согреть и развеселить их. Масленица пришла, но не той хрупкой девушкой, которая пряталась в лесу, а здоровой ядрёной бабой с румяными щеками, коварными глазами, с хохотом. В народе её называли тридцати братьев сестрою, сорока бабушек внучкой, трёх матерей дочкой.

Все дни Масленицы имели и сохраняли свои названия: встреча- понедельник, заигрыши-  вторник, лакомка- среда, разгул, перелом- четверг, тёщины вечёрки- пятница, золовкины посиделки- суббота, проводы, прощанье, целовник, прощёный день- воскресенье. Жители села помнили об особенностях дней и соблюдали обычаи их празднования.

             Празднование Масленицы начиналось с четверга, хотя работы прекращались уже с понедельника. Делали закупки, бабам и девушкам покупали обновки. На Масленицу ребятишки, молодёжь, старики- все высыпали из хат за ворота. Одни катались на салазках, другие на ледниках, играли в снежки. Молодёжь каталась на лошадях. Катались на тройках с бубенцами, с увитыми лентами дугами наперегонки и просто так. Мужики и бабы победнее разъезжали на простеньких дровнях. Улицы шумели, пели, плясали, взад и вперёд сновали расфранчённые девушки, подвыпившие бабы, полупьяные мужики.

              И обязательно развлечением были кулачные бои.

            «Стоять, стоять, шнырь да шнырь друг друга. А потом как сломятся и начнуть гнать до Чуреева моста одна половина другую. У Стешки Чаплыгина (был зажиточный) шуба была с перерезом (отрезная и присборенная  по талии). Как потянуть, так и готов, оторвали. Переоденутся и опять у кулачки. Шапки кверху летять, свист. Ворта на Давыдовке (в настоящее время ул.Фрунзе) е закрывались ни у кого. Заскакавали, прятались. И сопатки разбивали, увесь снег у крави» (из воспоминаний Гребцовой Т.Н.)

            В последний день Масленицы просили прощения не только у живых, но и у мёртвых. Днём ходили на кладбище, причём по дороге туда старались совсем не разговаривать. Подойдя к могиле родственника, становились на колени, делали три поклона и шептали: «Прости меня, забудь всё, что я тебе нагрубил(а) и навредил(а)». помолившись, клали на могилу блины, а иногда оставляли и водку. Затем, так же молча, как и пришли, отправлялись в обратный путь.

            Как только вечером на колокольне раздавался великопостный благовест к вечерне, стихал праздничный шум, прекращались игры, катания. На смену Масленицы приходил Великий пост. В конце вечернего богослужения священник выходил на амвон, кланялся до земли своей пастве и просил прощения за все вольные и невольные грехи и обиды, причинённые людям. Присутствующие в храме подходили по одному к священнику, кланялись ему и просили прощения у него, а потом друг у друга.

После того, как отойдёт вечерня, по избам начинали ходить родственники  и соседи, прося друг у друга прощения. Низко, до самой земли, кланялись и говорили: «прости, Христа ради, в чём я пред тобой согрешил»-«Прости и ты меня»,- был ответ. В семейном кругу прощались перед тем, как ложиться спать, причём дети кланялись в ноги родителям.

            В настоящее время в селе гуляния бывают только в воскресенье.

 

 

ПРАЗДНИКИ В ПЕРИОД ВЕЛИКОГО ПОСТА

 

Мальчики да девочки

Свечечки да вербочки

Понесли домой.

Огонёчки теплятся,

Прохожие крестятся,

И пахнет весной.

А.Блок.

 

          После Масленицы начинался Великий пост, который длился семь недель. На протяжении этих почти двух месяцев нужно было соблюдать ряд правил  традиций, которые односельчане хорошо знали. На церковный праздник «Сорок сороков (Сороки)», напоминавший о сорока мучениках, приходится день весеннего равноденствия- 22 марта. Есть поверье: какая погода будет на этот день, такой она будет все следующие 40 дней. В этот праздник пекли из теста жаворонков, в один обязательно клали деньги. Кому достанется, тому счастье будет. Во многих семьях в нашем селе в это день, до сих пор пекут жаворонков. В этом нехитром обычае выражается радость людей о приближении тёплых дней лета.

           Очень важной, ответственной была6- я неделя поста- это Вербная неделя. В субботу ломали вербу, на ней к этому времени появлялись пушистые почки- ведь верба первая среди других растений оживает в наших широтах после зимней спячки. Верба служит символом возобновления, оживления жизни.

          Есть и библейское толкование праздника. Иисус пришёл в Вифанию, где только что умер Лазарь, и смог воскресить его. На следующий день, когда Иисус въезжал в Иерусалим. Люди с пальмовыми ветвями в руках приветствовали его. Освященная верба для русских означает то же, что и пальмовые ветви Палестины.

          Древние славяне верили в особую силу вербы, в её способность охранять от бед и несчастий, давать здоровье и иные блага. Вербу освящали в церкви и затем в течении года сохраняли в доме. Придя от заутрени, хозяин бросал веточки вербы в пищу домашней скотине в надежде на то, что это предохранит скот от падежа. Ветками освящённой вербы выгоняли скотину в поле.

           На седьмой неделе Великого поста в субботу красили яйца, пекли куличи и завершали подготовку к Пасхе.

 

 

ТРОИЦА

 

К нам праздник пришел,

Пришла Троица!

Травой-муравой земля покроется,

Цветочками приукрасится.

«Троицкая песня»

 

          Троица - воскресение, пятидесятый день после Пасхи, праздник в честь Отца и Сына и Святого Духа. Другие его названия - День святой Троицы, День сошествия Святого Духа, Пятидесятница.

         Троица- второй из трех великих праздников иудеев, установленный в память дарования народу Закона при горе Синае. По преданию, в этот день совершилось сошествие Святого Духа на апостолов. Ученики Иисуса собрались тогда все вместе. Внезапно раздался шум снега, как бы от сильного ветра. Явились в этот момент языки и сошли на каждого из учеников. И начали говорить они на разных языках. Многоязычие было ниспослано для того, чтобы они могли проповедовать христианское учение среди различных народов. Иудейский праздник Пятидесятницы перешел в христианскую церковь.

         Троицын день можно с полным основанием назвать зелеными святками. В этот  день прихожане выстаивали в церквях обедни с букетами луговых цветов или ветками деревьев. Дома украшались березками. Полевые цветы. Побывавшие в церкви, засушивали и хранили за иконами для разных надобностей: их клали под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек и на чердак, чтобы устрашить пожар.

Деревья возили целыми возами и украшали ими не только двери, но и косяки окон, ворота во дворе, иконы, а особенно церковь. Пол усыпали свежей травой.

         Жители нашего села обязательно шли на утреннюю службу, после службы девушки и женщины плели венки из травы, которая росла в ограде церкви. Как только раздавался колокол на обедне, они надевали венки на голову и шли в церковь. После службы венки несли домой, сушили и хранили. Когда начинала болеть голова, венки одевали, и боль проходила.

Девушки ходили в лес и спрашивали кукушки, когда она кукует, сколько лет еще ждать им замужества и жить в доме отца.

         На другой день всех идущих по улице обливали водой, не взирая ни на возраст, ни на положение. Крыши были соломенные или камышовые, поэтому  у каждого дома стояли кадушки с водой на случай пожара. Ею и обливали прохожих.

         «Идишь увобратая, как пустють у тебе, а она с паутиной зеленой. Человек бежит на двор, харонится». ( Из воспоминаний Краниной Ф.Ф.)

Девушки в этот день собирались группами, ходили по улицам и пели песни. Но все обязательно пели песню « Тонки, хлестки».

Тонки, хлестки дубовые доски.

По тем доскам я ходила,

По тем доскам я гуляла.

За те доски свекор бронит,

Побить хочет не за делье,

А за безделье.

На одну доску я ступила,

А другую переломила.

 

         Затем к одной из девушек заходили в дом пообедать. Обязательным блюдом была яичница, потому что в обычный день яичницу не готовили, было не позволительно. Яйца меняли на деготь для смазывания колес в телеге, другие товары.

         На третий день праздника совершался крестный ход.

«Отошла служба. Беруть с собой продукты, обязательно колобышки. Из церквы выносють святости и пошли по полю к Большой Яруге. Отдыхають, закусывають, а потом на Солонцы. Поворачивають и приходють к селу, у церковь. Бывало на обратном пути, как дож упоря, усе вымакнуть до нитки». ( Из воспоминаний Гребцовой Т.Н.)

 

 

ПЕТРОВ ДЕНЬ

 

У мужика то и праздник, что

Петров день.

Пословица

 

         На 12 июня приходится церковный праздник  Святых апостолов Петра и Павла, который знаменует собой окончание Петровского поста, следующего по церковному календарю за Пятидесятницей с первого понедельника после Духова дня до 12июля.

          Апостол Петр (дословно камень, настоящее его имя Симон) занимает особое место среди учеников Христа. Именно ему Христос сказал : «Ты – Петр, и на этом камне я создам церковь мою, и врата ада не одолеют ее, и дам тебе ключи от царствия небесного».

         Святой Петр родился в Галилее, добывал себе пропитание рыбацким промыслом, но, согласно легенде, узрев мессию, бросил  прежние занятия и посвятил себя евангельской идее. Он первый провозгласил Иисуса Христом, Сыном Бога Живого. Петр принадлежит к кругу приближенных учеников Господа- к тем трем, которых Христос посвещал в величайшие тайны. Однако в самый решительный момент жизни своего Учителя отрекся от него, хотя клялся ранее, что жизнь готов положить за Иисуса.

           Но пришло прозрение, он горько плакал и получил прощение от воскресшего Христа. После воскресения Господня апостол Петр становится одним из вождей христианского общества.

           Святой апостол Павел (первоначальное имя его Савл) не знал Иисуса Христа во время земной жизни и не входил в число двенадцати апостолов.

Но в силу особого признания заслуг почитается как первопрестольный апостол, учитель вселенной сразу после Петра и вместе с ним. Павел – величайший праповедник христианства в I веке среди язычников. Павел вместе с апостолом Петром были казнены 29 июня. Это случилось в 64 году.

           В народе этот праздник ознаменуют разгар лета. О Петровом дне говорили: «Женское лето на Петров день», «Красное лето с Петрова дня », «С Петрова дня красное лето, зеленый покос».

Чаще всего в Петровки было сухо, жарко, день большой и светлый, и тогда говорили: «В Петровки сухо и день велик », «Петр  и Павел жару прибавил», «Как придет Петр, так и будет тепло », «День убывает, жара прибывает». Шутили: «Худое порося и в Петровку зябнет».

Смотрели на поле хлебное в этот день: если хлеба уродились, то ни Петр, ни Павел их не отнимут Радовались крестьяне: на Петров день- колос, на Ильин- колоб.

           Если дождь на Петров день-сенокос будет мокрый. На святого Петра дождь- урожай недурной, два дождя- хороший, три- богатый. С Петрова дня зарница хлеб зорит. Если натерто просо с ложку, то будет и в ложке.

В нашем селе утром в этот день все шли в церковь. После службы обедали и выезжали в поле. В это время была сенокосная пора, время ворошить и сгребать сено.

          « Народу-уся села. Работу сделають и бабы заиграли песни на лугу. Бабы у паневах. Пищаки играють, а где диликають (пляшуть од губы). Увесь луг стонал от звуку хорошего.» (Из воспоминаний Чермошенцевой Е.Е.)

          С первого воскресенья после дня Святых Петра и Павла начинались ночные гульбища и продолжались первого августовского церковного праздника Спаса.

          После 1917 года и установления советской власти появились новые праздники, а православные праздники заставляли людей забыть. Но они настолько глубоко проникли в души людей, что выражали все испытания и в наши дни возвращаются к нам на общую радость.

 

ЧАСТУШКИ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ СЕЛА

 

В культуре нашего села частушки играют и продолжают играть большую роль.

Первые упоминания о селе Девица в летописях относятся к 17 веку (1648-1655гг.). в первые годы поселения жители села несли караульную службу и работали в поле. Когда прекратились опустошительные набеги на нашу землю, жители полностью посвятили себя заботам о земле.

Бедно и тяжело жил народ. Культурный уровень населения был низок. Главным развлечением в праздники являлись кулачные бои. Посиделки, гуляния. На гуляниях девушки , женщины, парни, мужчины становились в круг и пели песни о, которые нередко сопровождались плясками. Старожилы села не помнят, когда впервые начали «приказывать» (петь) частушки. Но они стали неотъемлемой частью культуры нашего села.

Частушки звучали не только в праздничные дни, их можно было услышать и в будни. В конце 18-начале 19 веков в селе был обычай: ранним утром звучала мелодия, которую наигрывали на пищаках (музыкальный инструмент) деревенский пастух Василий Иванович Пищаков. Женщины знали, что пора выгонять коров. Стадо сгоняли на Давыдовку (со слов старожилов на этом месте жили Давыдовы, в настоящее время -центральная часть села). Пока собиралось стадо. Женщины становились в круг и приказывали частушки под мелодии пищошника. А затем расходились по домам. И часто у подворья

- Орь, идее ж ты ходишь? Работать пора.

- Сем, а щё не слыхать было?

- Да слыхал, Орь, как вы частушки приказывали.

- Ну, а щё спрашиваешь тады?

- Да так просто.

/Из воспоминаний Гребцовой Т.Н./

Частушки можно было услышать и во время полевых работ, и в обеденный перерыв в полеводческой бригаде. Казалось. Что нет сил, не видно конца борозды, но вдруг кто-то говорит : «Бабы. Давайте по частушке прикажем.» запевала одна. Подхватывала другая, начинали смеяться, куда-то уходил усталость, спорилась работа.

В наши дни частушки чаще звучат на сельских праздниках в ДК. Участники художественной самодеятельности не раз становились лауреатами районных , областных конкурсов. В 1965 году заняли первое место на районном смотре агиткультбригад, в 1976 году в фольклорный ансамбль ДК стал лауреатом I Всесоюзного фестиваля самодеятельности художественного творчества трудящихся, в 1972 году за творческие успехи в областном смотре художественной самодеятельности Дипломом первой степени награждена Козлова Анна Митрофановна (1914- 1996 гг.)- учащиеся художественной самодеятельности Девицкого с/ клуба. В 2001 и 2003 годах творческий коллектив ДК нашего села был отмечен почетной грамотой Администрацией Острогожского района за проведения праздничных мероприятий, посвященных Дню города. В августе 2007 года выпускник школы Гребенников Михаил стал победителем районного конкурса

«Играй гармонь».

Работая с архивными материалами в школьном музее установила такой факт. В частушках, которые звучали в конце ХIХ- начале ХХ веков, женщины своего милого, возлюбленного, называли «розой». Думаю, что это было характерно именно для нашего села.

 

Я дала розе платочек,

А он требует картуз,

У меня не кооперация,

И не райпотребсоюз.

 

Ты война, ты война,

Что же ты наделала!

Убила розу моего,

Румяного и белого.

 

Вышивала я платочек

И не знала кому дать.

Пойдет роза во солдаты-

Отдам слезы вытирать.

 

Как бы с горочки спуститься,

В речке ноженьки помыть,

Как бы с розой повидаться,

Про любовь поговорить.

 

Я под новый год гадала:

«Девки, нечего таить,

Роза в кремовой рубахе

Приводил коня поить».

 

И куда я не поеду,

И куда я не пойду,

Говорят, что роза любит:

«Роза, я тебя люблю!»

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Работа содержит сведения о православных праздниках нашего села, традициях, обычаях, с помощью которых становится яснее быт и порядок русской жизни со всей ее обстановкой и взглядами. Эти сведения способствуют объяснению причин, по которым возникли эти традиции, какими путями проникли на Русь, почему привились и укоренились в русском народе.

Материалы данной работы можно использовать при проведении классных и общешкольных мероприятий, общесельских мероприятий в Доме культуры.

В истории местного фольклора еще много «белых пятен». Предстоит выяснить, с какими конкретно историческими, политическими и бытовыми явлениями связанно возникновение тех или иных традиций, праздников, обрядов, откуда, когда и как они входили в село.

Надеюсь, что данная работа будет способствовать пробуждению любви к своей малой Родине, гордости за славные страницы ее истории, уважению к землякам. Словом, тем качествам, которые объединяются в понятии «патриот».

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Опубликованные источники:

1.      Глушкова В. История, география, краеведение великого города и его окрестности. - М.,1996

2.      Губанова Е.Н. Декоративно –прикладное искусство Воронежского края. – Воронеж, 2003.

3.      Забылин М. Русский народ. Его обычаи, предания, обряды и суеверия. – М.2002

4.      Загоровский В. Историческая топонимика Воронежского края. – Воронеж,1973

5.      Михеева Л. Русские народные праздники. – М., 2007

6.      Люби и знай родной край. Учебное пособие по географии, истории у культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. – Воронеж, 2008

7.      Шангина И., Соснина Н. Русский традиционный костюм. Санкт-Петербург, 1998

8.      Юдина Н. Энциклопедия русских обычаев. – М.,2000

 

Архивные документы:

1.      Газета «Новая жизнь» от 19.08.1966, 22.03.1976

2.      Материалы школьного музея

 

Воспоминания старожилов:

 

            Т.Н. Гребцова, Е.Е. Чермошенцева, Ф.Ф.  Кранина, Ф.С. Клейменова

Пожалуйста, подождите.
x
×